ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Исследование проблемы познавательного развития в педагогике
и психологии 8
1.2 Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста 11
1.3 Особенности экологических игр для детей дошкольного возраста.. ..16
1.4 Использование экологических игр в познавательном развити детей..26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОО СРЕДСТВАМИ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 36
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению исходного уровня познавательного развития 36
2.2 Разработка и апробация плана по развитию познавательной активности сред
ствами экологических игр среднего дошкольного возраста 48
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста 53
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Исследование проблемы познавательного развития в педагогике
и психологии 8
1.2 Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста 11
1.3 Особенности экологических игр для детей дошкольного возраста.. ..16
1.4 Использование экологических игр в познавательном развити детей..26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОО СРЕДСТВАМИ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 36
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению исходного уровня познавательного развития 36
2.2 Разработка и апробация плана по развитию познавательной активности сред
ствами экологических игр среднего дошкольного возраста 48
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста 53
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства. Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Дошкольное детство - это ступенька приобщения ребенка к общечело-вече- ским ценностям: добру, любви, красоте, это первая школа осознания маленьким человеком себя как частички природы. Проблема развития познавательного интереса у детей, была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных,
несмотря на значительный вклад ученых. Развитие познавательного интереса ребенка дошкольного возраста предусмотрено содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [41]. Согласно стандарту, содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в «познавательной исследовательской деятельности» [41, с. 123]. Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений и навыков, а определяется как процесс развития интеллектуальнотворческого потенциала ребенка. Познавательное развитие ребенка рассматривается авторами современной концепции дошкольного воспитания, как возрастное новообразование уже на первом году жизни. «В дошкольном детстве, - указывается в «Концепции» - складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка». Познавательное развитие рассматривается как синоним интеллектуального развития- развитие процессов восприятия, мышления, памяти, внимание, речи, воображения [25].
В педагогике накоплено достаточно материала по познавательному развитию детей дошкольного возраста, много имеется методических пособий, методик исследования познавательной сферы дошкольников. Для нашего исследования интерес представляют исследования Антонова А.А. и Тельновой Ж.Н. [4, 63]. Это одни из последних исследований, посвященных познавательному развитию дошкольников. Существуют разнообразные способы познавательного развития. Антонов А.А. в качестве такого способа выбирает подвижную игру, а Тельнова Ж.Н. показывает, как развить познавательную активность у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения и как способствовать тому, чтобы данная активность сохранилась и в начальной школе. Многие авторы отмечают роль и значение обучающих игр.
В отечественной дошкольной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы XX века, в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами были известные педагоги и психологи страны: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е.
Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного познавательного развития, развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.
Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры экологического содержания как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Целью работы : теоретически обосновать и практически проверить использования игр экологического содержания в качестве средства развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить исходный уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план развития познавательного интереса у детей средней группы через игры экологического содержания.
4. Определить эффективность плана опытно-эксперементальным путем работы по развитию познавательного интереса у дошкольников средней группы через игры экологического содержания.
Гипотеза: Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста осуществляется наиболее эффективно, если в процессе обучения дошкольников целенаправленно и комплексно используются возможности экологических игр.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение;
2. Эмпирические методы:наблюдение, педагогический эксперимент;
3. Математико-статистические методы: количественный анализ, построение гистограмм, таблиц.
Методологическая основа исследования: теория познания, философское учение ведущей роли деятельности в процессе формирования и развития личности; учение П.Ф. Каптерева том, что экологические игры должны действовать не только на внешние чувства, но и память, вызывать различные формы умственной деятельности; концепция Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина о приоритетном формировании познавательных структур в процессе обучения.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты и сделанные на их основе теоретические выводы положены в основу разработанным нами методических рекомендаций по использованию экологических игр в работе с детьми среднего дошкольного возраста, разработаны критерии оценки уровня познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1. Констатирующий эксперимент.
Цель: выявление исходного уровня развития познавательного интереса дошкольников средней группы посредством игр экологического содержания.
2. Формирующий эксперимент.
Цель: разработать и реализовать комплекс игр экологического содержания для повышения уровня развития познавательного интереса дошкольников среднего возраста.
3. Контрольный эксперимент.
Цель: выявить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста после проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.
База исследования: МАДОУ "Детский сад № 139 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани РТ, участники исследования - дети средней группы в количестве 56 человек: 28 детей в контрольной группе, 28 детей в экспериментальной группе в возрасте от 4 до 5 лет..
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игр экологического содржания, направленный на развитие познавательного интереса детей средней группы, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Дошкольное детство - это ступенька приобщения ребенка к общечело-вече- ским ценностям: добру, любви, красоте, это первая школа осознания маленьким человеком себя как частички природы. Проблема развития познавательного интереса у детей, была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных,
несмотря на значительный вклад ученых. Развитие познавательного интереса ребенка дошкольного возраста предусмотрено содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [41]. Согласно стандарту, содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в «познавательной исследовательской деятельности» [41, с. 123]. Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений и навыков, а определяется как процесс развития интеллектуальнотворческого потенциала ребенка. Познавательное развитие ребенка рассматривается авторами современной концепции дошкольного воспитания, как возрастное новообразование уже на первом году жизни. «В дошкольном детстве, - указывается в «Концепции» - складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка». Познавательное развитие рассматривается как синоним интеллектуального развития- развитие процессов восприятия, мышления, памяти, внимание, речи, воображения [25].
