ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 6
1.1 Психологические защитные механизмы, как
психологический феномен 6
1.2 Копинг-поведение и его связь с защитными механизмами 11
1.3 Особенности социальной депривации у подростков 15
1.4 Выводы 18
II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-
ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИ 20
2.1 Характеристика выборки исследования 20
2.2 Организация исследования 20
2.3 Описание методов исследования 21
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ И
МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 28
3.1 Анализ результатов исследования по методике Плутчика-Келлермана-
Конте «Индекс жизненного стиля» 28
3.2 Анализ результатов исследования по методике «Индикатор стратегий
преодоления стресса» Д.Аммирхан 31
3.3 Анализ результатов исследования «Определение интегральных форм
коммуникативной агрессивности» В.Бойко 33
3.4 Выводы 48
РЕКОМЕНДАЦИИ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Механизмы психологической защиты и копинг-поведение являются одними из важных форм адаптационных процессов реагирования индивидов на стрессовые ситуации[15]. Снижение эмоционального напряжения осуществляется неосознанной деятельностью психики с помощью механизма психологических защит. Копинг-поведение применяется как стратегия действий личности, направленной на устранение ситуации психологической угрозы.
Многие защитные механизмы формируются уже в раннем детстве, которые помогают ребенку закрыться, спрятаться от внешних трудностей и опасностей [33]. Главной детерминантой психического развития ребенка являются взаимоотношения в семье, если же произошло нарушение, то это может привести к дисгармонии эмоционального развития личности, патопсихологии, гипертрофии психологических защит у ребенка [23].
Проблемы формирования защитных механизмов в развитии личности изучались: З. Фрейдом, А. Фрейд, А. Маслоу, Ф. Перлзом и др. В отечественной психологии исследованием занимались: Д.Н.Узнадзе, В.Н. Мясищев, И.М. Никольская, P.M. Грановская и др. Исследованием копинг-поведения занимались: Р. Лазарус, В.Н. Мясищев, Н.А. Сирота,Э. Хайма, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк и др.
Это влияние наиболее значимо в переходный период развития. Следовательно, изучение этой проблемы является наиболее важным, т.к. именно подростковый период является основополагающим в становлении личности и формируется мировоззрение. Этот период считается базой для дальнейшего самоопределения, выбора профессии и жизненного пути. Также умение брать на себя ответственность, за свой выбор и принятие нового положения в обществе [2].
Подростки, у которых нет необходимых жизненных навыков, стратегий поведения, т.е. социально депривированные подростки, неспособны справиться с жесткими требованиями общества. Часто они пребывают в состоянии сильного эмоционального напряжения, из-за того что не знают продуктивные способы снятия стресса. В таких ситуациях подростки используют различные формы защитного поведения, чаще всего деструктивные [48]. Бывает и такое, что использование неверных защитных механизмов может развить отклонение в поведении и привести к девиантным проявлениям. Поэтому обостряется интерес к изучению механизмов психологических защит и копинг-поведения, которые способствуют поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в обществе происходят различные социальные, культурные, политические изменения, которые ведут к увеличению эмоционального напряжения и внутреннего дискомфорта у подростков. Также эти изменения влияют на процесс развития личности и ее социализации. Особенно важно это влияние в переходный период развития социально депривированных детей.
Определение особенностей психологических защит и копинг-стратегий у подростков в условиях социальной депривации позволит расширить представление о причинах, лежащих в основе их деструктивного поведения и описать способы преодоления их негативных последствий.
Объект исследования - подростки 13-15 лет.
Предмет исследования - копинг - стратегии и механизмы психологической защиты подростков в условиях социальной депривации.
Цель исследования - изучение копинг - поведения и механизмов психологической защиты подростков в условиях социальной депривации.
Задачи исследования:
• Рассмотреть проблему изучения механизмов психологической защиты и копинг-поведения в науке;
• Исследовать основные механизмы психологической защиты и копинг-стратегий у подростков;
• Описать особенности социальной депривации у детей подросткового возраста;
• Подобрать методики исследования психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков;
• Провести эмпирическое исследование копинг-стратегий и
защитных механизмов подростков в условиях социальной депривации;
• Разработать рекомендации.
