Введение 3
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Современное определение одаренности в педагогике, возрастные
особенности и риски одаренности 7
1.2. Современные технологии выявления одаренности 16
1.3. Развитие интеллектуальной составляющей одаренных подростков в
условиях школьного курса химии 19
Выводы по первой главе 27
Глава II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ОДАРЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 29
2.1. Современные технологии обучения химии одаренных подростков ... 29
2.2. Разработка дополнительной образовательной программы и
технологии лабораторного практикума обучения химии одаренных подростков 49
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 63
Список использованной литературы 63
Приложение 70
Одним из приоритетных направлений современного школьного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ООО, является развитие детской и подростковой одарённости, которое, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, способной в будущем обеспечить интенсивное развитие постиндустриального общества.
Учитывая тот факт, что в последнее время акценты естественнонаучной области знаний смещаются в сторону эколого-валеологических исследований и технологического производства, предмет химия, является в совокупности базисным в решении возникающих проблем, а также выступает ключевым в формировании и развитии подростковой одаренности, развивая логичность мышления, его критичность и креативность. Все эти факторы благоприятно влияют на интеллектуальное развитие подростков, которые в дальнейшем будут решать важные социальные и научные задачи.
Актуальность работы заключается в том, что вопрос обучения химии одаренных подростков с принятием нового образовательного стандарта стоит очень остро и требует тщательного научного исследования.
Цель работы: выявить технологии обучении химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования.
Предметом исследования являются педагогические технологии обучения химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования.
Объектом исследования является процесс обучения химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение педагогических технологий обучения химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования будет успешным, если:
- проведено психолого-педагогическое обоснование обучения одаренных подростков;
- разработана современная технология обучения химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования;
- проведена опытно-экспериментальная работа по обучению химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования.
Согласно цели и заявленной гипотезе исследования, определяются следующие задачи:
1. Провести психолого-педагогическое обоснование обучения одаренных подростков, раскрыть сущность понятий «одаренность», «одарённые дети», выявить возрастные особенности и риски одаренности.
2. Разработать современную технологию обучения химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению химии одаренных подростков в условиях дополнительного химического образования.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана технология лабораторного практикума обучения химии одаренных подростков 9 класса в условиях дополнительного химического образования.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная программа обучения химии одаренных подростков 9 класса, включающая практико-ориентированный материал лабораторных и практических работ по химии, может быть применена в рамках любых курсов дополнительного образования школьников с целью формирования и развития их практических умений.
При написании работы использовался комплекс методов исследования:
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; метод интерпретации и обобщения.
Эмпирические методы: проведение опроса среди учащихся, посещающие Малый химический институт» с целью выявления навыков химического эксперимента, с последующим анализом и выводами по результатам исследования; выполнение лабораторных работ по химии.
Результаты исследования обсуждались на конференциях различного уровня: Итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А.М. Бутлерова К(П)ФУ (2016-2017, 2017-2018 учебные года) (публикация); 64-ой Всероссийской научно-практической конференции (ВНПК) химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», 13-15 апреля 2017 (публикация); 65ой Всероссийской научно-практической конференции (ВНПК) с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования», 18-25 апреля 2018 (публикация); The principle of consistency and continuity in supplementary chemical education gifted teenagers / S.I. Gilmanshina, V.A. Glushkovа // Sviridov Readings 2018: 8th International Conference on Chemistry and Chemical Education, Minsk, Beiarus, 10-13 April, 2018: Book of Abstr. - Minsk: Krasico-Print, 2018.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
В первой главе раскрыто понятие «одаренность» и «одаренные дети», выявлены основные методические аспекты диагностики детской одаренности, описаны условия развития одарённых подростков, указаны проблемы и риски развития одаренных детей в процессе обучения химии, а также проведён анализ учебно-методического обеспечения процесса обучения химии; рассмотрены современные технологии обучения химии одаренных подростков.
Во второй главе рассматриваются современные технологии выявления ранней одаренности в химии; представлены разработки дополнительных образовательных программ и технологий лабораторного практикума обучения химии одаренных подростков; анализ результатов опытноэкспериментальной деятельности.
В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой проблеме.
