Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические идеи А.В. Сухомлинского в условиях современной школе

Работа №34739

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
556
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
Глава I. Методологические основы системы В.А. Сухомлинского 8
1.1 Теоретические основы системы В.А. Сухомлинского как целостного
педагогического явления 16
1.2 Научно-педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского на посту
директора сельской школы 22
Выводы по первой главе 29
Глава II. Реализация системы В.А. Сухомлинского в современном школьном
образовательном процессе 31
2.1 Духовный мир и формирование гражданской зрелости школьников
разных возрастных групп в условиях городской и сельской школы 32
2.2 Анализ опыта реализации идей В.А. Сухомлинского в школе 40
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы: 60
Приложение №1

Одним из ярчайших примеров педагогического самоотверженного труда на благо своей Родины является деятельность Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Вся его яркая, талантливая, но не слишком продолжительная жизнь прошла в Советском Союзе в селе Павлыш Кировоградской области (Украинская ССР). Здесь он родился, окончил среднюю школу, затем была служба в армии, участие в ВОВ, тяжелое ранение в 1942 году, длительное лечение в госпитале. Затем работа учителем в городе Уфа, а после окончание войны - учеба в пединституте и возвращение в родное село в качестве учителя, а чуть позднее, директора сельской школы, которую он возглавлял более 20 лет1.
Надо сказать, что судьба, на наш взгляд, по-своему, благоволила деятельности В.А. Сухомлинского. Еще при жизни он вошел в плеяду выдающихся советских педагогов огромной страны - Союза Советских Социалистических Республик (СССР), стал членом-корреспондентом Академии педагогических наук (АПН) СССР, заслуженным учителем школы УССР, Г ероем Социалистического труда, автором многочисленных научных работ и монографий.
Опыт творческой работы своей школы, её педагогического коллектива, учащихся, родителей обобщен В.А. Сухомлинским в многочисленных книгах, научных статьях, которые издавались и переиздавались в Советском Союзе еще более 2 десятков лет. Это характеризует их как сокровищницу передового педагогического опыта, нашедших своих последователей не только в СССР, но и в целом ряде зарубежных стран, интерес к которому не угасает до настоящего времени.
Актуальность.
Основной заслугой научно-педагогического наследия В.А. Сухомлинского, по нашему мнению, является тот факт, что он не только рассмотрел наиболее актуальные вопросы учебно-воспитательной деятельности советской школы. Более того, на примере своего учебного заведения, в селе Павлыш Кировоградской области (Украинская ССР), он изложил доказательные примеры успешного решения важнейших учебно - воспитательных задач, поставленных перед педагогическими коллективами школ и всей системой образования в СССР, Коммунистической партией Советского Союза (КПСС).
Здесь следует отметить, что наиболее плодотворная педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского пришлась на относительно небольшой исторический период развития нашей страны: 1945/1948 - 1970 годы. Это было достаточно трудное для всего народа, но и достаточно, героическое, послевоенное время.
Вслед за восстановлением всей страны, свое бурное развитие переживала и вся советская школа, отечественная педагогика и общественные науки. Страна не только восстанавливала свое народное хозяйство, разрушенной войной с фашистскими захватчиками за кратчайшее время, но и сумела укрепить свою обороноспособность.
Более того, она успешно строила, а, главное, воплощала свои планы по дальнейшему развитию гражданских институтов общества (1945-1958-1985), последовательно проводила курс на введение всеобщего обязательного обучения (вначале - 7-летнего (1949)), затем 8-летнему, а в 70-е годы XX столетия, и к 10-летнему - полному, среднему образованию , .
3,12 Анисов М.И. Источники изучения истории советской школы и педагогики: Учеб. - метод. пособие для студентов-заочников пед. ин-тов /М.И.Анисов. - М.: Просвещение. - 1986. - 224 с.
Несомненно, что и сегодня, заслуживает внимания, прежде всего, та высокая оценка всей позитивной деятельности В.А. Сухомлинского, высказанная авторами учебника по Истории педагогики, Н.А. Константиновым, Е. Н. Мединских, М.Ф. Шабаевой (1982 г.)16.
Более того, ярким примером служит и та авторитетная точка зрения, президента Академии педагогических наук - В.Н.Столетова, опубликованная в Предисловии ко 2-му изданию книги В.А. Сухомлинского - Павлышская средняя школа (1979 г.), с которой нельзя не согласиться.
