Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация суффийских тарикатов на территории Чеченской республики в период перестройки в постсоветское время (по вопросам отечественной историографии)

Работа №34866

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

религиоведение

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
621
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Социально-экономические условия и идейные предпосылки трансформации суффийских тарикатов на территории Чеченской Республики в
период перестройки 8
Раздел 2. Основные формы функционирования суффийских тарикатов на территории Чеченской Республики в эпоху либерализма (90-е годы 20 века) .. 36 Раздел 3. Современное состояние суффийских тарикатов на территории Чеченской Республики в эпоху укрепления вертикальной власти в РФ (начало
21 века - по настоящее время) 53
Заключение 53
Список использованной литературы 70



Актуальность и проблематика темы исследования. Ислам - одна из религий мирового масштаба, сыгравшая весомую роль в истории развития человеческой цивилизации и продолжающая оказывать огромное влияние на различные сферы жизни многих стран мира. В современном мире ислам настолько укрепился, что один из пяти человек на земле строит свою жизнь, повернувшись лицом в сторону Каабы - центра исламской цивилизации. Для последователей этой религии мудрость, воля и любовь Аллаха к людям являются составными компонентами духовной жизни.
Важное место в духовной жизни мусульманского мира среди различных мистических течений в культуре ислама занимает суфизм. Научные исследования ученых - историков, исламоведов, философов, и представителей других социально-гуманитарных наук дают возможность вскрыть социальные корни этого мистического течения в исламе, определить его роли в духовном и социальном развитии общества мусульман, противоречивости его идеологических и общественно-политических задач и формирования представлений о его четырнадцативековой эволюции. В период рождения, утверждения и развития данное исламское мистическое течение, исходя из исторических этапов, региональных культурно-духовных и общественнополитических особенностей, проявилось в различных направлениях и формах. За это время суфизм сформировался в совершенное учение.
В мусульманском мире в различных регионах суфизм имеет свои особенности проявления, что связано с традициями и местными обычаями, их образом жизни и мировидения народов, принявшие исламские ценности. Свои специфические социальные, исторические и культурные предпосылки, региональные и этнические факторы функционирования суфизм имеет и на Северном Кавказе. Изучение этих особенностей распространения ислама в различных регионах является важнейшей исследовательской задачей.
Комплексное изучение суфийских тарикатов в контексте историкокультурной и политической ситуации, сложившейся на территории Чеченской Республики в период перестройки в постсоветское время, - одна из актуальных проблем. Важность темы данного исследования определяется тем, что тарикатный суфизм, как система культурных ценностей имеет большое значение в жизни чеченского народа, а его исследование позволяет выработать ориентиры для принятия практических управленческих решений в социокультурных и политических процессах, происходящих на территории Чеченской республики в настоящее время.
Тщательное изучение ритуальных особенностей, идейно-философских оснований и суфийских тарикатов на территории Чеченской Республики, сложившихся в период перестройки в постсоветское время, необходимо не только для научно-познавательных целей, но и для разработки мер противодействия религиозному радикализму и экстремизму, имеющих место на Северном Кавказе.
Степень разработанности проблемы характеризуется повышенным вниманием ученых к исследованию эволюции, идейных основ и ритуальных особенностей суфизма в политической, социокультурной и духовной жизни народов Северного Кавказа. Среди отечественных ученых, интересующихся проблематикой суфизма можно назвать А. В. Авксентьева, В. Х. Акаева, Т. К. Ибрагима,3 А.А. Игнатенко,4 Г. М. Керимова,5 А. В. Крымина,6 К. Мамадова,7
о
А. А. Хисматулина и др.
В произведениях крупнейших мыслителей арабо-мусульманской философии Абу Хамида ал-Газали и Ибн Араби, переведенных на русский язык, раскрыты мистико-философские, духовно-нравственные, социальные аспекты суфизма, которые оказали значительное влияние на идейное и культурное развитие мусульманского мира.
Общетеоретические и конкретно-региональные аспекты проявления суфийского ислама, а также его противоречивое взаимодействие с исламским
Л
радикализмом, рассмотрены в исследованиях ученых: М. А. Абдуллаева, В. Х. Акаева,3 В. Ю. Гадаева,4 А. Зелькиной,5 М. Г. Магомадова,6 М. М. Мустафинова, С. Ц. Умарова, С.-У. Г. Яхиева и др.
