Исследования влияния интерактивных методов на развитие познавательной активности старшеклассников при изучении обществознании
|
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты интерактивного обучения как основа
развития познавательной активности обучающихся 10
1.1 Понятия: интерактивное обучение, интерактивные методы 10
1.2 Познавательная активность школьников и основы ее формирования 28
1.3 Современные технологии и методы повышения познавательной
активности школьников 33
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности влияния интерактивных методов обучения, на познавательную активность обучающихся на уроках обществознания 42
2.1 Констатирующий этап эксперимента: анализ использования
интерактивных методов обучения на уроках и выявление уровня познавательной активности обучающихся 42
2.2 Формирующий этап эксперимента: проведение уроков по
обществознанию с применением интерактивных методов обучения 49
2.3 Контрольный этап эксперимента: формулировка выводов
исследования 55
Выводы по второй главе 75
Заключение 79
Список литературы 83
Приложение 1 Анкета для педагогов 89
Приложение 2 Анкета для обучающихся 91
Приложение 3 Тест «Познавательная активность» 93
Приложение 4 Технологическая карта № 1 97
Приложение 5 Технологическая карта № 2 101
Приложение 6 Технологическая карта № 3 104
Приложение 7 Конспект № 1 107
Приложение 8 Конспект № 2 109
Приложение 9 Диагностические работы 111
Глава 1. Теоретические аспекты интерактивного обучения как основа
развития познавательной активности обучающихся 10
1.1 Понятия: интерактивное обучение, интерактивные методы 10
1.2 Познавательная активность школьников и основы ее формирования 28
1.3 Современные технологии и методы повышения познавательной
активности школьников 33
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности влияния интерактивных методов обучения, на познавательную активность обучающихся на уроках обществознания 42
2.1 Констатирующий этап эксперимента: анализ использования
интерактивных методов обучения на уроках и выявление уровня познавательной активности обучающихся 42
2.2 Формирующий этап эксперимента: проведение уроков по
обществознанию с применением интерактивных методов обучения 49
2.3 Контрольный этап эксперимента: формулировка выводов
исследования 55
Выводы по второй главе 75
Заключение 79
Список литературы 83
Приложение 1 Анкета для педагогов 89
Приложение 2 Анкета для обучающихся 91
Приложение 3 Тест «Познавательная активность» 93
Приложение 4 Технологическая карта № 1 97
Приложение 5 Технологическая карта № 2 101
Приложение 6 Технологическая карта № 3 104
Приложение 7 Конспект № 1 107
Приложение 8 Конспект № 2 109
Приложение 9 Диагностические работы 111
Актуальность темы исследования. Переход на новые образовательные стандарты и модернизация российского образования существенно затрагивают организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы школьного образования становится формирование творческой, самостоятельной личности, личности с активной познавательной позицией, способной постоянно учиться и переучиваться. В связи с этим в педагогике активно обсуждается проблема активизации познавательной деятельности обучающихся.
Большинство обучающихся не стремятся к самостоятельному познанию того или иного факта научной теории, считая, что знания, которые они получают в процессе обучения, не пригодятся им в жизни, а также обучающиеся хотят, чтобы преподаватель преподнес им знания в готовом виде. Иногда случается, что сам учитель рассказывает учебный материал так, что он не вызывает интерес у обучающихся. А так как «познавательная активность характеризуется естественным стремлением ребенка к познанию» [30,87], то первое, что нужно - это возбудить желание учиться и развить потребность ученика в саморазвитии. То есть, возникает необходимость в поиске методов обучения, которые могли бы эффективно сформировать познавательную активность учащихся. Здесь на помощь приходят методы обучения, к таким методам, например, можно отнести интерактивные методы обучения, вносящие элемент занимательности в учебный процесс.
Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, наиболее полно может обеспечивать тот результат качественного образования, которого ждет от школы современное общество: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Применение методов
интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода должно привести к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате - к повышению качества образования.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема познавательной активности рассматривается в трудах отечественных философов (М.К. Мамардашвили и др.), психологов (Б.Г.Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.), педагогов (Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, И.Я Лернер, А.К. Маркова, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и др.).