Научные работы В.А. Сухомлинского, даже в середине 80-х годов, по мнению М.И. Анисова, были и оставались основными источниками изучения истории советской школы и педагогики.
Сюда же мы относим работы достаточно большого круга педагогов- исследователей всего научно-педагогического, а также литературного творчества великого ученого.
По мнению всех этих специалистов «В.А.Сухомлинский, не только в теории, но и на практике показал поучительные примеры успешного решения важнейших учебно-воспитательных задач, поставленных перед педагогическими коллективами страны Коммунистической партией Советского Союза» .
Здесь важно напомнить, что на тот момент времени КПСС - была единственной политической, руководящей партией, а также правящей силой советского правительства, всех хозяйственных, территориальных субъектов, материально-технических ресурсов СССР и всего гражданского общества.
Таким образом:
Объект исследования - педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, анализ его педагогических трудов, изучение и обобщение опыта работы (по В.А.Сухомлинскому), накопленного в нашей стране и за рубежом.
Предмет исследования - пути реализации педагогического и литературно-творческого наследия В. А. Сухомлинского в условиях развития современной школы, с учетом активного внедрения цифровых, информационно-образовательных ресурсов и Интернет технологий.
Цель исследования - изучение педагогического творчества В.А.Сухомлинского в системе школьного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить методологическую основу системы В.А. Сухомлинского, раскрытие её теоретических основ в системе целостного педагогического явления.
2. Описать научно-педагогическую деятельность В.А. Сухомлинского на посту директора сельской школы;
3. Анализировать педагогические труды В.А. Сухомлинского, оценить роль личности учителя в воспитании учащихся и формирования детского школьного коллектива;
4. Анализировать поиск основных путей реализации системы В.А. Сухомлинского в современном образовательном процессе средней школы.
Теоретическая и практическая значимость ВКР состоит в том, что помимо глубокого изучения, обобщения опыта работы и педагогического трудов В.А. Сухомлинского описан опят отдельных школ. В частности, это касается заседания педагогического совета и родительского собрания на тему - «Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского», а также вопросов для организации диспута среди старшеклассников, на тему: - «В.А. Сухомлинский - человек, гражданин, патриот», с использованием цифровых технологий (компьютерной презентации).
Методы исследования: анализ научной, педагогической и учебно - методической литературы, материалов научно-практических конференций, периодических изданий и Интернет-ресурсов по изучению педагогического наследия В.А. Сухомлинского; обобщение передового опыта школ, вузов в данном направлении.
Апробация исследования: Масимова Э.Э., Ахтариева Р.Ф. АНАЛИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В.А. СУХОМЛИНСКОГО НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИЦИИ «КАЛКАН» В ГОРОДЕ НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ// Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (15) Том 2
Структура ВКР состоит из введения, двух глав по два параграфа, выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В.А. Сухомлинский - выдающийся педагог Советского Союза, наиболее плодотворная деятельность которого, прошла за относительно небольшой исторический период развития нашей страны, охватывающий 1945/1948 - 1970 годы.
Вслед за послевоенным восстановлением всей страны, свое бурное развитие переживала и вся советская школа, отечественная педагогика, общественные науки и научно-исследовательская работа с детьми и молодежью.
Научно-исследовательская работа В.А. Сухомлинского в области народного образования началась в Павлышской средней школе, в которой он проработал более 20 лет.
Она для него стала своеобразной научной лабораторией по воплощению планов партии (КПСС) и советского правительства по дальнейшему развитию гражданских институтов общества (1945-1958-1970).
В это время, последовательно проводился курс на введение всеобщего обязательного обучения, вначале - 7-летнего (1949г.), затем 8-летнего, а в 70е годы XX столетия намечался переход к всеобщему 10-летнему - полному, среднему образованию.
В.А. Сухомлинский отличался огромным трудолюбием. Он не только успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1955 году в Киевском университете, но и сумел написать более 400 научных трудов, в том числе более 40 книг, опубликованных не только в нашей стране, но и во многих странах мира.
Актуальность педагогических проблем, решаемых В.А. Сухомлинским - просто поражает. Их отличительными признаками является тот факт, когда глубина освещения сочетается с богатством теоретических обобщений и опоры на огромный педагогический опыт, в котором участвуют все участники педагогического процесса.