Отмечая важность, полученных результатов исследования, в то же время заметим, что проблема становления и развития суфийских тарикатов на территории Чеченской Республики, а также их идеологическая взаимосвязь, проявление ритуальных особенностей не получили системного исследования в отечественной литературе. Вместе с тем, обращение к истории становления и развития суфийской мысли на территории Чеченской Республики в период перестройки в постсоветское время - расширяет исследовательский и познавательный горизонт, обеспечивает ключ к пониманию нынешних духовных, религиозных процессов, происходящих в этом регионе, что позволяет нам принимать адекватные общественно-политические решения.
Объектом исследования выступает суфизм как религиозно-философское учение в культуре народов Чеченской Республики.
Предметом исследования являются идейно-философские и ритуальные проявления суфийских тарикатов на территории Чеченской республики в период перестройки в постсоветское время, обусловленные политическими, социально-экономическими, и религиозно-культурными факторами.
Целью исследования является проведение комплексного анализа трансформации суфийских тарикатов на территории Чеченской республики в период перестройки в постсоветское время (по вопросам отечественной историографии); определение места и роли суфизма в политическом и духовном развития чеченского народа.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
1) изучить социально-экономические условия и идейные предпосылки трансформации суфийских тарикатов на территории Чеченской Республики в период перестройки;
2) охарактеризовать основные формы функционирования суфийских тарикатов на территории Чеченской Республики в эпоху либерализма (90-е годы 20 века);
3) определить современное состояние суфийских тарикатов на территории Чеченской Республики в эпоху укрепления вертикальной власти в РФ (начало 21 века - по настоящее время).
Хронологические рамки исследования охватывают период перестройки в постсоветское время (с 1985 г. по настоящее время).
Методологическую основу исследования составили историкофилософские методы. Важная роль при этом играет принцип преемственности культур, в том числе и религиозной, а также применению системноинтегративного метода, позволяющего выстроить общую модель суфийских тарикатов на территории Чеченской Республики.
Теоретическую основу исследования составили труды известных отечественных востоковедов и философов.
По своей структуре работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование трансформации суфийских тарикатов на территории Чеченской республики в период перестройки в постсоветское время позволило автору работы прийти к выводу, что советская власть с самого начало объявила войну тем, кто был носителем ислама в обществе. Закрывая и уничтожая мечети, власть загоняла духовную жизнь чеченцев на уровень дома, Ислам ушел из публичных мест и переселился в семью, где высшей духовной инстанцией был старший по возрасту, не всегда «подкованный» во многих религиозных вопросах. Но именно таким образом ислам не только не был вытеснен из жизни чеченского общества, а, наоборот, охватил все население. В условиях такого «нелегального» в Чечне прошла жизнь нескольких поколений, начиная с периода перестройки и по настоящее время.
В современной Чеченской Республике суфии составляют, по всей вероятности, примерно 90 % от всего населения. На сегодня в Чечне действуют два основных суфийских тариката - Накшбандия и Кадирия.
Каждый тарикат суфизма в современной Чечне представлен многочисленными суфийскими братствами (чеч. - вирды). К примеру, накшбандийский тарикат в Чечне представлен суфийскими братствами, в то время как кадирийский тарикат - только шестью братствами. Это не могло не сказаться на особенностях политического развития общества. Дело в том, что каждое суфийское братство выражает интересы определенной группы чеченского общества, братства выступают в качестве механизма политического регулирования общества.
При этом стоит иметь в виду последствия доминирования в Советском Союзе политики воинствующего атеизма. Потеряв шейхов и будучи загнанными в подполье, суфийские братства оказались изолированными от внешнего мира, пресеклись их отношения с дагестанскими суфиями. В течение этих лет были утеряны классические суфийские традиции. В подобных условиях большее внимание уделялось сохранению практики суфизма как такового. Он стал менее одухотворенным, была утеряна нить, связывающая местного шейха с суфийским миром. Суфизм оказался полностью привязан к авторитету местного шейха, являвшегося основоположником братства. Вся энергия была направлена на возвеличивание шейха и на факты, подтверждающие исключительное положение шейха конкретного братства в ранге суфийской силы, порой противореча основам ислама.
