ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития орфографической зоркости у младших школьников 8
1.1. Орфографическая зоркость: понятие, сущность, структура 8
1.2. Методы развития орфографических навыков у младших
школьников 15
1.3. Система работы по формированию орфографической
зоркости 18
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников 30
2.1. Описание выборки, процедуры и методик исследования 30
2.2. Анализ полученных результатов 45
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по повышению
орфографической зоркости у младших школьников 51
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития орфографической зоркости у младших школьников 8
1.1. Орфографическая зоркость: понятие, сущность, структура 8
1.2. Методы развития орфографических навыков у младших
школьников 15
1.3. Система работы по формированию орфографической
зоркости 18
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников 30
2.1. Описание выборки, процедуры и методик исследования 30
2.2. Анализ полученных результатов 45
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по повышению
орфографической зоркости у младших школьников 51
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Учебные занятия по русскому языку являются формой организации учебного процесса, благодаря которой происходит эффективное овладение знаний по грамматике и правописанию у учеников начальной школы. Особенность предмета «Русский язык» предписывает определённые особенности организации и планирование учебной деятельности.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что младшие школьники, зная правило, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки. Очевидно, что ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин допускаемых ошибок. Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места должны стать предметом целенаправленного обучения. Исключительно только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» младших школьников и повысить практическую значимость изучения правил, называющейся орфографической зоркостью.
В современной школе формирование орфографической грамотности - одна из основных задач обучения русскому языку младших школьников.
Формирование у школьников прочных навыков письма — одна из важнейших задач изучения предмета русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной русский язык в письменной форме. В начальных классах на учебных занятиях по русскому языку изучается более половины важнейших правил орфографии.
Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные, поэтому актуальность этой темы заключается в том, от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Потому как именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма и, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.
Сейчас всё чаще проблемы грамотности вызывает тревогу у учителей и родителей. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной «слепоты» школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их воспитанников остается в целом весьма низкой.
В связи с этим вопрос формирования орфографической зоркости не утратил актуальности и в современных условиях обучения. Это и послужило выбору данной темы.
Проблема орфографии отражена в трудах многих ученых. Это и в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек.
Целью исследования является: формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: приемы работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета можно сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: формирование орфографической зоркости младших
школьников в процессе обучения русскому языку будет эффективнее при:
- создании системы орфографических упражнений для ее выработки;
- применении современных методов обучения, повторения и закрепления материала;
- проведении анализа оценок, полученных в процессе обучения, и дополнительных занятий в случае необходимости.
- использовании разнообразных методов и приемов обучения правописанию на уроках русского языка, развитие орфографической зоркости будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы орфографической зоркости: понятие, сущность, структура.
2. Рассмотреть методы развития орфографических навыков у младших школьников.
3. Проанализировать систему работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Описать выборку, процедуру и методики исследования.
5. Провести анализ уровня сформированности орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка.
6. Дать рекомендации по повышению орфографической зоркости у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и повторный констатирующий);
3. Интепритация: количественный и качественный анализ полученных результатов.
В методике обучения орфографии не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости. В связи с этим психологи, методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Теоретическую основу работы составили труды по психологии усвоения орфографии (Д.Н. Богоявленский), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Р.Ф.Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (М.Р. Львов, П. С. Жедек, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В.Текучев, Т.Г.Рамзаева).
Степень и уровень разработанности проблемы: посвящены труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя,
С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин).
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений при написании научных работ, учителями начальной школы для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями начального общего образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что младшие школьники, зная правило, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки. Очевидно, что ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин допускаемых ошибок. Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места должны стать предметом целенаправленного обучения. Исключительно только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» младших школьников и повысить практическую значимость изучения правил, называющейся орфографической зоркостью.
В современной школе формирование орфографической грамотности - одна из основных задач обучения русскому языку младших школьников.
Формирование у школьников прочных навыков письма — одна из важнейших задач изучения предмета русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной русский язык в письменной форме. В начальных классах на учебных занятиях по русскому языку изучается более половины важнейших правил орфографии.
Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные, поэтому актуальность этой темы заключается в том, от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Потому как именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма и, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.
