Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития орфографической зоркости у младших школьников 8
1.1. Орфографическая зоркость: понятие, сущность, структура 8
1.2. Методы развития орфографических навыков у младших
школьников 15
1.3. Система работы по формированию орфографической
зоркости 18
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников 30
2.1. Описание выборки, процедуры и методик исследования 30
2.2. Анализ полученных результатов 45
2.3. Рекомендации педагогам и родителям по повышению
орфографической зоркости у младших школьников 51
Выводы по 2 главе 55
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
Учебные занятия по русскому языку являются формой организации учебного процесса, благодаря которой происходит эффективное овладение знаний по грамматике и правописанию у учеников начальной школы. Особенность предмета «Русский язык» предписывает определённые особенности организации и планирование учебной деятельности.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что младшие школьники, зная правило, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки. Очевидно, что ученики не замечают «ошибкоопасных» мест и потому не применяют известные им правила. По мнению многих методистов (Н.С. Рождественский, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и др.), «орфографическая слепота» школьников - одна из основных причин допускаемых ошибок. Поэтому, умение обнаруживать «ошибкоопасные» места должны стать предметом целенаправленного обучения. Исключительно только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» младших школьников и повысить практическую значимость изучения правил, называющейся орфографической зоркостью.
В современной школе формирование орфографической грамотности - одна из основных задач обучения русскому языку младших школьников.
Формирование у школьников прочных навыков письма — одна из важнейших задач изучения предмета русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, способность усваивать родной русский язык в письменной форме. В начальных классах на учебных занятиях по русскому языку изучается более половины важнейших правил орфографии.
Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные, поэтому актуальность этой темы заключается в том, от того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Потому как именно в начальных классах закладываются основы грамотного письма и, насколько полно будут сформированы в этот период навыки грамотного письма, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программу по русскому языку.
Сейчас всё чаще проблемы грамотности вызывает тревогу у учителей и родителей. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение “видеть” орфограммы. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. Главной причиной «слепоты» школьников ученые и учителя считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости.
Проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их воспитанников остается в целом весьма низкой.
В связи с этим вопрос формирования орфографической зоркости не утратил актуальности и в современных условиях обучения. Это и послужило выбору данной темы.
Проблема орфографии отражена в трудах многих ученых. Это и в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек.
Целью исследования является: формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: приемы работы по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета можно сформулировать гипотезу исследования.
Гипотеза: формирование орфографической зоркости младших
школьников в процессе обучения русскому языку будет эффективнее при:
- создании системы орфографических упражнений для ее выработки;
- применении современных методов обучения, повторения и закрепления материала;
- проведении анализа оценок, полученных в процессе обучения, и дополнительных занятий в случае необходимости.
- использовании разнообразных методов и приемов обучения правописанию на уроках русского языка, развитие орфографической зоркости будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы орфографической зоркости: понятие, сущность, структура.
2. Рассмотреть методы развития орфографических навыков у младших школьников.
3. Проанализировать систему работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
4. Описать выборку, процедуру и методики исследования.
5. Провести анализ уровня сформированности орфографической грамотности у младших школьников на уроках русского языка.
6. Дать рекомендации по повышению орфографической зоркости у младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические:
- анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические:
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и повторный констатирующий);
3. Интепритация: количественный и качественный анализ полученных результатов.
В методике обучения орфографии не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости. В связи с этим психологи, методисты и учителя ищут причины низкой орфографической грамотности, чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения.
Теоретическую основу работы составили труды по психологии усвоения орфографии (Д.Н. Богоявленский), труды по русской орфографии (Л.В. Щерба, А.М.Гвоздев, Л.Р.Зиндер, Р.Ф.Иванова), исследования по методике преподавания русского языка (М.Р. Львов, П. С. Жедек, Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В.Текучев, Т.Г.Рамзаева).
Степень и уровень разработанности проблемы: посвящены труды ученых по теории личностно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя,
С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин).
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических учебных заведений при написании научных работ, учителями начальной школы для усовершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями начального общего образования.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования. Основная часть представлена двумя главами. Заключение подводит основные итоги изучения проблемы.
Орфографическая зоркость - это умение писать слова в соответствии с изученными в школе орфографическими правилами.
Необходимость повышения уровня орфографической зоркости учащихся начальных классов - это основа исследования.
Исследование проблемы показало особую сложность формирования у младших школьников орфографической зоркости. Эти сложности вызваны лингвистическими особенностями состава русских орфограмм; психологическими особенностями младшего школьного возраста сложным составом орфографического навыка и длительности его формирования; многообразием специальных упражнений по формированию, как составных его частей, так и в целом орфографического навыка.
Часто уровень формирования орфографической зоркости младшего школьника не соответствует предъявляемым к нему требованиям, именно поэтому необходимо формировать орфографическую грамотность детей в процессе обучения.
