ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНОГО ИЗДАНИЯ. ИНТЕРВЬЮ В ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1 История и становление корпоративных изданий 7
1.2. Интервью в теории журналистики 10
1.3. Виды интервью 15
ГЛАВА 2. МЕСТО ИНТЕРВЬЮ НА СТРАНИЦАХ
КОРПОРАТИВНОГО ИЗДАНИЯ «иМВЕСТИ»
2.1. Типологический анализ корпоративного издания
«ТШвести» 21
2.2. Место интервью в рейтинге жанров 30
2.3. Особенности интервью 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Корпоративные СМИ представляют собой как бы последовательную летопись, более или менее подробно отражающую историю того или иного предприятия в фактах, событиях, явлениях, документах, аутентичных мнениях современников. Видовая особенность многотиражных газет как исторического источника, выделяющая их из общего ряда периодики, лежит в специфике субъектно-объектных отношений читателя и автора/создателя газеты. По существу, коллектив предприятия делает ее о себе и для себя: «делатель предстает как читатель, читатель - как делатель».
Самый простой способ сделать корпоративную газету интересной и обсуждаемой - сфокусировать внимание на сотрудниках. В нашем случае не только на сотрудниках, но и на студентах, поэтому очень важное место в такого рода изданиях занимает жанр интервью. Интервью принято считать прерогативой практически исключительно журналистики. При этом PR- специалисты отлично осознают всю силу этого жанра и используют в своей работе очень часто.
В связи с вышеизложенным, можно говорить об актуальности темы исследования, которая обусловлена такими факторами как:
-социальная значимость корпоративных изданий;
-морально-этическая, правовая значимость корпоративных изданий и их роль в социуме;
-экономико-политические преобразования, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране и повлекшие за собой изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в средствах массовой информации;
-важная роль интервью в корпоративной прессе;
Цель исследования - изучить особенности интервью на страницах корпоративного издания «ЦМвести».
Задачами данного исследования являются:
1) рассмотреть развитие корпоративной печати на современном
этапе;
2) изучить основные черты корпоративной печати;
3) рассмотреть виды интервью, которые используют авторы издания «ЦМвести»;
4) изучить структуру издания ««ЦМвести» и место жанра интервью на страницах исследуемого средства массовой информации;
5) провести типологический анализ издания «ЦМвести»;
6) проанализировать интервью по критериям.;
7) сделать выводы.
Объектом исследования стал жанр интервью на страницах корпоративного издания «ЦМвести».
Предмет исследования - особенности журналистских материалов, написанных в жанре интервью.
Эмпирической базой послужили выпуски многотиражной газеты «ЦМвести», журналистские материалы, написанные в жанре интервью в исследуемом нами издании.
«Теоретическую базу составили труды отечественных ученых:
Засурского Я.Н. «Система средств массовой информации», Корнилова Е.А. «Журналистика на рубеже», Овсепяна Р.П. «История новейшей отечественной журналистики», Горохова В. М. «Мастерство журналиста», Кима М.Н. «Жанры современной журналистики».
Современное состояние многотиражной печати должно включать в себя исследования всех сторон их функционирования. Это и профессиональные характеристики журналистов, и экономические проблемы, и вопросы ангажированности, и возможности развития. Почему важную роль в корпоративной прессе играет жанр интервью? Какие особенности журналистских текстов, написанных в жанре интервью, присутствуют в материалах исследуемого нами издания. Какие вопросы должен задавать
интервьюер, чтобы материал получился интересным? Мы постараемся дать ответы на эти вопросы в нашем исследовании. Научная новизна состоит в том, что впервые подвергается исследованию жанр интервью в корпоративной прессе многотиражная газета ЕИ КФУ «ЦМвести» в таких аспектах, как: особенности заголовков, выбор героев, мастерство
интервьюера (анализ постановки вопросов спикерам), лексические особенности журналистских текстов, оптимизация материалов, поиск новых решений.
Практическая значимость. Исследование можно использовать на лекциях по дисциплинам, связанных с изучением корпоративной печати, теорией журналистики в целом, с изучением жанров журналистики. Работа будет интересна членам коллективов многотиражных изданий.
Материалом для исследования послужили собранные сведения об издании, газетные выпуски, журналистские тексты, написанные в жанре интервью.
Основные методы исследования - метод проработки документов, теоретический анализ, типологический анализ, анализ журналистских текстов по критериям.