Гипотеза:
• подростки в условиях социальной депривации склонны снимать возникшее напряжение с помощью неконструктивных механизмов психологических защит;
• подростки в условиях социальной депривации чаще используют неэффективные копинг-стратегии.
Методики:
• Опросник Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»
• Методика «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д.Аммирхан.
• Методика «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.Бойко.
Практическая значимость исследование обуславливается возможностью использования психологами, социальными педагогами для наилучшего психического развития подростков, которые подверглись социальной депривации, целью которой является формирование у них более продуктивных механизмов психологических защит и копинг-поведения.
Дипломная работа была посвящена изучению копинг-поведения и механизмов психологической защиты подростков находящихся в условиях социальной депривации.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
• Рассмотрены проблемы изучения механизмов психологической защиты и копинг-поведения в науке;
• Исследованы основные механизмы психологической защиты и копинг-стратегий у подростков;
• Описаны особенности социальной депривации у детей подросткового возраста;
• Подобраны методики исследования психологических защитных механизмов и копинг-стратегий у подростков;
• Проведено эмпирическое исследование;
• Разработаны рекомендации.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, что в условиях стресса психологическая адаптация человека происходит, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и копинг-стратегий.
Изучая понятия «механизмы психологической защиты» и «копинг- поведение» отечественные исследователи рассматривали их как самыми важными формами адаптационных процессов и реагирования индивидумом на стрессовые ситуации, которые дополняют друг друга [29].
Психологическая защита - является неосознанным психическим процессом, который позволяет индивиду снизить эмоциональное напряжение и регулирует поведение, при этом сохраняет неизменной свою самооценку и повышает приспосабливаемость [9].
Под копинг-поведением подразумевается использование различных стратегий совладания со стрессом, которыми индивид пользуется осознанно[31]. Это характерные паттерны защитных механизмов, к которым прибегают здоровые люди.
Но, так же, не следует забывать, что использование механизмов защиты порой могут привести к тяжелым последствиям, нарушениям становления личности, а следовательно к социальной дезадаптации.
Совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка.
Было проведено эмпирическое исследование, которое позволило выявить различия между нормативными и социально депривированными подростками. Наиболее выраженные различия в использовании механизмов психологических защит можно наблюдать по шкалам «Регрессия» и «Проекция», которые используются подростками, находящимися в условиях депривации, значительно активнее по сравнению с нормативными подростками.
При исследовании копинг-поведения выраженным различием является, то что подростки, находящиеся в условиях депривации значительно реже используют стратегию поиска социальной поддержки по сравнению с нормативными подростками.
Подростки, находящиеся в условиях депривации, по большей части настроены агрессивно и враждебно по отношению к не устраивающей их ситуации. Они готовы идти на риск и прилагать много усилий по ее изменению, подростки не стремятся отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость, напротив, они все силы отдают изменению ситуации.
Таким образом, полученные в эмпирическом исследовании данные, их качественный анализ и статистическая обработка позволяет определить, что гипотеза данного исследования получила свое подтверждение:
• подростки в условиях социальной депривации склонны снимать возникшее напряжение с помощью неконструктивных механизмов психологических защит;
• подростки в условиях социальной депривации чаще используют неэффективные копинг-стратегии.
Полученные в работе данные могут быть использованы психологами, социальными педагогами для наилучшего психического развития подростков, которые подверглись социальной депривации, целью которой является формирование у них более продуктивных механизмов психологических защит и копинг-поведения.
1. Алексеенкова, Е.Г. Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов. СПб.: Питер, 2014
2. Андреева Е. Н. Самоотношение подростков // Психология современного подростка. — СПб.: Речь, 2015. — С. 27-37
3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал 2014.- №1.- с. 3-19
4. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 2018
5. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. - М.: МГУ, 2015. - 400 с.
