ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОКРАСТИНАЦИИ И МОТИВАЦИИ У СОТРУДНИКОВ КОНСАЛТИНГОВОЙ ФИРМЫ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований
в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Понятие мотивации и мотивационные факторы в контексте феномена
прокрастинация 25
1.3. Влияние особенности мотивации на трудовую прокрастинацию 37
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи прокрастинации и мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы 50
2.1. Методики и организация исследования 50
2.2. Результаты эмпирического исследования 52
2.3. Сопоставительный анализ результатов исследования 59
Заключение
Литература
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Прокрастинация как предмет психологических исследований
в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Понятие мотивации и мотивационные факторы в контексте феномена
прокрастинация 25
1.3. Влияние особенности мотивации на трудовую прокрастинацию 37
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи прокрастинации и мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы 50
2.1. Методики и организация исследования 50
2.2. Результаты эмпирического исследования 52
2.3. Сопоставительный анализ результатов исследования 59
Заключение
Литература
Актуальность темы исследования заключается в том, что явление прокрастинации становится все более распространено. Многие ученые отмечают, что негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности [12]. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности. Повышенную значимость результата, определяющую ситуацию его оценки как стрессовую, могут обусловить такие явления, как мотивация и оценочная тревожность. На мотивацию оказывают влияние большое число факторов, в том числе и прокрастинация [15, 17].
Проблема «откладывания на потом» дел обусловила появление ряда тематических исследований в психологической науке. В частности, особенности прокрастинации и ее причины исследовались J.B. Burka, J.R. Ferrari, J.L. Johnson, W.G. McCowin's, N. Milgram, R. Tenne, P. Steel, Я.И. Варваричевой, В.С. Ковилиным и другими, пути предупреждения и коррекции этого явления: H.C. Schouwenburg, C.H. Lay, T.A. Pychyl,
J.R. Ferrari, M.M. Kachgal и другими, проблемы академической прокрастинации M.E. Aitken, M.M. Kachgal, W.K. O'Brien, L.J. Solomon, С.И. Бабатина, Е.Л. Базика, А. Грабчак, М.А. Кузнецов и Л.В. Козуб, С. Соболева и другими.
Несмотря на значительное количество работ посвященных прокрастинации, оказалось, что исследований в области взаимосвязи прокрастинации и мотивации недостаточно. Наличие этой проблемы определило цель исследования.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь прокрастинации и трудовой мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы.
Предмет исследования: взаимосвязь прокрастинации и трудовой мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы.
Задачи исследования:
1. Определить концепции «прокрастинации» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть подходы к определению теорий «мотивации» в контексте феномена прокрастинация.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи прокрастинация и мотивация.
4. Провести анализ, интерпретацию полученных результатов.
Гипотеза исследования: уровень прокрастинации обуславливает структуру трудовой мотивации. Специфика трудовой мотивации взаимосвязана с выраженной прокрастинацией.
Диагностический инструментарий составили методики:
1. Общая шкала прокрастинации Лэя.
2. Шкала прокрастинации Такмена.
3. Методика мотивации достижения успеха А. Меграбиана.
4. Методика мотивации избегания неудач Элерса.
Эмпирическая база исследования: исследование проходило
в консалтинговой фирме, которая предоставляет аудиторские и консалтинговые услуги, а также услуги в области налогообложения и юридические услуги публичным и частным компаниям разных отраслей. В исследовании приняли участие сотрудники консалтинговой фирмы, мужчины и женщины, в возрасте от 25 до 35 в количестве 60 человек.
Полученные в ходе эксперимента данные отражены методами математической статистики.
мотивации персонала консалтинговых фирм. Результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающих занятий и тренингов по преодолению прокрастинации у студентов, сотрудников организаций, склонных к нарушению сроков выполнения заданий. Кроме того, работа содержит программу исследования и методики, которые могут быть использованы в ходе диагностики мотивации и прокрастинации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении отражена актуальность исследования, обозначена проблема, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза, кратко описаны методы и методики исследования, описана эмпирическая база.
