Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГУЛЯТОРНЫЕ ФУНКЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Работа №34864

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
588
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития регуляторных функций дошкольников и психологической готовности к школе
1.1. Понятия представления возрастных психологических регуляторных
функций 6
1.2. Развитие регуляторных функций в дошкольном возрасте 12
1.3. Психологическая готовность к обучению в школе 23
Выводы по I главе 25
Глава И. Методы и организация исследования регуляторных функций и готовности к школе дошкольников
2.1. Организация экспериментального исследования 27
2.2. Методы исследования регуляторных функций 28
2.3. Процедура исследования 31
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 32
Выводы по II главе 33
Глава III Исследование регуляторных функций дошкольников и их готовности к обучению в школе
3.1. Результаты исследования и их обсуждение 34
3.2. Связь между основными компонентами регуляторных функций и
компонентами психологической готовности к школе 44
Выводы по III главе 48
Заключение
Литература

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что регуляторные функции оказывают влияние на различные компоненты академической успешности детей. Кроме того, одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Так, что же такое регуляторные функции, и зачем их развивать у детей?
Регуляторные функции (Executive functions) - это «главный штаб», который помогает организовать ребенку любую деятельность: познание, обучение, поведение, эмоции.
«Регуляция» означает целый набор достаточно сложных навыков:
• постановка цели: что именно я хочу сделать
• планирование последовательности действий: как я хочу достичь цели
• контроль за выполнением текущей задачи: правильно ли я всё делаю
• умение переключаться с одной задачи на другую, от одного способа действия к
другому
• концентрация внимания, способность не забывать о цели в течение длительного времени
• способность не отвлекаться от главного на посторонние «шумы».
Скорее всего, вы можете мысленно представить поведение детей, у которых регуляторные функции развиты недостаточно. Они невнимательны, импульсивны и нетерпеливы. Таким детям сложно долго сосредотачиваться на чем-то одном, они часто отвлекаются, бросают дело незаконченным. Они чрезмерно подвижны. Не всегда могут вести себя в рамках приличий, нарушая правила поведения и личные границы других людей. Очень часто недостаточное развитие регуляторных функций сочетается с повышенной утомляемостью, и за гиперактивностью таких детей скрывается усталость.
В школе дети с неразвитыми регуляторными функциями сталкиваются с большим количеством трудностей. Им сложно просидеть за партой целый урок, удержаться и не выкрикнуть с места, сразу включиться в выполнение задания, проверить, насколько правильно они выполнили поставленную задачу. При письме, к примеру, ребенку с дефицитом регуляторных функций сложно переключиться при написании сходных элементов букв; при использовании знаков препинания, запятых и точек, он совершает много орфографических ошибок, хотя знает правила. Как правило, попытка преодолеть эти трудности «в лоб» многократным переписыванием и зазубриванием правил не помогает.
Работа регуляторных функций в большей степени обеспечивается морфофункциональными структурами лобных долей больших полушарий головного мозга. Также, важны корково-подкорковые взаимодействия. Созревание лобных отделов достаточно продолжительно, полной своей зрелости они достигают лишь к 21 годам. Важно, что созревание происходит скачкообразно, в 7-9 лет, в 16-18 лет дети проходят критические периоды в развитии этих структур. А значит и способность ребенка управлять своим поведением, концентрироваться на задании, умение заставить себя делать то, что не хочется возрастает с каждым таким «скачком». Дети научаются всё лучше контролировать себя.
В связи с этим вопрос о взаимосвязи формирования регуляторных функций дошкольников и их готовности к школе приобретает особую актуальность.
В нашем исследовании мы будем рассматривать взаимосвязь формирования регуляторных функций дошкольников и их готовность к школе в возрастные периоды 5-6 лет и 6-7 лет.
Противоречия.
Выявленные противоречия обусловили проблему: какова взаимосвязь формирования регуляторных функций дошкольников и их готовности к школе.
Цель исследования - выявление взаимосвязи развития или формирования регуляторных функций дошкольников и готовности к школе в возрастные периоды 5-6 лет и 6-7 лет.
Объект исследования - регуляторные функции дошкольников.
Предмет исследования - регуляторные функции дошкольников как фактор готовности к школе.
Гипотеза исследования. Готовность к школе зависит от формирования регуляторных функций дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретическое исследование регулятивных функций у дошкольников.
2. Исследовать регулятивные функции детей в возрасте 5-6 лет и 6-7 лет.
