Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №34870

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
622
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста 8
1.1 Проблемы гигиенического воспитания в рамках психолого-педагогической науки
1.2. Гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка 15
1.З. Пути формирования гигиенических навыков 19
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста 30
2.1. Выявление уровня сформированности гигиенических навыков 32
2.2. Проведение формирующего эксперимента по формированию
гигиенических навыков 39
2.3. Проверка эффективности проделанной работы 51
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения

Сегодня очень остро встает вопрос поднятия уровня здоровья нации как социального благополучия страны. Физическое, психическое здоровье ребенка, его успешная социализация является важным аспектом его обучения, воспитания и адаптации.
Ухудшение здоровья школьников в России за последнее время стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
По данным ученых за последние годы в Российской Федерации увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья: хронические заболевания диагностируются у 45% школьников, 40% - имеют различные функциональные отклонения (миопия, нарушение осанки, психические расстройства, заболевания органов пищеварения и др.) и лишь около 20% учащихся являются здоровыми [4, 26].
Усложняет положение эпидемиологическая обстановка, связанная с ростом таких заболеваний, как туберкулез, кишечные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем [5].
Ежегодно медицинские специалисты регистрируют до 1,5 млн. случаев гельминтозных заболеваний. Паразитарные болезни снижают трудоспособность взрослого населения и являются одной из причин задержки физического и психического развития детей [8, 23].
В связи с создавшейся обстановкой остро встает вопрос об усилении работы по формированию и развитию гигиенических знаний и навыков у детей в образовательных учреждениях.
Основой полноценного развития ребенка младшего школьного возраста является приобщение к основам здорового образа жизни, где большое значение имеет освоение детьми гигиенических навыков.
Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства - актуальная задача современного общества. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровой образе жизни.
Для того чтобы ребенок избежал многих болезней, чтобы организм ребенка развивался нормально, чтобы ребенок пребывал в бодром настроении и в течение дня сохранял высокую работоспособность, он должен следовать простым, но очень важным правилам личной гигиены: уходу за кожей, за полостью рта, волосами, сохранению зрения и слуха. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Большинство современных детей, приходя в школу, не владеют навыками самообслуживания. У детей не развита мелкая моторика и, как следствие, ребята неловко держат ручку, карандаш. Дети не способны удержать мыло при умывании. Не справляются с наведением порядка на своем рабочем месте. Младшие школьники испытывают трудности адаптации в новых школьных условиях. Поэтому мы считаем, что проблема развития гигиенических навыков и навыков самообслуживания у учащихся младших классов является актуальной в наши дни.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Говоря об истории педагогической мысли в отношении формирования гигиенических навыков, нельзя не вспомнить период становления школьной гигиены, который можно отнести к концу 19 и началу 20 века. Еще в 90-х годах 19 века была создана комиссия по школьной гигиене, которая способствовала распространению гигиенических правил. В этот период был введен курс гигиены в школьные программы. Известный ученый А.Н.Марзеев обращал особое внимание на важность гигиенического воспитания детей.
Отечественные педагоги В.А.Горбачева, В.Г.Нечаева, а также психологи С.Г.Якобсон, В.С.Мухина доказали, что дети младшего школьного возраста могут усваивать свободно не только правила, но и нормы поведения. При этом, конечно, большое значение имеет специфика возраста, их индивидуальных особенностей. В работах ученых указано, что дети должны понимать, что в соблюдении определённых правил проявляется уважение к окружающим.
Проблемой формирования гигиенических навыков занимались также ученые Л.С.Выготский, А.Р.Малер, С.Д.Забрамная.
В связи с этим особую актуальность приобретает образование, целью которого является обеспечение формирования у младших школьников важнейших гигиенических навыков, аспекты социальной компетенции. Это позволяет вести независимый образ жизни.
Данная работа представляет собой теоретическое и практическое исследование формирования гигиенических норм младших школьников.
Учитывая сказанное, объектом исследования является гигиенические навыки младших школьников, а предметом педагогическая работа по формированию гигиенических навыков младших школьников.