В исследованиях таких ученых как И.Я Лернера, Р.А. Низамова, И.Ф. Харламова и др. познавательная активность рассматривается как динамический процесс дидактического взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной культуры и расширение системы личностных ценностей.
И.Н. Антипова, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др. отмечают, что познавательная активность трансформируется в процессе совместной деятельности и указывают на необходимость общения в диалоге, совместного поиска, сотрудничества, при равноправном общении субъектов образовательного процесса, полагая, что именно такая деятельность обеспечивает продуктивное развитие познавательной активности. Являясь предметом изучения в трудах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.П. Аристовой, Н.Г.Морозовой, Т.И. Шамовой, Г.И.Щукиной и др., познавательная активность не явилась досконально изученным феноменом.
Анализ исследований по проблеме использования интерактивных методов обучения показывает, что большинство из них опираются на идеи теории символического интеракционизма (Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Д.М.Болдуин, Ч.Кули и др.), которые служат научной базой и основой для разработки условий, способствующих процессу самореализации учащихся старшего школьного возраста в учебной деятельности. В исследованиях А.Е.Авдюковой, Е.В. Башлия, В.И.Боголюбова, Л.Н.Вавиловой, В.А.Вакуленко, Ю.Е.Водопьяновой, П.Д.Гаджиевой, Л.К.Гейхман, О.А.Голубковой, Т.Н.Добрыниной, В.К.Дьяченко, Г.А.Жулиной, Д.Н. Кавтарадзе, Г.Б.Корнетова, Л.Н.Куликовой, Т.А.Мясоеда, С.А.Шмакова и др. нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов обучения.
В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П.Д.Гаджиева, Д.И.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Т.А.Мясоед, Б.Ц.Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л.К.Гейхман, Л.В.Зарецкая, Д.А.Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л.Н.Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е.В.Коротаева, А.Ю.Прилепо, Н.Е. Щуркова и др.). Следует отметить, что научно обоснованная, базирующаяся на результатах глубокого исследования концепция интерактивного обучения с целью развития личности в настоящее время отсутствует. Остаются мало исследованными вопросы применения интерактивных методов обучения в практической деятельности школ и вопросы эффективности и результативности их использования.
Решение проблемы влияния интерактивных методов обучения на уровень познавательной активности осложнено рядом противоречий:
- между приоритетной ролью использования интерактивных методов обучения как фактора развития познавательной активности обучающихся и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической базы их применения в школьной практике;
- между требованиями, предъявляемыми современным обществом к выпускнику общеобразовательных школ, и реальным преобладанием в школьном образовании традиционных способов передачи учащимся готовых знаний.
- между необходимостью формирования и развития познавательной активности, обучающихся и отсутствием обоснованных научных рекомендаций по формированию и развитию познавательной активности.
Проблема исследования: каким образом интерактивные методы влияют на познавательную активность.
Цель исследования: доказать эффективность влияния интерактивных методов на познавательную активность старшеклассников.
Объект исследования: познавательная активность старшеклассников при изучении обществознания.
Предмет исследования: влияние интерактивных методов обучения на познавательную активность старшеклассников при изучении обществознания.
Гипотеза исследования: использование интерактивных методов
обучения на уроках обществознания ведет к увеличению уровня познавательной активности.