Наличие двух тарикатов (накшбандийского и кадирийского) вносит в жизнь чеченского общества своего рода конкуренцию. Это выражается в попытках иметь своих людей во власти, в получении мест имамов мечетей и кадиев в селах со смешанными тарикатами. Такого же рода соперничество, быть может чуть менее острое, имеет место и среди суфийских братств одного тариката. В селах, где преимущественно преобладают накшбандийцы, члены суфийских братств могут играть друг против друга, не принимая во внимание интересы кадирийцев. И, наоборот, там, где проживают в основном кадирийцы, они могут вести тайные игры против того или иного суфийского братства из числа своего же тариката.
Особенностью чеченского суфизма является то, что при наличии большого количества суфийских братств нет официальных живых шейхов. Роль шейха того или иного братства чаще всего выполняют члены семьи основателя братства. Роль лидера братства передается по наследству в кругу семьи. При жизни члена семьи, возглавляющего братство, никто не называет его шейхом, его статус как бы скрывается от внешних глаз. Но и здесь есть исключения: одно из самых крупных и активных братств, братство кунтахаджинцев, не имеет явно обозначенного лидера. В данном братстве роль лидера играет в каждом населенном пункте выбранный из числа мюридов (последователей) предводитель (туркх). Все это тяжелые последствия политики воинствующего атеизма, проводившейся в СССР.
Особенностью суфизма в Чечне является и сохранение им со времен Кавказских войн военной структуры. Каждое суфийское братство, в зависимости от масштаба его распространения среди населения Чечни, делится на тысячи, сотни и десятки, во главе которых стоят выбранные предводители. Данная структура позволяет оперативно реагировать на все, что происходит в Чечне, будь то войны или мирные политические процессы, например выборы. В каждом населенном пункте тот или иной предводитель братства берет на себя организацию и решение всех вопросов.
Еще одной особенностью мусульман Чечни является их отношение к муфтияту. Данная структура являет собой исключительно чиновничий аппарат: наличие двух тарикатов и почти трех десятков вирдовых братств не позволяет выбрать единого, всех устраивающего кандидата. При любом исходе выборов всегда есть братства, члены которых отказываются признавать муфтия лидером всех мусульман республики. Муфтий в Чечне - это номинальная фигура, которая без поддержки властей не способна что-либо предпринять в рамках республики.
Суфизм в современной Чечне многогранен, он не понятен и не доступен наблюдателю со стороны. При этом роль суфизма, и в целом ислама очень значима в жизни современного чеченского общества. В то же время, появление в республике салафитского учения смещает акценты во внутричеченском противостоянии, так как речь идет о перетягивании «электората» в сферу влияния нового и более радикального религиозного течения. Влиянию салафитского учения больше подвержена молодежь и культурная элита, не желающие признавать то, что говорят суфии, вступившие в союз с властью. Практически это протест против политики, а не признание радикального течения. Однако в любом случае это имеет место быть, а значит стоит ожидать углубления данного кризиса в ближайшем будущем. Власть, идя на союз с суфиями, дискредитирует суфизм в глазах общества.
Таким образом, говоря о трансформации суфийских тарикатов на территории Чеченской республики в период перестройки в постсоветское время, стоит иметь в виду, что ему присущи многие общие тенденции развития религии в условиях российского общества, но есть и сугубо специфические моменты, которые позволяют доминировать именно суфийскому элементу.


1. Абдулагатов З.М. Идеология «ваххабизма» в молодежном крыле салафитского движения Дагестана // Дагестанский социологический сборник. - Махачкала, 2009. - С. 15-21.
2. Абдуллаев М. А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. - Махачкала, 2000. - 290 с.
3. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984. - 287 с.
4. Акаев В. Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994. - 255с.
5. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. - Ростов н/Д, 2004. - 212 с.
6. Акаев В.Х. История и специфика современного исламского возрождения в Чеченской Республике // Центральная Азия и Кавказ. - 2011. - № 3. - С. 104-119.
7. Акаев В.Х. Северокавказский ваххабизм - разновидность исламского радикализма // Научная мысль Кавказа. - Ростов н/Д, 2000. - № 3. - С. 5661.
8. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры: дисс. докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2004. - 390 с.
9. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. - Махачкала, 1999.
- 295 с.
