Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Понятия «взаимоотношения», «культура взаимоотношений» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Содержание и структура культуры взаимоотношений у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3 Особенности формирования культуры взаимоотношений у детей
старшего дошкольного возраста 26
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста 38
2.1 Организация исследования и диагностика уровня культуры
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста 38
2.2 Реализация программы формирования культуры взаимоотношений
у старших дошкольников 47
2.3 Анализ результативности апробации программы игровых занятий для формирования культуры взаимоотношений у старших дошкольников... 55
Выводы по второй главе 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложения
Решение задач глобализации современного общества связано с перестройкой совокупности человеческих отношений. Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся развития эмоциональной сферы личности, ориентации на другого человека, готовности к взаимодействию с ним. Анализ концепций развития личности свидетельствует о том, что коммуникативный аспект в межличностных отношениях между детьми, между ребенком и взрослым является важнейшим фактором общего психического развития дошкольника. Обновление российского общества привело не только к смене приоритетов человека, но и к повышению требований, касающихся его личностных характеристик. Все более значимым становится уровень коммуникативной культуры ребенка-дошкольника, расширяющий пределы его деятельности и обеспечивающий возможность осознания духовных ценностей, осуществление личностного компетентности и статусного положения ребенка в группе, которые выполняют важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребенка, определяет отношение к нему его сверстников и его отношение к самому себе [7;с.12].
Являясь базовыми в становлении личности, межличностные отношения направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему «входить» в мир взрослых и сверстников. Особенно важное значение в формировании культуры межличностных отношений старших дошкольников имеет исследование роли коммуникативных навыков, снижения агрессивности и статусного положения ребенка в группе как продуктов взаимопознания, взаимопринятия как психологического явления, положительно оптимизирующих культуру межличностных отношений дошкольников. Коммуникативные навыки занимают одно из главных мест в системе межличностных отношений и являются «ядерным» образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребенка. В требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования подчеркивается, что дошкольники должны активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх. Ребенок должен быть способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты [59].
Ряд психологов, в частности, Л.И. Божович, Е.Н. Васильева, Л.П.Выговская, Л. Симеонова и др. указывают на то, что взаимоотношения являются важнейшей детерминантой человеческих отношений. Это положение актуально и поныне, поэтому исследование особенностей развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста является одной из важных и актуальных проблем современной психолого-педагогической науки. Эта проблема приобретает особый смысл в свете усвоения ребенком духовных и нравственных ценностей, которые по законам интериоризации - экстериоризации трансформируются в свойства личности и проявляются в отношениях с другими людьми. На это указывают Л.С.Выготский, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие ученые. В этой связи коммуникативные навыки и статусное положение в группе выступают в качестве механизма установления взаимоотношений, являющихся субъективной стороной взаимодействия.
Между тем, в настоящее время нет единства относительно содержания и структуры культуры взаимоотношения старших дошкольников. Научные исследования по формированию культуры взаимоотношений в детской группе фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях. Наблюдается противоречие между низким уровнем культуры взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста и возрастанием роли детского сада в формировании этой личностной характеристики ребенка. Это противоречие определило выбор темы исследования: «Формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и опытно - экспериментальном обосновании влияния игровой деятельности на формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников.
Предмет исследования - формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным, если в воспитательно-образовательном процессе педагоги будут использовать специально созданную программу, включающую в себя игры и психо-гимнастические упражнения.
Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание понятия «взаимоотношения», «культура взаимоотношений», рассмотреть содержание и структуру культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать специально созданную программу формирования культуры взаимоотношений у старших дошкольников.
4. На основании проделанного исследования сделать выводы и дать рекомендации, направленных на формирование культуры взаимоотношений у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические - анализ научной и учебно-методической литературы; оценка продуктов деятельности (образовательных программ и стандартов, документации ДОО, публикаций в средствах массовой информации, протоколов психолого-педагогических исследований и т.п.);
- метод социометрии (выявления статусного положения ребенка в группе) Дж. Морено; графическая методика «Кактус» М. Памфиловой (диагностика уровня агрессивности); тест «Лесенка» (диагностика самооценки);
- математические - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке методических рекомендаций для педагогов-психологов, воспитателей, старших воспитателей. Данные
рекомендации могут быть направлены не только на формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимоотношений, но и на повышение позитивного социального поведения старших дошкольников, доброжелательности и стремления к людям с учетом их возрастных особенностей.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 414 комбинированного вида» Ново Савиновского района г.Казани.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа содержит 7 таблиц, 14 диаграмм. Общий объем составляет 73 страницы. Библиография содержит 62 наименования.