Для достижения поставленной выше цели в рамках работы необходимо будет решить ряд задач:
- раскрыть теоретические основы интерактивного обучения;
- определить сущность понятия «познавательная активность», раскрыть основы ее формирования;
- экспериментально проверить эффективность влияния интерактивных методов обучения на познавательную активность старшеклассников на уроках обществознания;
- разработать методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения для педагогов по обществознанию.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- ведущие идеи системного подхода (Л.фон Берталанфи, И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Ю.Г.Юдин);
- личностно-деятельностный подход к обучению (Г.М.Андреева, Т.Н.Беркалиев, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, А.С.Выготский, Б.С.Гершунский, В.В. Давыдов, Е.С.Заир-Бек, И.А.Зимняя, Е.В.Коротаева, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, О.А.Сафонова, В.А.Сластенин, В.В. Сериков, A. П. Тряпицына, И.С. Якиманская, E.H. Шиянов);
- общая теория обучения (Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, B. П.Беспалько, А.А.Вербицкий, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Краевкий, A. В.Хуторской);
- теории активизации личности в обучении (Н.М.Зверева, Т.А.Иванова, М.В.Кларин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Е.Н.Перевощикова, П.И.Пидкасистый, И.С.Якиманская и др.);
- теории игрового и интерактивного обучения (И.Г.Абрамова, Н.П.Аникеева, Б.Ц.Бадмаев, И.В.Балицкая, Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, B. А.Вакуленко, П.Д.Гаджиева, Л.К.Гейхман, В.В.Гузеев, Ю.Н.Емельянов, И.П.Иванов, Д.Н.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, Л.Н.Куликова, Д.А.Махотин, Т.А.Мясоед, А.М.Смолкин, В.В.Николина, Т.Л.Чепель, C. А.Шмаков и др.);
- государственные нормативные документы: Федеральные законы Российской Федерации, касающиеся развития образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 , ФГОС ООО второго поколения.
Методы и методики исследования: При проведении исследования для достижения поставленной цели применялись такие методы, как теоретический анализ литературы (периодических изданий и сетевых ресурсов) по теме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анкетирование, тестирование, методы описательной статистики, включающие в себя графические изображения результатов и интерпретацию в качественный анализ данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Казанский энергетический колледж". В педагогическом эксперименте приняли участие обучающиеся 1-2 курса колледжа, возраст испытуемых совпадает с возрастом обучающихся в школе, которых традиционно принято считать старшеклассники (10-11 классы).
Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны интерактивные занятия по обществознанию для старшеклассников, после проведения, которых установлено, что применение интерактивных методов на уроках (мозговой штурм, дебаты, деловые и ролевые игры, мобильное обучение и др.) значительно повышают познавательную активность обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнена классификация интерактивных методов обучения;
- раскрыты сущностные характеристики интерактивных методов обучения;
- дано определение понятия «познавательная активность»;
- представлены и описаны современные технологии и методы повышения познавательной активности школьников (мобильное обучение, геймификация и др.).
Практическая значимость исследования. Исследование подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения. Разработаны методические рекомендации преподавателям по обществознанию по применению интерактивных методов на уроках обществознания. Материалы диссертации могут стать основой для разработки учебных планов и методических пособий, использоваться на курсах повышения квалификации учителей, а также в системе высшего профессионального образования при изучении педагогических дисциплин.
Достоверность исследования: обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования: Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на итоговой конференции преддипломной практики в ГАПОУ «Казанский энергетический колледж» в октябре 2018 года. Конференция проходила в рамках педагогического совета. На конференции присутствовали педагоги и администрация колледжа. Результаты научной работы были апробированы на университетских научно - практических конференциях и опубликованы:- статья Бычкова Д.С. Влияние интерактивных методов на развитие познавательной активности обучающихся/ Бычкова.Д.С. //Материалы VI Международной научно-образовательной конференции (23-24 ноября) «Актуальные проблемы современной педагогической науки»: Сборник научных трудов: в 2 частях // Под общ.ред. д.п.н.,проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2018.- Ч.П.- С.229-232.
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа магистра состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), по три параграфа в каждой главе, заключения, списка литературы. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, диаграммами. Имеются приложения.
