ИССЛЕДОВАНИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ГИМНАЗИЯ №2» ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Обращение к этимологическому словарю и научной литературе позволяет понять, что слово «потенциал»- (лат/potentia - мощь, сила) прошло путь длиною от понимания ее как физической величины до понятия в педагогике и психологии. А прилагательное «инновационный» конкретизирует ее понимание в профессиональной деятельности и рассматривает ее как способность к изменениям в зависимости от потребности субъекта-новатора. В качестве субъект-новатора выступает, как отдельная личность, так и коллектив.
Ежедневные изменения и смена приоритетов повлекли за собой «волну» преобразований в российской системе образования. Поэтому на первое место выходит значимость и актуальность проблемы развития кадрового потенциала, которая определяется критерием готовности педагога к инновационной деятельности в образовательной организации.
На сегодняшний день важным для любой образовательной организации становится педагогический коллектив, который готов и способен порождать, разрабатывать и внедрять инновации. Качество профессионализма преподавателей определяет способность образовательной организации осуществлять собственные научно-исследовательские и опытноэкспериментальные работы, новые технологии, методики. Образовательная организация, использующее принципы самообучающейся организации, становится привлекательным местом работы для высококвалифицированных творческих педагогов, улучшает отношения с потребителями образовательных услуг и повышает свою конкурентоспособность. Ключевое место в инновационном процессе занимает педагог, который умеет и перестраивает свою деятельность, в зависимости от потребности общества, возможности ребенка и исходя из собственных ресурсов. Его инновационный потенциал, определяется в достижении эффективных новшеств, в успехе внедрения, которые тесно связаны с инновационными поведениями субъекта, а также действиями, в которых проявляются личностные отношения к происходящим переменам. Именно педагоги являются основным потенциальным ресурсом модернизации образования.
Исследования кадрового потенциала отразили в своих трудах такие отечественные и зарубежные ученые как: В.Я Ляудиса, Н.И. Лапина, Т.П. Лакоцениной, Е.Е. Алимовой, Л.М. Оганезовой, Bilczak W.S., Gornowicz M., Esaulova I., Linkova N., Fullan M., Armstrong L., Guillermo Orozco-Gomez и другие.
Теоретическая актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время недостаточно изучен инновационный потенциал преподавателей образовательных организаций.
Практическая актуальность исследования заключается в том, недостаточно изучен инновационный потенциал преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
Проблема исследования - существующий инновационный потенциал преподавателей не в полной мере влияет на эффективную деятельность педагогического коллектива МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
Объектом исследования данной работы является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования - Инновационный потенциал педагогов МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
Гипотеза исследования заключается в том, что грамотная стратегия планирования инновационной деятельности преподавателей гимназии, является значимым инструментом на пути развития и конкурентоспособности образовательной организации.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование кадрового потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ и постановка рекомендаций по ее улучшению.
Для исследования данной цели, необходимо решение некоторых задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы инновационного потенциала преподавателей и методы его анализа.
2. Провести анализ и экспериментально оценить инновационный потенциал преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
3. Определить основные направления по совершенствованию
инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ, дать рекомендации по его улучшению и сделать прогнозную оценку реализации предложенных рекомендаций.
Научная новизна обретает себя в разработке теоретических и практических рекомендаций для эффективного функционирования и развития инновационного потенциала преподавателей образовательной организации.
Так известный педагогический деятель А.В. Хуторской, считает, что инновации - это нововведения, которые вносят в образование новые элементы, приводящие к позитивным изменениям.
Сам Н.И. Лапин видит инновационный потенциал в возможности осваивать, создавать, использовать новшества в процессе педагогической деятельности, в научных исследованиях.
Однако, по мнению А.К. Байметова, чтобы раскрыть инновационные способности педагогов нужно создавать условия для ее развития. Нужно уделить внимание как внутренней, так внешней среде. Акцентировать свой интерес на таких компонентах как: знания, умения, навыки, макро- и микроклимат, способности, восприимчивость, опыт, творчество, креативность и другие.
Изучение данный темы нашли отражения также в трудах Т.А. Терехова. По его мнению, инновационный потенциал - это личностный ресурс, который может проявить себя в качестве основания для инновационного поведения, позволяющий педагогу включиться в процесс саморазвития.
Ю.А. Власенко считает, что инновационный потенциал педагога нужно рассматривать, как способность воспринять новую информацию, приумножению своих знаний, вынесением конкурентоспособных новых идей, нахождением решений нестандартных задач.
Зарубежный автор Bilczak W.S. в своей работе отмечает, что эффективная реализация инновационных процессов в образовательной организации основана на инновационных компетенциях преподавателей, таких как: креативность, предприимчивость, обучение и развитие, сотрудничество, восприятие инноваций.
