Опытно-экспериментальная работа по формированию навыков приставочного словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня методом наглядного моделирования (Алтайский государственный педагогический университет)
Выборка: 10 детей среднего дошкольного возраста, из них 5 мальчиков и 5 девочек от 5 лет 2 месяцев до 6 лет 1 месяца. У всех старших дошкольников диагноз ОНР III уровня.
Есть приложение (в том числе рузультаты исследования в табличном виде).
В данной работеи не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
1 Организация и содержание исследования сформированности навыка приставочного словообразования у старших дошкольников с ОНР 5
2 Анализ результатов констатирующего эксперимента по сформированности навыка приставочного словообразования у старших дошкольников с ОНР III 9
3 Экспериментальная логопедическая работа по формированию навыка приставочного словообразования методом наглядного моделирования у старших дошкольников с ОНР 13
4 Анализ результатов экспериментального исследования по формированию навыка приставочного словообразования методом наглядного моделирования у старших дошкольников с ОНР 24
Выводы 28
Список использованных источников 29
Приложения 32
Актуальность исследования. Освоение ребенком способов словообразования языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение словообразовательных норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли, что оказывает огромное влияние и на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Особое внимание необходимо уделять формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Объект исследования – процесс формирования навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования – условия формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня способов приставочного словообразования с помощью метода наглядного моделирования.
Цель исследования – организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня способов приставочного словообразования с помощью метода наглядного моделирования.
Задачи исследования:
1. Разработать и апробировать систему работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня способов приставочного словообразования с помощью метода наглядного моделирования.
2. Проверить эффективность использования метода наглядного моделирования в работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня способов приставочного словообразования в ходе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если использовать метод наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста ОНР III уровня, то можно значительно повысить у них уровень сформированности навыков образования слов приставочным способом.
В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы: тестирование, методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Структура исследования: работа состоит из введения, 4 разделов, выводов, списка использованных источников, приложений.
Опытно-экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы:
1. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования показал несформированность у детей старшего дошкольного возраста умений образовывать приставочные глаголы. Уровни сформированности умений у старших дошкольников с ОНР III уровня средний (60%) и низкий (40%) по методике Ю. Белополовой «Глаголы с приставками»; средний (70%) и низкий (30%) по методике Л.И. Дьяковой «Приставочное образование глаголов».
2. Работа по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков словообразования была спланирована следующим образом: создание специальной предметно-развивающей среды; работа с детьми по формированию навыка образования приставочных глаголов, работа с родителями. Всего было проведено 20 логопедических занятий.
3. Анализ результатов контрольного этапа опытно-экспериментального исследования позволил установить, что у детей прослеживается положительная динамика в уровнях сформированности умений образовывать приставочные глаголы: высокий уровень (20%) и средний уровень (80%) по методике Ю. Белополовой «Глаголы с приставками»; высокий уровень (30%) и средний уровень (70%) по методике Л.И. Дьяковой «Приставочное образование глаголов».