Большинство обучающихся не стремятся к самостоятельному познанию того или иного факта научной теории, считая, что знания, которые они получают в процессе обучения, не пригодятся им в жизни, а также обучающиеся хотят, чтобы преподаватель преподнес им знания в готовом виде. Иногда случается, что сам учитель рассказывает учебный материал так, что он не вызывает интерес у обучающихся. А так как «познавательная активность характеризуется естественным стремлением ребенка к познанию» [30,87], то первое, что нужно - это возбудить желание учиться и развить потребность ученика в саморазвитии. То есть, возникает необходимость в поиске методов обучения, которые могли бы эффективно сформировать познавательную активность учащихся. Здесь на помощь приходят методы обучения, к таким методам, например, можно отнести интерактивные методы обучения, вносящие элемент занимательности в учебный процесс.
Интерактивное обучение, являясь альтернативой традиционным формам, наиболее полно может обеспечивать тот результат качественного образования, которого ждет от школы современное общество: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Применение методов
интерактивного обучения как средства реализации системно-деятельностного подхода должно привести к активизации познавательной деятельности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения и в результате - к повышению качества образования.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема познавательной активности рассматривается в трудах отечественных философов (М.К. Мамардашвили и др.), психологов (Б.Г.Ананьев, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.), педагогов (Ю.К. Бабанский, А.А. Вербицкий, И.Я Лернер, А.К. Маркова, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламов и др.).
В исследованиях таких ученых как И.Я Лернера, Р.А. Низамова, И.Ф. Харламова и др. познавательная активность рассматривается как динамический процесс дидактического взаимодействия обучаемого с объектами познания, направленный на овладение опытом социальной культуры и расширение системы личностных ценностей.
И.Н. Антипова, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др. отмечают, что познавательная активность трансформируется в процессе совместной деятельности и указывают на необходимость общения в диалоге, совместного поиска, сотрудничества, при равноправном общении субъектов образовательного процесса, полагая, что именно такая деятельность обеспечивает продуктивное развитие познавательной активности. Являясь предметом изучения в трудах В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.П. Аристовой, Н.Г.Морозовой, Т.И. Шамовой, Г.И.Щукиной и др., познавательная активность не явилась досконально изученным феноменом.
Анализ исследований по проблеме использования интерактивных методов обучения показывает, что большинство из них опираются на идеи теории символического интеракционизма (Дж.Г.Мид, Г.Блумер, Д.М.Болдуин, Ч.Кули и др.), которые служат научной базой и основой для разработки условий, способствующих процессу самореализации учащихся старшего школьного возраста в учебной деятельности. В исследованиях А.Е.Авдюковой, Е.В. Башлия, В.И.Боголюбова, Л.Н.Вавиловой, В.А.Вакуленко, Ю.Е.Водопьяновой, П.Д.Гаджиевой, Л.К.Гейхман, О.А.Голубковой, Т.Н.Добрыниной, В.К.Дьяченко, Г.А.Жулиной, Д.Н. Кавтарадзе, Г.Б.Корнетова, Л.Н.Куликовой, Т.А.Мясоеда, С.А.Шмакова и др. нашла отражение проблема освоения и использования интерактивных методов обучения.
В настоящее время понятие "интерактивные методы обучения" наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится: взаимодействию (П.Д.Гаджиева, Д.И.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Т.А.Мясоед, Б.Ц.Бадмаев); развитию навыков общения личности (Л.К.Гейхман, Л.В.Зарецкая, Д.А.Махотин); развитию и осуществлению социального опыта людей (Л.Н.Куликова); учебно-педагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса (Е.В.Коротаева, А.Ю.Прилепо, Н.Е. Щуркова и др.). Следует отметить, что научно обоснованная, базирующаяся на результатах глубокого исследования концепция интерактивного обучения с целью развития личности в настоящее время отсутствует. Остаются мало исследованными вопросы применения интерактивных методов обучения в практической деятельности школ и вопросы эффективности и результативности их использования.
Решение проблемы влияния интерактивных методов обучения на уровень познавательной активности осложнено рядом противоречий:
- между приоритетной ролью использования интерактивных методов обучения как фактора развития познавательной активности обучающихся и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методической базы их применения в школьной практике;
- между требованиями, предъявляемыми современным обществом к выпускнику общеобразовательных школ, и реальным преобладанием в школьном образовании традиционных способов передачи учащимся готовых знаний.