Структура дипломной работы: настоящая работа состоит из введения, двух основных глав и заключения. Первая глава - «Специфика корпоративного издания. Интервью в теории журналистики» - состоит из трех параграфов. В ней анализируется история становления многотиражной печати, ее место в современном информационном пространстве, роль и виды жанра интервью в корпоративной прессе. Во второй части работы под названием «Место интервью на страницах корпоративного издания «ЦМвести»» описана история развития издания, представлен
типологический анализ издания, рассмотрены особенности жанра интервью, место этого жанра на страницах исследуемого нами издания, также изучены лексические особенности журналистских текстов, написанных в жанре
интервью, особенности заголовков, выбор спикеров, постановка вопроса интервьюером.
В заключении подводятся итоги всего исследования, формулируются общие выводы, намечаются перспективы развития многотиражной газеты, обозначаются методы улучшения работы авторов.
Если говорить об актуальности многотиражной печати, стоит, конечно, отметить, что сегодня этот вид прессы перешел в корпоративную печать. Которая в наше время, несомненно, нужна обществу, пусть даже в таком виде, в котором есть, поскольку городские издания сейчас существуют исключительно на сенсационных фактах, а публицистические, художественные жанры мы можем встретить в «корпоративках». Корпоративные издания продолжают воспитывать людей и наряду с функцией «пиар» также успешно прибегают к культуроформирующей функции, развивают человека, отвлекают его от повседневности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что появление PR-функции играет основную роль в трансформации многотиражного издания в корпоративное. В ходе своего исследования мы пришли к следующим выводам: многотиражная печать заняла важное место в системе советской прессы, явилась, с одной стороны, трибуной для сотен тысяч рабочих, с другой стороны - важнейшим и эффективным средством официальной пропаганды и агитации. Сегодня роль ее немного изменилась. Главной функцией стало формирование положительного образа предприятия не только у самих членов коллектива, но и у всех, кому данное издание может быть интересно. Тематическая палитра изданий для всего персонала тяготеет к универсальности. Разумеется, речь идет об универсальности, ограниченной интересами компании.
Исследуемое нами издание освещает наиболее значимые события из жизни института, факультетов, структурных подразделений, лучший опыт учебно-воспитательной, научно-исследовательской деятельности, достижения студентов, молодых специалистов и ученых вуза, публикует интервью с преподавателями, сотрудниками, студентами, ветеранами и выпускниками института. Также издание не упускает из виду городские события, относящиеся к истории Елабуги, о жителях этого города.
Занимается пропагандой обучения, пиаром самого вуза и его студентов и работников. Также пропагандирует здоровый образ жизни, рассказывая о спортивных достижениях студентов, пропагандирует патриотизм, рассказывая о героях различных войн, о мужественности народа. Из таблицы видно, что большинство тем посвящено научной жизни вуза и студентов, а также рассказам о жизни преподавателей и самих студентов, а также пропаганде следования традициям вуза. Стоит отметить, что существуют спецвыпуски, которые издаются из года в год. Они отличаются от других номеров издательскими характеристиками, например, выпускаются в цветном варианте. Для того, чтобы проследить как видоизменяется издание с точки зрения верстки, мы проанализировали выпуски за последние четыре года и пришли к выводу - журналисты следуют традициям. Интервью в большинстве случаев размещают на четвертой последней полосе, если это не разговор с ректором вуза. В выпусках 2019 года меняется оформление рубрик, названия которых остаются прежними. Верстальщики ищут интересные графические решения, чтобы сделать информацию, касающуюся цифр, более понятной, наглядной для читателей.
Исследуя заголовки, мы выявили такую тенденцию - часто авторы в заголовки выносят цитату из интервью героя. Нам не встретились фразеологизмы. Множество заголовков напрямую указывает на то, о чем пойдет речь в материале. Особенно это касается заметок.
Из созданной нами таблицы мы видим, что чаще всего встречаются такие жанры, как заметки, отчеты, очерки, интервью, репортажи и корреспонденции. Большинство из материалов - информационные. За время нашего исследования мы всего несколько раз встретили аналитическое интервью и два раза аналитическую статью. Дважды нам встречались сатирические жанры.
Самый популярный для авторов издания жанр, как мы уже сказали интервью. Но не информационное, а портретное. Чтобы вызвать больший интерес у читателя, мы предлагаем в интервью, обязательно добавить больше фотографий. И не канцелярского типа, а снимков из семейного фотоальбома. В некоторых портретных интервью, недостаточно личной информации о герое. Таким образом, материалы становятся обезличены. Поэтому авторам нужно обратить внимание на подробности и интересные истории из личной жизни героев.
