ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности вальдорфской и традиционной системы воспитания в ДОО 18
1.3 Психологические особенности детей в зависимости от системы
воспитания 45
Выводы по главе 1 54
Глава 2. Исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Организация и методы исследования 55
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения
Глава 1. Теоретическое исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Особенности вальдорфской и традиционной системы воспитания в ДОО 18
1.3 Психологические особенности детей в зависимости от системы
воспитания 45
Выводы по главе 1 54
Глава 2. Исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 55
2.1 Организация и методы исследования 55
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 59
Выводы по главе 2 72
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Приложения
В современном мире, внедрение многообразных информационных технологий и рост темпа жизни диктует необходимость увеличения объема знаний необходимых для жизни современному человеку. Вследствие чего, многие родители и даже педагоги делают акцент на раннем интеллектуальном развитии, которое нередко осуществляется в ущерб психологическому благополучию ребенка дошкольника.
Дети с самого рождения сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические инновации становятся спутниками, в первую очередь, детей: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаджеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематогрофической индустрии. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т.д. Последствия не утешительны: поспешность в выводах, языковой минимализм, отрыв от реальности (отсутствие личного опыта), бедность эмоций (ребенок в будущем становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью), отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, снижение способности к запоминанию.
Плюс к этому, развитие ребёнка в дошкольных организациях многими родителями и некоторыми педагогами отождествляется с накоплением знаний, умений и навыков. Дошкольный период развития всё больше превращается в низшую ступень школьного обучения. Подготовка к школе становится главной целью подготовительных групп в детских садах. [55, с.23] Но, несмотря на это, современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают свой возраст. Более того, все чаще у детей старшего дошкольного возраста отмечается задержка речевого и психического развития. [41, С.96]. И надо помнить, что информационная перегрузка дошкольников, высокая интенсивность занятий, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. [50, с. 98] Также отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей, дошкольники теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. [50, с. 103]
В связи с вышеизложенным положением дел, встает вопрос о путях преодоления возникающих сложностей. И не последнюю роль в этом может играть система воспитания как в семье, так и в ДОО, в рамках которой возможно более гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка- дошкольника.
Известно, что воспитание напрямую влияет на психологические особенности (психологическое благополучие) детей. А. Адлер М.И., Лисина, В.Н. Дружинин,И.М. Никольская, А.В. Семенович описывают влияние родительского воспитания. В трудах Г.М. Андреевой, А.Д. Кошелевой, Л.А. Абрамян, Г.Г. Филипповой и др. подробно раскрываются стили педагогической деятельности и их воздействие на личностное развитие воспитанника. Работ же, показывающих влияние той или иной системы воспитания на психологическое благополучие не так уж и много: в исследованиях Е.О. Смирновой сравниваются особенности межличностных отношений в вальдорфской и традиционной педагогической системе [50]. А.А. Пинский и В.М. Загвоздкин рассматривают влияние вальдорфской педагогики на умение детей лучше справляться с негативными переживаниями, меньше выражать агрессивность, приобретать психологическую стабильность, уравновешивать основные чувства страха, радости, печали, гнева[43]. Л. Я. Дыкман в книге «Воспитание в гармонии» дополняет выше названых авторов[18]. А исследований психологических особенностей детей в традиционной и вальдорфской педагогике включая готовность к школе мы не встретили, а это важно потому, что показателем
Цель исследования: определение влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние педагогического подхода на психологические особенности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать специфику и особенности традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания.
3. Провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния педагогической системы на психологическое благополучие детей дошкольного возраста.
Гипотеза: особенности педагогического подхода влияют на психологические особенности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирическое исследование;
- наблюдение;
- беседа;
- психологическое тестирование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 342 комбинированного вида»Приволжского района г. Казани.
Методологической основой и теоретической базой явились работы К. Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н. И. Пирогова, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Божович,
Я. А. Коменского, которые изучали всестороннее развитие ребенка и факторы, влияющие на это развитие.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Структура работы: введение, 1 глава, вывод, 2 глава, вывод, заключение, приложение.
Дети с самого рождения сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические инновации становятся спутниками, в первую очередь, детей: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаджеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематогрофической индустрии. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т.д. Последствия не утешительны: поспешность в выводах, языковой минимализм, отрыв от реальности (отсутствие личного опыта), бедность эмоций (ребенок в будущем становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью), отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, снижение способности к запоминанию.