10. Акаев В.Х., Вок Г.Б., Керимов М.М. Ислам в Чечне (традиции и современность). - Грозный. 2006. - 357 с.
11. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. - М.: Наука, 1980. - 376с.
12. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе.
- М.: Карнеги, 2007. - 395 с.
13. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. - М.: Наука, 2000. - 375 с.
14. Беннигсен А.Суфизм в СССР: библиография советских источников // Обзор по Центральной Азии. - 1986. - №2-4. - С.81-85.
15. Бережной С.Е. Справка по проблемам предупреждения террористических угроз и конфликтных ситуаций на территории ЮФО. - 2005. - Январь- март.
16. Бугай Н.Ф. Репрессивные народы России: Чеченцы и ингуши. - М.:
Память, 1994. - 398 с.
17. Ворошилов К.Е. Письмо Сталину от 21 января 1923 года. Российский государственный архив социально-политической истории, ф. 74, оп. 2, д. 37, лл.3-5.
18. Гадаев В. Ю. За частоколом мюридизма. - Грозный, 1987. - 190 с.
19. Гарсаев В. Чечня - многонациональная республика // Объединенная газета. - 2005. - № 26 (82). - С. 12-17.
20. Государственный архив Чеченской республики. Ф. 614-р, оп. 1, д.48, л. 8.
21. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. - Ростов н/Д, 2001. - 377 с.
22. Добаев И.П. Новые тенденции в террористическом движении в контексте геополитических трансформаций на Юге России // «Евразийский проект: кавказский вектор»: Мат. науч.-практ. семинара (Азов 20 сентября 2005 г.). - Азов, 2005. - С.27-35.
23. Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 г. - М., 2006. - 305 с.
24. Ельсаев А. А.-Х. Особенности модернизации политического процесса в условиях социальной депривации (на примере Чеченской Республики): дисс. ... канд. полит. наук. Ростов н/Д, 2005. - 190 с.
25. Заурбеков М.Д. Шейх Али Митаев: патриот, миротворец, политик. - М.: Карнеги, 2005. - 210 с.
26. Зелькина А. О роли накшбандии в Кавказской освободительной войне // Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Материалы международной научной конференции 13-14 октября 1993 г. - Махачкала, 1997.- С.55-65.
27. Зинченко М.С. Политизация ислама как фактор современного политического процесса: дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2009. - 193 с.
28. Ибн Араби. Геммы мудрости // Великий шейх суфизма. - М., 1993. - С.92-110.
29. Ибн Араби. Наставления ищущему Бога // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. - М., 1998. - С.78-100.
30. Ибрагим Т.К.Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. - М., 1988. - С.85-131.
31. Игнатенко А.А. Зеркало ислама.- М.: Русский институт, 2004. - 216 с.
32. Кадыров А.-Х. Выбор пути. - Грозный, 2003. - 510 с.
33. Кадыров А.-Х. Мой выбор (записки чеченского лидера). - М.: Карнеги, 2002. - 196 с.
34. Керимов Г.М. Газали и суфизм. - Баку, 1980. - 315 с.
35. Клята С.И. Мусульманский фактор в России XXI века // «Радикальное направление в исламской идеологии»: Мат. всеросс. науч.-практ. семинара (Ростов-на-Дону, 23-24 мая 2006 г.). - С.72-81.
36. Конфликт - Диалог - Сотрудничество / Междунар. общест. Организация «Центр политических и стратегических исследований». - М., 1999. - № 1. - С. 60-65.
37. Крымин А.В. Тарикат // Кавказский сборник. Т. I (33). - М., 2004. - С.82- 90.
38. Курбанов Р.Т. Взаимодействие власти и религии в Дагестане: опыт, ошибки, уроки. - Ростов н/Д, 2005. - 200 с.
39. Курбанов Х.Т. Эндогенные и экзогенные факторы радикализации ислама на Северо-Восточном Кавказе. - Ростов н/Д, 2006. - 315 с.
40. Ленин В.И.ПСС.Т. 41. - 729 с.
41. Лукьянов А. К. Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии. - М.: Институт востоковедения РАН, 2001. - 190 с.
42. Магомадов М. Г. Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале ХХ века: автореф. дисс... канд. филос. наук. - М.: МГУ, 2003. - 25с.
43. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. - М.: ЦСиПИ, 2000. - 84 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