Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТИПОЛОГИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №34855

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
804
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика имен прилагательных в русском языке 7
1.1. Лексико-грамматические признаки адъективных слов 7
1.2. Семантическая классификация качественных имен прилагательных 15
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Имена прилагательные как средство вербализации чувственного восприятия 22
2.1. Модусы перцепции и процесс познания окружающего мира 22
2.2. Типология перцептивных прилагательных 25
2.2.1. Адъективы зрительного восприятия 27
2.2.2. Адъективы слухового восприятия 30
2.2.3. Адъективы ольфакторного восприятия 32
2.2.4. Адъективы вкусового восприятия 35
2.2.5. Адъективы осязательного восприятия 37
2.3. Полифункциональность перцептивных прилагательных и явление
синестезии 41
Выводы по второй главе 48
Глава 3. Методические аспекты изучения имен прилагательных в средней школе 50
3.1. Имена прилагательные как средство развития речи учащихся 50
3.2. Система заданий и упражнений 55
3.3. Технологическая карта урока русского языка на тему «Качественные
имена прилагательные» 64
Выводы по третьей главе 65
Список литературы


Как известно, восприятие окружающей действительности происходит с помощью пяти внешних органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Благодаря данным модусам перцепции человек преобразует окружающую действительность сообразно своим потребностям и целям. Основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что человек живет не в мире изолированных предметов и вещей, а в мире сложных ситуаций, имея дело с «целыми образами». Отражение этих образов опирается на совместную деятельность органов чувств, синтез отдельных ощущений в комплексные системы [Лурия 1975: 76]. Вопросом отражения образов в системе ощущений человека занимались такие выдающиеся психологи, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин.
В современной лингвистике все большую популярность обретает идея о том, что понять природу языка можно лишь в ракурсе изучения человеческого мышления и процесса восприятия. Как известно, посредством языка происходит вербализация чувственно воспринимаемых реалий мира, которые номинируются различными классами существительных, глаголов и прилагательных. Как пишет Л.В. Лаенко, «выражая ощущения посредством языка, мы одновременно двояко оцениваем окружающую нас действительность: объективно (соизмеряем собственные ощущения с чужим опытом и знаниями о мире) и субъективно (соизмеряем собственные ощущения с индивидуальными особенностями)» [Лаенко 2005: 45].
Перцептивные признаки и процессы находят отражение в семантике различных единиц языка, и в частности, в семантике перцептивных прилагательных. Сложность процесса отражения воспринимаемых объектов в сознании человека, а также недостаточная изученность перцептивного класса слов в русском языке свидетельствует об актуальности предпринятого нами исследования.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступили имена прилагательные, характеризующие процесс чувственного восприятия и познания окружающего мира. «Имя прилагательное - лексикосемантический класс предикативных слов, обозначающих непроцессуальный признак (свойство) предмета, события или другого признака, обозначенного именем» [Лингвистический 1990: 563].
Предметом непосредственного лингвистического анализа стали перцептивные прилагательные русского языка, а именно группы адъективов, объективирующих специфику зрительного, акустического, обонятельного, вкусового и осязательного восприятия. Перцептивные прилагательные - подтип качественных прилагательных, обозначающий признаки, возникающие в сознании человека в результате одноэтапной мыслительной операции сопоставления воспринятого органом чувств объективного свойства предмета с представлением о «норме» для данного признака для данного класса предметов. «Критерием разграничения внутри перцептивных прилагательных выступает то, каким органом чувств воспринимается признак предмета». На этом основании выделяются лексико-грамматические группы прилагательных зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, осязательного восприятий [Шрамм 1979: 46].
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые осуществлено системное изучение лексико-семантической группы прилагательных чувственного восприятия с точки зрения соотношения модусов перцепции и языковой объективации непроцессуального признака как логико-семантической категории. В исследовании представлена развернутая типология перцептивных прилагательных русского языка и ее лингвометодическая интерпретация.