В процессе работы были выполнены следующие задачи:
- на основании анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятия «взаимоотношения», «культура взаимоотношений», рассмотрено содержание и структура культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;
- определены особенности формирования культуры взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработана и апробирована специально созданная программа формирования культуры взаимоотношений у старших дошкольников;
- на основании проделанного исследования сделаны выводы и даны рекомендации, направленные на формирование культуры взаимоотношений у старших дошкольников.
Культура взаимоотношений определяется как система знаний, норм, ценностей и образов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении.
Старшего дошкольника нужно научить общаться, дружить, слушать, любить и понимать других, сочувствовать, сопереживать, помогать другим, потому что он сам в этом нуждается и ждет того же от других. Это будет способствовать успешному формированию культуры межличностных отношений детей.
Опытно-экспериментальная часть исследования состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем и контрольных этапах эксперимента была проведена диагностика статусного положения ребенка в группе, коммуникативной компетентности, самооценкии агрессивности дошкольников 5 - 6 лет, а на основе результатов диагностики сделан вывод об уровне сформированности у детей культуры межличностных отношений.
Таким образом, в результате проведенной диагностики мы сделали заключение, что в экспериментальной группе старших дошкольников, с которыми была проведена серия специально разработанных игровых занятий, направленных на формирование культуры межличностных отношений, количество детей с высоким уровнем по данному параметру увеличилось с 28,2% до 58,8%. Старших дошкольников со средним и низким уровнем культуры межличностных отношений стало меньше соответственно на 15,2% и на 24%. Воспитанников экспериментальной группы, которые имеют очень высокий уровень по исследуемому параметру, стало больше. Их количество возросло с 2,2% до 10,8%.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: процесс формирования культуры межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста может быть эффективным, если будут:
разработана и апробирована программа игр, проводимых с дошкольниками старшего дошкольного возраста, направленная на формирование у них культуры межличностных отношений; акцентировано внимание на реализации потенциальных возможностей, ресурсов личности ребенка как «саморазвивающейся системы».
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2010. - 351 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Флинта, 2008. - 415 с.
4. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - Воронеж: МОДЭК, 2008. - 446 с.
5. Белозерцев, Е.П. О смысле, содержании и результатах русского образования / Е.П. Белозерцев. // Русская школа. - 2009. - № 2. - С. 63-66.
6. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. - М.: МПСИ, 2010. - 416 с.
7. Богословский, В.В. Общая психология / В.В. Богословский. - Воронеж: МОДЭК, 2014. - 380 с.
8. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. - М.: Когито-Центр, 2015. - 672 с.
9. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - Воронеж: МОДЭК, 2015. - 208 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 352 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: «ЭКСМО-Пресс», 2010. - 408 с.
12. Городецкая, И.М. Зависимость социометрического статуса и стиля поведения / И.М. Городецкая, А.Е. Сережкина. - Казань: изд-во КГУ, 2014. - 64 с.
13. Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство / А.Б. Добрович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 159 с.
14. Донцов, А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования / А.И. Донцов. - Смоленск: Русич, 2014. - 337с.
15. Егоров, С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / С.Ф. Егоров. - Смоленск: Русич, 2004. - 432 с.
16. Журавлев, А.Л. Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы измерения / А.Л. Журавлев. - Минск: Харвест, 2009.-134 с.
17. Запорожец, А.В. Некоторые психологические моменты детской игры / А.В. Запорожец. // Дошкольное воспитание. - 1970. - № 10. - С.34 - 39.
18. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Артефакт, 2012. - 260 с.
19. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - М.: Школьная пресса, 2009. - 122 с.
20. Какун, А.В. Формирование культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы / А.В. Какун. - Дисс. канд. пед. наук. - М., 2009. - 150 с.
21. Кан-Калик, В.А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. - Минск: Харвест, 2009. - 138 с.
22. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. - Обнинск, 2009. - 199 с.