- между необходимостью формирования и развития познавательной активности, обучающихся и отсутствием обоснованных научных рекомендаций по формированию и развитию познавательной активности.
Проблема исследования: каким образом интерактивные методы влияют на познавательную активность.
Цель исследования: доказать эффективность влияния интерактивных методов на познавательную активность старшеклассников.
Объект исследования: познавательная активность старшеклассников при изучении обществознания.
Предмет исследования: влияние интерактивных методов обучения на познавательную активность старшеклассников при изучении обществознания.
Гипотеза исследования: использование интерактивных методов
обучения на уроках обществознания ведет к увеличению уровня познавательной активности.
Для достижения поставленной выше цели в рамках работы необходимо будет решить ряд задач:
- раскрыть теоретические основы интерактивного обучения;
- определить сущность понятия «познавательная активность», раскрыть основы ее формирования;
- экспериментально проверить эффективность влияния интерактивных методов обучения на познавательную активность старшеклассников на уроках обществознания;
- разработать методические рекомендации по применению интерактивных методов обучения для педагогов по обществознанию.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- ведущие идеи системного подхода (Л.фон Берталанфи, И.В.Блауберг, В.Н.Садовский, Ю.Г.Юдин);
- личностно-деятельностный подход к обучению (Г.М.Андреева, Т.Н.Беркалиев, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, А.С.Выготский, Б.С.Гершунский, В.В. Давыдов, Е.С.Заир-Бек, И.А.Зимняя, Е.В.Коротаева, А.Н.Леонтьев, Б.Д.Парыгин, О.А.Сафонова, В.А.Сластенин, В.В. Сериков, A. П. Тряпицына, И.С. Якиманская, E.H. Шиянов);
- общая теория обучения (Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, B. П.Беспалько, А.А.Вербицкий, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, В.В.Краевкий, A. В.Хуторской);
- теории активизации личности в обучении (Н.М.Зверева, Т.А.Иванова, М.В.Кларин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, Е.Н.Перевощикова, П.И.Пидкасистый, И.С.Якиманская и др.);
- теории игрового и интерактивного обучения (И.Г.Абрамова, Н.П.Аникеева, Б.Ц.Бадмаев, И.В.Балицкая, Н.В.Борисова, А.А.Вербицкий, B. А.Вакуленко, П.Д.Гаджиева, Л.К.Гейхман, В.В.Гузеев, Ю.Н.Емельянов, И.П.Иванов, Д.Н.Кавтарадзе, М.В.Кларин, Е.В.Коротаева, Л.Н.Куликова, Д.А.Махотин, Т.А.Мясоед, А.М.Смолкин, В.В.Николина, Т.Л.Чепель, C. А.Шмаков и др.);
- государственные нормативные документы: Федеральные законы Российской Федерации, касающиеся развития образования, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 , ФГОС ООО второго поколения.
Методы и методики исследования: При проведении исследования для достижения поставленной цели применялись такие методы, как теоретический анализ литературы (периодических изданий и сетевых ресурсов) по теме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анкетирование, тестирование, методы описательной статистики, включающие в себя графические изображения результатов и интерпретацию в качественный анализ данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Казанский энергетический колледж". В педагогическом эксперименте приняли участие обучающиеся 1-2 курса колледжа, возраст испытуемых совпадает с возрастом обучающихся в школе, которых традиционно принято считать старшеклассники (10-11 классы).
Научная новизна исследования заключается в том, что разработаны интерактивные занятия по обществознанию для старшеклассников, после проведения, которых установлено, что применение интерактивных методов на уроках (мозговой штурм, дебаты, деловые и ролевые игры, мобильное обучение и др.) значительно повышают познавательную активность обучающихся.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- уточнена классификация интерактивных методов обучения;
- раскрыты сущностные характеристики интерактивных методов обучения;
- дано определение понятия «познавательная активность»;
- представлены и описаны современные технологии и методы повышения познавательной активности школьников (мобильное обучение, геймификация и др.).