В приложении представлены материалы лабораторных работ для учащихся 9-ого класса, прошедшие апробацию в рамках занятий Малого химического института с октября 2017 г. по апрель 2018 г; достижения одаренных учащихся в Межрегиональной предметной олимпиаде К(П)ФУ по предмету химия-9 (2013-2017 гг.) учебных учреждений ОШИ «IT-лицея КФУ», ОШИ "Лицея имени Н.И. Лобачевского", МАОУ «Лицей № 131»; представлена авторская педагогическая система обучения химии одаренных подростков; опросник учащихся курсов дополнительного химического образования Малого химического института «Мотивы учебной деятельности».
Теоретическое осмысление темы выпускной квалификационной работы «Технологии обучения химии одаренных подростков» позволило раскрыть феномен человеческой одаренности; изучить природу одаренности подростков, ее основные проблемы; рассмотреть роль социальных и биологических факторов, влияющие на развитие интеллектуального потенциала ребенка; исследовать основные технологические подходы в диагностировании и поддержке одаренных подростков.
Решение поставленных в исследовании задач позволило сделать следующие выводы:
1. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме детской и подростковой одаренности, позволил заключить, что понятие одаренность отличается своей многозначностью и многозадачностью в силу своей много- аспективности. Одаренность характеризуют как повышенный уровень интеллектуального развития индивида, а также потенциальных способностей, выделяющего его на фоне других представителей данной социальной или возрастной группы, благоприятному развитию которого способствует правильно подобранная форма работы с одаренными подростками, выраженная в понятие «технология обучения», которое, как и «одаренность», отличается своей многоаспективностью.
2. Проанализировав ряд технологий обучения химии одаренных подростков, выявили, что наиболее актуальными являются технологии обучения, отражающие идеи системно-деятельностного подхода (в соответствии с ФГОС) и практико-ориентированной направленности (проблемного обучения, практико-ориентированного, проектирования исследовательской работы обучающихся). Разработана программа и технология лабораторного практикума, особенность которых заключается в практико-ориентированной деятельности учащихся, направленной на формирование и развитие практических умений по химии у одаренных подростков.
3. Получены положительные результаты в формировании и развитии практических умений по химическому эксперименту одаренных подростков - девятиклассников посредством технологии лабораторного практикума в рамках разработанной программы дополнительного образования «Малый химический институт».
Таким образом, решение поставленных задач, позволяет утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, а цель исследования достигнута.
В дальнейшем исследования планируется продолжить в рамках будущей магистерской выпускной квалификационной работы.
1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства/, 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-011222-0 Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=517427 (Дата обращения: 25.04.2018).
2. Арентова, Р.С. Современные технологии обучения химии / Р. С. Арентова // Открытый урок. Первое сентября: сайт. - Режим доступа: ЬЬр://откртыйурок.рф/%Р 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0 %B8/418755/ ( Дата обращения:10.10.2017).
3. Аспицкая, А.Ф. Использование информационнокоммуникационных технологий при обучении химии: метод. пособие / А. Ф. Аспицкая, Л. В. Кирсберг. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2009. - 356 с.
4. Белохвостов, А.А. Методика обучения химии в условиях информатизации образования: учебное пособие / А. А. Белохвостов, Е. Я. Аршан- ский. - Москва: Интеллект-Центр, 2016. - 336 с.: ил.
5. Береснева, Е.В. Современные технологии обучения химии: учеб. пособие / Е. В. Береснева. - Москва: Центрхимпресс, 2004. - 142, [1] с.
6. Боровских, Т.А. Интегральная технология обучения в химии //Химия в школе. 2010. № 3. С. 9-15.
7. Габдулхаков, В.Ф. Одаренный ребенок и талантливый педагог / В.Ф. Габдулхаков. Казань: Издательский дом РАО, 2013. - 258 с.
8. Гальтон, Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия / Ф. Гальтон. - М.: Мысль, 1996. - 272 с.
9. Гильманшина, С.И. Инновации в преподавании химии [Текст]: IV Всероссийская научно-практическая конференция, г. Казань, 28-29 марта 2013 года: сборник научных и научно-методических трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования и науки Респ. Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный ун-т, Хим. ин-т им. А. М. Бут-
65
лерова, Каф. хим. образования; [редкол.: С. И. Гильманшина (отв. ред.), В. И. Галкин]. -Казань: Казанский ун-т, 2013. - 284 с.
