Формирование речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности в начальной школе
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Речевые умения и навыки: понятие, характеристика, структура и процесс формирования
1.2 Особенности формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе
1.3 Использование проектной деятельности в начальной школе
Выводы по главе I
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ по изучению РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности
2.3 Оценка результатов работы по формированию речевых умений и навыков младших школьников методом проектной деятельности
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Речевые умения и навыки: понятие, характеристика, структура и процесс формирования
1.2 Особенности формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе
1.3 Использование проектной деятельности в начальной школе
Выводы по главе I
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ по изучению РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Исследование речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе
2.2 Опытно-экспериментальная работа по формированию речевых умений и навыков младших школьников в процессе проектной деятельности
2.3 Оценка результатов работы по формированию речевых умений и навыков младших школьников методом проектной деятельности
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для человека речь является основным и универсальным способом взаимодействия с людьми. Речь формируется с раннего возраста и является необходимым навыком для психического и личностного развития ребенка, его взаимодействия с обществом, адаптации в социальных учреждениях - детском саду и школе, реализации способностей в профессиональной и общественной деятельности.
Речь является выражением мыслей человека при помощи языка. Правильная речь обеспечивает человеку полное и гармоничное развитие, и необходима для осуществления эффективной коммуникации с другими людьми. Поэтому вопросы формирования речевых умений и навыков у детей являются актуальными.
Развитие речи у детей требует постоянного педагогического руководства и в условиях образовательных учреждений в начальной школе обеспечивается педагогом на каждом уроке.
На современном этапе модернизации российского образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества школьного образования, что с неизбежностью влечет за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Сегодня перед педагогом ставится задача формирования компетентной, социально - адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Одной из педагогических технологий, которая позволяет развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышление, является органичной и эффективной формой развития речи - это метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности обеспечивает комплексный подход к процессу формирования языковых, речевых и мыслительных способностей школьников. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, в начальной школе основной целью является развитие умений учащихся во всех видах речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение), что обеспечивается методом проектов, поэтому в последнее десятилетие проектная деятельность широко применяется педагогами в развитии речи.
В учебно-методической педагогической литературе метод проектной деятельности освещен достаточно, вопросы его практического применения рассматривали О.И. Барменкова, Е.М. Борисова, Л.Н. Горобец, Л.В. Городия, И.А. Зимняя, Л.М. Иляева, А.Н. Иоффе, В.П. Кузовлев, И.И. Кузубова, Н.М. Лапа, Т.Е. Сахарова и др. Тем не менее, теоретическая основа применения метода проектов разработана не в полной мере.
Деятельностный подход к проблеме порождения речи в рамках речевой деятельности исследовали Т.В. Ахутина, JI.C. Выготский, A.A. Залевская, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, A.B. Зубов, В.И. Ковалев, А.И. Ксенофонтова,
А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.
Возможность и эффективность применения метода проектной деятельности для формирования речевых умений и навыков у младших школьников в начальной школе рассмотрены только некоторыми авторами, например: Н.А. Заграничной и И.Г. Добротиной, Ю.В. Желтовой, И.С. Сергеевым и др., а также в диссертационных исследованиях А.А. Милютиной, О.Д. Мухиной, Е.А. Ивановой и др. Существующие разработки, в целом, носят фрагментарный характер и на сегодняшний день не имеют единой системы и подхода в организации обучения. В направлении применения метода проектной деятельности в начальной школе в аспекте формирования речевых навыков и умений недостаточно изученными
являются вопросы структуры метода, оценки эффективности применения метода для формирования речевых умений и навыков, и др.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется существующими возможностями современных общеобразовательных школ для применения метода проектной деятельности в начальной школе и большим потенциалом метода проектной деятельности в формировании речевых умений и навыков у младших школьников и недостаточной методической разработанностью данного метода.
Целью выпускной квалификационной работы является определение эффективности применения проектной деятельности для формирования речевых умений и навыков у младших школьников.
