Введение 3
Глава 1. Понятие коммуникации, ее виды и теоретические аспекты языковой личности музыканта 6
1.1 Понятие коммуникации и ее виды 6
1.2 Возможности коммуникации в Twitter 8
1.3 Языковая личность музыканта 15
1.4 Понятие экспрессивности, эмоциональности 17
1.5 Прагматические особенности языковой личности 23
Вывод по главе 1 33
Глава 2. Параграфемные, лексические, грамматические и прагматические особенности языковой личности Джастина Тимберлейка на материале его твиттера 35
2.1 Параграфемные особенности языковой личности музыканта на основе его
твиттера 35
2.2 Лексические особенности языковой личности музыканта на основе его
твиттера 39
2.3 Словообразовательные средства 40
2.4 Синтаксические средства 41
2.5 Прагматические особенности языковой личности музыканта на материале
его Твиттера 43
Вывод по главе 2 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Приложение
Социальные сети в настоящий момент являются мощным средством коммуникации миллионов людей. Одна из главных тенденций развития Интернета последних лет - стремительный рост популярности социальных сетей. Структура социальной сети (люди, их знакомства) и структура вебсети имеют много общего именно за счет наличия и в той, и в другой сети социального компонента. Социальная значимость людей различна, соответственно различна и потребность окружения в выстраивании контактов с конкретной личностью. Социальная значимость людей определяется двумя параметрами: их знаниями и их положением (связями).
Актуальность темы. Анализ языковой личности является одним из приоритетных направлений в современном языкознании, для которого характерен повышенный интерес к речи человека, дающей представление о его социальном положении, психологическом типаже, мировидении.
Новизна нашей работы заключается в том, что исследований в области социальных сетей, а именно сети Твиттер сделано недостаточно, в частности комплексных исследований в области параграфемики, лексики, грамматики и прагматики языковой личности известных людей. Результаты анализа твитов рассматриваемого музыканта и найденные подходы являются новыми, а также расширяют представление о дискурсе музыкального мира и о языковой картине мира музыкантов.
Целью исследования является анализ параграфемных, лексических, грамматических и прагматических особенностей языковой личности музыканта Джастина Тимберлейка на основе его твиттера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть понятие коммуникации и ее виды;
2. изучить основные особенности коммуникации в Twitter и ее особенности;
3. изучить парагарфемные и лексические особенности языковой личности музыканта Джастина Тимберлейка на материале его твиттера;
4.определить грамматические особенности языковой личности музыканта на вербально - семантическом уровне;
5. определить экспрессивность, эмоциональность в твиттере Джастина Тимберлейка;
6. определить прагматические особенности языковой личности музыканта в определенном коммуникативно-прагматическом пространстве.
Объектом исследования является твиттер Джастина Тимберлейка.
Предмет исследования - параграфемные, лексические, грамматические и прагматические особенности языковой личности Джастина Тимберлейка.
Материалом исследования послужил твиттер певца за период c 10 сентября 2016 г. по 17 марта 2018г. (526твитов).
Теоретическая значимость нашей работы заключается в том, что мы опирались на идеи Э. Бёрна, В. В. Колесова, Г. Ле-Бодика, Ю. Караулова для выявления сущности, структуры социальных сетей.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты данной работы могут быть применены на курсах по грамматике, спецкурсах по компьютерному дискурсу, лексикологии и прагматики.
Апробация работы. Материалы исследования были апробированы на научно - образовательной конференции КФУ в апреле 2017 года.
Структурные элементы выпускной квалификационной работы:
Работа состоит их введения, основной части (состоит из 2 глав), заключения, списка использованной литературы и приложения
Первая глава включает в себя характеристику понятия языковой личности музыканта. Также в ней содержится характеристика таких понятий как экспрессивность, эмоциональность.
Вторая глава представляет собой практический анализ параграфемных, лексических, грамматических, и прагматических особенностей языковой личности музыканта Джастина Тимберлейка на материале его твиттера.
Заключение подытоживает проделанную работу, делается на основании проведенного в социальной сети твиттер анализа и сделанных по его результатам выводов.