Сейчас всё чаще проблемы грамотности вызывает тревогу у учителей и родителей. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной «слепоты» школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их воспитанников остается в целом весьма низкой.
В связи с этим вопрос формирования орфографической зоркости не утратил актуальности и в современных условиях обучения. Это и послужило выбору данной темы.
Проблема орфографии отражена в трудах многих ученых. Это и в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек.
Целью исследования является: формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: приемы работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета можно сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: формирование орфографической зоркости младших
школьников в процессе обучения русскому языку будет эффективнее при:
- создании системы орфографических упражнений для ее выработки;
- применении современных методов обучения, повторения и закрепления материала;
- проведении анализа оценок, полученных в процессе обучения, и дополнительных занятий в случае необходимости.
- использовании разнообразных методов и приемов обучения правописанию на уроках русского языка, развитие орфографической зоркости будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы орфографической зоркости: понятие, сущность, структура.
2. Рассмотреть методы развития орфографических навыков у младших школьников.
3. Проанализировать систему работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Описать выборку, процедуру и методики исследования.
5. Провести анализ уровня сформированности орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка.
6. Дать рекомендации по повышению орфографической зоркости у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и повторный констатирующий);
3. Интепритация: количественный и качественный анализ полученных результатов.
В методике обучения орфографии не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости. В связи с этим психологи, методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Теоретическую основу работы составили труды по психологии усвоения орфографии (Д.Н. Богоявленский), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Р.Ф.Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (М.Р. Львов, П. С. Жедек, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В.Текучев, Т.Г.Рамзаева).
Степень и уровень разработанности проблемы: посвящены труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя,
С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин).
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений при написании научных работ, учителями начальной школы для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями начального общего образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы.
Орфографическая зоркость - это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами.
Необходимость повышения уровня орфографической зоркости учащихся начальных классов - это основа исследования.
Исследование проблемы показало особую сложность формирования у младших школьников орфографической зоркости. Эти сложности вызваны лингвистическими особенностями состава русских орфограмм; психологическими особенностями младшего школьного возраста сложным составом орфографического навыка и длительности его формирования; многообразием специальных упражнений по формированию, как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.
Часто уровень формирования орфографической зоркости младшего школьника не соответствует предъявляемым к нему требованиям, именно поэтому необходимо формировать орфографическую грамотность детей в процессе обучения.
В связи с тем, что в начальной школе учителя по -разному работают над формированием грамотности учащихся, к концу обучения складывается разный уровень их подготовки. На практике часто встречаешься с тем, что у детей с низким уровнем развития грамотности интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо вовсе отсутствует; слабо развит фонематический слух, т.е. орфографическая зоркость.
На основании изучения теоретической литературы по данной теме были рассмотрены психолого-педагогическая сущность орфографической зоркости младших школьников, практические примеры орфографического навыка младшего школьника в процессе обучения, а также проведено исследование формирования орфографической зоркости младшего школьника в процессе обучения.
Для изучения формирования орфографической зоркости младшего школьника, в процессе обучения было проведено экспериментальное исследование в общеобразовательном школьном учреждении № МБОУ «Гимназии №152» Кировского района города Казань.
Для проведения констатирующего эксперимента подобрали ряд методик, с помощью которых исследовали орфографическую грамотность младшего школьника в процессе обучения. На втором этапе для исследования дети были разделены на 2 группы: экспериментальная группа и контрольная группа. На экспериментальную группу оказывалось воздействие, с ними проводились в течение месяца занятия по развитию орфографической грамотности в процессе обучения. После осуществления цикла развивающих мероприятий по формированию орфографического навыка был проведен контрольный замер по тем же методикам в обеих группах.
Работа учителя с экспериментальной группой наглядно показала, что грамотное применение методов работы, постоянство обучения, повторение пройденного материала, приводит к повышению эффективности формирования орфографической зоркости. У детей появляется и укрепляется навык решения орфографических задач, применяя орфографические правила, Кроме того, появляется и совершенствуется умение самостоятельно находить орфограммы и контролировать, грамотно их применять. В процессе этого у младших школьников развиваются:
- зрительное и слуховое восприятие;
- логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
- зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
- непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Динамика формирования орфографической зоркости в экспериментальной группе школьников подтверждает гипотезу данной работы.