Практическая значимость исследования. Исследование подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения. Разработаны методические рекомендации преподавателям по обществознанию по применению интерактивных методов на уроках обществознания. Материалы диссертации могут стать основой для разработки учебных планов и методических пособий, использоваться на курсах повышения квалификации учителей, а также в системе высшего профессионального образования при изучении педагогических дисциплин.
Достоверность исследования: обеспечивается опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью применяемых методов целям и задачам исследования, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования: Основные результаты исследования были доложены и обсуждены на итоговой конференции преддипломной практики в ГАПОУ «Казанский энергетический колледж» в октябре 2018 года. Конференция проходила в рамках педагогического совета. На конференции присутствовали педагоги и администрация колледжа. Результаты научной работы были апробированы на университетских научно - практических конференциях и опубликованы:- статья Бычкова Д.С. Влияние интерактивных методов на развитие познавательной активности обучающихся/ Бычкова.Д.С. //Материалы VI Международной научно-образовательной конференции (23-24 ноября) «Актуальные проблемы современной педагогической науки»: Сборник научных трудов: в 2 частях // Под общ.ред. д.п.н.,проф. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТРИ «Школа», 2018.- Ч.П.- С.229-232.
Структура и объем работы: Выпускная квалификационная работа магистра состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), по три параграфа в каждой главе, заключения, списка литературы. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, диаграммами. Имеются приложения.
В заключении раскроем результаты решения поставленных в исследовании задач. Результаты проведенного исследования в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
Решая первую задачу, мы проанализировали педагогическую и методическую литературу по теме и выявили, что сегодня общество предъявляет новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Система образования должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации. Поэтому на смену старым традиционным методам преподавания приходят активные и интерактивные методы обучения. Эти новые, современные методы являются простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные образовательные стандарты. Дали определение понятию «интерактивные методы». Интерактивные методы - это методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Так как нет единой классификации методов интерактивного обучения, мы, рассмотрев несколько, остановились и взяли за основу классификацию, которую выделил Подласый И.П (мозговой штурм, дискуссия, игры, тренинги и т.д). Пришли к выводу, что использование интерактивных методов обучения приводит к устойчивому усвоению материала, так как знания учащийся получает путем самостоятельного и осознанного поиска решения задач. Такие методы помогают развить в ученике самостоятельность и желание самообучаться и саморазвиваться.
Решая вторую задачу, дали свое определение понятию «познавательная активность». Познавательная активность - это такая направленность, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию и саморазвитию учащихся, а также является основой положительного отношения к учению. Пришли к выводу, что для того чтобы учащиеся стремились к саморазвитию, самообучению и тем самым повышали свой уровень знаний, педагогам важно сосредоточить внимание на формировании и развитии важнейшего мотива учения - познавательной активности. При раскрытии основ формирования познавательной активности определили, что учитель, по сути, является управленцем процесса усвоения знаний и воспитания личности. Значит, высокая познавательная активность может формироваться только на том уроке, который будет интересен учащемуся. Любой педагог может пробудить интерес к своему предмету через методы и средства обучения, которые больше подходят современным школьникам. Такими методы по нашему мнению являются интерактивные методы.