10. Гильманшина, С.И. Инновации в преподавании химии: сборник научных и научно-методических трудов, г. Казань, 27-28 марта 2014 года / V Международная научно-практическая конференция; [редкол.: В. И. Галкин, С. И. Гильманшина (отв. ред.)]. - Казань: Казанский университет, 2014. - 315.
11. Гильманшина, С.И. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: учебное пособие / С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянская. - Казань: Отечество, 2012. - 104 с.
12. Заславская, О.В. Одарённые дети как научно-педагогическая проблема / О. В. Заславская, О. Е. Сальникова. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/odarennye-deti-kak-nauchno-pedagogicheskaya- problema (Дата обращения: 10.10.2017)
13. Кузнецова, Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции. 8-9 классы: учебно-метод. пособие / М. А. Шаталова. - Москва: Вен- тана-Граф, 2004. - 350, [1] с. - (Библиотека учителя).
14. Кузнецова, Л.М. Новая технология обучения химии в 9 классе: Метод. пособие [для учителей] / Лилия Кузнецова. — Обнинск: Титул, 2000. — 276с.
15. Куприянов, Б.В. одаренный ребенок в классе / Б.В. Куприянов // Справочник классного руководителя. 2008. - №1. - с. 4-40.
16. Курдюмова, Т.Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки / Т.Н. Курдюмова // Химия в школе - 2000. - № 8. - С. 35-37.
17. Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость школьников: учебное пособие: для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. С. Лейтес. - Москва: Академия, 2000. - 318, [2] с. - (Высшее образование).
18. Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М.: Академический Проект, 2004. 176 с.
19. Ляпина, О.Н. Методическая разработка по теме: «Современные
технологии в работе с одарёнными детьми» / О. Н. Ляпина // Социальная сеть работников образования: сайт. - Режим доступа
: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh
obedinenii/library/2012/09/01/sovremennye-tekhnologii-v-rabote-s (Дата обращения: 10.10.2017).
20. Матюшкин, А.М. Мышление. Обучение. Творчество. / А.М. Ма- тюшкин. - М.: МОДЭК, 2003. -323 с.
21. Медведева, М.В. Технология модульного погружения в обучении химии - интеграция модульной технологии обучения и технологии однопредметного погружения. //Евразийский союз ученых. 2015. № 7-4 (16). С. 84-87.
22. Митрофанова, В.Д. Проектная технология как вариант организации деятельностного подхода в обучении химии //Научный вестник Технологического института - филиала ФГБОУ ВПО Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина. 2014. № 13. С. 411-416.
23. Монкс, Ф. Одаренные дети / Ф. Монкс; И. Ипенбург. - Москва: Когито-Центр, 2014. - 136 с.
24. Нечитайлова, Е. Модернизация образования: работа с одарёнными детьми: [что такое одарённость, как её выявить, как обучать и воспитывать одарённого ребёнка] / Е. Нечитайлова // Химия в школе. - 2011. - № 8. - С.
25. Одаренность и девиация в системе социокультурных отношений XXI века: [учебное пособие] / Ф. К. Зиннуров, К. Ф. Амиров, В. Ф. Габдулха- ков, Г. Г. Чанышева; [Казан. юрид. ин-т]. - Казань: Центр инновационных технологий Изд. Казанского юридического ин-та МВД России, 2012. - 247 с.
26. Панов, В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности / В.И. Панов // Прикладная психология. - 1998. №3. - с.33-38.
27. Пажитнева, Е.В. Профессионально-ориентированные технологии как средство оптимизации подготовки студентов-химиков к работе с одарён-
: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-orientirovannye-tehnologii-kak- sredstvo-optimizatsii-podgotovki-studentov-himikov-k-rabote-s-odaryonnymi- uchaschimisya (Дата обращения: 10.10.2017)
28. Пак, М.С. Дидактика химии: учебник для студентов высших учебных заведений по профилю «Химическое образование» / М. С. Пак. - 2-е изд., [перераб. и доп.]. - Санкт-Петербург: ТРИО, 2012. - 451, [5] с.: ил. - Библиогр.: с. 439-451 (180 назв.)