Часто мы встречаем и информационное интервью. Авторы для подобных материалов иногда используют такие заголовки, прочитав которые аудитория не понимает, о чем пойдет речь в ниже расположенном интервью. На наш взгляд, иногда такой способ может заинтересовать потенциальных читателей, но иногда такой способ может дать и обратный эффект. Поэтому заголовки нужно тщательно продумывать и писать, так, чтобы суметь остановить взгляд читателя. Что касается, вопросов, которые используют авторы в информационном интервью, нужно отметить, что чаще всего это сложные, всегда корректные по существу вопросы. По области поиска ответов - это открытые вопросы, встречаются уточняющие. Также, если говорить, о вопросах по степени выраженности в тексте, встречаются и явные и скрытые вопросы. Корреспонденты во время беседы используют и узловые, и наводящие вопросы. То есть журналисты употребляют предложения, которые предлагают герою интервью продолжить мысль корреспондента.
Что касается, мастерства работников, исследуемого нами издания нужно отметить, что, по словам спикеров, они используют и опосредственный, и непосредственный методы сбора информации. При личных встречах выглядят всегда опрятно и к месту, что для интервьюера очень важно, ведь человек создает о себе первое впечатление по внешнему виду. Журналисты обладают приятными голосами и хорошей дикцией, грамотно составляют вопросы, что тоже располагает к беседе. У корреспондентов исследуемого нами издания есть возможность хорошо
подготовиться к интервью, так как практически со всеми героями они хотя бы заочно знакомы. Это позволяет задавать интересные вопросы о биографии, хобби и о каких-то личных интересах, что делает материал оригинальнее и ярче.
Журналисты уверены в себе во время интервью, спокойны и улыбчивы, это также влияет на процесс беседы. Во время анализа материалов мы встречали такие материалы, где авторы, несмотря на статус спикера, задают такие вопросы, которые позволяют собеседнику раскрыться с той стороны, с которой его не знает целевая аудитория. На наш взгляд, именно такие интервью должны служить примером для корреспондентов, работающих в исследуемом нами издании.
Данную тему считаем перспективной для дальнейшего изучения.
1. Библиотека нормативно-правовых актов СССР. [Электронный ресурс,
дата посещения 17.04.18, режим доступа:
http: //www. l ibus sr. ru/doc_us sr/ussr_3736. htm].
2. Выпуски издания «иМвести» с января 2012 года по апрель 2018 года;
3. Официальный сайт Елабужского института КФУ. [Электронный
ресурс, дата посещения 22.04.18, режим доступа:
https://kpfu.ru/elabuga/ob-institute/elabuzhskij-institut-i-smi/gazeta- 39univesti39].
4. Закон о СМИ. [Электронный ресурс, дата посещения 22.04.18, режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/].
Теоретическая литература:
5. Академик. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный
ресурс, дата посещения 15.04.18, режим доступа-
http://investments.academic.ru/1439/%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B 5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5].
6. Ампилов В.А. Современный газетный очерк. / В.А. Ампилов - Минск, 1972. - 159с.
7. Андреева О.В. История книжного дела в документальных источниках и материалах периодической печати: Учебное пособие / О.В. Андреева; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова М.: МГУП, 2011. - 232 с.
8. Аникина М.Е., Баранов В.В., Воронова О.А. и др. Учебное пособие для студентов вузов. / М. Е. Аникина — М.: Аспект-Пресс, 2009. — 236 с.
9. Блэк С. Паблик рилейшнз. / С. Блэк. - М.: 2002. - 70с.
10. Ворошилов В.В. Журналистика / В.В. Ворошилов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 3-е издание. - 447 с.
11. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - СПб.:
Роза мира, 2005. - Ч.1. - 173 с.
12. Горохов В. М. Мастерство журналиста / под.ред. В.М. Горохова, В.Д. Пельта. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1976. - 263с.
13. Горький M. Собр. соч. / М. Горький: В 30 т. М., 1953. Т. 30. С. 145.
14. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. / А.А. Грабельникова. - М.: РИП-холдинг, 2000. 336 с.
15. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. / П. С. Гуревич. -М.: Искусство, 1991. 219 с.
16. Дзялошинский И.М. Информационное пространство России. / И. М. Дзялошинский. — М.: Моск. Центр Карнеги, 2001. 30 с.
17. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. / И. М. Дзялошинский. М.: Издательство МГУ, 1996. - 174 с.