Руководствуясь трудами Пахно И.В. можно прийти к выводу, а том, что рассматривать инновационный потенциал педагога нельзя забывать и учитывать эмоционно-волевую и мотивационную сферу, индивидуальные особенности личности.
Для проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
1. Работа и анализ с документами образовательной организации.
2. Наблюдение.
3. Экспертный опрос.
4. Мониторинг инновационного потенциала преподавателей образовательной организации.
5. Анкетирование педагогов МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
Базой исследовательской работы явилось Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании, анализе и оценке инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ, что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Материалы данной выпускной квалификационной работы апробированы в научном журнале «NovaUm.Ru» rn
Структура работы. Магистерская выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе раскрыты теоретические основы инновационного потенциала преподавателей организации в профессиональной образовательной организации. В данной главе рассмотрены: понятие и значение инновационного потенциала преподавателей организации; категория «инновационный потенциал» в педагогической науке и в практике профессиональной образовательной организации; методы анализа инновационного потенциала преподавателей образовательной организации.
Во второй главе проведен анализ и оценен инновационный кадровый потенциал преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ. В данной главе изложена: краткая характеристика организации МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ; анализ инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ; экспериментальная оценка инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
В третьей главе предлагаются пути совершенствования инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.В данной главе предложены рекомендации по совершенствованию инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ и представлена прогнозная оценка развития инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ после реализации предложенных рекомендаций.
В заключении формулируются итоги исследования, дается характеристика проделанной работы.
Таким образом, проведенные теоретические исследования позволяют сделать следующие выводы по данной главе.
Понятие «новшество» понимается как элемент, который в данном виде, качестве не был представлен и не встречался в педагогической действительности.
«Нововведение» - это своего рода носитель «новшество». Оно является средством его распространения и донесения до практики. Это могут быть различные: программы, пособия, средства обучения, новые проекты, образовательные организация и так далее. «Нововведения», несущие в себе «новшество», обновляют, меняют, трансформируют практику, делают ее еще более эффективнее.
На двух основах - процесс и результат, строилось понятие «инновация». Как процесс — это понятие означает стадии, при которых происходит зарождение идеи до разработки готового продукта, воплощенного на рынке. То есть «инновация» - это процесс где идеи или изобретения приобретают экономический смысл, а ее широкое понимание означает восприятие общественным и индивидуальным сознанием самой «инновации». Это понятие является важным фактором развития общества и человека. В педагогике «инновация» - это распространения «новшеств».
Вместе с понятиями «новшество», «нововведение», «инновация» часто употребляется понятие «инновационная деятельность». «Инновационная деятельность» - это целенаправленное введение «новшество», «нововведение», в педагогическую систему с целью повышения качества образования. Условием успешного протекания «инновационной деятельности» в образовательном процессе в первую очередь является высокой уровень «инновационный потенциал преподавателя». В данном случае понятие «потенциал» характеризуется как: возможность, источник, запас, средство, то есть то, что может быть использовано, или применено в действии для решения какой-нибудь задачи или достижения определенной цели. При таком раскладе «инновационный потенциал преподавателя» определяется совокупностью личностных профессиональных качеств личности, готовностью его совершенствовать образовательную деятельностью, принимая во внимание преобразования в обществе.
Составляющими элементами «инновационный потенциал преподавателя» являются: инновационные компетенции, которые включают в себя навыки, знания, модели поведения необходимые в «инновационной деятельности» преподавателя; восприятие преподавателя своей готовности и способностей к «инновационной деятельности»; результаты инновационного поведения.
«Инновационная деятельность» в процессе развития «инновационного потенциала преподавателя» должно быть: непрерывным; достигаемым поставленных задач; ориентированным; преподаватель должен участвовать в специально организованных проектировочных, рефлексивно-аналитических и образовательных мероприятиях; сформированным представлением об образе отдаленного будущего и ближайшего периода; проектированным предстающей деятельностью; освоенным каждым преподавателем способов, умений, знаний, которые будет необходимы для реализации этой деятельности.
Основными для провоцирования инновационного поведения при особых психологических и педагогических условиях, рассмотрения «инновационного потенциал преподавателя» как личностного ресурса являются: инновационная индивидуальность, инновационная компетентность, инновационная витальность.
