СОДЕРЖАНИЕ:
1. Теоретическая часть.
1.1. Введение – что есть контроль.
1.2. Понятие и формы финансового контроля.
1.3. Аудиторский контроль – как вид финансового контроля.
1.4. Задачи и классификация аудиторского контроля.
1.5. Внутрифирменный контроль.
1.6. Значение аудиторского контроля для повышения действенности финансового контроля.
2. Практическая часть.
3. Используемая литература.
4. Приложение.
Введение – что такое контроль.
С различных точек зрения (экономической, юридической, социологической и технической) контроль, можно охарактеризовать как одну из функций управления, представляющую собой систему наблюдения и проверки функционирования управляе¬мого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений и неблагоприятных ситуаций, с целью последующего принятия мер к улучшению положения дел.
Таким образом, контроль представляет собой целую систему.
Система контроля состоит из следующих обязательных элементов:
• субъекта контроля (кто контролирует);
• объекта контроля (кого контролируют);
• предмета контроля (что контролируют);
• принципов контроля;
• метода (методики) контроля (посредством чего контролируют);
• техники и технологии контроля;
• процесса контроля;
• сбора и обработки исходных данных для проведения контроля;
• результата контроля и затрат на его осуществление;
• субъекта, принимающего решение по результатам контроля (это может быть и субъект контроля).
Вместо понятия "система контроля" иногда применяют понятие "механизм контроля", включающий совокупность принципов, методов и процесс контроля.
Процесс контроля - это деятельность субъектов контроля, направленная на гарантирование достижения наиболее эффективными способами поставленных целей управления за счет реализации определенных задач контроля и применения соответствующих принципов, типов, методов и техники контроля.
Как и вся управленческая деятельность, деятельность по контролю начинается с постановки цели. Цель контроля выражается достижением желаемого результата и, если возможно, в измеряемых величинах.
Понятие эффективности деятельности в общем случае определяется от-ношением результата к затратам, которые понесены для достижения результатов.
Для повышения эффективности контроля необходимо снижать затраты на осуществление контрольной деятельности. Однако, как показывает опыт, это снижение не всегда приводит к повышению эффективности контроля. Необходимо регулирование затрат в допустимых пределах, при которых сохранится достаточная оперативность и качество контроля. Если величина затрат выходит за пределы регулируемого уровня, то оперативность и качество контроля, а следовательно, и его результаты, будут снижаться. В итоге понизится и эффективность контроля.
Эффективный контроль, главным образом, основан не на фактических результатах, а на прогнозируемых. На основе данных прогнозов производятся корректирующие действия, что способствует приведению фактических результатов к запланированным. Сравнивая фактические результаты и прогнозируемые, можно избежать в будущем совершение допущенных ошибок. С этой целью следует выделить специфические показатели, которые заранее позволяют спрогнозировать состояние или поведение объекта контроля.
Из рассмотренных выше элементов системы контроля наиболее существенными факторами эффективности контроля признаны:
1) Субъекты контроля, или специалисты, осуществляющие контроль. Чем выше профессиональная квалификация и личная объективность этих специалистов, тем выше результаты контроля;
2) Объект и предмет контроля. Чем сложнее проверка объекта контроля, в том числе оценка и анализ предмета контроля, тем больше требуется затрат на его проведение. В целом, это снижает эффективность контроля;
3) Методика контроля, или совокупность методов контроля, используемых для конкретного случая. Здесь важно правильно выбрать методический инструментарий контроля, адекватный предмету контроля, объективности, надежности, ориентации на комплексность, оперативность и качество контроля.
Можно сделать вывод, что наиболее существенными факторами повышения эффективности контроля являются:
• полнота и достоверность исходных данных об объекте контроля, на основе которых проводится контроль - информационное обеспечение контроля;
• объективность, качество, оперативность и комплексность контроля, обеспечиваемые совершенством используемых методов контроля - научно-методическое обеспечение;
• нормативно-правовое обеспечение контроля, дающее правовую гарантию выполнения контрольных функций, следует рассматривать как интегрирующий фактор.