Объект исследования: речевые умения и навыки младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования речевых умений и навыков у младших школьников в процессе проектной деятельности.
Для достижения цели в работе были определены и решены следующие задачи:
- определить характеристику речевым умениям и навыкам, описать их структуру и процесс формирования;
- выявить особенности формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе;
- изучить возможности использования проектной деятельности в начальной школе для формирования речевых умений и навыков младших школьников;
- разработать программу по формированию речевых умений и навыков младших школьников методом проектной деятельности;
- проанализировать результаты исследования по формированию речевых умений и навыков младших школьников методом проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формированию речевых умений и навыков у
младших школьников будет способствовать проектная деятельность в начальной школе, если:
- осуществлять целенаправленную педагогическую деятельность с учетом особенностей формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе;
- в качестве метода формирования применять на учебных уроках в начальной школе метод проектной деятельности;
- использовать метод проектной деятельности в соответствие с педагогическими принципами, а также принципами и структурой методики проектной деятельности.
Методы исследования: в работе применялись методы теоретического анализа педагогической литературы, общенаучные методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, эмпирические методы: тест «История в картинках», пересказ прослушанного текста, составление диалога, направленные на диагностику речевых навыков у младших школьников, организационные и статистические методы.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Елабуга.
Теоретическая значимость исследования заключается: в системном анализе теоретико-методических аспектов применения проектной деятельности в процессе формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты проведенного исследования способствуют: углублению и
систематизации знаний субъектов образовательного учреждения (родители, педагоги) в отношении формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе; возможности повышения и совершенствования речевых умений и навыков младших школьников посредством проектной деятельности; возможности использования
результатов опытно-экспериментальной работы в средней общеобразовательной школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Речь является выражением мыслей человека при помощи языка. Правильная речь обеспечивает человеку полное и гармоничное развитие, и необходима для осуществления эффективной коммуникации с другими людьми. Поэтому вопросы формирования речевых умений и навыков у детей являются актуальными.
Развитие речи у детей требует постоянного педагогического руководства и в условиях образовательных учреждений в начальной школе обеспечивается педагогом на каждом уроке.
На современном этапе модернизации российского образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества школьного образования, что с неизбежностью влечет за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию. Сегодня перед педагогом ставится задача формирования компетентной, социально - адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Одной из педагогических технологий, которая позволяет развивать познавательные навыки детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, развивать критическое и творческое мышление, является органичной и эффективной формой развития речи - это метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности обеспечивает комплексный подход к процессу формирования языковых, речевых и мыслительных способностей школьников. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, в начальной школе основной целью является развитие умений учащихся во всех видах речевой деятельности (говорение, слушание, письмо, чтение), что обеспечивается методом проектов, поэтому в последнее десятилетие проектная деятельность широко применяется педагогами в развитии речи.
В учебно-методической педагогической литературе метод проектной деятельности освещен достаточно, вопросы его практического применения рассматривали О.И. Барменкова, Е.М. Борисова, Л.Н. Горобец, Л.В. Городия, И.А. Зимняя, Л.М. Иляева, А.Н. Иоффе, В.П. Кузовлев, И.И. Кузубова, Н.М. Лапа, Т.Е. Сахарова и др. Тем не менее, теоретическая основа применения метода проектов разработана не в полной мере.
Деятельностный подход к проблеме порождения речи в рамках речевой деятельности исследовали Т.В. Ахутина, JI.C. Выготский, A.A. Залевская, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, A.B. Зубов, В.И. Ковалев, А.И. Ксенофонтова,
А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др.