В приложении содержатся иллюстрированные материалы, которые носят вспомогательный характер.
Таким образом, были рассмотрены понятие коммуникации, ее виды.
Итак, под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку. Коммуникация - понятие, буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Рассматривая возможности коммуникации в Twitter, следует сказать, что твиттер используют для передачи новостей не только личного, но и общественного значения, продвижения тех или иных продуктов и просто заработка по средствам рекламы. Также свои микроблоги имеют многие известные люди: политики, актеры, деятели искусства. Самое интересное, что используя твиттер, можно общаться даже с ними. Для этого не надо добавлять их в друзья (как в других социальных сетях), можно просто отвечать на их сообщения и задавать свои вопросы. Многие из них откликнутся.
Твиттер музыканта несет в себе контактоустанавливающую функцию и функцию социализации. На странице Твиттер музыканта на светские разговоры приходится примерно 49% сообщений, обсуждение жизненных проблем - 21% сообщений, 14% составляют повторяющиеся сообщения (ретвиты), саморекламу - 8%; новостные сюжеты составляют 8% от общего количества контента.
Таким образом, изучение языковой личности является одним из приоритетных направлений в современном языкознании, для которого характерен повышенный интерес к речи человека, дающей представление о его социальном положении, психологическом типаже, мировидении. Наряду с термином «языковая личность» в лингвистических работах сейчас достаточно часто используется более узкий термин «профессиональная языковая личность».
Twitter стал очень популярным среди знаменитостей. Это основная платформа, используемая ими для публикации пресс-релизов и, особенно, для общения со своими поклонниками. Учитывая распространенность знаменитостей на сайте, люди со связанными интересами могут с особой вероятностью начать пользоваться сервисом из-за восприятия прямого доступа к известному человеку. Что касается знаменитостей, это способ стать ближе к народу и дать им представление о жизни знаменитости. Хотя большинство аккаунтов знаменитостей Twitter используются только в рекламных целях, многие знаменитости используют свои личные аккаунты для общения со своими поклонниками, друзьями и другими знаменитостями.
Проанализировав некоторые параграфемные и лексические особенности языковой личности Джастина Тимберлейка на основе его твиттера, можно сказать, что использование параграфемных средств в сообщениях Джастина Тимберлейка носят скорее эпизодический характер, главным образом, для того, чтобы придать общению более непринужденный характер. Музыкант использует параграфемные средства для выражения, смеха, удивления, и чтобы придать словам эмфатическое ударение.
Анализируя лексические особенности коммуникации в Twitter можно сказать, что музыкант на своей странице Твиттер использует слова, свойственные для Твиттера. Скорее это объясняется тем, что при общении в социальных сетях между пользователями возникает общение, которое соответствует устному общению в неформальной обстановке.
Таким образом, страница твиттера Джастина Тимберлейка не отличается оригинальностью от страниц других пользователей твиттера. Так как музыкант использует слова, свойственные для Твиттера который используют больше 80% пользователей социальной сети.
Анализируя твиттер Джастина Тимберлейка можно сказать, что были выявлены следующие грамматические особенности: использование словообразовательных и синтаксических средств.
В своем твиттере музыкант использует словообразовательные средства, а именно суффиксы -ish и -ling. -ish в прилагательных, -ling в существительных. Они передает значение характерного признака, часто с отрицательной окраской.
К синтаксическим средствам можно отнести повествовательные предложения, вопросительные и побудительные предложения и конструкции усеченного типа, которые Джастин Тимберлейк использует в своем твиттере. Также важно отметить использование такого синтаксического средства, как повтор. Многократное повторение какого-либо существительного или прилагательного в одном предложении придает ему экспрессивность.
Анализ языковой личности данного музыканта представляется перспективным для выявления его идиостиля и может быть продолжен с привлечением другого материала (например, текстов песен).
Также анализируя Твиттер музыканта можно сказать, что были выявлены следующие прагматические особенности: использование речевых актов с утверждением, рекомендацией, экспрессией, с вопросом, запросом и использование смешанного речевого акта.