Материалом для исследования послужили лексикографические источники: «Словарь русского языка» под редакцией А.П. Евгеньевой [1984], «Большой толковый словарь» С.А. Кузнецова [1998], «Словарь-тезаурус русских прилагательных, распределенных по тематическим группам» Л.Г.Бабенко [2014], «Национальный корпус русского языка» (всего проанализировано 642 лексические единицы и 350 отрезков текста).
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы на занятиях по русскому языку в средней и высшей школе. Разработанные методические рекомендации и дидактический материал могут быть внедрены в образовательный процесс с целью развития коммуникативных навыков учащихся.
В работе были использованы следующие методы: структурно семантический, описательный, метод анализа словарных дефиниций, семантическо-компонентный анализ, метод сплошной выборки.
Цель работы - построить типологию русских перцептивных прилагательных с учетом ее методической и лингводидактической релевантности для процесса обучения.
Для достижения данной цели в работе ставятся и решаются следующие задачи:
1. Выявить лексико-грамматические признаки адъективных слов;
2. Рассмотреть семантическую классификацию качественных прилагательных;
3. Охарактеризовать основные модусы перцепции и их взаимодействие с процессом языковой номинации;
4. Построить типологию перцептивных прилагательных в русском языке;
5. Рассмотреть явление синестезии в сфере прилагательных чувственного восприятия;
6. Дать методические рекомендации по изучению качественных прилагательных на уроках русского языка в средней школе;
7. Разработать систему заданий и упражнений по развитию речи;
8. Представить описание технологической карты урока на тему «Качественные имена прилагательные».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Апробация работы. Результаты проведенного исследования были представлены на студенческой олимпиаде по русскому языку (2017), итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского Федерального университета (2018). На Конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященных традициям и современной языковой культуре русскоязычного населения Республики Татарстан (2018), наша работа заняла II место.
По теме исследования было опубликовано 2 статьи.
Мурашова М.И. Лексико-семантическая группа перцептивных прилагательных в русском языке // Традиции и современное состояние русского языка в Республике Татарстан / под ред. Е.А. Горобец. - Казань.: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - С. 83-86.
Мурашова М.И. Лексико-семантическая группа перцептивных прилагательных в русском языке // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2018 года: сб. статей: [в 5 т.]. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. - Т.1: Институт филологии и межкультурной коммуникации. Институт психологии и образования. - С. 44-47.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Собранный и систематизированный нами материал позволил прийти к следующим выводам и обобщениям:
1. Традиционно в русистике выделяют три лексико-грамматических разряда прилагательных: качественные, относительные и притяжательные. Семантические группы прилагательных различаются по их способности выступать в атрибутивной и/или предикативной позиции. Качественные прилагательные отличаются от относительных по ряду словообразовательных, лексических и грамматических признаков. Они обозначают признаки, имеющие количественную характеристику, способную проявляться в большей или меньшей степени, тогда как признаки, обозначаемые относительными прилагательными, этого лишены. Среди грамматических особенностей качественных прилагательных следует выделить и наличие у них краткой формы. Главным деривационным признаком качественных адъективов выступает их способность к образованию отвлеченных существительных и форм субъективной оценки.
2. Доказано, что граница между качественными и относительными прилагательными условна и подвижна, что во многом обусловлено тем, что прилагательные русского языка не обладают строгими грамматическими признаками, позволяющими представить данную группу слов в виде последовательной и структурированной классификации. В работе представлены примеры перехода относительных адъективов в качественные и наоборот. Так, приобретая качественное значение, относительные прилагательные приобретают и свойства качественных, т.е. начинают изменяться по степеням сравнения, образуют краткую форму, степени качества, наречия на -о.
3. Обобщенная лексико-семантическая классификация качественных имен прилагательных включает в себя следующие группы адъективов: называющие признаки предметов, воспринимаемые органами чувств; различные качества людей и животных - их возрастные, физиологические, интеллектуальные свойства и качества; пространственные характеристики - размер, величину, форму, расположение; оценку предмета или события.