Возможность и эффективность применения метода проектной деятельности для формирования речевых умений и навыков у младших школьников в начальной школе рассмотрены только некоторыми авторами, например: Н.А. Заграничной и И.Г. Добротиной, Ю.В. Желтовой, И.С. Сергеевым и др., а также в диссертационных исследованиях А.А. Милютиной, О.Д. Мухиной, Е.А. Ивановой и др. Существующие разработки, в целом, носят фрагментарный характер и на сегодняшний день не имеют единой системы и подхода в организации обучения. В направлении применения метода проектной деятельности в начальной школе в аспекте формирования речевых навыков и умений недостаточно изученными
являются вопросы структуры метода, оценки эффективности применения метода для формирования речевых умений и навыков, и др.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется существующими возможностями современных общеобразовательных школ для применения метода проектной деятельности в начальной школе и большим потенциалом метода проектной деятельности в формировании речевых умений и навыков у младших школьников и недостаточной методической разработанностью данного метода.
Целью выпускной квалификационной работы является определение эффективности применения проектной деятельности для формирования речевых умений и навыков у младших школьников.
Объект исследования: речевые умения и навыки младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования речевых умений и навыков у младших школьников в процессе проектной деятельности.
Для достижения цели в работе были определены и решены следующие задачи:
- определить характеристику речевым умениям и навыкам, описать их структуру и процесс формирования;
- выявить особенности формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе;
- изучить возможности использования проектной деятельности в начальной школе для формирования речевых умений и навыков младших школьников;
- разработать программу по формированию речевых умений и навыков младших школьников методом проектной деятельности;
- проанализировать результаты исследования по формированию речевых умений и навыков младших школьников методом проектной деятельности.
Гипотеза исследования: формированию речевых умений и навыков у
младших школьников будет способствовать проектная деятельность в начальной школе, если:
- осуществлять целенаправленную педагогическую деятельность с учетом особенностей формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе;
- в качестве метода формирования применять на учебных уроках в начальной школе метод проектной деятельности;
- использовать метод проектной деятельности в соответствие с педагогическими принципами, а также принципами и структурой методики проектной деятельности.
Методы исследования: в работе применялись методы теоретического анализа педагогической литературы, общенаучные методы: сравнение, анализ, синтез, обобщение, эмпирические методы: тест «История в картинках», пересказ прослушанного текста, составление диалога, направленные на диагностику речевых навыков у младших школьников, организационные и статистические методы.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Елабуга.
Теоретическая значимость исследования заключается: в системном анализе теоретико-методических аспектов применения проектной деятельности в процессе формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты проведенного исследования способствуют: углублению и
систематизации знаний субъектов образовательного учреждения (родители, педагоги) в отношении формирования речевых умений и навыков младших школьников в начальной школе; возможности повышения и совершенствования речевых умений и навыков младших школьников посредством проектной деятельности; возможности использования
результатов опытно-экспериментальной работы в средней общеобразовательной школе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Речевые навыки и умения (говорить, аудировать, читать, излагать свои мысли в письменной речи) необходимо развивать, они носят творческий, продуктивный характер. Современные теоретические положения формирования и развития речевых умений и навыков базируются на основе положений «деятельностного» подхода Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др. Учеными определены пять основных последовательных, взаимосвязанных этапов речевой деятельности: мотив, замысел, внутреннее программирование, лексико-грамматическое развертывание, реализация.
Применяемые в настоящее время методики по формированию речи младших школьников, имеют изначальную ориентированность на развитие в большей мере письменной речи, чем ее устной формы, более детальную разработку вопросов обучения продуцированию высказывания, чем восприятию высказывания, направленность на обучение монологу, чем диалогу. Современным методом обучения, отвечающим требованиям ФГОС является метод проектной деятельности. Проектная деятельность имеет множество видов, что делает ее доступной для обучения младших школьников, а ее характерные особенности проектной предоставляют возможности для активных коммуникаций детей - со сверстниками, педагогами, родителями, другими взрослыми. В процессе проектной деятельности затрагиваются все виды речи.
С целью определения эффективности применения проектной деятельности для формирования речевых умений и навыков у младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование. Испытуемыми явились младшие школьники (8-9 лет) в количестве 50 человек: 25 учащихся экспериментальной группы и 25 учащихся
контрольной группы.