В первой главе рассмотрены теоретические концепции прокрастинации и мотивации в отечественной и зарубежной психологии, проведен обзор исследований по проблеме.
Во второй главе отображены результаты эмпирического исследования взаимосвязь прокрастинации и мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.
Проблема «откладывания на потом» дел обусловила появление ряда тематических исследований в психологической науке. В частности, особенности прокрастинации и ее причины исследовались J.B. Burka, J.R. Ferrari, J.L. Johnson, W.G. McCowin's, N. Milgram, R. Tenne, P. Steel, Я.И. Варваричевой, В.С. Ковилиным и другими, пути предупреждения и коррекции этого явления: H.C. Schouwenburg, C.H. Lay, T.A. Pychyl,
J.R. Ferrari, M.M. Kachgal и другими, проблемы академической прокрастинации M.E. Aitken, M.M. Kachgal, W.K. O'Brien, L.J. Solomon, С.И. Бабатина, Е.Л. Базика, А. Грабчак, М.А. Кузнецов и Л.В. Козуб, С. Соболева и другими.
Несмотря на значительное количество работ посвященных прокрастинации, оказалось, что исследований в области взаимосвязи прокрастинации и мотивации недостаточно. Наличие этой проблемы определило цель исследования.
Цель исследования: исследовать взаимосвязь прокрастинации и трудовой мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы.
Предмет исследования: взаимосвязь прокрастинации и трудовой мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы.
Задачи исследования:
1. Определить концепции «прокрастинации» в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть подходы к определению теорий «мотивации» в контексте феномена прокрастинация.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи прокрастинация и мотивация.
4. Провести анализ, интерпретацию полученных результатов.
Гипотеза исследования: уровень прокрастинации обуславливает структуру трудовой мотивации. Специфика трудовой мотивации взаимосвязана с выраженной прокрастинацией.
Диагностический инструментарий составили методики:
1. Общая шкала прокрастинации Лэя.
2. Шкала прокрастинации Такмена.
3. Методика мотивации достижения успеха А. Меграбиана.
4. Методика мотивации избегания неудач Элерса.
Эмпирическая база исследования: исследование проходило
в консалтинговой фирме, которая предоставляет аудиторские и консалтинговые услуги, а также услуги в области налогообложения и юридические услуги публичным и частным компаниям разных отраслей. В исследовании приняли участие сотрудники консалтинговой фирмы, мужчины и женщины, в возрасте от 25 до 35 в количестве 60 человек.
Полученные в ходе эксперимента данные отражены методами математической статистики.
мотивации персонала консалтинговых фирм. Результаты исследования могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающих занятий и тренингов по преодолению прокрастинации у студентов, сотрудников организаций, склонных к нарушению сроков выполнения заданий. Кроме того, работа содержит программу исследования и методики, которые могут быть использованы в ходе диагностики мотивации и прокрастинации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении отражена актуальность исследования, обозначена проблема, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотеза, кратко описаны методы и методики исследования, описана эмпирическая база.
В первой главе рассмотрены теоретические концепции прокрастинации и мотивации в отечественной и зарубежной психологии, проведен обзор исследований по проблеме.
Во второй главе отображены результаты эмпирического исследования взаимосвязь прокрастинации и мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.
Нами была исследована взаимосвязь между уровнем прокрастинации и мотивации у сотрудников консалтинговой фирмы. В ходе теоретического исследования мы рассмотрели прокрастинацию как отсрочку выполнения задачи на крайний срок, предпочтение более интересных, но менее важных дел с целью уменьшения беспокойства и получения удовольствия, однако, прокрастинация лишь усиливает тревогу и может стать причиной хронической тревожности и стресса.
Мотивация определяется нами как комплекс устойчивых мотивов, побуждений, которые в свою очередь определяют направленность, содержание и характер деятельности личности, а также её поведения.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от нескольких причин и может трансформироваться под воздействием обратной связи со стороны деятельности индивида. Детерминированность мотивации обусловлена потребностями и целями личности, условиями профессионального труда, а также знаниями, умениями, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учётом этих обстоятельств происходит принятие конкретного решения, формирование определённого намерения.
Традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Внешняя мотивация обусловлена внешними для человека обстоятельствами или стимулами, которые побуждают что-то делать. Иными словами, причины, определяющие деятельность человека, рассматриваются как находящиеся вне его. Личность придаёт значение объективным условиям, поясняя, тем самым, своё поведение, особенности самореализации.
Таким образом, так называемая внешняя причинность обусловливает оценку интерпретацию контекстуальных аспектов поведения личности. С данным типом мотивации индивид испытывает затруднения в ходе самореализации, которые, как правило, в силу внешней причинности
Внутренняя мотивация непосредственно связана с самой деятельностью. Она реализует познавательную потребность и имеет для личности ценностный смысл. С помощью внутренней мотивации реализуется потребность человека во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в самосовершенствовании и самоактуализации.
На основе анализа результатов современных исследований было выявлено, что прокрастинация отрицательно влияет на мотивацию учения, рабочую мотивацию, а также мотивацию достижения. Чем выше уровень прокрастинации, тем ниже уровень мотивации.
В ходе эмпирического исследования нами выявлено, что у большинства сотрудников - 48% - средний уровень прокрастинации, у 30% - высокий и у 22% - низкий уровень прокрастинации по шкале Лэя.
По шкале Такмана у 30% сотрудников высокий уровень прокрастинации, у 45% - средний и у 25% - низкий уровень прокрастинации.
Было выделено три группы испытуемых: прокрастинаторы, люди, которые очень часто откладывают выполнение важных дел на потом, тянут до последнего срока; люди, у которых откладывание важных дел случается сравнительно редко; сотрудники, которые практически никогда не откладывают важные дела, стараются выполнять их с запасом времени.
У многих сотрудников отсутствует доминирующая мотивация, можно предположить, что у 41% испытуемых мотивация может быть ситуативной, то есть зависеть от настроения, ситуации и других факторов. У 32% сотрудников выявлена сильная мотивация достижения успеха. Эти сотрудники нацелены выполнять свои дела как можно лучше, целеустремлены, готовы к риску, к выполнению сложных и нестандартных заданий даже в короткие сроки. У 27% сотрудников доминирует мотивация избегания неудачи.
В группе сотрудников-прокрастинаторов выявлен высокий уровень мотивации избегания неуспеха (80%). Еще у 5% мотивация достижения успеха, у 15% - ситуативная мотивация. В группе сотрудников со средним уровнем прокрастинации более всего выражена ситуационная мотивация (65%). В группе сотрудников с низким уровнем прокрастинации у подавляющего большинства - 85% - высокий уровень мотивации достижения.
Большинство сотрудников консалтинговой фирмы - 50% - имеют средне выраженную мотивацию защиты от неудачи. У 30% сотрудников низкий уровень мотивации на защиту от неудачи, у 20% - высокий уровень.
В группе сотрудников с высоким уровнем прокрастинации доминирует высокий уровень мотивации защиты от неудач (80%), у 10% - средний и низкий уровень мотивации этого типа. В группе сотрудников со средним уровнем прокрастинации больше всего выражен средний уровень мотивации защиты от неудачи - это половина всей группы, у 20% выявлен высокий уровень мотивации избегания, а у 30% - низкий уровень мотивации избегания неудачи. В группе с низким уровнем прокрастинации у 70% испытуемых низкий уровень мотивации избегания, у 30% - средний уровень, людей с высоким уровнем мотивации этого типа не выявлено.
Получены положительная связь между показателями прокрастинации и мотивации избегания неудачи, подтвержденные двумя методиками, отрицательная связь между показателями прокрастинации и мотивации достижения успеха.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена статистически.
Мотивация определяется нами как комплекс устойчивых мотивов, побуждений, которые в свою очередь определяют направленность, содержание и характер деятельности личности, а также её поведения.