Анализ «инновационного потенциала преподавателя» включает пять этапов:
- сбор информации;
- оценку четырех составляющих «инновационного потенциал
преподавателей» образовательной организации;
- сравнения со средним значением, нормативным значением и значением за прошлый период;
- выявления признаков недостаточности и снижения «инновационного потенциал преподавателей» образовательной организации;
- выявления проблем, снижающих «инновационный потенциал преподавателя», и разработку мероприятий по их устранению. Этот анализ позволяет устранить недостатки или сохранить, усилить позитивную тенденцию, повысит эффективность «инновационной деятельности» образовательной организации и повысит ее конкурентоспособность.
Анализ и оценка инновационного кадрового потенциала преподавателей показал, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан является некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере образования и являющаяся одной из ведущих организаций в Татарстане.
Основой целью МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ согласно устава является образовательная деятельность по программам: начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования.
По состоянию на 01 сентября 2018 г. численность преподавателей составила 22 человека, из них не имеют категории - 14 человек, имеют 2 категорию - 0 человека, имеют 1 категорию - 10 человек и высшую категорию - 4 человек.
За весь исследуемый период все педагоги имеют высшее образование. Процент преподавателей с высшим образованием в 2016 г. составил 100%, в 2017 г. - 100% и 2018 г. - 100%.
В свою очередь преподаватели МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ раз в три года проходят курсы повышения квалификации.
На данный момент в МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ на начальном уровне обучаются 84 учащихся, основное общее образование получают 110 учащихся, среднее общее - 23 учащихся.
Цель инновационной деятельности преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ - создать условия для функционирования организации и обеспечение эффективного дальнейшего развития, за счет использования воспитательных образовательных и современных технологий повысить уровень преподавания преподавателей, развить одаренность способных обучающихся и
профессионального мастерства преподавателей гимназии. Ответственность за выполнения данной цели и проверяющим выполнения всех условий реализации инновационной деятельности в МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ назначена - Лебедева Рузанна Ивановна - заместитель директора по учебной работе.
Для достижения данных целей были определены задачи на 2018-2019 учебный г.г. При условии выполнения которых должны произойти изменения в системе взаимодействия участников процесса образования и устойчивые эффективные изменения в образовательном пространстве гимназии. Это относилось к модернизации программ, таких как: «Электронная гимназия», «Современный учитель», «Успешный ученик», а также созданию воспитательной системы, у которой отличительной чертой является интеграция внеучебной и учебной деятельности и обновлению образовательных программ.
При реализации программы «Электронная гимназия» решаются следующие задачи: происходит информатизация и формируется современная материально-техническая база МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
Согласно исследования материально-техническая база МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ отвечает нормативным требованиям для осуществления образовательных программ.
Составной частью кадровой политики гимназии является программа «Современный учитель». Ее цель построить систему методического сопровождения преподавателя, направленный на поиск эффективных способов взаимодействия и профессиональный рост.
Важную роль в системе повышения квалификации учителя играет научно-исследовательская работа преподавателей. Они активно принимают участие в региональных и муниципальных семинарах и конкурсах.
Исходя из исследования можно сделать вывод, что преподаватели МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ активно участвуют в муниципальные, республиканские и другие конкурсы профессионального мастерства работают над саморазвитием, что в свою очередь свидетельствует о нарастании инновационного потенциала, но у них низкая публикационная активность.
Программа «Успешный ученик» - это любой ученик, способный при поддержке преподавателей и родителей принять и понять главную ценность гимназии: «Поле достижений доступно для всех». Цель программы расширение и создание поля достижения учащихся, то есть возможностей, которыми может воспользоваться каждый для саморазвития, развития, творчества и для реализации комплексных технологий, которые направлены на рост, проектирование, развития достижений.
Согласно исследования, учащиеся совместно с преподавателями участвуют в муниципальных, республиканских и других конкурсах профессионального мастерства по всем предметам и занимают призовые места. Вновь доказывая свое открытость и готовность к научно-исследовательской работе Всесторонний анализ показал, условий образовательной деятельности, оснащенность образовательного процесса, образовательный ценз педагогических кадров показал, что МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ имеет потенциал для эффективной реализации подготовки учащихся ориентированный на потребности общества.
В третьей главе для того, чтобы оценить уровень новаторства преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ, были проведены анкетирования: на восприимчивость педагогов к новому, информационную готовность педагогического коллектива, мотивационную готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, выявлены антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций и был выявлен уровень новаторства учителей в школьном коллективе.
В результате были выявлены следующие проблемы связанные с инновационным потенциалам преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ: восприимчивость преподавателей к инновациям, кое-как подпадает под допустимый уровень, этот показатель говорит, а том, что преобладает проблема открытости к новому; отсутствует инновационная среда образовательной организации; на передний план выходит материальная проблема мотивации; учебная нагрузка оказалась препятствующим фактором освоения инноваций преподавателями образовательной организации; столкнулись с проблемой не готовности преподавателей к изменениям и небольшой опыт работы мешает освоить инновации молодым преподавателям; присутствует проблема низкой публикационной активности.