Решая третью задачу, для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в работе нами было организовано опытно - экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность влияния интерактивных методов обучения, на познавательную активность обучающихся на уроках обществознания. В ходе эксперимента было выявлено, что уровень познавательной активности у обучающихся экспериментальной и контрольной групп в основном нулевой и низкий (50 % всех опрошенных), что позволило сделать вывод, о необходимости совершенствования образовательного процесса. Далее в процесс обучения были внедрены интерактивные методы обучения. В ходе анализа и сравнения знаний контрольной и экспериментальной групп мы выявили, что результаты диагностических работ в экспериментальной группе выше, чем результаты в контрольной группе. Уровень успеваемости по предмету, после проведения уроков, контрольная группа показала низкий, где величина положительных оценок («4» и «5») по предмету составила 11,5 % от общего числа группы. Уровень успеваемости в экспериментальной группе после проведения уроков оказался очень высокий, где величина положительных оценок составила 87,5 % от общей численности группы. После внедрения интерактивных методов в процесс обучения, был осуществлен повторный замер уровня познавательной активности обучающихся. В результате анализ результатов показал, что у обучающихся, которые являлись контрольной группой, уровень познавательной активности, который был измерен на констатирующем этапе эксперимента практически никак не изменился после проведения формирующего этапа эксперимента: нулевой уровень остался на прежних цифрах и был равен 53,8 %, низкий уровень понизился с 34,6 % до 30,8 %, средний остался прежним 7,7 %, высокий повысился с 3,8 % до 7,7 %. В экспериментальной же группе после проведения формирующего этапа в рамках которого, проходили уроки и внеурочные мероприятия с применением интерактивных методов, уровень познавательной активности повысился: обучающихся с нулевым уровнем не стало, низкий уровень понизился с 29,2 % до 8,3 %, средний уровень повысился с 12,5 % до 50 %, высокий уровень повысился с 8,3 % до 41,7 %. В итоге опытноэкспериментальная работа показала, что применение интерактивных методов на уроках обществознания, способствовали повышению уровня познавательной активности у обучающихся экспериментальной группы и привели к повышению успеваемости по итогам диагностических работ.
Решая четвертую задачу, мы разработали методические рекомендации по применению интерактивных методов для педагогов по обществознанию. В рекомендации вошли не только уже имеющиеся и давно использующиеся методы, такие как: мозговой штурм, дискуссия, ролевая, деловая игры, круглый стол синквейн и др., а также современные методы мобильного и электронного образования.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали необходимость и возможность внедрения интерактивных методов обучения в учебный процесс на уроках обществознания. Так же, мы считаем, что внедрение интерактивных методов обучения необходимо во всех учебные занятия по всем дисциплинам.
Таким образом, работа по теоретическому выявлению и экспериментальному обоснованию влияния интерактивных методов, на познавательную активность обучающихся доведена до логического завершения. В заключение работы, мы можем констатировать: цель достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпывает решение проблемы низкого уровня познавательной активности. Существует объективная необходимость изучения данного процесса у детей среднего школьного возраста.
Решая первую задачу, мы проанализировали педагогическую и методическую литературу по теме и выявили, что сегодня общество предъявляет новые требования к обучению и воспитанию учащихся. Система образования должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных и коммуникабельных, творческих личностей, смелых в принятии решений, способных постоянно повышать свое образование и ориентирующихся в быстро меняющейся жизненной ситуации. Поэтому на смену старым традиционным методам преподавания приходят активные и интерактивные методы обучения. Эти новые, современные методы являются простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом уроке системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые государственные образовательные стандарты. Дали определение понятию «интерактивные методы». Интерактивные методы - это методы обучения, основанные на взаимодействии обучающихся между собой. Так как нет единой классификации методов интерактивного обучения, мы, рассмотрев несколько, остановились и взяли за основу классификацию, которую выделил Подласый И.П (мозговой штурм, дискуссия, игры, тренинги и т.д). Пришли к выводу, что использование интерактивных методов обучения приводит к устойчивому усвоению материала, так как знания учащийся получает путем самостоятельного и осознанного поиска решения задач. Такие методы помогают развить в ученике самостоятельность и желание самообучаться и саморазвиваться.
Решая вторую задачу, дали свое определение понятию «познавательная активность». Познавательная активность - это такая направленность, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию и саморазвитию учащихся, а также является основой положительного отношения к учению. Пришли к выводу, что для того чтобы учащиеся стремились к саморазвитию, самообучению и тем самым повышали свой уровень знаний, педагогам важно сосредоточить внимание на формировании и развитии важнейшего мотива учения - познавательной активности. При раскрытии основ формирования познавательной активности определили, что учитель, по сути, является управленцем процесса усвоения знаний и воспитания личности. Значит, высокая познавательная активность может формироваться только на том уроке, который будет интересен учащемуся. Любой педагог может пробудить интерес к своему предмету через методы и средства обучения, которые больше подходят современным школьникам. Такими методы по нашему мнению являются интерактивные методы.
