Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №34941

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы129
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
753
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования произносительной стороны речи у детей с дизартрией в процессе игровой деятельности 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией 7
1.2 Особенности формирования произносительной стороны речи у
детей с дизартрией 13
1.3 Дидактическая игра как основной метод формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с
дизартрией 18
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальное исследование произносительной стороны речи у детей с дизартрией на констатирующем этапе 28
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 28
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
Выводы по второй главе 41
Глава 3. Технология формирования произносительной стороны речи у детей с дизартрией в процессе игровой деятельности 42
3.1. Содержание работы в формирующем эксперименте 42
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
Выводы по третье главе 77
Заключение 78
Список литературы 80
Приложения


В последние годы существует склонность к увеличению количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Такие нарушения отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Любые нарушения речи могут привести к речевому негативизму, к неуверенности в себе, к замкнутости, к мнительности, нарушениям характера.Речевые нарушения негативно влияют на успеваемость в школе и очень часто являются причиной того, что ребенку трудно адаптироваться в школе.Если успеть устранить речевое нарушение вовремя,то у ребенка больше шансов для успешной социальной адаптации ребенка в обществе.
В современной логопедической практике игровые технологии вызывают огромный интерес у педагогов, в том числе и логопедов. Ведь игра - является основным, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.Дети старшего дошкольного возраста еще большемотивированына игровую деятельность, чем на учебную, но на её основе и формируется готовность к обучению в школе.
Применяя игровые технологии в логопедической работе у детей повышается мотивация к занятиям, повышаетсярезультативность коррекционно-развивающей работы, развивается любознательность, интерес к занятиям.
При дизартрии главным образом страдает произносительная сторона речи, которая включает в себя и фонетическое оформление речи, воспроизведение звуков, речевое дыхание, голосообразование, интонационную сторону речи.
При дизартрии, когда страдает двигательное звено речевого акта и формирование базы для правильного звукопроизношения идет особенно
тяжело,применение в логопедической работе игровых технологий будет наиболее актуальным.
Степень разработанности проблемы :развитие произносительной стороны речи является одним из важнейших условий психологического развития ребенка. Психологическая природа произносительной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского [10], С.Л. Рубинштейна [39]и др. Все исследователи указывают на сложную организацию произносительной стороны речи и отмечают необходимость специального речевого воспитания.Методические основы развития произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста отображаются в работахЕ.Ф.Архиповой [1,2,3],Е.Н.Винарской[9], Л.И.Беляковой[5]. Изучив научно-методическую литературу, можно сказать, что в ней содержатся противоречивые данные о коррекции произносительной стороны речи детей с дизартрией посредством игровых технологий. Учитывая наличие разных точек зрения, необходима дальнейшая разработка данной темы. Пересмотр подходов, лежащих в основе коррекционнологопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией посредством игровых технологий, является необходимым с целью повышения эффективности коррекционнологопедической работы.
Цель исследования: разработать технологию формирования
произносительной стороны речи у детей с дизартрией в процессе игровой деятельности и экспериментально исследоватьее эффективность.
Объект исследования: произносительная сторона речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования :процесс формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: предполагается, что использование
дидактических игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного
возраста с дизартрией позволит повысить эффективность логопедической работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи.
Задачи
1. Изучить теоретические аспекты проблемы формирования
произносительной стороны речи у детей с дизартриейстаршегодошкольного возраста
2. Провести экспериментальное исследование формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного с дизартрией.
3. Разработать технологию формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе игровой деятельности
4. Выявить эффективность применения технологии формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе игровой деятельности
Методы исследования: изучение и анализ специальной литературы; метод наблюдения; метод лабораторного исследования; изучение медицинской и психолого-педагогической документации, беседы с детьми; количественный и качественный анализ полученных данных.