Социальные сети - идеальная платформа для исследователей во многих областях, и особенно в обработке естественного языка, из-за бесконечного потока лингвистического контента, производимого каждый день.
Платформа социальной сети Twitter предоставляет множество данных для исследования коммуникативного акта людей в социальной сети, сплетенной интересными событиями, людьми, темами и так далее.
1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 367 с.
2. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1982. С. 5-23
3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений (оценка, событие, факты) / Н.Д. Арутюнова. - М., 1988. - 338с.
4. Болдырев Н.Н. Исследование оценочных смыслов в контексте познавательных процессов // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК. Вып. 8. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. С. 24-37.
5. Болдырев Н.Н. Языковые механизмы оценочной категоризации // Реальность, язык и сознание: Международный сборник научных трудов. Вып.2. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. С. 360-369.
6. Вендина Т.И. Семантика оценки и ее манифестация средствами словообразования / Т.И. Вендина // Сдавяноведение. - 1997. - №4. - С. 4148
7. Виноградов В. В. Русский язык // Грамматическое учение о слове. - М.: Высшая школа, 1986. - 640с
8. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс // Виханский О.С., Наумов А.И.: М., 2014. - 263 с.
9. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки // М.: Едиториал УРСС, 2002. — 280 с.
10. Галкина - Федорук Е.М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию / - М.: Наука, 1958. -С.103-124
11. Галямина Ю.Е. Лингвистический анализ хештегов Твиттера // Современный русский язык в интернете. М., 2014. С. 13-22.
12. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л. Гнатюк. - М.: КНОРУС, 2012. - 256 с.
13. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. - 2010. - № 12. - С. 105-124.
14. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - С. 11-27.
15. Зимина Е.А. Категория оценки в свете лингвопрагматики / Е.А. Зимина // Актуальные проблемы романистики и германистики: сб. науч. тр. Вып.7. Смоленск, 2003. С. 197-203.
16. Ильина Н.В. Структура и функционирование оценочных конструкций в современном английском языка / Н.В. Ильина. М., 1984. 16 с.
17. Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика // когнитивнопрагматический и лингвокультурологический подходы. - Луганск: Знание, 2008. - 528 с.
18. Коноваленко М.Ю. Основы интегерированных коммуникацй // Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. М.: ИНФРА-М, 2013. - 286 с.
19. Кравцова Н. М. Описательная оценка интеллектуальных способностей человека в современном английском языке // Социальноэкономические явления и процессы. М., 2010. С. 2-8
20. Кристал Д. Английский язык как глобальный. М., Изд-во Весь мир, 2001. - 48 с.
21. Лутовинова О. В. Лингвокульторологические характеристики виртуального дискурса. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. - 476 с.
22. Маркелова Т. В. Функционально-семантическое поле оценки в русском языке // Вестник Моск-го ун-та. Сер. 9. — 1994. - № 4. — 112 с.
23. Маркелова Т.В. Семантика оценки и средства ее выражения в русском языке.//Учеб.пособие по спецкурсу. — М.: Изд-во МПУ, 1993. — 125 с.
24. Носенко Э.Л. Особенности речи в эмоциональной напряженности. -Днепропетровск: ДГУ,1975. - 179 с. 19. Реформатский А.А. Введение в языкознание. -М.: Аспект пресс, 1955. -536 с.
25. Погорелова С. Д., Яковлева А. С. Основные языковые средства выражения оценочного значения (на примере политических речей Отто фон Бисмарка) // Филологические науки в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 162-165.
26. Погорелова С. Д., Яковлева А. С. Связь оценки с другими категориями языка // Современная филология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, январь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 86-89
27. Романов Д.А. Языковая репрезентация эмоций // уровни, функционирования и системы исследований (на материале русского языка). M., 2004. - 30 с.
28. Смирнова Л. Г. Лексика русского языка с оценочным компонентом значения // системный и функциональный аспекты: дисс. ... д. филол. н. Смоленск, 2013. - 610 с.