6. Богомаз, С.А., Филоненко, А.Л. Различия в выборе копинг-стратегий лицами с разной склонностью к манипулятивному поведению / С.А. Богомаз, А.Л. Филоненко // Сибирский психол. журн. - 2016. - 10. - С. 122-126.
7. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Психологический журнал. - 2016. - №4. - с. 64-74.
8. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка /Л.И. Божович. - М.:Просвещение, 2014.-127 с.
9. Болотин Ю. Е., Чугунова К. А., Якунина Е. В. Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте // Молодой ученый. —
2017. — №2. — С. 688-690.
10. Боулби Дж. / пер. с англ. Старовойтова В.В. 2 изд. М.: Создание и разрушение эмоциональных связей. Академический проект, 2014. 232 с.
11. Бурлачук, Л.Ф., Психология жизненных ситуаций /Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Наука, 2018. - 412 с.
12. Василюк, Ф.Е. Психологии переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Знание,
2014. -388 с.
13. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. / Под ред. А.М.Матюшкина -- М.: Педагогика, 2015.
14. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопределенности // Ежегодник Российского психологического общества. Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2015.
15. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях // Социол. исслед.- 2014.- N 8-9.- С. 3-16.
16. Грановская Р. М. Практическая психология. - СПб., 2017
17. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты - М.: Изд-во РАГС, 2016 - 125 с.
18. Ермакова О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника
19. Золотарева, О.С. Влияние депривации на развитие Я-концепции детей подросткового возраста: автореф. ... дис. канд. псих. наук / Золотарева Оксана Сергеевна. Астрахань, 2017.
20. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий/ Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2014 - 701с
21. Киршбаум Э.И. Психологическая защита. - М., 2015. - 181 с.
22. Крайг, Г. Психология развития/Г. Крайг. - СПб.: Алетей, 2016. -560 с.
23. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. - СПб., Речь, 2015. - 240 с.
24. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: семейный стресс и совладающее поведение. Научное издание - Кострома: КГУ, 2016. - 245 с.
25. Крюкова, Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения /Т.Л. Крюкова // Психологический журнал. - 2015. - №2. - С. 5-15.
26. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процесс - СП., 2016
27. Либин А.В. Дифференциальная психология. - М.: Смысл, 2015.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /В.С. Мухина.-М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 455 с.
29. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: "Институт практической психологии, Воронеж НПО "МОДЭК", 2015. С.
15- 38.
30. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом //Учебно-методическое пособие - Казань, 2015. - 98 с.
31. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. - 2017. - № 4. - С. 5- 15.
32. Нартова-Бочачер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журнал. 2017, № 5. С. 20-30.
33. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей /И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.:Питер, 2015. - 600 с.
34. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. - Хилсдейл, 2014. - С. 57-6
35. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер,
2015.
36. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / под ред. Л.И. Вассермана. - СПб., 2014. - 49 с.
37. Психотерапевтическая энциклопедия // под ред. Карвасарского Б.Д. СПб.: Питер, 2018. - 752 с.
38. Романова Е.С, Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты.
- М., 2016. - 139.
39. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты,
- издательский центр «Талант» , 2016. - 144с.
40. Сибгатуллина И.Ф., Апакова Л.В. Особенности копинг-поведения в реализации интеллектуальной деятельности субъектами высшей школы // Прикладная психология. - 2014. - № 5, 6.
41. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. // Дисс. докт. мед. наук. - СПб, 2014. - 283 с.
42. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков. // Обозрение медицинской психологии и психиатрии им. В. М. Бехтерева. - 2014. - В. 1. - С. 63-74.
43. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии. - Томск : Изд-во ТГУ, 2016. - 36 с.
44. Туманов Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. - Саратов, 2015.
45. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии - 490 с.. 2016
46. Фрейд А. Эго и защитные механизмы. - М. : Эксмо, 2015. - 256 с.
47. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. - М.:Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2014- 319 с. - (Библиотека психолога)
48. Шпиц, Р.А. Поведение депривированных детей /Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2014.
49. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи . - СПб.: Питер, 2017 - 672 с.
50. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2015.