Диагностика речевых умений и навыков у младших школьников была проведена с помощью трех методов, результаты которых показали, что большинство младших школьников (52%) имеет недостаточно развитые речевые умения и навыки: дети не владеют связной речью, целостностью высказываний, грамотным формулированием предложений для выражения своих мыслей, подборе адекватных контексту слов.
Для развития речевых умений и навыков с младшими школьниками была проведена опытно-экспериментальная работа методом проектной деятельности. Младшие школьники экспериментальной группы в количестве 25 человек приняли участие в информационном монопроекте. Темы проектов соответствовали учебному плану школьной программы обучения по литературному чтению. Подготовка проектов проходила на уроках литературного чтения, где руководство осуществлял педагог (исследователь). Также дети проводили работу по проекту во внеурочное время в соответствие со своими индивидуальными заданиями, где им оказывалась помощь взрослых: родителей, старших братьев и сестер.
Анализ результатов проектной деятельности показал эффективность применения этого метода его в развитии речевых навыков и умений у младших школьников. Результаты контрольного исследования показали положительную динамику у 20% детей (5 учащихся). Занятия по методу проектной деятельности развили речевые умения и навыки с низкого до среднего уровня - у 12% (3 детей), со среднего до высокого уровня - у 8% (2 детей). У других детей экспериментальной группы, прежнем общим показателе все же также имеется положительная динамика по отдельным критериям: заметно улучшились лексико-грамматическое оформление,
полнота и точность высказываний, целостность речи, дети стали более активны в общении.
Выдвинутая гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи были решены, цель достигнута.
Применяемые в настоящее время методики по формированию речи младших школьников, имеют изначальную ориентированность на развитие в большей мере письменной речи, чем ее устной формы, более детальную разработку вопросов обучения продуцированию высказывания, чем восприятию высказывания, направленность на обучение монологу, чем диалогу. Современным методом обучения, отвечающим требованиям ФГОС является метод проектной деятельности. Проектная деятельность имеет множество видов, что делает ее доступной для обучения младших школьников, а ее характерные особенности проектной предоставляют возможности для активных коммуникаций детей - со сверстниками, педагогами, родителями, другими взрослыми. В процессе проектной деятельности затрагиваются все виды речи.
С целью определения эффективности применения проектной деятельности для формирования речевых умений и навыков у младших школьников нами было проведено эмпирическое исследование. Испытуемыми явились младшие школьники (8-9 лет) в количестве 50 человек: 25 учащихся экспериментальной группы и 25 учащихся
контрольной группы.
Диагностика речевых умений и навыков у младших школьников была проведена с помощью трех методов, результаты которых показали, что большинство младших школьников (52%) имеет недостаточно развитые речевые умения и навыки: дети не владеют связной речью, целостностью высказываний, грамотным формулированием предложений для выражения своих мыслей, подборе адекватных контексту слов.
Для развития речевых умений и навыков с младшими школьниками была проведена опытно-экспериментальная работа методом проектной деятельности. Младшие школьники экспериментальной группы в количестве 25 человек приняли участие в информационном монопроекте. Темы проектов соответствовали учебному плану школьной программы обучения по литературному чтению. Подготовка проектов проходила на уроках литературного чтения, где руководство осуществлял педагог (исследователь). Также дети проводили работу по проекту во внеурочное время в соответствие со своими индивидуальными заданиями, где им оказывалась помощь взрослых: родителей, старших братьев и сестер.
Анализ результатов проектной деятельности показал эффективность применения этого метода его в развитии речевых навыков и умений у младших школьников. Результаты контрольного исследования показали положительную динамику у 20% детей (5 учащихся). Занятия по методу проектной деятельности развили речевые умения и навыки с низкого до среднего уровня - у 12% (3 детей), со среднего до высокого уровня - у 8% (2 детей). У других детей экспериментальной группы, прежнем общим показателе все же также имеется положительная динамика по отдельным критериям: заметно улучшились лексико-грамматическое оформление,
полнота и точность высказываний, целостность речи, дети стали более активны в общении.
Выдвинутая гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи были решены, цель достигнута.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
И КООПЕРАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО РАЗНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