18.Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. / Я. Н. Засурский. М.: Аспект пресс, 2001. - 259 с.
19.Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. / Я. Н. Засурский. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 384с.
20. Измайлов А.Ф. Газета трудового коллектива. / А. Ф. Измайлов. - Л. : Лениздат, 1983. - 135 с.
21. Кривоносов А. Корпоративная пресса на Западе: история и типология. / А. Кривоносов, PR-диалог. 2002. № 3. - 126 с.
22. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. Электронная библиотека. [Электронный ресурс, дата посещения 20.04.18] / Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/80.htm
23. Ким М.Н. Жанры современной журналистики. / М. Н. Ким. - Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - 109с.
24. Ким М.Н. Новостная журналистика. Базовый курс / М. Н. Ким - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. - 352 с.
25. Крапивин С. Криминальная хроника и судебные очерки: без
права на ошибку. Библиотека журналиста. [Электронный ресурс, дата посещения 18.04.18] / Режим доступа -
http: //j oumalism. narod.ru/pressa/0012. html ]
26. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. / А.А. Князев.
- Б.: Изд-фо КРСУ, 2001. - 160с.
27. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. / С.Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс, 2009. - 318 с.
28. Корнилов Е.А Журналистика на рубеже тысячелетий. / Е. А. Корнилов
- Ростов-на-дону, 1999. - 159 с.
29. Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луман; пер. с нем. А.Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 с.
30. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. Монография / А. В. Манойло. - М.: МИФИ, 2003. - 388 с.
31. Михайлов С.А. «Технологический фактор в деятельности журналиста».
[Электронный ресурс, дата посещения 22.04.18]. - Режим доступа:
http: //evartist.mrod. ru/text5/66. Ыш#з_03
32.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. Переходный период (середина 80-х 90-е годы). - М.: Факультет
журналистики МГУ, 1996. - 276 с.
33.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская академия наук, институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., испр., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
34.Олешко В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006. - 240с.
35. Почепцов Г.Г. Информация &дезинформация / Г.Г. Почепцов. - Киев: Эльга Ника-Центр, 2001. - 251с.
36. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2001. - 651 с.
37. Поздняков Н.К. «Информационная телепередача». / Н. К. Поздняков. - М.: Искусство, 1998 - 158с.
38. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. / Е.П. Прохоров. - М.: Аспект Пресс, 2009 - 351 с.
39. Русский филологический портал. Шаповал В.В. Имидж автора в публицистике. (Роль сленговых и иных заимствованных, маркированных как «чужое слово».), 1999. [Электронный ресурс, дата посещения 22.04.18]. - Режим доступа: http://www.philology.ru/marginalia/shapoval20.htm
40. Самарцев O.P. Творческая деятельность журналиста. / О.Р. Самарцев. — М.: Академический Проект, 2009. - 528 с.
41. Свитич Л.Г. Профессия: журналист / Л.Г. Свитич. - М.: Аспект Пресс,
2003. - 255 с.
42. Союз журналистов России. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] / Режим доступа - http://ruj.ru/pravcenter/law-tv_1.html;
43. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2000. - 224 с.
44. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие для вузов / А.А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 384 с.
45. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие для вузов / А.А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 395 с.
46. Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. / В. Т. Третьяков - М.: Ладомир, 2004. - 297с.
47. Хелемендик В.С. Союз пера, микрофона и телекамеры. / В.С. Хелемендик - М, 1977. - 155с.
48. Смирнова Е. Г. Диссертация. «Отраслевая многотиражная печать: исторические опыт и особенности развития в условиях перестройки (на материалах газет водного транспорта)» [Электронный ресурс, дата посещения 15.04.18] / Режим доступа: http://cheloveknauka.com/otraslevaya- mnogotirazhnaya-pechat-istoricheskie-opyt-i-osobennosti-razvitiya-v-
usloviyah-perestroyki-na-materialah-gazet
49. Шибаева Л.В. Жанры в теории и практике журналистики.
[Электронный ресурс, дата посещения 21.04.18.] / Режим доступа:
http: //textfighter. org/text3/82. php
50. Шкондин М.В., Реснянская Л.Л. (ред.) Типология периодической печати / Учебное пособие для студентов вузов. / М.В. Шкондин, Л.Л. Реснянская. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 256 с.
51. Ямашкина О.И. Научная статья «О роли современных корпоративных
СМИ в управлении персоналом организации». [Электронный ресурс, дата посещения 20.04.18]. / Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/593/].