ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6
1.1 Оздоровительная физическая культура как фактор сохранения
здоровья 6
1.2 Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-
воспитательном процессе для лиц с избыточным весом 12
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА II. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ЛИЦ С ИЗБЫТ ОЧНЫМ ВЕСОМ 22
2.1 Организация экспериментальной работы 22
2.2 Динамика физического здоровья в процессе эксперимента 33
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сохранение и формирование здоровья учащихся является одним из главных направлений, как для системы образования, так и государственной политики.
В 21-м веке одной из главных проблем, стоящих перед общественным здравоохранением, является избыточный вес и ожирение среди детей. У таких детей есть склонность к ожирению в зрелом возрасте. Уже в более молодом возрасте у таких детей появятся такие неинфекционные болезни, как сердечно-сосудистые заболевания и диабет.
В 2016 году более 1,9 миллиарда взрослых старше 18 лет имели избыточный вес. Из них свыше 650 миллионов страдали ожирением.
По данным 2016 года 39% взрослых старше 18 лет (39% мужчин и 40% женщин) имели избыточный вес.
В 2016 году около 13% взрослого населения планеты (11% мужчин и 15% женщин) страдали ожирением.
С 1975 по 2016 год число людей, страдающих ожирением, во всем мире выросло более чем втрое.
По оценкам, в 2016 году около 41 миллиона детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес или ожирение. Избыточный вес и ожирение, ранее считавшиеся характерными для стран с высоким уровнем дохода, теперь становятся все более распространенными в странах с низким и среднем уровнем дохода, особенно в городах.
Болезни из-за избыточного веса и ожирения в большой степени предотвратимы. Поэтому стоит уделять внимание профилактике ожирения детей. Состояние здоровья современных школьников вызывает в последнее время обоснованную тревогу специалистов. Большое количество врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям
здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья обучающихся.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать методику оздоровительной физической культуры для обучающихся с избыточной массы тела.
Задачи исследования:
1. Обобщить научно-теоретический материал на тему оздоровительной физической культуры при избыточной массе тела.
2. Выявить степень физического здоровья у контрольной группы и экспериментальной группы.
3. Определить и экспериментально обосновать эффективность
применения методики коррекции весе с помощью средств оздоровительной физической культуры у контрольной и
экспериментальной групп.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - оздоровительная физическая культура в общеобразовательном учреждении.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование уровня физического здоровья; педагогический эксперимент; методы математической статистики данных.
Гипотеза исследования. Предполагается, что применение
оздоровительной физической культуры для лиц с избыточной массой тела будет способствовать положительной динамики уровня физического здоровья детей 12-13 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в работе образовательных учреждений учителями и тренерами в области физической культуры и спорта.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы с выводами, заключение и список используемой литературы из 53 источников.
За последние десятилетия уровень здоровья подрастающего поколения значительно снижается. Факторами снижения уровня здоровья являются: экологическая обстановка рядов регионов, социальный статус семьи, наследственность, а также важным фактором формирования здоровья ребенка является образ жизни и двигательная активность.
Одним простым заболеванием на наш взгляд является, ожирение детей, однако анализ научно-методической литературы показал, что данное заболевание имеет сложный патогенез и лечение. Одним из важных факторов профилактики данного заболевания является использование средств физической культуры в системе школьного образования и включение в повседневную жизнь ребенка двигательную активность. Авторы отмечают, что применение таких средств оздоровительной физической культуры как: оздоровительный бег, оздоровительная ходьба, дыхательные упражнения, плавание, велопрогулки, использование оздоровительной аэробики позволят сбалансировать двигательную активность ребенка с избыточной массой тела.
Авторами также отмечается, что для формирования мотивации к занятиям физической культурой не обходимо участие всех участников образовательного процесса.
На основе рекомендаций методической и научной литературы нами разработан тематический план занятий оздоровительной физической культуры для детей, имеющих повышенную массу тела. При построении данных занятий нами учитывались следующие критерии: уровень здоровья детей, анатомо-физиологические особенности, сопутствующие заболевания, возраст, пол, предпочтение в физических упражнениях, а также с узкими специалистами разработано для каждого ребенка рекомендации питания. Для контроля за двигательной деятельностью ребенка и самочувствие был разработан дневник самоконтроля.
После проведение занятий по данному плану в течении эксперимента нами были получены следующие данные: существенные изменения
произошли в экспериментальной группе занимающихся по разработанному плану во всех изучаемых индексов. Уровень здоровья детей за данный период изменился следующим образом: в экспериментальной группе у девушек ниже среднего 28%, среднего 43%, выше среднего 29%, в контрольной группе 72%, 14%, 14% соответственно. При этом следует отметить, что уровень здоровья до эксперимента был следующим: в экспериментальной группе юношей с уровнем здоровья ниже среднего составило 43%, средний уровень 57%, в контрольной группе юношей данные свидетельствуют о низком уровне здоровья 57% и средний уровень здоровья 43%; экспериментальной группе девушек с уровнем здоровья ниже среднего составило 29%, со средним 71%, в контрольной группе с низким уровнем здоровья составило 43% и 57% со средним уровнем здоровья.