Решая третью задачу, для обоснования и подтверждения теоретических положений, представленных в работе нами было организовано опытно - экспериментальное исследование, в ходе которого предполагалось доказать эффективность влияния интерактивных методов обучения, на познавательную активность обучающихся на уроках обществознания. В ходе эксперимента было выявлено, что уровень познавательной активности у обучающихся экспериментальной и контрольной групп в основном нулевой и низкий (50 % всех опрошенных), что позволило сделать вывод, о необходимости совершенствования образовательного процесса. Далее в процесс обучения были внедрены интерактивные методы обучения. В ходе анализа и сравнения знаний контрольной и экспериментальной групп мы выявили, что результаты диагностических работ в экспериментальной группе выше, чем результаты в контрольной группе. Уровень успеваемости по предмету, после проведения уроков, контрольная группа показала низкий, где величина положительных оценок («4» и «5») по предмету составила 11,5 % от общего числа группы. Уровень успеваемости в экспериментальной группе после проведения уроков оказался очень высокий, где величина положительных оценок составила 87,5 % от общей численности группы. После внедрения интерактивных методов в процесс обучения, был осуществлен повторный замер уровня познавательной активности обучающихся. В результате анализ результатов показал, что у обучающихся, которые являлись контрольной группой, уровень познавательной активности, который был измерен на констатирующем этапе эксперимента практически никак не изменился после проведения формирующего этапа эксперимента: нулевой уровень остался на прежних цифрах и был равен 53,8 %, низкий уровень понизился с 34,6 % до 30,8 %, средний остался прежним 7,7 %, высокий повысился с 3,8 % до 7,7 %. В экспериментальной же группе после проведения формирующего этапа в рамках которого, проходили уроки и внеурочные мероприятия с применением интерактивных методов, уровень познавательной активности повысился: обучающихся с нулевым уровнем не стало, низкий уровень понизился с 29,2 % до 8,3 %, средний уровень повысился с 12,5 % до 50 %, высокий уровень повысился с 8,3 % до 41,7 %. В итоге опытноэкспериментальная работа показала, что применение интерактивных методов на уроках обществознания, способствовали повышению уровня познавательной активности у обучающихся экспериментальной группы и привели к повышению успеваемости по итогам диагностических работ.
Решая четвертую задачу, мы разработали методические рекомендации по применению интерактивных методов для педагогов по обществознанию. В рекомендации вошли не только уже имеющиеся и давно использующиеся методы, такие как: мозговой штурм, дискуссия, ролевая, деловая игры, круглый стол синквейн и др., а также современные методы мобильного и электронного образования.
Результаты опытно-экспериментальной работы показали необходимость и возможность внедрения интерактивных методов обучения в учебный процесс на уроках обществознания. Так же, мы считаем, что внедрение интерактивных методов обучения необходимо во всех учебные занятия по всем дисциплинам.
Таким образом, работа по теоретическому выявлению и экспериментальному обоснованию влияния интерактивных методов, на познавательную активность обучающихся доведена до логического завершения. В заключение работы, мы можем констатировать: цель достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Проведенное исследование не исчерпывает решение проблемы низкого уровня познавательной активности. Существует объективная необходимость изучения данного процесса у детей среднего школьного возраста.
Подобные работы
- Интерактивные методы обучения в начальной региональной школе: социологический аспект
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Формирование гражданственности и социальной активности
школьников при изучении права
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ЭФФЕКТИВНОГО ОСВОЕНИЯ СТРАШЕКЛАССНИКАМИ ПОЛИТИЧЕСКОГО МОДУЛЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Интерактивные технологии обучения истории в современной школе
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Неимитационные методы активного обучения на уроках истории в школе (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Инновационные практики в преподавании правового компонента обществоведческого образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