Влияние мотивации на поведение человека зависит от нескольких причин и может трансформироваться под воздействием обратной связи со стороны деятельности индивида. Детерминированность мотивации обусловлена потребностями и целями личности, условиями профессионального труда, а также знаниями, умениями, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учётом этих обстоятельств происходит принятие конкретного решения, формирование определённого намерения.
Традиционно мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю, имея в виду источник побуждения. Внешняя мотивация обусловлена внешними для человека обстоятельствами или стимулами, которые побуждают что-то делать. Иными словами, причины, определяющие деятельность человека, рассматриваются как находящиеся вне его. Личность придаёт значение объективным условиям, поясняя, тем самым, своё поведение, особенности самореализации.
Таким образом, так называемая внешняя причинность обусловливает оценку интерпретацию контекстуальных аспектов поведения личности. С данным типом мотивации индивид испытывает затруднения в ходе самореализации, которые, как правило, в силу внешней причинности
Внутренняя мотивация непосредственно связана с самой деятельностью. Она реализует познавательную потребность и имеет для личности ценностный смысл. С помощью внутренней мотивации реализуется потребность человека во внутреннем благополучии, в гармонизации внутреннего мира, в самосовершенствовании и самоактуализации.
На основе анализа результатов современных исследований было выявлено, что прокрастинация отрицательно влияет на мотивацию учения, рабочую мотивацию, а также мотивацию достижения. Чем выше уровень прокрастинации, тем ниже уровень мотивации.
В ходе эмпирического исследования нами выявлено, что у большинства сотрудников - 48% - средний уровень прокрастинации, у 30% - высокий и у 22% - низкий уровень прокрастинации по шкале Лэя.
По шкале Такмана у 30% сотрудников высокий уровень прокрастинации, у 45% - средний и у 25% - низкий уровень прокрастинации.
Было выделено три группы испытуемых: прокрастинаторы, люди, которые очень часто откладывают выполнение важных дел на потом, тянут до последнего срока; люди, у которых откладывание важных дел случается сравнительно редко; сотрудники, которые практически никогда не откладывают важные дела, стараются выполнять их с запасом времени.
У многих сотрудников отсутствует доминирующая мотивация, можно предположить, что у 41% испытуемых мотивация может быть ситуативной, то есть зависеть от настроения, ситуации и других факторов. У 32% сотрудников выявлена сильная мотивация достижения успеха. Эти сотрудники нацелены выполнять свои дела как можно лучше, целеустремлены, готовы к риску, к выполнению сложных и нестандартных заданий даже в короткие сроки. У 27% сотрудников доминирует мотивация избегания неудачи.
В группе сотрудников-прокрастинаторов выявлен высокий уровень мотивации избегания неуспеха (80%). Еще у 5% мотивация достижения успеха, у 15% - ситуативная мотивация. В группе сотрудников со средним уровнем прокрастинации более всего выражена ситуационная мотивация (65%). В группе сотрудников с низким уровнем прокрастинации у подавляющего большинства - 85% - высокий уровень мотивации достижения.
Большинство сотрудников консалтинговой фирмы - 50% - имеют средне выраженную мотивацию защиты от неудачи. У 30% сотрудников низкий уровень мотивации на защиту от неудачи, у 20% - высокий уровень.
В группе сотрудников с высоким уровнем прокрастинации доминирует высокий уровень мотивации защиты от неудач (80%), у 10% - средний и низкий уровень мотивации этого типа. В группе сотрудников со средним уровнем прокрастинации больше всего выражен средний уровень мотивации защиты от неудачи - это половина всей группы, у 20% выявлен высокий уровень мотивации избегания, а у 30% - низкий уровень мотивации избегания неудачи. В группе с низким уровнем прокрастинации у 70% испытуемых низкий уровень мотивации избегания, у 30% - средний уровень, людей с высоким уровнем мотивации этого типа не выявлено.
Получены положительная связь между показателями прокрастинации и мотивации избегания неудачи, подтвержденные двумя методиками, отрицательная связь между показателями прокрастинации и мотивации достижения успеха.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена статистически.