В педагогике накоплено достаточно материала по познавательному развитию детей дошкольного возраста, много имеется методических пособий, методик исследования познавательной сферы дошкольников. Для нашего исследования интерес представляют исследования Антонова А.А. и Тельновой Ж.Н. [4, 63]. Это одни из последних исследований, посвященных познавательному развитию дошкольников. Существуют разнообразные способы познавательного развития. Антонов А.А. в качестве такого способа выбирает подвижную игру, а Тельнова Ж.Н. показывает, как развить познавательную активность у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения и как способствовать тому, чтобы данная активность сохранилась и в начальной школе. Многие авторы отмечают роль и значение обучающих игр.
В отечественной дошкольной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы XX века, в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами были известные педагоги и психологи страны: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е.
Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного познавательного развития, развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.
Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры экологического содержания как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Целью работы : теоретически обосновать и практически проверить использования игр экологического содержания в качестве средства развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить исходный уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план развития познавательного интереса у детей средней группы через игры экологического содержания.
4. Определить эффективность плана опытно-эксперементальным путем работы по развитию познавательного интереса у дошкольников средней группы через игры экологического содержания.
Гипотеза: Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста осуществляется наиболее эффективно, если в процессе обучения дошкольников целенаправленно и комплексно используются возможности экологических игр.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение;
2. Эмпирические методы:наблюдение, педагогический эксперимент;
3. Математико-статистические методы: количественный анализ, построение гистограмм, таблиц.
Методологическая основа исследования: теория познания, философское учение ведущей роли деятельности в процессе формирования и развития личности; учение П.Ф. Каптерева том, что экологические игры должны действовать не только на внешние чувства, но и память, вызывать различные формы умственной деятельности; концепция Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина о приоритетном формировании познавательных структур в процессе обучения.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты и сделанные на их основе теоретические выводы положены в основу разработанным нами методических рекомендаций по использованию экологических игр в работе с детьми среднего дошкольного возраста, разработаны критерии оценки уровня познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1. Констатирующий эксперимент.
Цель: выявление исходного уровня развития познавательного интереса дошкольников средней группы посредством игр экологического содержания.
2. Формирующий эксперимент.
Цель: разработать и реализовать комплекс игр экологического содержания для повышения уровня развития познавательного интереса дошкольников среднего возраста.
3. Контрольный эксперимент.
Цель: выявить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста после проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.
База исследования: МАДОУ "Детский сад № 139 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани РТ, участники исследования - дети средней группы в количестве 56 человек: 28 детей в контрольной группе, 28 детей в экспериментальной группе в возрасте от 4 до 5 лет..
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игр экологического содржания, направленный на развитие познавательного интереса детей средней группы, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Проведенное исследование было посвящено проблеме формирования познавательных интересов детей посредством игр экологического содержания.
Успешное решение проблемы формирования познавательных интересов в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно.
На констатирующем этапе исследования познавательный интерес детей находится на низком уровне развития, и при этом является довольно устойчивым. Познавательный интерес дошкольников характеризуется следующими особенностями: преобладает интерес к более широкому кругу предметов, их свойств, тяга ко всему новому, неизвестному, появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако дошкольники нуждаются в организации поиска нужных им знаний со стороны взрослого. В целом - положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. Дошкольники реагируют на новые стимулы пассивно.
Использование игр экологического содержания способствовало развитию познавательных интересов дошкольников, что подтверждается результатам контрольного этапа эксперимента.
После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе дошкольников ни по интеллектуальному, ни по эмоционально-волевому, ни по процессуальному критериям познавательных интересов значимых сдвигов не произошло. В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги по всем критериям познавательных интересов. Значимо увеличилось количество дошкольников, которые стали интересоваться внутренней стороной (свойствами) предметов. Так же увеличилось количество детей, которые стремятся к поиску самостоятельного решения проблемы. В процессе деятельности и по ее завершению большинство дошкольников проявляют познавательные эмоции. Преобладающее большинство дошкольников стали проявлять интерес к новому, значимо увеличилось количество дошкольников, активно стремящихся к новому.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента нашла подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста осуществляется наиболее эффективно, если в процессе обучения дошкольников целенаправленно и комплексно используются возможности экологических игр.
Успешное решение проблемы формирования познавательных интересов в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно.
На констатирующем этапе исследования познавательный интерес детей находится на низком уровне развития, и при этом является довольно устойчивым. Познавательный интерес дошкольников характеризуется следующими особенностями: преобладает интерес к более широкому кругу предметов, их свойств, тяга ко всему новому, неизвестному, появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако дошкольники нуждаются в организации поиска нужных им знаний со стороны взрослого. В целом - положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. Дошкольники реагируют на новые стимулы пассивно.
Использование игр экологического содержания способствовало развитию познавательных интересов дошкольников, что подтверждается результатам контрольного этапа эксперимента.
После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе дошкольников ни по интеллектуальному, ни по эмоционально-волевому, ни по процессуальному критериям познавательных интересов значимых сдвигов не произошло. В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги по всем критериям познавательных интересов. Значимо увеличилось количество дошкольников, которые стали интересоваться внутренней стороной (свойствами) предметов. Так же увеличилось количество детей, которые стремятся к поиску самостоятельного решения проблемы. В процессе деятельности и по ее завершению большинство дошкольников проявляют познавательные эмоции. Преобладающее большинство дошкольников стали проявлять интерес к новому, значимо увеличилось количество дошкольников, активно стремящихся к новому.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента нашла подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста осуществляется наиболее эффективно, если в процессе обучения дошкольников целенаправленно и комплексно используются возможности экологических игр.