3. Определить степень готовности к школе детей 5-6 лет и 6-7 лет.
4. Провести сопоставление динамики регуляторных функций степени готовности к школе детей в возрасте 5-6 лет и 6-7 лет.
Методологическую основу данной работы составляют признанные философские, психологические и педагогические концепции и теории: Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, А.И. Леонтьева, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, А.Н. Веракса и многие другие.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; совокупность, группирование;
• эмпирические: метод продольных срезов, тестирование;
• статистические: математическая и статистическая обработка
полученных в ходе исследования результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ «Детского сада № 104 Советского района города Казани. В лонгитюдном исследовании приняли участие 16 детей - 12 мальчиков и 4 девочки. Методики исследования.
В основу нашего исследования легли методики из нейропсихологического диагностического комплекса NEPSY-II (Korkman, 1999; Korkman et al., 2007), направленного на оценку психического развития детей в возрасте 3-16 лет. Согласно авторам данного комплекса методик, он основан на культурно-историческом подходе, представленном, в первую очередь, в работах А.Р. Лурия. Выбранные из комплекса субтесты были дополнены рядом самостоятельных методик, широко использующихся в практике зарубежных исследований. Это позволило нам создать оригинальную тестовую батарею обследования детей старшего дошкольного возраста, которая включает в себя три блока взаимодополняющих методик, направленных на измерение социального интеллекта, интеллектуального развития и развития регуляторных функций:
На первой встрече с ребенком:
1. Прогрессивные матрицы Равена;
2. Тест «Повторение предложений» (Sentence Repetition»);
3. Методика ) Группирование карточек с переключением («Dimensional Change Cart Sort» (DCCS))
Вторая встреча:
1. Субтест «Theory of mind»;
2. Тест тревожности Теммл, Дорки, Амен;
3. Тест «Торможение» (Субтест «Inhibition»)
Третья встреча:
1. Методика «Test of emotional comprehension (TEC);
2. Методика «Affect Recognition»;
3. Тест «Образная память» («Memory for designs»).
На последнем этапе исследования проведен блок методик на определение готовности к обучению в школе согласно методическим рекомендациям Управление образования ИКМО г. Казани. В данном пакете представлен комплекс психодиагностических методик для детей старшего дошкольного возраста позволяющий разносторонне оценить уровень психологической готовности ребенка к обучению в школе, выявить особенности его развития и соответствие возрастным психологическим нормам и целевым ориентирам ФГОС ДО:
1) 1. Личностно-мотивационный блок. Мотивационная готовность
Методика «Выбери картинку» (методика Гинзбург М.Р., экспериментальные материалы и система оценки Пахомовой И.Ю., Овчаровой Р.В.);
2) IL Блок «Представление о целях деятельности».
Принятие учебной задачи (представление о целях деятельности)
Задание Ns 1. Тест «Раскрась картинку» Кравцова Е.Е.
3) III. Блок «Представление о содержании и способах выполнения учебной деятельности».
Графические навыки, зрительный анализ
Задание № 2. Методика «Нарисуй фигуры» (Бендер Л.)
4) IV. Блок «Информационная основа деятельности»
Задание № 3. Слуховая память. Внимание. Восприятие.
Методика «Слушаем и рисуем» (Тихомирова Л.Ф.)
5) Задание Ns 4. Зрительная память.
Методика «Узнавание фигур» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.)
6) Задание № 5. Внимание. Методика «Шифровка» (Векслер Д.)
7) Задание № 6. Мышление.
Методика «Раздели на группы» (модификация методики Ермолаевой М.В.)
8) Задание № 7 . Мышление.
Методика «Пятый лишний» (авторская модификация)
9) V. Блок «Управление деятельностью и принятие решений»
Задание № 8.
Методика «Графический диктант» (по Нижегородцевой В.Н., Шадрикову В.Д.)
Выбор методов обработки данных, включающих: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) анализ:
• ANOVA (однофакторный дисперсионный анализ)
критерий Т - Стьюдента для парных выборок. Выявление тенденций корреляционной связи значений и показателей развития с помощью корреляционного анализа Спирмена.
• корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена);
• кластерный анализ (анализ к-средних).
Выборка: дети в возрасте 5-6 лет и в возрасте 6-7 лет из обычного государственного детского сада г. Казани.
Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, использованием комплексных методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, экспериментальным подтверждением полученных результатов. Подобранные методики проанализированы на соответствие их требованиям к публикациям в отечественных и зарубежных научных изданиях (базы РИНЦ, ВАК, Scopus).