29. Пашкевич, А.В. Основы проектирования педагогической техно
логии. Взаимосвязь теории и практики: Уч.мет.пос. / - 3 изд., испр. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 194 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (о) ISBN 978-5-369-01544-5
http://znanium.com/bookread2.php?book=543784 (Дата обращения: 23.04.2018)
30. Педагогическое сопровождение одарённости: сайт. - Режим доступа: http://cptd.ippk.arkh-edu.ru/index.php (Дата обращения: 10.10.2017)
31. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
32. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функция. - Казань,2014.
33. Романовская, М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы- 2014.
34. Региональные системы работы с одаренными детьми: опыт создания и развития: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. (2 нояб. 2011 г.) / М-во образования Ульян. обл., Ульян. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования; [под общ. ред. Т.Б. Табардановой]. - Ульяновск: Издательство УлГТУ, 2011. - 345 с.
35. Рязанова, Г.Е. Педагогическая технология обучения химии в аграрном вузе: от теории к практике // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — N 11. — С. 63-68
36. Современные педагогические технологии на уроках химии // Ин-
фоурок: сайт. - Режим доступа: https://infourok.ru/sovremennie-
pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-himii-421258.html (Дата обращения:
10.10.2017)
37. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / [авт.-сост.: к.с.-х.н., доц. С. В. Денде- бер, к.х.н., доц О. В. Ключникова]. - Москва: 5 за знания, 2007. - 109, [1] с.: ил., табл. - (Методическая библиотека). - (Методкнига).
38. Тарасова, Г.В. Организационно-педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми / Г.В. Тарасова. - Казань, 2005. - 23 с.
39. Тарасова, Г.В. Характеристики, способы и условия умственной одаренности в практике работы учителя / Г.В. Тарасова // Школа: проблемы и поиски. - 2005. - №1. - с. 7-9.
40. Тесник, Ю.В. Инновационные подходы к обучению одарённых детей на уроках химии [Электронный ресурс]: [метод «мини-проектов», может быть использован на уроках в 8-11 классах] / Ю. В. Тесник. - Режим доступа: http: //ped-kopilka.ru/uchitelj am-predmetnikam/himij a/inovacionye- podhody-k-obucheniyu-odarenyh-detei-na-urokah-himi.html (Дата обращения: 09.10.2017)
41. Чернобельская, Г.М. Методика обучения химии в средней школе: учебник для студентов высших учебных заведений / Г. М. Чернобельская. - Москва: Владос, 2000, 336 с. - Режим доступа : https://knigi.link/metodiki- prepodavaniya-uchebniki/tehnologii-obucheniya-himii-4630.html (Дата обращения: 09.10.2017).
42. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010.
43. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / В. Штерн. - С.-Пб.: Союз, 1997. - 128 с.
44. Хуторской, А.В. Белл-Ланкастерская система взаимного обучения / А. В. Хуторской // Школьные технологии. — 2012. — № 5. — С. 107109
45. Gilmanshina, S. I. Building axiological competence of graduate students by means of project-based learning / S. I. Gilmanshina, I. R. Gilmanshin // В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Сер. «International Scientific and Technical» Conference «Innovative Mechanical Engineering Technologies, Equipment and Materials-2014», ISC IMETEM 2014» 2015. — С. 012029-012032.
46. Sakhieva, R. G. A portfolio as an alternative means of presenting the university student’s achievements // R. G. Sakhieva, S. I. Gilmanshina, I. R. Gilmanshin, S. S. Kosmodemyanskaya, I. R. Akchurina, R. N. Sagitova // Asian Social Science. — 2015. — Т. 11. — № 3. — С. 162-167.
47. Zacek, J.C. The Lancastrian School Movement in Russia // The Slavonic and East European Review. 1967. Vol. XLV. № 105 (July). P. 343-367.
48. Sibgatova, K. I. Peculiarities of pupils and vocational college students’ career guidance modeling in the integrated system "School - College - Enterprise" K. I. Sibgatova, S. I. Gilmanshina, F. D. Khalikova, I. R. Gilmanshin, I. R. Akchurina, N. G. Shchaveleva, G. R. Fassakhova // Asian Social Science. — 2015. — Т. 11. — № 1. — С. 386-391.