Отчет об практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (МСОШ № 25 (г.Нижневартовск), Нижневартовский государственный университет)
Место прохождения практики: МСОШ № 25 (г.Нижневартовск)
Также есть дневник и характеристика
Введение 4
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 5
Дневник практики 9
1 Практическая работа с учащимися и родителями 13
2 Знакомство с работой учителя начальных классов 18
2.1 Методический анализ УМК, используемым учителем 3-го класса 18
2.2 Отчет о посещении уроков у учителя 3-го класса 23
3 Результаты эмпирического исследования по теме курсовой работы 26
3.2 Анализ уровней сформированности у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 26
3.2 Проект технологии формирования у младших школьников представлений о лироэпическом произведении 30
4 Самостоятельное проведение уроков математики 36
4.1 Конспекты проведенных уроков математики 36
5 Самостоятельное проведение уроков русского языка 55
5.1 Разработка и самоанализ урока русского языка «Правописание приставок в словах» 55
5.2 Разработка и самоанализ урока для учащихся 3-го класса по теме «Место и роль разделительного твёрдого знака (ъ) в слове» 60
5.3 Разработка и самоанализ урока по теме «Правописание приставок и предлогов» 66
6 Разработка и самоанализ уроков литературного чтения 78
6.1 Разработка и самоанализ урока для учащихся 3-го класса по теме рассказ Л.Н. Толстого «Акула» 78
6.2 Разработка и самоанализ урока в 3-м классе по теме А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» 84
7 Отчет о проведении внеклассного мероприятия 90
7.1 Конспект классного часа с учащимися 3-го класса 90
7.2 Самоанализ классного часа 93
Саморефлексивный отчет 94
Отзыв о деятельности обучающегося на практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 96
Отзыв-характеристика 97
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА 99
Список использованных источников 103
Практику я проходила на базе МСОШ № 25 (г.Нижневартовск) в период с 18.11.2019 г. по 27.11.2019 г.
Цель практики – изучить все виды деятельности учителя начальных классов ОУ, выявить специфику работы, апробировать теоретические знания при решении педагогических задач.
Задачи:
- изучение учащихся, выявление их способностей, интересов, мотивов общения и деятельности; проектирование индивидуального развития учащихся;
- организацию общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, класса, кружка;
- организацию учебно-познавательной деятельности учащихся;
- формирование и развитие педагогической культуры.
Организационный этап практики включал:
- знакомство с учреждением;
- изучение должностных обязанностей педагога;
- изучение примерного перечня необходимой документации.
Рабочий этап практики включал:
- составление индивидуального плана работы;
- практическую деятельность в соответствии с планом.
На аналитическом этапе мы сделали рефлексивный анализ и подготовили отчет об основных итогах практики.
На первом этапе прохождения практики я ознакомилась с работой учителя начальных классов (3-й класс), с документацией учителя, структурой и содержанием работы. Узнала, что все документы можно разделить на две группы: обязательные и необходимые.
В обязательный список входят документы, которые необходимы для осуществления учебного процесса в школе. К необходимым документам относятся те, которые позволяют эффективно организовать работу учителя начальных классов с учащимися третьего класса.
Также мною был сделан вывод о том, что работа учителя начальных классов включает в себя и постоянный процесс самообразования. Учитель должен постоянно работать с новой литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методами преподавания.
В процессе практики было отмечено, что третьеклассники уже способны управлять своим поведением, знают границы дозволенного, выполняют требования взрослого. Они с интересом участвуют в различной деятельности (учебной, игровой, трудовой). Дети хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке.
Дети этого возраста достаточно осведомлены о предметах окружающего мира, проявляют большой интерес к новым знаниям, положительно относятся к новой информации. Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления.
За время прохождения практики я научилась разрабатывать уроки для учащихся третьего класса, рационально распределять время и свободно ориентироваться в учебном материале. Очень важным испытанием для меня стало поддержание внутреннего спокойствия и выработка стрессоустойчивости. Ещё один очень важный навык, над выработкой которого я поработала – это удержание внимания аудитории – третьеклассников.