Плюс к этому, развитие ребёнка в дошкольных организациях многими родителями и некоторыми педагогами отождествляется с накоплением знаний, умений и навыков. Дошкольный период развития всё больше превращается в низшую ступень школьного обучения. Подготовка к школе становится главной целью подготовительных групп в детских садах. [55, с.23] Но, несмотря на это, современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают свой возраст. Более того, все чаще у детей старшего дошкольного возраста отмечается задержка речевого и психического развития. [41, С.96]. И надо помнить, что информационная перегрузка дошкольников, высокая интенсивность занятий, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. [50, с. 98] Также отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей, дошкольники теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. [50, с. 103]
В связи с вышеизложенным положением дел, встает вопрос о путях преодоления возникающих сложностей. И не последнюю роль в этом может играть система воспитания как в семье, так и в ДОО, в рамках которой возможно более гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка- дошкольника.
Известно, что воспитание напрямую влияет на психологические особенности (психологическое благополучие) детей. А. Адлер М.И., Лисина, В.Н. Дружинин,И.М. Никольская, А.В. Семенович описывают влияние родительского воспитания. В трудах Г.М. Андреевой, А.Д. Кошелевой, Л.А. Абрамян, Г.Г. Филипповой и др. подробно раскрываются стили педагогической деятельности и их воздействие на личностное развитие воспитанника. Работ же, показывающих влияние той или иной системы воспитания на психологическое благополучие не так уж и много: в исследованиях Е.О. Смирновой сравниваются особенности межличностных отношений в вальдорфской и традиционной педагогической системе [50]. А.А. Пинский и В.М. Загвоздкин рассматривают влияние вальдорфской педагогики на умение детей лучше справляться с негативными переживаниями, меньше выражать агрессивность, приобретать психологическую стабильность, уравновешивать основные чувства страха, радости, печали, гнева[43]. Л. Я. Дыкман в книге «Воспитание в гармонии» дополняет выше названых авторов[18]. А исследований психологических особенностей детей в традиционной и вальдорфской педагогике включая готовность к школе мы не встретили, а это важно потому, что показателем
Цель исследования: определение влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние педагогического подхода на психологические особенности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать специфику и особенности традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания.
3. Провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния педагогической системы на психологическое благополучие детей дошкольного возраста.
Гипотеза: особенности педагогического подхода влияют на психологические особенности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирическое исследование;
- наблюдение;
- беседа;
- психологическое тестирование.
База исследования: МАДОУ «Детский сад № 342 комбинированного вида»Приволжского района г. Казани.
Методологической основой и теоретической базой явились работы К. Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н. И. Пирогова, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Божович,
Я. А. Коменского, которые изучали всестороннее развитие ребенка и факторы, влияющие на это развитие.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Структура работы: введение, 1 глава, вывод, 2 глава, вывод, заключение, приложение.
Большая часть детей дошкольного возраста основную часть своей жизни находится в детском саду. Дошкольное образовательное учреждение является необходимой и важной ступенью, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. От психологического благополучия ребенка, на которое влияютв том числе и особенности педагогического подхода, отношения со взрослыми дошкольного учреждения, зависит насколько плодотворным будет его вхождение в социум. Чтобы выяснить, насколько тесна связь между психологическими особенностями старшего дошкольника и системой воспитания, мы провели наше исследование.
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. К психологическим особенностям старшего дошкольного возраста можно отнести:
- следующие особенности развития мышления: переход от нагляднообразного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, появление таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение, классификация.
- изменение в развитии речи: складываются три функции речи (познавательная, коммуникативная, регулирующая) которые имеют важное значение в формировании интеллекта.
- восприятие: становится осмысленным, интеллектуальным процессом.
- развитие памяти: постепенно переходит от непроизвольного к произвольному запоминанию.
- особенности внимания: возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
- развитие воображения: переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.
- развитие самосознания: формируется осознание своих желаний, планирование действий, возникает личное сознание, проявляется стремление к общению со сверстниками.
- особенности общения: контакты со сверстниками становятся длительными, устойчивыми и личностно обусловленными.
- особенности взаимоотношений: проявляется интерес к внутреннему миру другого человека, развивается эмпатия. В старшем дошкольном возрасте дети хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками.
2. Из анализа специфики и особенностей традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания получены выводы:
- В традиционной системе основные принципы ФГОС (поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями) не достаточно реализуются. Проблемной остается переподготовка педагогов, потому что менять нужно мировоззрения, принципы, методы. Главными мотивами поведения ребёнка в детских садах остаются самоутверждение, демонстрация своих достоинств, конкуренция.
- Вальдорфская педагогика раннего и дошкольного возраста основывается на принципах и ценностях выраженых в ФГОС дошкольного образования. Вальдорфская система формирует умение у детей проявлять самостоятельность и индивидуальность,уметь видеть и слышать других, независимо от своих ожиданий и оценок. Видеть в другом ребенке не средство самоутверждения, а самодостаточную личность. Эффективность вальдорфского подхода подтверждается многолетним опытом и исследованиями.