Практическая значимость данного исследования является в том, что раскрыть взаимосвязь развития регуляторных функций у детей и их готовностью к обучению в школе. Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию возрастных особенностей становления регуляторных функций у дошкольников. В первой главе нами был проведен анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы по проблеме развития регуляторных функций, мы рассмотрели особенности развития регуляторных функций у детей старшего дошкольного возраста. В процессе теоретического анализа выявлено, что регуляторные функции направлены на регуляцию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с окружающим миром. Развитие в дошкольном возрасте регуляторных функций является одним из непременных условий для дальнейшего развития. Основные компонентами регуляторных функций являются рабочая память, гибкость внимания или переключение, сдерживающий контроль, которые являются одним из непременных условий успешного обучения детей. Как известно дети дошкольного возраста проявляют свое любопытство к окружающим предметам и выполнение различных действий сними только до тех пор, пока не потеряют к ним свой интерес. Основной формой обучения и вид деятельности дошкольников является игра, продолжительность по времени составляет 20-25 минут.
Полученные результаты в ходе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, мы разработали план по выявлению уровня развития регуляторных функций у дошкольников. Таким образом, наша работа которая включает в себя цели, задачи, исследования, была выполнена. Проведенное исследование показало, что результаты набор методик достаточно хорошо взаимодействуют друг с другом и позволяют нам увидеть развитие у дошкольников основных компонентов регуляторных функций. По результатам исследования произвольность оказалась связана с уровнем развития интеллекта, с уровнем развития зрительной памяти и визуальнопространственной ориентации и при выполнении пробы на называние и торможения. Так же есть связь между развитием слуховой и вербальной памяти. Успешность выполнения исследования заданий так или иначе связаны между собой. Несмотря на различные теоретические подходы к пониманию развития регуляторных функций в дошкольном возрасти, проведенное исследование показало, что все диагностические методы, использованные нами достаточно эффективны в измерении уровня развития регуляторных функций.



1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария. // Национальный психологический журнал. -2016.-№4(24).-С. 14-22.
2. Андерсон Д.Р. Когнитивная психология 5-е издание Серия: «Мастера психологии». Издательство: СПб.: Питер, -2002. - С. 356.
3. Веракса А.Н. Дошкольное образование трех культурах // Современное дошкольное образование: теория и практика. Т.38. № 5. - 2013. - С. 58-63.
4. Веракса А.Н. Развитие регуляторных функций дошкольников в образовательном процессе. // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2015. - Т. 3. - С. 65-73.
5. Веракса А.Н. Социальный аспект в развитии регуляторных функций в детском возрасте: обзор современных зарубежных исследований. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. № 4 - С. 91-101.
6. Веракса А.Н. Обзорно-аналитические исследования. // Психология. Вести. Моек. Ун-та. сер. 14. № 3. - 2015. - С. 66-70.
7. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // журнал «Вопросы психологии». № 3. - 1996. - С. 14- 26.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. // - М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо. - 2005. ил. - (Библиотека всемирной психологии) - С. 592.13-16.
9. Выготский Л.С. Психология / /Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, - 2000. - С. 1008(Мир психологии).
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. // Гл.ред. А.В. Запорожец. -
М.: Педагогика, 19882-1984. Т.4: Детская психология // Под.ред. Д.Б.
Эльконина. - 1984. - С. 433.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. Проблемы развития
психики // Под редакцией А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, - 1983. - С.
24; 241-244, ил - (Акад. пед. наук СССР).
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии: двенадцатый год издания / Ред. В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. №6.-1966.-С. 62-77.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. // - М.: Издательство Смысл, -2004.
14. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.
- М.: Просвещение, - 1999. - С. 183-186.
15. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимание [Текст] // П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльникова. - М.: Директ Медиа, - 2008. - С. 223.
16. Журнал: Вопросы психологии. // Издательство: ООО «Вопросы
психологии» (Москва). - С. - 150-164.
17. Коломинский Я.Л. Развитие волевой сферы ребенка / Я.Л. Коломинский,
Е.А. Панько, С.А. Игумнов // Психическое развитие детей в норме и паталогии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л.
Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб., 2004. - С. 270-279.
18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. //
- М.: Педагогика, - 1983. - С. 303-323.
19. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, - 1995. - С. 4-
6.
20. Леонтьев А.Н. Воля // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 1993. - № 2. - С. 3-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