Особую важность для меня представляла беседа с учителем, в ходе которой она рассказала об особенностях подготовки уроков в третьем классе. Продуктивным было и посещение уроков учителя.
В каждом классе есть дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок и пр.
Достаточно сложным для меня в процессе прохождения практики было осуществлять наблюдение за учащимися как на уроках, так и во внеурочное время. Сложность заключалась в том, что дети были очень подвижны, не организованы. Поэтому приходилось обращаться за помощью к учителю, задавать вопросы психологу школы, а также изучать специальную литературу. Все это помогло мне справиться с возникшими сложностями. Однако, для себя я сделала вывод, что не существует универсальных средств в организации детского коллектива, есть только общие принципы, а средства, в связи с тем, что каждый детский коллектив индивидуален, бывают разные.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что программа прохождения практики выполнена, в процессе которой овладела необходимыми практическими навыками работы учителя начальных классов с учащимися третьего класса.
1. Ахтырская, Е. Н. Взаимодействие искусств в курсе начального литературного образования [Текст] / Е. Н. Ахтырская // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики // Сб. ст. по материалам I междунар. Заочной науч.-практ. конф. – Новосибирск : Изд. АНС «СибАК», 2015. – С. 73– 78.
2. Ахтырская, Е. Н. Формирование духовно-нравственного мировоззрения младших школьников в урочной и внеурочной деятельности по литературному чтению [Текст] / Е. Н. Ахтырская // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций : Сборник научных трудов Двенадцатой Международной заочной научно-методической конференции : в 2-х частях. Часть 1. – Саратов : Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2016. – С.33 – 35.
3. Борисенко, И. В Парадоксально-игровая поэзия в начальной школе [Текст] / И. В. Борисенко // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 71-74
4. Бушина, Е. И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению : Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2018. – 59 с.
5. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
6. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
7. Душкина, Н. В. Методика обучения младших школьников чтению былин. Дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / Н. В. Душкина. – М, 1996. – 224 с.
8. Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс [Текст] / О. Н. Крылова. – Москва : Издательство «Экзамен», 2012. – 109 с.
9. Лахмотова, Е. А., Методические основы работы над эпическим родом литературы в начальных классах [Текст] / Е. А. Лахмотова, Е. Н. Ахтырская // «Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования» : Электронный сборник статей по материалам Х студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск : Изд. АНС «СибАК». – 2016. – № 7 (10). – С. 141-147.
10. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий 6-е изд. – Москва : Просвещение: 2016. – Ч.1 – 160 с.
11. Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Л. Ф. Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий. – Москва : Просвещение: 2016. – Ч.1 – 154 с.
12. Лукашина, О. Л. Уроки литературного чтения в свете требований ФГОС [Текст] / О. Л. Лукашина // Педагогика. – 2016. – №3. – С. 33-38.
13. Осмоловская, И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 13-17.
14. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
15. Посашкова, Е. В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя : Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. В. Посашкова. – Екатеринбург, 2002. – 225 с.
16. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. [Текст]. – Москва : Просвещение, 2011. – 341 с.
17. Рейс, Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников [Текст] / Г. А. Рейс, Т. А. Лихачева // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 11. – С. 32-38.
18. Салахутдинова, Е. С. Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения чтению : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е. С. Салахутдинова. – Ростов-на-Дону, 2011. – 299 с.
19. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Москва : Просвещение, 2011. – 528 с.
20. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению : Практическая методика: Учеб. особие для студ. пед. вузов [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с.
21. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 11-18.
22. Суслова, Н. М. Воспитать читателя [Текст] / Н. М. Суслова // Народное образование. – 2012. – № 1. – С. 69-70.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
24. Шарапова, Н. В. Трудности изучения былин в начальной школе [Текст] / Н. В. Шарапова // Начальная школа. – 2011. – №2. – С. 34-37.
25. Яркова, И. И. Знакомство младших школьников с богатырскими сказками [Текст] / И. И. Яркова // Воспитание школьников. – 2013. – №4. – С. 62-66.