4. В работе констатируется, что сущность перцепции - это отражение окружающей действительности в сознании человека. Когнитивная лингвистика исследует пять основных модусов перцепции: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание обращая особое внимание на их объективацию в языке. Нами установлено, что перцептивные признаки и процессы находят отражение в семантике различных единиц языка, и в частности, в семантической структуре имен прилагательных.
5. Семантический класс эмпирийных прилагательных включает в себя адъективы, обозначающие признаки, воспринимаемые с помощью органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкусовых рецепторов. Группа прилагательных зрительного восприятия включают в себя адъективы, обозначающие следующие признаки: характер зрительного восприятия; внешние качества предмета; цвет; проявление цветового признака; расцветка; изменение цветового признака. Класс прилагательных акустического восприятия может выражать: непосредственный процесс акустического восприятия; звуки, их разновидности и источники. Адъективы обонятельного восприятия характеризуют запахи окружающего мира. Прилагательные вкусового восприятия обозначают вкусовые признаки какого-либо объекта; тогда как прилагательные осязательного восприятия - качества поверхности и структуры предмета.
6. Прилагательные зрительного восприятия представляют собой многочисленную, четко очерченную группу слов, не имеющую тенденции к расширению. Из всех зрительных ощущений именно цветовые являются прототипическими, они первыми получили формы объективации в языке, тогда как остальные типы зрительных ощущений предполагают дальнейшие логические операции. Прилагательные-цветообозначения подразделяются на две подгруппы - собственно колоративы и прилагательные, выражающие дополнительные цветовые характеристики.
7. Выявлено, что адъективы акустического восприятия обозначают следующие звуковые признаки: силу звука, наличие/отсутствие звучания, тембр звука, громкость звучания, особенности звучащей человеческой речи.
8. Доказано, что языковая объективация обонятельных ощущений в языке осуществляется при помощи разных прилагательных. Так называемые «запаховые атрибуты» способны характеризовать различные свойства запаха, а также непосредственно запахи отдельных веществ. Наряду с данной классификацией запаховых прилагательных, выделяются и адъективы, обозначающие особенности психологического восприятия запаха, его силу, источник, привычность/непривычность.
9. Установлено, что прилагательные вкусовой перцепции не обладают высокими показателями частотности, что может быть объяснено уникальностью и сложностью вкусовых рецепторов человека. Зачастую для обозначения вкусовых ощущений используются прилагательные осязательной перцепции.
10. Адъективы осязательного восприятия представлены нами в трех тематических группах: прилагательные, обозначающие температурные признаки предмета; прилагательные, выражающие признаки, которые обусловлены наличием / отсутствием влаги; адъективы, обозначающие признаки какой либо поверхности. Класс слов, выражающий температурные качества, представляет собой два антонимических блока.
11. В рамках исследования было изучено явление полифункциональности адъективных слов. Данное явление предполагает возможность перцептивных прилагательных русского языка называть признаки, которые воспринимаются разными органами чувств одновременно. - переноса признака, воспринимаемого одним органом восприятия, в сферу другого чувства. Нами было подробно описано явление синестезии, при котором чувства и ощущения человека смешиваются, и он начинает слышать и осязать звук, слышать и видеть цвет и т.д. Синестезия выступает как глубинный механизм сознания, оперирующий на допредметном уровне репрезентации объекта субъекту и осуществляющий закономерную трансформацию содержания и материала одной перцептивной модальности (зрения, вкуса, запаха, слуха) в форму другой модальности (осязания) и т.д. Этот языковой процесс определяется как метафорическое выражение, сформировавшееся на стыке различных чувств. Прилагательные чувственной перцепции предрасположены к метафоризации по причине их легкого приспособления к существительным различной семантики.