В связи с тем, что в начальной школе учителя по -разному работают над формированием грамотности учащихся, к концу обучения складывается разный уровень их подготовки. На практике часто встречаешься с тем, что у детей с низким уровнем развития грамотности интерес к русскому языку как к учебному предмету либо снижен, либо вовсе отсутствует; слабо развит фонематический слух, т.е. орфографическая зоркость.
На основании изучения теоретической литературы по данной теме были рассмотрены психолого-педагогическая сущность орфографической зоркости младших школьников, практические примеры орфографического навыка младшего школьника в процессе обучения, а также проведено исследование формирования орфографической зоркости младшего школьника в процессе обучения.
Для изучения формирования орфографической зоркости младшего школьника, в процессе обучения было проведено экспериментальное исследование в общеобразовательном школьном учреждении № МБОУ «Гимназии №152» Кировского района города Казань.
Для проведения констатирующего эксперимента подобрали ряд методик, с помощью которых исследовали орфографическую грамотность младшего школьника в процессе обучения. На втором этапе для исследования дети были разделены на 2 группы: экспериментальная группа и контрольная группа. На экспериментальную группу оказывалось воздействие, с ними проводились в течение месяца занятия по развитию орфографической грамотности в процессе обучения. После осуществления цикла развивающих мероприятий по формированию орфографического навыка был проведен контрольный замер по тем же методикам в обеих группах.
Работа учителя с экспериментальной группой наглядно показала, что грамотное применение методов работы, постоянство обучения, повторение пройденного материала, приводит к повышению эффективности формирования орфографической зоркости. У детей появляется и укрепляется навык решения орфографических задач, применяя орфографические правила, Кроме того, появляется и совершенствуется умение самостоятельно находить орфограммы и контролировать, грамотно их применять. В процессе этого у младших школьников развиваются:
- зрительное и слуховое восприятие;
- логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
- зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
- непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Динамика формирования орфографической зоркости в экспериментальной группе школьников подтверждает гипотезу данной работы.
Таким образом, по полученным данным методик исследования наблюдаются различия в результатах повторного эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. При этом результаты уровня формирования орфографической зоркости в экспериментальной группе выше по сравнению с контрольной группы испытуемых младших школьников. Следовательно, это дает возможность, на основе полученных результатов, сделать вывод, что формирование орфографической зоркости младших школьников в процессе обучения русскому языку достаточно эффективным средством при:
1. включении в учебный процесс разнообразных методов и приемов обучения правописанию, различных игр и упражнений;
2. создании системы орфографических упражнений для ее выработки;
3. применении современных методов обучения, повторения и закрепления материала;
4. проведении анализа оценок, полученных в процессе обучения, и дополнительных занятий в случае необходимости.
Таким образом, в результате проведенной работы задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под. ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. М., 2017. 248 с.
2. Алгазина H.H. О развитии орфографической зоркости // Русский язык в школе. 2011. № 3. 56 с.
3. Алгазина H.H. Формирование орфографических навыков. М., 2017.160 с.
4. Арямова О.С. Обучение решению орфографических задач // Начальная школа. 2009. № 4. С. 17—21.
5. Бакулина Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса. / Г.А. Бакулина // Начальная школа. 2013. №6. С. 15-20.
6. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости (Работа со слабоуспевающими учениками) / Е.В. Бельдина // Начальная школа. 2014. №3. С. 35 - 38.
7. Бетенькова, Н.М. Орфография и грамматика в рифмовках / Н.М. Бетенькова. Москва: АСТ, 2012. 117 с.
8. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения
орфографии, обучение орфографии /Д.Н. Богоявленский // Начальная школа.
2013. №4. С. 39-44.
9. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения
орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа.
2013. №7. С. 71-74.
10. Борисенко И.В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию. // Начальная школа. № 7. 2015. С. 56-59.
11. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок // Начальная школа,
2011. № 3. С.60-62.
12. Буркова Т. В., К. Д. Ушинский Об упражнениях при обучении грамматике и правописанию // Начальная школа. 2008. № 11. С. 82-85.
13. Гузеев В.В. Методологические основы обучения детей-инофонов письму на неродном русском языке / В.В. Гузеев, А.А. Остапенко // Педагогические технологии. 2013. № 1. С. 3 -23.
14. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний и умений у школьников// Вопросы психологии. 2013. №5. С. 64-69.
15. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. Томск, 2012. 56 с.
16. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. М. С. Соловейчик. М.: Просвещение, 2012. 87 с.
17. Жедек П. С. О структуре орфографического действия // Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. 2013. №4. С.21-23.
18. Жедек П.С. Методика обучения орфографии // Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. 2017. №5. С.13-17.
19. Журова Л.Е. Обучение грамоте. 1 класс.М.: Вентана-Граф, 2013.
66 с.
20. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка / Сост. Н.А. Касаткина. Волгоград, 2009.
21. Иванова В.Ф. Современная русская орфография /В.Ф. Иванова М.: Просвещение, 2011.
22. Ильяшенко В.А. Формирование орфографической зоркости у первоклассников // Начальная школа. 2010. №16. С.18-24.
23. Калайджян Т.В., Кулик В.Н. Проблема формирования орфографической зоркости у учащихся начальной школы в теории и на практике // Гуманитарная парадигма. 2018. № 1 (4). С. 20-27.
24. Квач В.В. Нужно ли практиковать в школе орфографическое проговаривание // Начальная школа. 2015. №11. С.8-12.
25. Кленникова Е. Д. Орфографические минутки. / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. 2010. №9. С. 14 - 15.
26. Ковалевская Т.А. Методика преподавания русского языка в
начальных классах: методические рекомендации / авт.- сос.: Т.А.
Ковалевская. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. 50 с.
27. Котикова Н.М. О способе орфографического действия. // Начальная школа. 2011 г. №11. С.21-23.
28. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М. : Просвещение, 2010. 361 с.
29. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М. : Просвещение, 2009. 271 с.
30. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Горецкий, О.В. Сосновская. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 472 с.
31. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Флинта: Наука, 2008. 208с.
32. Междунар. науч.-практ.конф., 17 -18 сент. 2014. СПб., 2005. T. 2: Диалог культур в обучении русскому языку и русской словесности. 179 с.
33. Максимук Н.Н. Сборник текстов для изложений: 2 - 4 кл. / Н.Н. Максимук. М., 2008. 109 с.
34. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / под ред. II. С. Рождественского. М., 2009.13 с.
35. Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе. Томск, 2014. 68 с.
36. Огирь Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию / Г. А. Огирь // Начальная школа. 2010. № 4. С. 14 - 16.
37. Поль Е.В. Прием списывания как средство формирования орфографии // Начальная школа // 2017. №1. С. 7-8.
38. Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков / Авт.-сост. Н.Н. Карягина, Е.Н. Перепелицына. Волгоград, 2009. 187 с.
39. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение, 2012. 192с.
40. Розенталь, Д.Э. Русская орфография / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. М., 2010. 446 с.
41. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение. Х., 2010. 76 с.
42. Репкин В.В. Лекции по русскому языку на стажировке в г. Харькове. 2013. 69 с.
43. Репкин В.В. Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности // Вестник // 2016. №1. С.31-37.
44. Русский язык: учеб. для студ. высш. пед . учеб. заведений / Л.Л. Касаткин [и др.]; под ред. Л.Л. Касаткина. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2015. 768 с.
45. Русский язык 1-4 класс /Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. М.: Вентана-Граф, 2013. 52 с.
46. Русский язык 3класс / Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. М.: Просвещение. 2013г. 100 с.
47. Савинова З. А. Виды работ по формированию орфографической зоркости // Начальная школа. 2006. № 1. С. 45-47.
48. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. 2007. № 1. С. 81-84.
49. Сидорова, С.А. Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка / С.А. Сидорова // Начальная школа. 2009. № 1. С. 83 - 87.
50. Синявская Е.В. Моделирование орфографический правил младшими школьниками. / Е.В.Синявская //Начальная школа. 2014. №12. С. 43-47.
51. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика // Соловейчик М.: Просвещение, 2013. 169 с.
52. Тлюстен Л.Ш. Орфографическая зоркость и ее роль в формировании навыков русского правописания у учащихся начальной школы. Электронный ресурс:http://cyberlemnka.ru/artide/n/orfograficheskaya- zorkost-i-eyo-rol-v-formirovaniinavykov-russkogo-pravopisaniya-u-uchaschihsya- nachalnoy-adygeyskoy-shkoly
53. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 2011. 79 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. 2011. № 1. С. 4-25.
55. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: метод. пособие. М.: АРКТИ, 2012. 192 с.
56. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия ее развития у младших школьников // Начальная школа. 2011. № 5. С. 26-29.
57. Фролова Л.А. Организация орфографической деятельности младших школьников // Л.А. Фролова // Начальная школа. 2013. №8. С. 4448.
58. Хайт, А. Веселая грамматика «Радионяни» /А. Хайт, А. Левенбук. М., 2008. 79 с.
59. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/ Л.Н. Чистякова // Начальная школа. 2014. №2. С. 82-85.
60. Шаповалова Н.С. Организация самостоятельной работы по орфографии / Н.С. Шаповалова // Начальная школа плюс До и После. 2010. №1. С. 43-46.
61. Шорина, Т.А. Говорит Москва... Уроки аудирования: слушайте и запоминайте! / Т.А. Шорина. - М., 2012. 81 с.
62. Ясова А. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками/ А.Ясова // Начальная школа. 2011. №4. С. 4244.