Таким образом, по полученным данным методик исследования наблюдаются различия в результатах повторного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. При этом результаты уровня формирования орфографической зоркости в экспериментальной группе выше по сравнению с контрольной группы испытуемых младших школьников. Следовательно, это дает возможность, на основе полученных результатов, сделать вывод, что формирование орфографической зоркости младших школьников в процессе обучения русскому языку достаточно эффективным средством при:
1. включении в учебный процесс разнообразных методов и приемов обучения правописанию, различных игр и упражнений;
2. создании системы орфографических упражнений для ее выработки;
3. применении современных методов обучения, повторения и закрепления материала;
4. проведении анализа оценок, полученных в процессе обучения, и дополнительных занятий в случае необходимости.
Таким образом, в результате проведенной работы задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Необходимость повышения уровня орфографической зоркости учащихся начальных классов - это основа исследования.
Исследование проблемы показало особую сложность формирования у младших школьников орфографической зоркости. Эти сложности вызваны лингвистическими особенностями состава русских орфограмм; психологическими особенностями младшего школьного возраста сложным составом орфографического навыка и длительности его формирования; многообразием специальных упражнений по формированию, как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.
Часто уровень формирования орфографической зоркости младшего школьника не соответствует предъявляемым к нему требованиям, именно поэтому необходимо формировать орфографическую грамотность детей в процессе обучения.
В связи с тем, что в начальной школе учителя по -разному работают над формированием грамотности учащихся, к концу обучения складывается разный уровень их подготовки. На практике часто встречаешься с тем, что у детей с низким уровнем развития грамотности интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо вовсе отсутствует; слабо развит фонематический слух, т.е. орфографическая зоркость.
На основании изучения теоретической литературы по данной теме были рассмотрены психолого-педагогическая сущность орфографической зоркости младших школьников, практические примеры орфографического навыка младшего школьника в процессе обучения, а также проведено исследование формирования орфографической зоркости младшего школьника в процессе обучения.
Для изучения формирования орфографической зоркости младшего школьника, в процессе обучения было проведено экспериментальное исследование в общеобразовательном школьном учреждении № МБОУ «Гимназии №152» Кировского района города Казань.
Для проведения констатирующего эксперимента подобрали ряд методик, с помощью которых исследовали орфографическую грамотность младшего школьника в процессе обучения. На втором этапе для исследования дети были разделены на 2 группы: экспериментальная группа и контрольная группа. На экспериментальную группу оказывалось воздействие, с ними проводились в течение месяца занятия по развитию орфографической грамотности в процессе обучения. После осуществления цикла развивающих мероприятий по формированию орфографического навыка был проведен контрольный замер по тем же методикам в обеих группах.
Работа учителя с экспериментальной группой наглядно показала, что грамотное применение методов работы, постоянство обучения, повторение пройденного материала, приводит к повышению эффективности формирования орфографической зоркости. У детей появляется и укрепляется навык решения орфографических задач, применяя орфографические правила, Кроме того, появляется и совершенствуется умение самостоятельно находить орфограммы и контролировать, грамотно их применять. В процессе этого у младших школьников развиваются:
- зрительное и слуховое восприятие;
- логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
- зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
- непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Динамика формирования орфографической зоркости в экспериментальной группе школьников подтверждает гипотезу данной работы.
Таким образом, по полученным данным методик исследования наблюдаются различия в результатах повторного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. При этом результаты уровня формирования орфографической зоркости в экспериментальной группе выше по сравнению с контрольной группы испытуемых младших школьников. Следовательно, это дает возможность, на основе полученных результатов, сделать вывод, что формирование орфографической зоркости младших школьников в процессе обучения русскому языку достаточно эффективным средством при:
1. включении в учебный процесс разнообразных методов и приемов обучения правописанию, различных игр и упражнений;
2. создании системы орфографических упражнений для ее выработки;
3. применении современных методов обучения, повторения и закрепления материала;
4. проведении анализа оценок, полученных в процессе обучения, и дополнительных занятий в случае необходимости.
Таким образом, в результате проведенной работы задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.