12. Ориентир современных школьных программ по русскому языку ставит первоочередную задачу методических поисков, направленных на определение роли и места уроков развития речи. Речевое развитие учащихся остается актуальным для всех звеньев школы, так как оно выступает и как цель обучения языку, и как средство формирования языковой личности.
13. Изучение имен прилагательных в школе начинается уже в начальной школе, где осуществляется знакомство учащихся со словами данной части речи. Для успешного теоретического и практического усвоения имен прилагательных учителю необходимо разработать систему упражнений и заданий, направленных на постепенное усложнение как лексического, так и грамматического материала.
14. На этапе работы над лексико-семантическими группами имен прилагательных учителю важно подчеркнуть лексико-категориальные значения качественных, относительных и притяжательных прилагательных, обратить внимание учащихся на морфологические признаки адъективов каждой группы. Упражнения, нацеленные на описание внешности героя, картины, пейзажа, поиск подходящих по смыслу прилагательных - неотъемлемая составляющая уроков развития речи в школьном курсе.
15. В ходе разработки методических рекомендаций нами была составлена технологическая карта урока русского языка на тему «Качественные имена прилагательные», где подробно описаны цели каждого этапа урока, методы и приемы работы учителя. Технологическая карта позволяет систематизировать работу на уроке, подробно описать каждый этап учебного процесса и предугадать возможные проблемы. На спроектированном нами уроке большое внимание уделяется роли качественных имен прилагательных в описании предметов и явлений окружающего мира. На уроке ученики самостоятельно приходят к выводу о том, что адъективы привносят в текст различные оттенки значения, делают описание более ярким и полным.
16. Перспектива исследования видится в описании других классов перцептивной лексики как в собственно линвгистическом, так и в методическом аспектах.



1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 896 с.
2. Арутюнова Н.Д. Языковая метафора (Синтаксис и лексика) / Н.Д. Арутюнова // Лингвистика и поэтика. - М.: Наука, 1979. - С.147-173.
3. Балалыкина Э.А. Современный русский язык. Морфология. Часть 1: Имена. Наречия. Категория состояния / Э.А. Балалыкина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 172 с.
4. Барабанщиков В.А. Детерминация перцептивного процесса (к вопросу об объяснении феноменов восприятия) / В.А. Барабанщиков // Методология и история психологии. - 2008 - Том 3. - Выпуск 1. - С. 117127.
5. Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. - М.: Наука, 1989. - С. 514.
6. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс. / Под науч. рук. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.
7. Баранов Р.Е. Пособие по русскому языку с основами языкознания. - М.: МИГУ, 2015. - 149 с.
8. Батуев А.С. Введение в физиологию сенсорных систем / А.С. Батуев, Г.А. Куликов. - М.: Высшая школа, 1993. - 342 с.
9. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Учеб. пособ. Для филол. спец. ун-тов. /В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др. Под ред. В.А. Белошапковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1989. - 800 с.
10. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики:
Качественность и количественность / Отв. ред. А.В. Бондарко. - СПб.: Наука, 1996. - 264 с.
11. Бордовская А.И. Средства номинации синестетических
соощущений (на материале английских и русских художественных текстов): дис. .. .канд. филол. наук / А.И. Бордовская. - Тверь, 2005. - 178 с.
12. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: Пер. с англ. Отв. ред. М.А. Кронгауз, вступ. ст. Е.В. Падучевой. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
13. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии
познания, в 2 т. / Б.М. Величковский. - М.: Академия, 2006. - 432 с.
14. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / Под ред. Г.А. Золотовой. - 4-е изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 720 с.
15. Гак В.Г. Метафора: универсальное и специфическое / В.Г. Гак // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука,1988. - С. 11-26.
16. Глазунова Е.А. Функционально-семантическое поле перцепции / Е.А. Глазунова // Культура народов Причерноморья. - 2007. № 110, Т.1. - С. 118 - 120.