Были разработаны рекомендации для повышения инновационного потенциала и общего психологического климата коллектива. Были ведены методы повышения инновационной восприимчивости преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ в образовательный процесс организации: метод эффективного внутрифирменного управления, метод предоставления подробной информации о предстоящих изменениях, метод поддержки со стороны директора, метод вовлечения преподавателей в проектирование и осуществление инноваций, метод проведение переговоров с отдельными преподавателями и их группами и система внутрифирменного обучения, способствующая совершенствования профессиональных способностей преподавателей, в зависимости от их интересов и включающих в себя практикоориентированные семинары. Запланирован принцип новой системы оплаты труда. При котором заработная плата преподавателя будет зависит не только от количества часов, но и от результата. Придуманы сеансы психологической разгрузки; мастер-классы совместно с преподавателями Елабужского института Казанского федерального университета; встреча молодых специалистов с преподавателями, обладающими грант-программами «Учитель-мастер», «Учитель-наставник», «Учитель-эксперт» и «Старший учитель» и предложен научный план с ежегодный публичный отчетностью, с необходимостью материально оценки труда преподавателей.
Проведение вышеперечисленных мероприятий станут нормой профессиональной деятельности в рамках образовательной организации и помогут преподавателям МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ в осуществлении педагогической инновационной деятельности. И только имеющий социальный высокий статус, хорошо подготовленный, материально защищенный преподаватель сможет стать воспитателем, наставником, помощником молодого поколения и его проводником в современном образовании.
Таким образом, в результате проведенных мероприятий и прогнозной оценки развития инновационного потенциала преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ будет проведено, 12 (двенадцать) практикоориентированных семинаров, 108 (сто восемь) сеансы психологической разгрузки, 5 (пять) мастер классов для преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ совместно с преподавателями ЕИ КФУ, 1 (одна) встреча молодых преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ с победителями грант-программ «Учитель-мастер», «Учитель-наставник», «Учитель-эксперт» и «Старший учитель», 1 (одно) мероприятия с публичным выступлением преподавателей МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ с подготовленным планом о своей научно-исследовательской деятельности и рост публикационной активности до 50 (пятидесяти) работ.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, N 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197- ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 20.
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.07.2013 N 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования»// СПС КонсультантПлюс.
5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// СПС КонсультантПлюс.
II Научная и учебная литература:
6. Абрамов В.И. Методология оценки инновационного потенциала: дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2012.
7. Амирова Д.Р. Механизмы управления инновационным трудовым потенциалом предприятия: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза, 2014. С. 24.
8. Байметов А.К., Горфункель А.М., Перевощчикова Л.А. Опыт комплексного изучения личности учителя// Вопросы психологии личности в труде/ Науч. тр. Свердловского гос. пед. института. Свердловск, 2014.
9. Барбарская М.Н. Оценка и развитие инновационного потенциала человеческих ресурсов строительной организации// Основы экономики, управления и права. 2013. N 5. С. 66—72.
10. Белоусов Д.А. Оценка инновационного потенциала
производственной деятельности организаций: дис. ... канд. экон. наук.
Новосибирск, 2010.
11. Белоусов Д.А., Миляева Л.Г. Экспресс-методика оценки уровня развития производственно-инновационного потенциала производственной деятельности организаций// Экономические науки. 2015. N 56. С. 246—252.
12. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного
потенциала личности: дис. ... канд. психол. наук. Симферополь: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2013. С. 183.
13. Герасимов А.В. Инновационный потенциал: понятие и сущность:
Монография/ А.В. Герасимов; Информационно-внедренческий центр
«Маркетинг». 2011. C. 165.
14. Горбенко А.В. Развитие методов анализа и оценки инновационного потенциала предприятий: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
15. Гуртовенко Г.А., Ильина Н.Ф. Инновационный кадровый ресурс
образования: способы производства и воспроизводства человеческого и
социального капитала: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2014. С—121.
16. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной
активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения//
Балтийский гуманитарный журнал. 2014. N 3. С. 46—50.
17. Дрок Т.Е. О подходах к формированию и реализации инновационной стратегии развития предприятия// Молодой ученый. 2014. N 10 (69). С. 232—235.
18. Дупленко Н.Г. Инновационный потенциал малого предпринимательства и условия для его реализации// Вестник Балтийского научного центра. 2011. N 33. С. 150—157.
19. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для вузов. М., 2014.