Методологическая база исследования исследования нарушений психического развития детей с дизартрией (Е.Ф. Архипова[1,2], М.В. Ипполитова [3], Е.М. Мастюкова [29,30]);положения о роли ведущей деятельности в развитии ребенка (Р.С.Немов [33]); исследования проблемы формирования произносительной стороны речи у детей с дизартрией (Л.С. Волкова [25], С.Н. Шаховская [24], Т.Б.Филичева [44,45]и др.); методика работы с детьми с дизартрией (Е.Ф. Архипова [2], Л.С. Волкова [25]); концепция о игровых технологиях как вида педагогических технологиях (Т.М.Михайленко [31]).
Практическая значимостьисследования заключается в том, что предложенная технология по формированию произносительной стороны
речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе игровой деятельности способствует развитию произносительной стороны речи, что в конечном счете позволит успешнее решить проблему готовности детей с дизартрией к школьному обучению.Полученные результаты работы могут быть использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией учителями-логопедами, воспитателями и родителями.
В структуру работы входит введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была изучена проблема формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Проанализировав специальную литературу, можно сделать выводы о том, у детей с дизартрией значительно нарушена произносительная сторона речи: присутствуют нарушения звукопроизношения и фонематических процессов, есть расстройства голосообразования, а так же наблюдается недостаточная интонационная выразительность.В целом, дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений.
Игра - важнейшая и неотделимая часть жизни ребенка.Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебнопознавательной направленностью, что отличает ее от игры в общем понимании ее смысла.
Проведя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы: произносительная сторона речи у большинства детей старшего дошкольного возраста с дизартрией недостаточно сформирована.
Большая часть детей экспериментальной группы имеет значительные нарушения звукопроизношения, чаще по типу искажений; речь таких детей происходит на выдохе, характерен слабый речевой выдох, тип дыхания диафрагмальный, но дети недостаточно дифференцируют ротовой и носовой вдох и выдох, объем и сила их выдоха недостаточные, характерна аритмичность вдоха и выдоха.
У детей значительно нарушено фонематическое восприятие. Так же у детей с дизартрией имеются определенные нарушения слоговой структуры, звуконаполняемость слов искажена.
Предложенные задания по воспроизведению интонации вызывают значительные трудности у детей с дизартрией, задания выполняются с ошибками, в редких случаях ошибки исправляются самостоятельно, иногда требуется незначительная помощь взрослого. Некоторым детям воспроизведение интонации без активной помощи взрослого недоступно. Полученные результаты исследования по всем методикам позволили определить уровень формирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Нами был разработан и проведен формирующий эксперимент, цель которого развитиеформирования произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В результате сравнительного анализа обработки полученных данных, на формирующем этапе исследования в экспериментальной группе детей полученные данные показали динамику формирования произносительной стороны речиу детей, увеличились показатели с высоким уровня развития речевой коммуникации.
Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла свое подтверждение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе технологии формирования произносительной стороны речи в процессе игровой деятельности, улучшается произносительная сторона речи.
Таким образом, можно прийти к выводу о успешности разработанной нами технологии формирования произносительной стороны речи, направленной на улучшение произносительной стороны речи детей с дизартрией.



1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей[Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 240с.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 254 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста[Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2017. - 224 с.
4. Бадалян, Л.О. Невропатология[Текст] / Л.О. Бадалян. - М.: ВЛАДОС. -
2015. - 289с.
5. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст]/ Л.И. Белякова, Н.Н.
Волоскова.- М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2017. - 287 с.
6. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.:Просвещение, 1966. - 349 с.
7. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - М.: ВЛАДОС, 2017. - 96с
8. Ветрова, Я.И. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией [Текст] / Я.И. Ветрова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3(7). - С.26
9. Винарская, Е.Н. Дизартрия. [Текст]/ Е.Н. Винарская,- М.: АСТ, 2015. - 64 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь[Текст] / Л.С. Выготский -М.: Изд- во "Лабиринт", 1999. -352с.
11. Гаврилова, А.С.Логопедические игры[Текст] /А.С. Гаврилова, С.А. Шанина, С.Ю. Ращупкина. - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2010. - 168 с.