17. Григорьева О.Н. Цвет и запах власти. Лексика чувственного восприятия в публицистическом и художественном текстах. - Учеб. пособ. М.: Флинта, Наука, 2004. - 248 с.
18. Дейкина А.Д. Ориентировочное планирование работы в VIII классе по УМК Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой (науч. ред. Н.М. Шанский) «Русский язык» на 2017/2018 учебный год // Русский язык в школе. - 2018. - №1. - М: Просвещение. - С. 43-47.
19. Жантурина Б.Н. Семантическая деривация перцептивных прилагательных: автореф. дис. ...докт. филол. наук / Б.Н. Жантурина. - Нальчик, 2013. - 47 с.
20. Кабакова Г. Запахи в русской традиционной культуре // Ароматы и запахи в культуре / Сост. О.Б. Вайнштейн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. - С. 50-61.
21. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. - М.: УРСС, 2000. - 350 с.
22. Колбенева М.Г. Органы чувств, эмоции и прилагательные русского языка: Лингво-психологический словарь. / М.Г. Колбенева - М.: Изд.-во «Языки славянских культур», 2010. - 398 с.
23. Колесов И.Ю. Актуализация зрительного восприятия в языке: когнитивный аспект (на материале английского и русского языков): автореф. дис. ... докт. филол. наук / И.Ю. Колесов. - Барнаул, 2009. - 31с.
24. Колупаева А.А. Концепт «запах» и способы его репрезентации в русской языке: автореф. дис. ...канд. филол. наук / А.А. Колупаева - Тамбов, 2009. - 206 с.
25. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. - М.: Наука, 1991. - 240 с.
26. Куценко А.В. Семантическая структура прилагательных вкусообозначений и их лексическая сочетаемость в английском и русском языках: дис. ... канд. филол. наук. М., 1979. - 228 с.
27. Лаенко Л.В. Перцептивный признак как объект номинации: автореф. .докт. филол. наук: 10.02.19. / Л.В. Лаенко - Воронеж, 2005. - 98 с.
28. Леонтев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев - М.: Изд.-во «Педагогика», 1983. - 772 с.
29. Лечинская Ж.В. Прилагательные вкуса в современной русском языка (в аспекте номинации): дис. .канд. филол. наук /Ж.В. Лечицкая. - М., 1985. - 218 с.
30. Ломов Б.Ф. Кожная чувствительность и осязание / Б.Ф. Ломов // Познавательные процессы: ощущения, восприятие: сб. ст. / НИИ общ. и пед.
психологии АПН СССР; под ред. А.В. Запорожца. - М.: Педагогика, 1982. -С. 197 - 218.
31. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие: материалы в курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия / Изд. МГУ - 1975. - Выпуск 2. 112 с.
32. Мерзлякова А.Х. Типы семантического варьирования прилагательных поля «Восприятие» (на материала английского, русского и французского языков). Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 352 с.
33. Моисеева С.А. Прилагательные осязательного восприятия как объект номинации и синестетических переносов / С.А. Моисеева, Ж.А. Бубырева // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - №2. - С.84-88.
34. Морфология современного русского языка / В.А. Барабанщиков,
B. Б. Евтюхин, Ю.П. Князев - Под ред. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. - 640с.
35. Николина Н.А. Способы обозначения запахов в современном русском языке // Русский язык в школе. - 1998. - № 01. - С. 5-19.
36. Новиков Л.А. Избранные труды. Т. I. Проблемы языкового значения. Т. II. Эстетические аспекты языка. - М.: Изд-во РУДН, 2001. - C. 145.
37. Павлов В.М. О разрядах имён прилагательных в русском языке /
В.М. Павлов // Вопросы языкознания. - 1960. - №2. - С. 65-70.
38. Павлова Н.С. Лексика с семой «запах» в языке, речи и тексте: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.С. Павлова. - Екатеринбург, 2006. - 18 с.
