Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №34924

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы88
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
479
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1 Исследование проблемы познавательного развития в педагогике
и психологии 8
1.2 Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста 11
1.3 Особенности экологических игр для детей дошкольного возраста.. ..16
1.4 Использование экологических игр в познавательном развити детей..26
Выводы по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОО СРЕДСТВАМИ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 36
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по выявлению исходного уровня познавательного развития 36
2.2 Разработка и апробация плана по развитию познавательной активности сред
ствами экологических игр среднего дошкольного возраста 48
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста 53
Выводы по 2 главе 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 69


В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек - часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства. Самые маленькие жители Земли - дети дошкольного возраста. Они объединяют вокруг себя очень многих взрослых (родителей, родственников, воспитателей), экологическая культура которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической реализации экологического воспитания детей - нового направления дошкольной педагогики. Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическая культура же является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека, в котором следует различать внутреннюю экологическую культуру (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, привычки) и внешнюю (поведение, поступки, взаимодействие).
Дошкольное детство - это ступенька приобщения ребенка к общечело-вече- ским ценностям: добру, любви, красоте, это первая школа осознания маленьким человеком себя как частички природы. Проблема развития познавательного интереса у детей, была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных,
несмотря на значительный вклад ученых. Развитие познавательного интереса ребенка дошкольного возраста предусмотрено содержанием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [41]. Согласно стандарту, содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, в том числе в «познавательной исследовательской деятельности» [41, с. 123]. Познавательное развитие не сводится к процессу накопления знаний, умений и навыков, а определяется как процесс развития интеллектуальнотворческого потенциала ребенка. Познавательное развитие ребенка рассматривается авторами современной концепции дошкольного воспитания, как возрастное новообразование уже на первом году жизни. «В дошкольном детстве, - указывается в «Концепции» - складывается потенциал для дальнейшего познавательного развития ребенка». Познавательное развитие рассматривается как синоним интеллектуального развития- развитие процессов восприятия, мышления, памяти, внимание, речи, воображения [25].
В педагогике накоплено достаточно материала по познавательному развитию детей дошкольного возраста, много имеется методических пособий, методик исследования познавательной сферы дошкольников. Для нашего исследования интерес представляют исследования Антонова А.А. и Тельновой Ж.Н. [4, 63]. Это одни из последних исследований, посвященных познавательному развитию дошкольников. Существуют разнообразные способы познавательного развития. Антонов А.А. в качестве такого способа выбирает подвижную игру, а Тельнова Ж.Н. показывает, как развить познавательную активность у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения и как способствовать тому, чтобы данная активность сохранилась и в начальной школе. Многие авторы отмечают роль и значение обучающих игр.
В отечественной дошкольной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы XX века, в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами были известные педагоги и психологи страны: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е.
Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного познавательного развития, развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.
Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - игры экологического содержания как средство развития познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста.
Целью работы : теоретически обосновать и практически проверить использования игр экологического содержания в качестве средства развития познавательного интереса у детей средней группы дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «познавательное развитие» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить исходный уровень развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать план развития познавательного интереса у детей средней группы через игры экологического содержания.
4. Определить эффективность плана опытно-эксперементальным путем работы по развитию познавательного интереса у дошкольников средней группы через игры экологического содержания.
Гипотеза: Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста осуществляется наиболее эффективно, если в процессе обучения дошкольников целенаправленно и комплексно используются возможности экологических игр.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ, сравнение, обобщение;
2. Эмпирические методы:наблюдение, педагогический эксперимент;
3. Математико-статистические методы: количественный анализ, построение гистограмм, таблиц.
Методологическая основа исследования: теория познания, философское учение ведущей роли деятельности в процессе формирования и развития личности; учение П.Ф. Каптерева том, что экологические игры должны действовать не только на внешние чувства, но и память, вызывать различные формы умственной деятельности; концепция Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина о приоритетном формировании познавательных структур в процессе обучения.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты и сделанные на их основе теоретические выводы положены в основу разработанным нами методических рекомендаций по использованию экологических игр в работе с детьми среднего дошкольного возраста, разработаны критерии оценки уровня познавательного развития детей среднего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1. Констатирующий эксперимент.
Цель: выявление исходного уровня развития познавательного интереса дошкольников средней группы посредством игр экологического содержания.
2. Формирующий эксперимент.
Цель: разработать и реализовать комплекс игр экологического содержания для повышения уровня развития познавательного интереса дошкольников среднего возраста.
3. Контрольный эксперимент.
Цель: выявить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста после проведенной работы на формирующем этапе эксперимента.
База исследования: МАДОУ "Детский сад № 139 комбинированного вида" Приволжского района г.Казани РТ, участники исследования - дети средней группы в количестве 56 человек: 28 детей в контрольной группе, 28 детей в экспериментальной группе в возрасте от 4 до 5 лет..
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс игр экологического содржания, направленный на развитие познавательного интереса детей средней группы, может быть использован педагогами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование было посвящено проблеме формирования познавательных интересов детей посредством игр экологического содержания.
Успешное решение проблемы формирования познавательных интересов в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно.
На констатирующем этапе исследования познавательный интерес детей находится на низком уровне развития, и при этом является довольно устойчивым. Познавательный интерес дошкольников характеризуется следующими особенностями: преобладает интерес к более широкому кругу предметов, их свойств, тяга ко всему новому, неизвестному, появляется стремление к разрешению возникающей проблемы, однако дошкольники нуждаются в организации поиска нужных им знаний со стороны взрослого. В целом - положительное отношение к познавательной деятельности, проявление удовольствия, радости при достижении успеха. Дошкольники реагируют на новые стимулы пассивно.
Использование игр экологического содержания способствовало развитию познавательных интересов дошкольников, что подтверждается результатам контрольного этапа эксперимента.
После проведения формирующего эксперимента в контрольной группе дошкольников ни по интеллектуальному, ни по эмоционально-волевому, ни по процессуальному критериям познавательных интересов значимых сдвигов не произошло. В экспериментальной группе произошли значимые сдвиги по всем критериям познавательных интересов. Значимо увеличилось количество дошкольников, которые стали интересоваться внутренней стороной (свойствами) предметов. Так же увеличилось количество детей, которые стремятся к поиску самостоятельного решения проблемы. В процессе деятельности и по ее завершению большинство дошкольников проявляют познавательные эмоции. Преобладающее большинство дошкольников стали проявлять интерес к новому, значимо увеличилось количество дошкольников, активно стремящихся к новому.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента нашла подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста осуществляется наиболее эффективно, если в процессе обучения дошкольников целенаправленно и комплексно используются возможности экологических игр.



1. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры.: пособие для воспитателей детского сада / Г.В. Буковская. - М.: Владос, 2013. - 192 с.
2. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников : пособие для педагогов / Э.А. Баранова. - М.: Речь, 2005, - 128 с.
3. Вахрушева, Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет : пособие для воспитателей детского сада / Л.Н. Вахрушева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
4. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательных интересов у детей дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 8.
5. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / С.А. Веретенникова. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой : пособие для студентов пед. ун-тов / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2014. - 242 с.
7. Волостникова, А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности : пособие для студентов пед. ун-тов / А.Г. Волостникова. - М.: Просвещение, 2014. -162 с.
8. Герасимова, Е.О. В гармонии с природой : Метод. комплекс работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. / Е.О. Герасимова, Г.С. Данилина, Н.А. Макарчук. - СПб. Нева, 2015. - 189 с.
9. Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление : пособие для студентов пед. ун-тов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2014. - 341 с.
10. Дусавицкий, А.К. Воспитывая интерес : пособие для студентов пед. ун-тов /
А.К. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 129 с.
11. Дусавицкий, А.К. Формула интереса : пособие для студентов пед. ун-тов /
А.К. Дусавицкий. - М.: Педагогика, 2014. - 132 с.
12. Иванова, А.И. Живая экология : программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. - М: Просвещение, 2016. - 80 с.
13. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: Экзамен, 2014. - 234 с.
14. Каменева, Л.А. Методика ознакомления с природой в детском саду : учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание». / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, М.М. Маневцева. - М.: Просвещение,
2015. - 168 с.
15. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста : пособие для воспитателей детского сада / Н.А. Короткова.
- М.: Линка-Пресс, 2014. - 208 с.
16. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду - № 3. 2013. - С. 4-12.
17. Кудинов, С.И. Психология любознательности: Теоретические и прикладные аспекты : Монография / С.И. Кудинов - Бийск: Изд-во БиГПИ, 2014. - 270 с.
18. Лактионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду / З.А. Лактионова, В.В. Варлыгина // Методист. - 2016. - № 8. - С. 60-64.
19. Маневцова, Л.О. Развитие познавательных интересов детей / Л.О. Манев- цова // Дошкольное воспитание. 2014. - № 11. - С. 17-19.
20. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте: пособие для студентов пед. ун-тов / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2013. - 86 с.
21. Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2015. - № 4. - С.
5- 17.
22. Мир природы и ребёнок (методика экологического воспитания дошкольников) : учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маненцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб. Акцидент, 2018.
- 319 с.
23. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей. - М.: Асар, 2016. - 128с.
24. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова // Знание, серия «педагогика и психология». - 2015. - № 2. - С. 46-48.
25. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей: пособие для студентов пед. ун-тов / Н.Г. Морозова. - М.: Просвещение, 2014.
- 264 с.
26. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания детей: пособие для студентов пед. ун-тов / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2018. - 128 с.
27. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей : пособие для студентов пед. ун-тов / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2014. - 336 с.
28. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 292 с.
29. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 320 с.
30. Программа воспитания и обучения в детском саду : методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ. // Под ред. М.А. Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2005. - 357 с.
31. Романова, К.М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста : пособие для студентов пед. ун-тов / К.М. Романова. - М.: Просвещение, 2014. - 185 с.
32. Рогов, Е.И. Психология познания : пособие для студентов пед. унтов / Е.И. Рогов. - М.: Просвещение, 2015. - 173 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии : пособие для студентов пед. ун-тов / С.Л. Рубинштейн. - СПб. Нева, 2014. - 705 с.
34. Рыбалко, И.И. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в дошкольном возрасте / И.И. Рыбалко // Ученые записки ЛГУ. Психология. -
2014. - № 10. - С. 61-70.
35. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2013. - 124 с.
36. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. : пособие для воспитателей детского сада / А.И. Савенков. - Ярославль, 2014. - 544 с.
37. Савенков, А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников: пособие для студентов пед. ун-тов / А.И. Савенков. - СПБ. Нева, 2014. - 27с.
38. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. - М.: Академия,
2013. - 208 с.
39. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду : Программа и методические рекомендации. / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез,
2013. - 231 с.
40. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
41. ФГОС в ДОУ «от теории к практике» по программе «От рождения до школы» : пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Волгоград: Учитель, 2015. - 415 с.
42. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1984. - 176 с.
43. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся : пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 334с.
44. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике: пособие для студентов пед. ун-тов / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2014. - 282 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