Данная положительная тенденция повышения уровня здоровья детей с повышенной массой тела подтверждает нашу гипотезу, о положительном влиянии оздоровительной физической культуры для лиц с избыточной массой тела.
1. Аверьянов, А.П. Диагностика ожирения у школьников: значение определения массы жировой ткани / А.П. Аверьянов, Н.В. Болотова. - Бюллетень Санкт-Петербургской ассоциации врачей-терапевтов. - 2005. - Т. 2. -С. 22-23.
2. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.: Педагогика, 2003. - 168 с.
3. Амосова Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - М.: РИПОЛ классик, 2005. - 64с.
4. Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников. М.: Педагогика, 2001. - 77 с.
5. Атутов П.Р. Технология и современное образование // Педагогика. - 2006. - С. 11-14.
6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7.
- С.21-28.
7. Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебновоспитательного процесса, 2002. - 480 с.
8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2005. - 208 с.
9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса
- М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
10. Бессесен Д.Г., Кушнер Р. Избыточный вес и ожирение: профилактика, диагностика и лечение. - М.: Бином, 2004. - 239 с.
11. Благосклонная Я.В., Красильникова Е.И., Бабенко А.Ю. Проблемы лишнего веса. - СПб.: Невский проспект, 2001. - 118 с.
12. Бунина Е.М., Вознесенская Т.Г., Коростелева И.С. Лечение первичного ожирения длительным дозированным голоданием в сочетании с психотерапией // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова,
2001. - С. 37-42.
13. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках // Начальная школа, 2006. - №8.
14. Вельтищев Ю.Е., Харькова P.M. Ожирение у детей перспективы профилактики и лечения // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 1997. - Т. 42. - С. 4-13.
15. Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучении // Сов. педагогика. - 2007. - С. 85-98.
16. Гинзбург М.М., Крюков Н.Н. Ожирение, влияние на развитие метаболического синдрома. Профилактика и лечение. - М.: Медпрактика,
2002.
17. Г олант Е.Я. К теории методов обучения в советской школе // Сов. педагогика. - 2006. - С. 90-98.
18. Дедов И.И., Бутрова С.А., Савельева JI.B. Обучение больных ожирением. - М.: 2001. - 52 с.
19. Дедов И.И., Бутрова С.А., Савельева JI.B. Эффективность мотивационного обучения больных ожирением // Ожирение и метаболизм.
2004. - С. 25-29.
20. Закон Российской Федерации «Об образовании». Постановление Верховного Совета РФ от 10.07.2002, №3267 - М., 2002. - 57 с.
21. Закревский В.В., Лифляндский В.Г. Ваш идеальный вес: полное руководство для тех, кто хочет быть стройным. - СПб.: Весь, 2003. - 256 с.
22. Захарова Т.Н. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2007. - 174с.
23. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования //Советская педагогика. - 2001. - с. 81-87.
24. Казаковцева Т.С., Косолапова Т.Л. К вопросу здоровотворческой деятельности в образовательных учреждениях // Начальная школа, 2006.
25. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа, 2005. - №11.
26. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема . - Казань: Казан. ун-т, 2002. - 224 с.
27. Клиорин А.И. Ожирение в детском возрасте. - Л.: Медицина, 1989. - 256 с.
28. Князев Ю.А. Картелишев А.В. Ожирение в детском возрасте. - М.: Медицина, 1974. - 72 с.
29. Колобов, Ф.Г. Дыхание по Бутейко. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер,
2005. - 120 с.
30. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.
31. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
32. Левина, М.М. О сущности методов обучения // Сов. педагогика. -
2000. - С. 106-115.
33. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 2001. - 224 с.
34. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 2001. - 184 с.
35. Львова И.М. Физкультминутки // Начальная школа, 2005.
36. Матрусов И.С., Рыжаков М.В. К проблеме методов обучения // Сов. педагогика. - 1984. - С. 44 - 48.
37. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в
начальной школе: Методические рекомендации по преодолению
пере-грузки учащихся. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112 с.
38. Миняйлова Н.Н. Социально-генетические аспекты ожирения // Педиатрия. 2001. - С. 83-87.
39. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // «Начальная школа», 2006.
40. Мочалова, Н.М. О методах развивающего обучения / Н.М. Мочалова // Сов. педагогика. - 2000. - С. 53-59.
41. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
42. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147
43. Ощепкова Т.Л. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста // Начальная школа, 2006.
44. Семенова О.А. Реабилитация детей с ожирением по программе «Школа ребенка с лишним весом», автореф. дис. . канд. мед. наук. - Великий Новгород, 2002. - 25 с.
45. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Педагогика, 2001. - 206 с.
46. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.
47. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. С. 29
34.
48. Татонь Я. Ожирение: патофизиология, диагностика, лечение. Варшава: Польское медицинское издательство, 1981. - с. 87.
49. Ткачева В.И. Играем каждый день // Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
50. Управление качеством образования: Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
51. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно
воспитательном процессе // Научно-практический сборник инновационного опыта. - М.: Илекса, Ставрополь:
Ставропольсервисшкола, 2001. - 400с.
52. Чурилов Л.П. Новое о патогенезе ожирения// Мир медицины,
2001. - С. 19-20.
53. Шевченко Л.Л. От охраны здоровья к успеху в учебе // Начальная школа, 2006.