В результате проведения эмпирического исследования были получены выводы:
1. Дети, посещающие группы ДОО с вальдорфским и традиционным педагогическими подходами имеют психологические отличия, а именно:
- дети в традиционной группе более демонстративны, импульсивны, тревожны и агрессивны.
- у детей вальдорфской группы выше показатели по фактору эгоцентризм.
2. По результатам наблюдения игра детей:
- в традиционной группе игры не продолжительны, требуют участия воспитателя, с простым сюжетом, дети играть одни не могут, включаться в игру группы не всегда получается, игра большей частью подвижная («Догонялки», «Заморозки» и т. д.).
- дети вальдорфской группы играют без вмешательства воспитателя, могут одни, могут включаться в игру группы, игра отличается развернутым сюжетом и продолжительностью.
3. Результаты диагностики готовности к школьному обучению, значимых различий не выявили: у детей традиционной группы несколько выше показатели зрительно-моторной координации, у детей вальдорфской группы чуть выше показатели логического мышления, концентрации внимания и произвольности. Наблюдение показало, что дети традиционной группы при выполнении заданий нацелены на оценку, а не на результат, дети же вальдорфской группы было важно задание, процесс на оценку они не ориентировались.
Результаты проведенного исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута. Гипотеза о влиянии педагогического подхода на психологические особенности детей полностью подтверждена.
В результате проведенного исследования, мы пришли к следующим выводам:
1. К психологическим особенностям старшего дошкольного возраста можно отнести:
- следующие особенности развития мышления: переход от нагляднообразного уровня мыслительной деятельности к абстрактно-логическому, появление таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение, классификация.
- изменение в развитии речи: складываются три функции речи (познавательная, коммуникативная, регулирующая) которые имеют важное значение в формировании интеллекта.
- восприятие: становится осмысленным, интеллектуальным процессом.
- развитие памяти: постепенно переходит от непроизвольного к произвольному запоминанию.
- особенности внимания: возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
- развитие воображения: переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.
- развитие самосознания: формируется осознание своих желаний, планирование действий, возникает личное сознание, проявляется стремление к общению со сверстниками.
- особенности общения: контакты со сверстниками становятся длительными, устойчивыми и личностно обусловленными.
- особенности взаимоотношений: проявляется интерес к внутреннему миру другого человека, развивается эмпатия. В старшем дошкольном возрасте дети хорошо осознают нормы и правила взаимоотношений со сверстниками.
2. Из анализа специфики и особенностей традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания получены выводы:
- В традиционной системе основные принципы ФГОС (поддержки разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства, полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями) не достаточно реализуются. Проблемной остается переподготовка педагогов, потому что менять нужно мировоззрения, принципы, методы. Главными мотивами поведения ребёнка в детских садах остаются самоутверждение, демонстрация своих достоинств, конкуренция.
- Вальдорфская педагогика раннего и дошкольного возраста основывается на принципах и ценностях выраженых в ФГОС дошкольного образования. Вальдорфская система формирует умение у детей проявлять самостоятельность и индивидуальность,уметь видеть и слышать других, независимо от своих ожиданий и оценок. Видеть в другом ребенке не средство самоутверждения, а самодостаточную личность. Эффективность вальдорфского подхода подтверждается многолетним опытом и исследованиями.
В результате проведения эмпирического исследования были получены выводы:
1. Дети, посещающие группы ДОО с вальдорфским и традиционным педагогическими подходами имеют психологические отличия, а именно:
- дети в традиционной группе более демонстративны, импульсивны, тревожны и агрессивны.
- у детей вальдорфской группы выше показатели по фактору эгоцентризм.
2. По результатам наблюдения игра детей:
- в традиционной группе игры не продолжительны, требуют участия воспитателя, с простым сюжетом, дети играть одни не могут, включаться в игру группы не всегда получается, игра большей частью подвижная («Догонялки», «Заморозки» и т. д.).
- дети вальдорфской группы играют без вмешательства воспитателя, могут одни, могут включаться в игру группы, игра отличается развернутым сюжетом и продолжительностью.
3. Результаты диагностики готовности к школьному обучению, значимых различий не выявили: у детей традиционной группы несколько выше показатели зрительно-моторной координации, у детей вальдорфской группы чуть выше показатели логического мышления, концентрации внимания и произвольности. Наблюдение показало, что дети традиционной группы при выполнении заданий нацелены на оценку, а не на результат, дети же вальдорфской группы было важно задание, процесс на оценку они не ориентировались.
Результаты проведенного исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута. Гипотеза о влиянии педагогического подхода на психологические особенности детей полностью подтверждена.
Подобные работы
- Психологические особенности детей старшего
дошкольного возраста.
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Влияние информационных устройств на развитие речи детей старшего дошкольного возраста (Северо-Восточный Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ
ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Использование игровых технологий в работе по формированию культуры безопасного повеления на дороге у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022