29. Смирнова Л.Г. Люди и звери (наименования животных как оценочная характеристика человека в русском языке) // Русский язык за рубежом. - 2009. - № 5. - С. 49-56
30. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С. 7-22
31. Телия В. Н. Типы языковых значений. — М.: Наука, 1981. — 269 с.
32. Толмачева Т.А. Теория языковой личности и процесс обучения межкультурной коммуникации // Вестник молодых ученых: Сборник работ. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ,2004. -С. 46-49
33. Тураева З.Я. Лингвистика текста // Текст: структура и семантика. - М.: Просвещение, 1986. - 126 с.
34. Туранский, И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке / И.И. Туранский. - М.: ВШ, 1990 - 174 с.
35. Туранский, И.И. Содержание и выражение интенсивности в английском языке / Туранский И. И.. - Ленинград, 1991 - 41с.
36. Харченко, О.Д. Деинтенсификация оценочных конструкций в современном английском языке / Харченко О. Д. - М, 2002. - 16с.
37. Цой А.С.Антропоцентрическая лексикография // Русский язык за рубежом. - 2008. - № 1.-С. 43-48
38. Шаховский В.И. Ономасиологические и семасиологические аспекты экспрессивности/ В.И. Шаховский // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов.: Изд-во Ростов.ун-та, 1987. С. 40-47
39. Щипицина Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной
коммуникации: монография. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 238 с.
40. Щипицина Л. Ю. Комплексная лингвистическая характеристика компьютерно-опосредованной коммуникации (на материале английского языка).- Воронеж: ООО «КИРА», 2011. - 40 с.
41. Goroshko O. Ig. Politics 2.0: Global Perspectives and Local Realities // Язык, коммуникация и социальная среда: Сбор. научн. трудов / В. Б. Кашкин, ред. - Вып. 8. - Воронеж: Воронежск. гос. ун-т; Издательский дом Алейниковых, 2010. - р. 64-104
42. Leech Geoffrey Neil. Principles of Pragmatics. London, NY: Longman, 1983. — 257 p.
43. Ostin J. How to Do Things with Words. Oxford, 1962. — 174 p.
44. Turkle Sh. Life on the screen: Identity in the age of the Internet // Sherry Turkle. - New York: Simon & Schuster, 1995. — 352 p.
Интернет источники
45. Варшавчик С. Твиттер и Живой журнал: два разных жанра // РИА
Новости [Электронный ресурс]: URL : http://www.rian.ru/analytics/20100215/209324880.html. - (дата обращения:
06.04.2017) .
46. Горошко Е.И Чирикающий» жанр 2.0 // Твиттер или что нового появилось в виртуальном жанроведении. [Электронный ресурс]: URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=225 (дата обращения: 08.03.2016)
47. Как начать общаться в Твитере // Хабрахабр [Электронный
ресурс]: URL: http://habrahabr.ru/blogs/twitter/64220/. - (дата обращения:
06.02.2018) .
48. Рецепт успешного Твиттера // Блог SEO-дилетанта [Электронный
ресурс]: URL: http://blog.bykvakin.com/arc/2009/07/12/recept-uspeshnogo-
tvittera/. - (дата обращения: 06.02.2019).
49. Andreas Stolcke SRILM-an extensible language modeling toolkit (F)
// Interspeech: [Электронный ресурс]: URL:
http://my. fit.edu/~vkepuska/ece5527/Proj ects/Fall2011/Sundaresan,%20Venkata% 20Subramanyan/srilm/doc/paper.pdf - (дата обращения: 05.04.2019)
50. Grosseck G., Holotescu C. Can we use Twitter for educational activities? , 2008 [Электронный ресурс]: URL: http://adl.unap.ro/else/. - (дата обращения: 06.02.2019).
Источники иллюстрированного материала
51. Джастин Тимберлейк [Электронный ресурс]. // URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Twitter, (дата обращения 10.10.2016).
52. Твиттер Джастина Тимберлейка [Электронный ресурс]. // URL: https://twitter.com/jtimberlake, (дата обращения 10.10.2016).