Гипотеза исследования -при успешной реализации программы внеурочной деятельности «Гигиена Плюс» повысится результат в процессе формирования гигиенических навыков младших школьников, что повлияет на формирование личности.
Цель исследования: опираясь на уже известные данные психологии и педагогики, изучить особенности формирования гигиенических навыков младших школьников.
Для реализации данной цели исследования потребовалось решить ряд задач:
-изучить и проанализировать специальную литературу по формированию гигиенических навыков младших школьников;
-подобрать диагностические методики для обследования гигиенических навыков;
-провести обследование гигиенических навыков младших школьников и выявить уровень их сформированности;
-обработать результаты исследования;
-разработать рекомендации для родителей по формированию гигиенических навыков младших школьников в условиях семьи.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблемам научного исследования;
-эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
-беседа с младшими школьниками;
-метод обобщения, систематизации;
-обработка результатов исследования.
Методологической основой исследования являются умения педагогов и психологов по данной проблеме, а также концепция личностно-ориентированного обучения, концепция о ведущей роли деятельности как средства развития личности младшего школьника.
Значимость исследования обусловлена тем, что вопросы поиска пути повышения уровня младших школьников по усвоению гигиенических знаний и навыков требуют координации данной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами определено научно-экспериментальное направление совершенствования гигиенического воспитания на основе личностно-ориентированного подхода.
В нашей работе разработаны программа внеурочной деятельности «Гигиена Плюс» для учащихся 1 класса.Обоснованы требования к содержанию гигиенического воспитания на основе программы курса, а также определена и показана результативность представленного курса гигиенического воспитания(Приложение №2).
Разработаны рекомендации родителям по формированию гигиенических навыков младших школьников (Приложение №3).
Проведенное нами исследование позволило сформировать ряд положений, которые выносятся на защиту:
1.Здоровье является приоритетной ценностью среди всех ценностных ориентаций младших школьников.
2. Педагогические условия являются основными критериями при формировании гигиенических навыков младших школьников.
3. Педагогическая деятельность, направленная на формирование гигиенических навыков младших школьников строится на основе курса внеурочной деятельности «Гигиена Плюс» и в рамках урочной деятельности курса «Окружающий мир».
Опытно-экспериментальная работа по формированию гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста проведена с двумя группами (контрольной и экспериментальной) учащихся 1 класса в количестве 10 человек в каждой группе на базе экспериментальной площадки в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, включающих в себя параграфы, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведя исследование по проблеме, нашедшей свое отражение в педагогике, мы определили, что формирование у младших школьников гигиенических навыков способствует их успешной социализации и адаптации.
Проведенная опытно-экспериментальная работа с двумя группами учащихся 1 класса в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №41» подтвердила эффективность и результативность проведения личностно-ориентированных уроков по окружающему миру с использованием физкультминуток, интерактивной книжки для формирования уровня гигиенических навыков младших школьников, что в дальнейшем позволило повысить уровень гигиенических навыков младших школьников.
Также мы доказали, что курс программы « Гигиена Плюс» внеурочной деятельности позволяет повысить уровень сформированности гигиенических навыков, что подтверждает нашу гипотезу.
Это дает нам право говорить о том, что уровень социализации младших школьников будет способствовать успешной адаптации, повысит уровень воспитанности школьников.
Мы доказали, что здоровье является приоритетной ценностью среди всех ценностных ориентаций младших школьников, а педагогические условия являются основными критериями при формировании гигиенических навыков младших школьников.
Так же были разработаны рекомендации для родителей младших школьников.
Воспитание гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
Вся работа проходит в системе, поэтому уже к концу первого класса дети усваивают элементарные гигиенические навыки. Мы стремимся к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре; а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье окружающих. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях.
Также мы установили, что педагогическая деятельность, направленная на формирование гигиенических навыков младших школьников, строится на основе курса «Окружающий мир», курса внеурочной деятельности.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 4-е издание, переработанное.- М.:
Просвещение,2011-53с.
2. Анисимова Н.В., Каралашвили Е.А. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. М.: Сфера, 2002.
3. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
4. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебновоспитательного комплекса // Начальная школа - 2001 - № 12 - С. 3-6.
5. Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. М.: «Владос», 2003г.
6. Белостоцкая Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9/ - М.: Просвещение, 2001. - 276 с.
7. Безруких М.М., Филиппова Т.В. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь для школьников. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001.
8. Борисова Т.С. Гигиеническая оценка адаптации детей к обучению в школе: учеб.-метод. пособие / Т.С. Борисова, Л.М. Матюхина. - Минск: БГМУ, 2014. - 60 с.
9. Борисова, Т.С. Гигиеническая оценка состояния здоровья детей и подростков: метод.рекомендации / Т.С. Борисова, Ж.П. Лабодаева. - Минск: БГМУ, 2007. - 39с.
10. Вдовина, Л.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебник / Л.Н. Вдовина, Е.И. Зеркалина, М.П. Носков. - Ростов н/Д : Феникс, 2015. - 342 с. 4.
11. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 244-268 с.
13. Выготский Л.С. Психология / - М.: Академия, 2000. - 456 с.
14. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
15. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
16. ДетствоПод ред. В.И. Логиновой и др. - СПБ.:Акцидент, 2008.
17. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. - Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2004.
18. Ермакова В.И. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. М.: Просвещение, 2002.
19. Зайцев Г.К. Школьная валеология.С-П.: Детство - пресс, 2001.
20.Зайцев Г.К. Твое здоровье. С-П.: Детство - пресс, 2001.
21. Игнатьева, Л.Ф. Оценка адаптационных возможностей организма в системе социально-гигиенического мониторинга детского населения : метод.пособие / Л.Ф. Игнатьева, А.П. Берсенева. - М.: МИОО, 2006. - 64с.
22. Касаткина В.Н. Педагогика здоровья. М.: Линка - Пресс, 2001.
23. Касаткина В.Н. Щеплякина Л.А. Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 класс. М., 2003.
24. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75-78.
25. Кирпичев В. И. Физиология и гигиена младшего школьника: Пособие для учителей. - М.: Гуманист, изд. центр ВЛАДОС, 2002 - 144 с.
26. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., Вако, 2004.
27. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
28. Лавриненко, Г.В. Гигиенические основы закаливания детей и подростков: метод.рекомендации / Г.В. Лавриненко, Ж.П. Лабодаева. - Минск: БГМУ, 2007. - 15с.
29. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007.
30. Лавриненко, Г.В. Социально-гигиенический мониторинг детей и подростков: метод.рекомендации / Г.В. Лавриненко, Е.И. Мельникова: Минск: БГМУ, 2007. - 16с.
31. Марков В.В. Основы здорового образа жизни. М.: Академия, 2001.
32. Мартынова В.Ф. Система валеологического воспитания учащихся в школе: [По материалам исслед., провед. в шк. г. Омска] / В.Ф.
Мартынова, О.Ц. Иващенко // Наука образования. - Омск, 2001. - Вып.
19, ч.2.
33. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
34. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Плешаков, М. А. Ионова,
О. Б. Кирпичева, А. Е. Соловьева]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 143 с. - (Школа России).
35.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996. - 89 с.
36. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.: «Сфера», 2003.
37. Общая гигиена: А. М. Большаков, И. М. Новикова - Санкт-Петербург, Медицина, 2002 г. - 384 с.
38. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
39. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. - 268 с.
40. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
41. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студ. высш. мед.учеб. заведений / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
42. Словарь педагогического обихода/Под ред. проф. Л.М. Лузиной. Псков: ПГПИ, 2003. - 71 с.
43. Стельмаховская В.П. и др. Медико-социальные и гигиенические проблемы оптимизации воспитания школьников-состояние проблемы и приоритетные направления)/В.П. Стельмаховская, А.М. Калиниченко //Восточноевропейский журнал общественного здоровья. 2011. № 1 (13). С. 227-229.
44. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет. Академия развития,
2003.
45. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М-СПб. - Киев: Диалектика, 2000.
46. Яковлева, Т.В. Проблемы и задачи по охране здоровья детей / Яковлева, Т.В., Баранов, А.А. // Вопросы современной педиатрии. - 2012. - Том 10, №2. - С. 7-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