12. Гаврина, С.Е. Дизартрия у детей[Текст] / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». - 2008 - 80 с.
13. Гаркуша, Е.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи[Текст] / Е.Ф. Гаркуша. -М.: ВЛАДОС, 1992. - 84с.
14. Герасимова, А.С.. Уникальная методика развития речи дошкольника [Текст]/ Нормирование произношения всех звуков рус. яз. : Для дошк. возраста / А. С Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова. - СПб. : Нева ; М. : ОЛМА-пресс, 2002. - 686с
15. Епифанцева, О.В. Логопедия (уточнение и коррекция слоговой структуры слов). Разработки занятий с детьми дошкольного возраста. Выпуск 2 / Сост. О.В. Епифанцева - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. - 96с.
16. Жукова, Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи [Текст] / Н.С. Жукова; ил. Е. Нитылкинй. - М.: Эксмо, 2007. - 120с.
17. Жукова, Н.С.Формирование устной речи [Текст]/ Н.С. Жукова —М.: ВЛАДОС, 2016. - 214с.
18. Каримова, Н.В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Каримова // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 21-24.
19. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. — 208 с.
20. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии[Текст]/ В.А. Киселева. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 145с.
21. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст]: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. - 240с.
22. Крупенчук, О.И. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. - 122с.
23. Крупенчук, О.И. План работы логопеда на учебный год: старшая группа детского сада [Текст] / О.И. Крупенчук. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. - 80с.
24. Логопедия [Текст]/ под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 680с.
25. Логопедия [Текст]/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. - 480с.
26. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2015. - 192 с.
27. Лыхенко, Ю.В. Особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Ю.В. Лыхенко //Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2017. - № Т39. - С.2251-2255
28. Максаков, А.И. Учите, играя: игры и упражнения со звучащим словом [Текст]: пособие для воспитателя дет.сада / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова- 2е изд, испр.и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 144с.
29. Мастюкова, Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст]/ Е.М. Мастюкова //Дефектология № 3, 2007. - С. 3 - 9.
30. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст]/ Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. — М.: ВЛАДОС. - 2014. - 225с.
31. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
32. Назарова, Н.М.Специальная педагогика[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 2005. - 400 с.
33. Немов, Р.С. Психология[Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / Р.С. Немов, в 3 кн. Кн 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: - Просвещение: ВЛАДОС, 1995 - 496 с.
34. Основы логопедической работы с детьми[Текст]: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.
35. Парамонова, Л.Г. Как подготовить ребенка к школе[Текст] / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 2007. - 123с.
36. Поваляева, М.А. Справочник логопеда[Текст]/ М.А. Поваляева. - Изд.9-е. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008. -445 с.
37. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие для студентов
дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб/ О.В. Правдина
М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
38. Приходько, О.Г. Принципы, задачи и методы логопедической работы при дизартрии [Текст] / О.Г. Приходько // Специальное образование. - 2010. - № 4(20). - С.57-79
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
40. Силиванова, Л.В. Игры с песком в работе логопеда [Текст] / Л.В. Силиванова, С.Ю. Кондратьева // Логопед в детском саду. - 2008. - № 3(28). - С. 22-24
41. Тихеева, Е.Н. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.Н. Тихеева. -Москва: Владос. - 2013. - 189с.
42. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 144с.
43. Фахретдинова, А.А. Особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией [Текст] / А.А. Фахретдинова // Научно-методический электронный журнал Концепт. -
2014. - №Т20. - С.2931-2935
44. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико - фонематическим недоразвитием [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72с.
45. Филичева, Т.Б. Устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста [Текст]/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина — М., 2014. - 278с.
46. Фролова, А.С. Дифференциальная диагностика дислалии и нарушения звукопроизношения при дизартрическом компоненте у детей дошкольного возраста [Текст] / А.С. Фролова, Т.А. Таринская // Образование и воспитание. - 2018. - № 1 (16). - С. 72-76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