39. Панова Г.И. Морфология русского языка: Энциклопедический словарь-справочник. М.: КомКнига, 2010. - 448 с.
40. Плунгян В.А. Общая морфология: Введение в проблематику: учеб. пособие / В.А. Плунгян. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 384 с.
41. Рузин И.Г. Когнитивные стратегии именования: модусы
перцепции (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) и их выражение в языке: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. - М., 1995. - 199 с.
42. Русский язык: учеб. для высш. пед. учеб. завед. / Под ред. Л.П. Крысина, Е.В. Клобукова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 768 с.
43. Рябцева Н.К. Метаязык речевого общения // Логический анализ языка: Моно-, диа-, полилог в разных языках и культурах. Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2010. - С. 374 - 389.
44. Сергеева Л.А. Функциональная типология качественных прилагательных в русском языке / Л.А. Сергеева // Исследования по семантике. - Уфа, 1989. - С. 129-136.
45. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: (На материале англ.яз.) Пособ. для учителей / В.Л. Скалкин. - Киев: Рад. шк., 1983. - 119 с.
46. Скрябина О.А. Обучающие возможности темы «Имя прилагательное» для совершенствования грамотности старшеклассников // Русский язык в школе. - 2000. - №2. - М: Просвещение. - 93 с.
47. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 589 с.
48. Сулименко Н.Е. Современный русский язык: К изучению семантики имён прилагательных: учеб. пособие / Н.Е. Сулименко. - СПб.: Изд-во Политех. ин-та, 2008. - 249 с.
49. Ульманн С. Семантические универсалии / С. Ульманн // Новое в лингвистике. Вып. V: Языковые универсалии. - М.: Прогресс, 1970. -С.250- 290.
50. Ушакова Т.Н. О механизмах вербальных процессов человека / Т.Н. Ушакова // Психология. Журнал высшей школы экономики . - 2009 - Том 6. Выпуск 1. - С. 99-113.
51. Хуэйцзе С. Принципы номинативного структурирования семантического поля (на примере средств обозначения запаха в русском и китайском языках): автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. Хуэйцзе; Волг. пед. ун-т. - Волгоград, 2001. - 28 с.
52. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - Учеб. пособ. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. - 148 с.
53. Черниговская Т.В. Когнитивные процессы и мозг // Учебные программы со специализации «Психолингвистика». СПбГУ, филологический факультет, кафедра общего языкознания. Санкт-Петербург, 2002. - С. 44-54.
54. Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку / Д.Н. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 888 с.
55. Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. На материале современного русского языка / А.Н. Шрамм. - Л.: Изд-во Лен-го. ун-та, 1979. - 133 с.
56. Berlin B., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution. Berkeley: University of California Press, 1969. - 406 с.
Лексикографические источники
57. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.
58. Большой толковый словарь русского языка. В 2-х т. / С.А. Кузнецов - СПб.: Норинт, 1998. - 1534 с.
59. Словарь русского языка. В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1981 - 1984. - 702 с.
60. Словарь-тезаурус русских прилагательных, распределенных по тематическим группам / под общ. ред. проф. Л.Г. Бабенко. - Москва: Проспект, 2014. - 232 с.
61. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: пособ. для студентов пед. вузов и колледжей / М.Р. Львов. - М.: Академия: Высш. шк., 1999. - 272 с.
62. Частотный словарь русского языка / Под ред. Л.Н. Засориной. - М.: Русский язык, 1977. - 936 с.
Электронные ресурсы
63. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // - URL: tapemark.narod.ru (дата обращения: 18.02. 2019).
64. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система - URL: ruscorpora.ru (дата обращения: 20.04.2019) .
65. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам - URL:
http://szlavintezet.elte.hu/russian/segedanyag/tanari ma anyagok/azimov slovar.p df] (дата обращения: 28.05.2019).
66. Федеральные государственные образовательные стандарты: https://fgos.ru (дата обращения: 30.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