Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности вальдорфской и традиционной системы воспитания в ДОО 18
1.3 Психологические особенности детей в зависимости от системы
воспитания 45
Выводы по главе 1 54
Глава 2. Исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Организация и методы исследования 55
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения
В современном мире, внедрение многообразных информационных технологий и рост темпа жизни диктует необходимость увеличения объема знаний необходимых для жизни современному человеку. Вследствие чего, многие родители и даже педагоги делают акцент на раннем интеллектуальном развитии, которое нередко осуществляется в ущерб психологическому благополучию ребенка дошкольника.
Дети с самого рождения сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические инновации становятся спутниками, в первую очередь, детей: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаджеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематогрофической индустрии. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т.д. Последствия не утешительны: поспешность в выводах, языковой минимализм, отрыв от реальности (отсутствие личного опыта), бедность эмоций (ребенок в будущем становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью), отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, снижение способности к запоминанию.
Плюс к этому, развитие ребёнка в дошкольных организациях многими родителями и некоторыми педагогами отождествляется с накоплением знаний, умений и навыков. Дошкольный период развития всё больше превращается в низшую ступень школьного обучения. Подготовка к школе становится главной целью подготовительных групп в детских садах. [55, с.23] Но, несмотря на это, современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают свой возраст. Более того, все чаще у детей старшего дошкольного возраста отмечается задержка речевого и психического развития. [41, С.96]. И надо помнить, что информационная перегрузка дошкольников, высокая интенсивность занятий, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. [50, с. 98] Также отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей, дошкольники теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. [50, с. 103]
В связи с вышеизложенным положением дел, встает вопрос о путях преодоления возникающих сложностей. И не последнюю роль в этом может играть система воспитания как в семье, так и в ДОО, в рамках которой возможно более гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка- дошкольника.
Известно, что воспитание напрямую влияет на психологические особенности (психологическое благополучие) детей. А. Адлер М.И., Лисина, В.Н. Дружинин,И.М. Никольская, А.В. Семенович описывают влияние родительского воспитания. В трудах Г.М. Андреевой, А.Д. Кошелевой, Л.А. Абрамян, Г.Г. Филипповой и др. подробно раскрываются стили педагогической деятельности и их воздействие на личностное развитие воспитанника. Работ же, показывающих влияние той или иной системы воспитания на психологическое благополучие не так уж и много: в исследованиях Е.О. Смирновой сравниваются особенности межличностных отношений в вальдорфской и традиционной педагогической системе [50]. А.А. Пинский и В.М. Загвоздкин рассматривают влияние вальдорфской педагогики на умение детей лучше справляться с негативными переживаниями, меньше выражать агрессивность, приобретать психологическую стабильность, уравновешивать основные чувства страха, радости, печали, гнева[43]. Л. Я. Дыкман в книге «Воспитание в гармонии» дополняет выше названых авторов[18]. А исследований психологических особенностей детей в традиционной и вальдорфской педагогике включая готовность к школе мы не встретили, а это важно потому, что показателем
Цель исследования: определение влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние педагогического подхода на психологические особенности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать специфику и особенности традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания.
3. Провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния педагогической системы на психологическое благополучие детей дошкольного возраста.
Гипотеза: особенности педагогического подхода влияют на психологические особенности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирическое исследование;
- наблюдение;
- беседа;
- психологическое тестирование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 342 комбинированного вида»Приволжского района г. Казани.
Методологической основой и теоретической базой явились работы К. Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н. И. Пирогова, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Божович,
Я. А. Коменского, которые изучали всестороннее развитие ребенка и факторы, влияющие на это развитие.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Структура работы: введение, 1 глава, вывод, 2 глава, вывод, заключение, приложение.
Большая часть детей дошкольного возраста основную часть своей жизни находится в детском саду. Дошкольное образовательное учреждение является необходимой и важной ступенью, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. От психологического благополучия ребенка, на которое влияютв том числе и особенности педагогического подхода, отношения со взрослыми дошкольного учреждения, зависит насколько плодотворным будет его вхождение в социум. Чтобы выяснить, насколько тесна связь между психологическими особенностями старшего дошкольника и системой воспитания, мы провели наше исследование.