20. Ильина Н.Ф. Профессиональное образование как условие профессионального развития педагога// Теория и практика профессионализации: опыт и перспективы: сборник статей. Красноярск. 2015. С. 16-27.
21. Лазарев В. С., Мартиросян Б. П. Нормативный подход к оценке инновационной деятельности школы // Педагогика. 2013. № 3. С. 17—25.
22. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. - Ростов н/Д: Учитель, 2017. С. 6.
23. Лапин Н.И. Системно-деятельностная концепция исследования нововведения. М., 2011.
24. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 2012. С. 8.
25. Микушко А.Е. Инновационный потенциал: психологические
аспекты определения и развития. М.: Перо., 2012. C 82.
26. Миляева Л.Г. Оценка инновационного потенциала организаций: Теоретические и методические аспекты: монография/ Л. Г. Миляева, Д.А. Белоусов; Федеральное агентство по образованию, Бийский технологический инт (фил.) ГОУ ВПО «Алтайский гос. технический ун-т им. И. И. Ползунова». Бийск. 2010.
27. Михайлушкин П.В. Методы оценки инновационного потенциала предприятия: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2011.
28. Молодчик М.А. Самоорганизация и саморазвитие компании: анализ успешных практик// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. Вып. 4. С. 264-269.
29. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. Екатеринбург, 2016.
30. Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 2017. С. 111.
31. Ситнова И.А., Аллабердина Л.Р. Методологические подходы к оценке инновационного потенциала промышленного предприятия// Вестник
Челябинского государственного университета. 2014. N 5 (334). С. 121—125.
32. Старовойтенко Е.Б., Шадрикова В.Д. Психология индивидуальности: Новые модели и концепции// Под научной редакцией Е.Б. Старовойтенко и
B. Д. Шадрикова. М.: изд. МПСИ, 2011. С. 423.
33. Терехова Т.А., Пахно И.В. Инновационный потенциал личности (психологические исследования). Хабаровск: КГБОУ ДПО ХКИППКСПО, 2014. С. 228.
34. Хайдакин П.В. Управление трудовым потенциалом
профессорско-преподавательского состава как условие повышения
конкурентоспособности вуза: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
35. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2010.
C. 256.
36. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: дис. ... д-ра психол. наук. Н. Нов-город: ННГАСУ, 2013. С. 484.
37. Щедровицкий П.Г. Онтологии и картины мира. Кентавр. 2010. N 23. С. 28-35.
38. Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 2015.
39. Bilczak W.S., GornowiczM., DuplenkoN. G.Malybiznes —
innowacyj nadrogarozwoju. T orun:
PolskieTowarzystwoEkonomiczneOddzialwToruniu, 2011.
40. Esaulova I., LinkovaN., MerkushevaA. Innovative Behavior in Terms of Competences // Foreign Direct Investmentfor Company's Sustainability: Regional Aspects III International Scientific and Practical Conference/ Innovation Management 8nd Company Sustainability. Prague: VSE, 2014. P. 29-38.
41. Fullan M., Overview of the Innovative Process and the User // Interchange.Houston. 2015. N 3. P. 1—45.
III Внутренняя документация предприятия:
42. Показатели деятельности МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
43. Положение о структурных подразделениях МБОУ «Г имназия №2».
44. Устав МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ.
IV Интернет-ресурсы:
45. Официальный сайт гимназии [Электронный ресурс] // Официальный сайт МБОУ «Гимназия №2» ЕМР РТ 2018. URL: https://edu.tatar.ru/elabuga/gym2 (дата обращения: 01.09.2018).
46. Armstrong L., Barriers to Innovation and Change in Higher Education [Электронный ресурс] // Changing Higher Education. URL: https://www. changinghighereducation. com/2014/12/barriers-to-innovation-and- change-in-higher-education.html (дата обращения: 25.11.2018).
47. Guillermo Orozco-Gomez, Can we be more creative in thinking about how to scale up educational innovation? [Электронный ресурс] // Journal of Educational Change. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10833-006-9012- 8 (дата обращения: 11.08.2018).
48. Issing Ludwig J/, Schaumburg Heike Educational Technology as a Key to Educational Innovation: State of the Art Report from Germany [Электронный ресурс] // TechTrends. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF02772017 (дата обращения: 16.10.2018).
49. Kinser Kevin, Innovation in Higher Education: A Case Study of the Western Governors University New directions for higher education [Электронный ресурс] // Higher Education. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10734- 011-9480-5 (дата обращения: 22.09.2018).
50. Nicolai S., Opportunities for change. Education innovation and reform
during and after conflict [Электронный ресурс] // Publications. URL: https://publications.iiep.unesco.org/index.php?route=common/home (дата
обращения: 11.09.2018).