23. Козлова, С.А. «Я - человек». Программа приобщения ребенка к социальному миру / С.А. Козлова. - М.: Школьная пресса, 2012. - 64 с.
24. Коломинский, Я.А. Психология общения / Я.А. Коломинский. - Минск: АзБуки, 2014. - 96 с.
25. Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е.С. Кузьмин. - СПб.: Питер, 2007. - 172 с.
26. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб.: Питер, 2012. - 544 с.
27. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: Школьная пресса, 2013. - 144 с.
28. Лихачев, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачев. - М: Владос, 2010. - 336 с.
29. Ломов, Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Б.Ф. Ломов. - Воронеж: МОДЭК, 2015. - 136 с.
30. Лутошкин, А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / А.Н. Лутошкин, сост. И.В. Дубровина и др. - М.: Академия, 2008. - С. 64 - 71.
31. Маслова, Е.А. Особенности общения детей младшего школьного возраста со сверстниками / Е.А. Маслова. - Воронеж: Подъем, 2012. - 120 с.
32. Мелибурда, Е.Л. Я - Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения / Е.Л. Мелибурда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 256с.
33. Менджерицкая, Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада / Д.В. Менджерицкая. // Воспитание детей в игре. - Воронеж: Подъём, 2009. - 176 с.
34. Мосина, С.В. Формирование коммуникативных навыков и умений у студентов в процессе экологической подготовки / С.В. Мосина. // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 2. - С. 154-157.
35. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. - М.: МПСИ, 2011. - 624 с.
36. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. - Воронеж: МОДЭК, 2008. - 363 с.
37. Надежина, Р.Г. К вопросу о взаимоотношениях детей / Р.Г. Надежина. // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 12. - С. 27 - 29.
38. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2007, кн. 2. - 606 с.
39. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3-х кн. / Р.С. Немов. - М.: Владос,
40. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Владос, 2011. - 256 с.
41. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. - СПб.: Питер, 2009. - 150 с.
42. Образцов, И.В. Неформальные взаимоотношения: сущность, формы проявления. Учебно-методическое пособие / И.В. Образцов. - М.: Воениздат, 2014. - 70 с.
43. Памфилова, М. Графическая методика «Кактус» / М. Памфилова. // Обруч. - 2009. - № 5.
44. Панина, Н.А. Индивидуальные варианты развития
межличностных отношений старших дошкольников (Электронный ресурс). -
URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/09/individualnye-
varianty-razvitiya-mezhlichnostnykh-otnosheniy.
45. Парыгин, Б.Д. Социально-психологический климат коллектива / Б.Д. Парыгин. - Смоленск: Русич, 2011. - 90 с.
46. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. / Л.А. Петровская - М.: Лабиринт, 2009. - 216 с.
47. Петровский, А.В. О некоторых феноменах межличностных взаимоотношений в коллективе / А.В. Петровский. - М.: Академический проект, 2009. - 136 с.
48. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.А. Коломинский. - СПб.: Питер, 2009. - 416 с.
49. Рейковски, Я. Движение от коллективизма / Я. Рейковски// Психологический журнал. - 2013. - Т. 14. - № 5. - С. 87 - 91.
50. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. - Воронеж: МОДЭК, 2008. - 184 с.
51. Санникова, О.П. Регулятивный аспект коммуникативности / О.П. Санникова. - Воронеж: МОДЭК, 2007. - 130 с.
52. Словарь психолога- практика / Сост. С.Ю. Г оловин. - Минск: Харвест, 2011. - 976 с.
53. Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Г. Семёнова. - СПб.: Питер, 2010. - 704 с.
54. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -192 с.
55. Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2014. - № 6. - С. 32-39.
56. Соколов, В.М. Социология нравственного развития личности / В.М. Соколов. - Екатеринбург: Артефакт, 2014. - 212 с.
57. Сорокина, Е.И. Технология группы / Е.И. Сорокина. - М.: Флинта, 2006. - 205 с.
58. Ушинский, К.Д. О воспитании / К.Д. Ушинский. - Смоленск: Русич, 2006. - 280 с.
59. Федеральный Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования . URL:
https://docviewer.yandex.ru/7urUhttp%3A%2F%2Fxn--80abucjiibhv9a.xn--
p 1 ai%2Fnews%2F3447%2Ffile%2F.
60. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» / КонсультпнтПлюс, версия Проф, 2016 г
61. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
62. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 417 с.