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. К психологическим особенностям старшего дошкольного возраста можно отнести:
- следующие особенности развития мышления: переход от нагляднообразного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, появление таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение, классификация.
- изменение в развитии речи: складываются три функции речи (познавательная, коммуникативная, регулирующая) которые имеют важное значение в формировании интеллекта.
- восприятие: становится осмысленным, интеллектуальным процессом.
- развитие памяти: постепенно переходит от непроизвольного к произвольному запоминанию.
- особенности внимания: возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
- развитие воображения: переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.
- развитие самосознания: формируется осознание своих желаний, планирование действий, возникает личное сознание, проявляется стремление к общению со сверстниками.
- особенности общения: контакты со сверстниками становятся длительными, устойчивыми и личностно обусловленными.
- особенности взаимоотношений: проявляется интерес к внутреннему миру другого человека, развивается эмпатия. В старшем дошкольном возрасте дети хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками.
2. Из анализа специфики и особенностей традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания получены выводы:
- В традиционной системе основные принципы ФГОС (поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями) не достаточно реализуются. Проблемной остается переподготовка педагогов, потому что менять нужно мировоззрения, принципы, методы. Главными мотивами поведения ребёнка в детских садах остаются самоутверждение, демонстрация своих достоинств, конкуренция.
- Вальдорфская педагогика раннего и дошкольного возраста основывается на принципах и ценностях выраженых в ФГОС дошкольного образования. Вальдорфская система формирует умение у детей проявлять самостоятельность и индивидуальность,уметь видеть и слышать других, независимо от своих ожиданий и оценок. Видеть в другом ребенке не средство самоутверждения, а самодостаточную личность. Эффективность вальдорфского подхода подтверждается многолетним опытом и исследованиями.
В результате проведения эмпирического исследования были получены выводы:
1. Дети, посещающие группы ДОО с вальдорфским и традиционным педагогическими подходами имеют психологические отличия, а именно:
- дети в традиционной группе более демонстративны, импульсивны, тревожны и агрессивны.
- у детей вальдорфской группы выше показатели по фактору эгоцентризм.
2. По результатам наблюдения игра детей:
- в традиционной группе игры не продолжительны, требуют участия воспитателя, с простым сюжетом, дети играть одни не могут, включаться в игру группы не всегда получается, игра большей частью подвижная («Догонялки», «Заморозки» и т. д.).
- дети вальдорфской группы играют без вмешательства воспитателя, могут одни, могут включаться в игру группы, игра отличается развернутым сюжетом и продолжительностью.
3. Результаты диагностики готовности к школьному обучению, значимых различий не выявили: у детей традиционной группы несколько выше показатели зрительно-моторной координации, у детей вальдорфской группы чуть выше показатели логического мышления, концентрации внимания и произвольности. Наблюдение показало, что дети традиционной группы при выполнении заданий нацелены на оценку, а не на результат, дети же вальдорфской группы было важно задание, процесс на оценку они не ориентировались.
Результаты проведенного исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута. Гипотеза о влиянии педагогического подхода на психологические особенности детей полностью подтверждена.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Академический проект. 2001-704 с.
3. Аверин, В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2009.- 304 с.
4. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3 - е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.
5. Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс]: автореферат - Е, 2009. -
http: //www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=184
6. Балакирева, Т.С. Эмоции и дети: Дошкольное воспитание - М., 2005. - 128 с.
7. Бурлакова, И.А. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / И.А. Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. - 158 с.
8. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. - М.: Юрайт, 2017. - 1087 с.
9. Гальперин, П. Я Актуальные проблемы возрастной психологии/ П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпов - М.: Изд-во МГУ, 2008. - 256 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - 512 c.
11. Грэй Джон. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания: пер. с англ. - К.: «София»; М., 2004. - 400 с.
12. Грюнелиус, Э.М. Вальдорфский детский сад. — М., 1992. - 72 с.
13. Грюнелиус, Э.М. Воспитание детей дошкольного возраста: пер. М.Н. Тольская. - С.: Деметра, 2010. - 96 с.
14. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 224 с.
15. Долгова, В.И. Инновационные психолого- педагогические технологии в работе с дошкольниками. В.И. Долгова, Е.В. Попова - М.: Перо, 2015. - 208 с.
16. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
17. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
18. Дыкман, Л.Я. Гармоничный ребенок. Как этого достичь? - СПб: Деметра, 2012. - 288 с.
19. Загвоздкин, В.М. Вальдорфский детский сад в созвучии с природой ребёнка: Народное образование. - М., 2005. - 160 с.
20. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей. От рождения до 10 лет. - М.: Феникс, 2013. -320 с.
21. Карлгрен, Франс. Воспитание к свободе: пер. с нем. — 2-е изд. — Московский Центр вальдорфской педагогики, 1995. — 272 с.
22. Квасникова, Н.М. Проблемы моделирования процессов в системе образования/ Н.М. Квасникова, Л.Г Ефремов. - Известия Российской академии образования, - 2002. - C. 139.
23. Клюева, Н.В. Педагогическая психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.
24. Ковалева, И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. -М.: Айрис-пресс, 2008.- 48 с.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. Заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова, - М.: Академия, 2006. - 416 с.
26. Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. - М.: АРКТИ, 2015. - 248 с.
27. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 167 с.
28. Кравцов, Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие/Г.Г Кравцов, Е.Е Кравцова. - М, 2013. - 320 с.
29. Кумарина, Г.Ф. Теория и методика игры. Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2016. - 276 с.
30. Кутик, Кристиане Воспитание в спокойствие. - К.: НАИРИ, 2015. - 120 с.
31. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей: пер. Р.Д. Равич - М.: Знание, 1990. - 83с.
32. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология. - М., 2000. -255с.
33. Микляева, Н.В. Теоретические основы дошкольного образования. Учебник для СПО/ Н.В. Микляева, Ю.В Микляева, Н.А Виноградова. - М.: Юрайт, 2016. - 496с.
34. Музыченко, Г.Ф Проективная методика "Несуществующее животное". - Спб: Речь, 2012. - 560 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1999. -456с.
36. Мэллон, Нэнси Живые сказки: Искусство Воображения: пер. М. Шаскольская - Киев.: НАИРИ, 2015. - 272 с.
37. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., 2007. - 687 с.
38. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2012. - 352 с.
39. Нойшюц, Карин. Куклы своими руками.: пер. Н. Френкель - М.,2011. - 192 с.
40. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учебник. - М.: Юрайт, 2011. - 460 с.
41. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. -М.: Оникс, 2011. - 376 с.
42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
43. Пинский, А.А. Вальдорфская педагогика/ А.А. Пинский, В.К. За- гвоздкин, С.А. Ловягин. - М.: Просвещение, 2003. - 494 с.
44. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации. - М., 2001. - 656 с.
45. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия. -Мн.: «Современное Слово», 2005. - 719 с.
46. Реан, А.А. Психология детства. От рождения до 11 лет. - СПб., 2006. - 368 с.
47. Реан, А.А. Психология личности: Учеб.пособие. — СПб., Питер, 2013. — 288 с.
48. Сломинская, Е.Н. Эмпатия как коммуникативный навык: Психология как система направлений. - М., 2012. - 560 с.
49. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для студентов вузов. -М.: Владос, 2014. - 366 с.
50. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб.пособие для студентов.— М.: ВЛАДОС, 2015. —119с.
51. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - СПб.: Сфера, 2012. - 176 с.
52. Столяренко, Л.Д. Основы педагогики и психологии. Учебное пособие для СПО/ Л. Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2016 - 509 с.
53. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Academia, 2013. - 288 с.
54. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебник. 6-е изд. - М.: Академия. 2013. -368с.
55. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб.: СПбГУП, 2011. — 36 с.
56. Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций. - М, 2009. - 251 с.
57. Шаграева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит, 2001. -368 с.
58. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л.М. Шипицына, О.В. За- щиринская, А.П. Воронова. - СПб.: Детство -Пресс, 2010. - 192 с.
59. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития учеб.пособие. - М.: Академия, 2014. - 384 с.
60. Эриксон, Э. Г. Детство и общество: пер. А.А. Алексеев. - СПб.: Летний сад, 2000. - 198 с.
61. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.,
2002. - 112 с.