Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕКУРРЕНТНЫХ САМООБУЧАЮЩИХСЯ КАРТ КОХОНЕНА ДЛЯ РАСПОЗНАВАНИЯ ТЕКСТОВ

Работа №34834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
284
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Самообучающиеся карты Кохонена 5
1.1 Машинное обучение 5
1.2 Решение задач по работе с текстом методами машинного обучения ... 8
1.3 Сети и карты Кохонена 10
1.4 Применение рекуррентных самообучающихся карт Кохонена для распознавания текста 15
2 Моделирование самообучающихся карт Кохонена на языке Python 18
2.1 Математические библиотеки языка Python 18
2.2 Средства визуализации данных 22
2.3 Программирование самообучающихся карт 24
3 Задача выделения устойчивых последовательностей в тексте ... 31
3.1 Постановка задачи 31
3.2 Обучение сети 35
3.3 Результаты 41
Заключение 44
Библиографический список 45


Машинное обучение с каждым днём занимает всё больше места в жизни человека, это связано с его широкой областью применения, начиная от анализа данных и заканчивая роботами и автопилотами. Машинное обучение является частью искусственного интеллекта, главная задача которого состоит в том, чтобы компьютер сам попытался найти решение поставленной задачи, полагаясь на имеющиеся данные.
На данный момент большой проблемой является трудность в работе с большим количеством информации и в ее анализе. Для решения данной проблемы существует метод, предполагающий выделение временных паттернов и конструкций естественного языка. Свои гипотезы по этому поводу выдвинул С.А. Шумский, поставив задачу реконструкции «органа языка» важнейшим этапом на пути к пониманию основных механизмов мышления [13].
В данной работе предполагается продемонстрировать решение задач, связанных с математическим моделирование способом машинного обучения без учителя. А также подробно описать программирование рекуррентных самоорганизующихся карт. Данные материалы могут найти применение в таких дисциплинах как: «Компьютерное моделирование в машинном обучении», «Интеллектуальное программирование с помощью библиотек языка Python», «Моделирование нейронных сетей».
Целью выпускной квалификационной работы является моделирование рекуррентных самообучающихся карт Кохонена в среде программирования Python для выделения временных последовательностей в тексте.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть основные задачи, решаемые с помощью алгоритмов машинного обучения без учителя, применение алгоритма самообучающихся карт Кохонена для решения этих задач;
2. Изучить возможностей языка программирования Python;
3. Смоделировать рекуррентные самоорганизующиеся карты для работы с текстом и исследовать их свойства.
Квалификационная работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Списка литературы.
В первой главе рассмотрены:
• основы машинного обучения, его методы;
• способ обучения без учителя, решаемые с помощью него задачи, в том числе задача кластеризации;
• виды задач по обработке текста, способы их решения в истории машинного обучения и в настоящее время;
• нейросети Кохонена и самоорганизующиеся карты, алгоритмы их обучения и работы;
• понятие рекуррентных самообучающихся карт и особенности их работы при распознавании текстов.
Вторая глава посвящена обзору языка программирования Python, его возможностям и полезным при написании программ библиотекам и модулям. Третья глава представляет собой алгоритм программирования самоорганизующихся карт Кохонена для решения задач по выявлению временных последовательностей в тексте, рассматриваются особенности работы с текстом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы были рассмотрены необходимые сведения о методах машинного обучения, работе искусственных нейронных сетей. Также в ходе дипломной работы были изучены математические библиотеки и модули для визуализации данных языка программирования Python. Смоделированы рекуррентные самоорганизующиеся карты Кохонена для выделения устойчивых паттернов в тексте, произведен анализ получившихся результатов.
Таким образом, задачи, поставленные в квалификационной работе, выполнены.
Данные материалы были не только рассмотрены и реализованы для решения задачи, но и в дальнейшем могут рассматриваться в рамках курсов: «Компьютерное моделирование в машинном обучении», «Интеллектуальное программирование с помощью библиотек языка Python», «Моделирование нейронных сетей».



1. Бринк Х. Машинное обучение / Бринк Хенрик, Ричардс Джозеф, Феверолф Марк - СПб.: Питер, 2017. - 336 c.
2. Калимолдаев М.Н. Статистический метод выделения временных паттернов из естественных языков/ М.Н. Калимолдаев, А.А. Пак, С.С. Нарынов //Проблемы информатики. - 2014. - № 3. - C. 73-81.
3. Краснянский М.Н. Сравнительный анализ методов машинного обучения для решения задачи классификации документов научно-образовательного учреждения/М.Н. Краснянский, А. Д. Обухов, Е.М. Соломатина, А.А. Воякина // Вестник ВГУ, Серия: Системный анализ и информационные технологии. -
2018. -№3. -C. 173-182.
4. Найденова К.А. Машинное обучение в задачах обработки естественного языка: обзор современного состояния исследований/ К.А. Найденова, О.А. Невзорова//Ученые записки КГУ. - 2008. - T.150, кн.4. - C. 5-23.
5. Lutz M. Learning Python, Fifth Edition / M. Lutz. - O’Reilly Media, 2013. - 1594 p.
6. Lutz M. Python Pocket Reference, Fifth Edition / M. Lutz. - O’Reilly Media,
2014. -254 p.
7. McQueen T.A. A Recurrent Self-Organizing Map for Temporal Sequence Processing / T.A. McQueen, A.A. Hopgood, J.A. Tepper and T.J. Allen//Advances in Soft Computing Series, Springer. - 2003. - P. 3-8.
8. Voegtlin Th. Recursive self-organizing maps / Thomas Voegtlin // Neural Networks - 2002. - № 15. - P. 979-991.
Электронные ресурсы:
9. Велихов П. Машинное обучение для понимания естественного языка - Открытые системы. СУБД / П. Велихов. - 2016. - № 01. Режим доступа: https://www.osp.ru/os/2016/01/13048649/
10. Горбаченко В.И. Сети и карты Кохонена. [Электронный ресурс]
/ В.И. Горбаченко - Режим доступа: http://gorbachenko.self-
organization.ru/articles/Self-organizing-map.pdf
11. Черняк Л. История глубинного машинного обучения. [Электронный ресурс] / Л. Черняк. - Режим доступа: https://www.computerworld.ru/articles/Istoriya-glubinnogo- mashinnogo-obucheniya.
12. Шабанов П.А. Научная графика в Python. [Электронный ресурс] / П.А. Шабанов. - 2015.- Режим доступа:
https://github.com/whitehorn/Scientific-graphics-in- python/blob/master/README.md.
13. Шумский С.А. Мозг и язык: гипотеза о строении «органа языка». [Электронный ресурс] / С.А. Шумский - Режим доступа: http://psihdocs.ru/mozg-i-yazik-gipoteza-o-stroenii-organa-yazika- rassmatrivaetsy.html
14. Charles-Antoine Richard A Non-Technical Guide To Understanding Machine Learning. [Электронный ресурс] / Charles-Antoine Richard - 2016.- Режим доступа: https://blog.arcbees.com/2016/12/29/a-non-technical-guide-to- understanding-machine-learning/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