Отличительной особенностью всех научных трудов В.А. Сухомлинского является глубокая любовь к ребенку и яркое литературное дарование, которое воспринималось в прошлом и воспринимается сейчас с огромным интересом всем учительством и студенческой молодежью.
Для нас, студентов историко-филологического факультета вызывает повышенный интерес и тот современный взгляд отечественных ученых о способах реализация научно-концептуальных идей, в воплощение которых внес огромный вклад В.А. Сухомлинский.
Они касаются, например, таких проблем, как трудовое воспитание учащихся, формирование духовного мира школьников, гуманного отношения к человеку, в том числе ребенку и учителю, в частности.
Детальное, более пристальное ознакомление с методологической основой системы В.А. Сухомлинского, раскрытие её теоретических основ в системе целостного педагогического явления, помогло нам понять, что под воспитательным идеалом советской школы он понимал идею о всестороннем и гармоничном развитии личности человека, активного участника общественного прогресса.
Под гармонически развитой личностью В.А. Сухомлинский понимал единство духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства, гармонию способностей и потребностей человека, которые осознаются и выражаются им, через чувства, переживания, отношения с другими людьми, а также создания материальных, духовных благ как - личное, семейное и общественное счастье.
В ходе анализа научно-педагогической деятельности В.А. Сухомлинского на посту директора сельской школы, мы выяснили, что под воспитанием, в широком смысле этого слова, он рассматривал многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления всех участников педагогического процесса: и тех - кого воспитывают, и тех, кто воспитывает.
Причем характер такого взаимодействия в каждом конкретном случае, всегда несет в себе оттенки глубокой индивидуальности.
Таким образом, изучение и популяризация педагогических трудов В.А. Сухомлинского, оценка роли личности учителя в воспитании учащихся и формирования детского школьного коллектива, в современных условиях приобретает особую значимость.
Другим направлением этой работы становится поиск основных путей реализации системы В.А. Сухомлинского в современном образовательном процессе средней школы. Их главные направления включают в себя:
- неразрывная связь воспитания детей в школе, с их хорошим воспитанием в семье;
- подлинное воспитание немыслимо без самовоспитания, а необходимым условием успешного воспитания детей является любовь к своим воспитанникам;
- одной из важнейших особенностей гражданского становления личности ребенка является гуманистическая сущность в работе учителя, она должна быть существенной чертой педагогической культуры в его работе;
- педагог - гуманист видит в ребенке положительные качества, на которое он опирается в своей работе;
- доброта и чуткость представляют собой нравственное богатство учителя, а основные методы нравственного воспитания детей - убеждение и практическое приучение;
- слово учителя, по словам, В.А. Сухомлинского - это важнейший инструмент воздействия учителя на душу ребенка;
- наказание детей не возвышает личность, а унижает её, школа будущего - это школа без наказания;
- мастерство учителя касается разных аспектов в работе учителя с детьми, например, процесс овладения знаниями необходимо строить так, чтобы он максимально способствовал умственному развитию детей;
- развивающий характер обучения достигается, в том числе и тем, что в учебном процессе широко применяются методические приемы, создающие проблемные ситуации, а задачей развития ребенка тесно связано с умением школьников учиться;
- учение детей в школе должно быть радостным трудом школьников, укрепляющих духовные и физические силы каждого ребенка;
- трудолюбие школьников воспитывается как в процессе умственного труда, эмоциональной и волевой жизни, так и в процессе физического труда;
- эстетическое воспитание школьников должно охватывать все стороны развития и формирования личности;
- школьный коллектив - это высшая форма коллективистских отношений среди детей. Духовный мир коллектива и духовный мир отдельной личности формируется и обогащается благодаря их взаимному влиянию.
Таким образом, заявленные во введении, цель и задачи нашей ВКР - успешно реализованы.



1. Азаров Ю.П. Гражданственность и человечность. / Ю.П. Азаров. // Коммунист. - 1976. - №8. - С. 64-73.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 3-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2006. - 608 с.
3. Анисов М.И. Источники изучения истории советской школы и педагогики: Учеб. - метод. пособие для студентов-заочников пед. ин-тов /М.И.Анисов. - М.: Просвещение. - 1986. - 224 с.
4. Арисменди А. Л. Светлый талант Василия Сухомлинского / А.Л. Арисменди // Под знаменем ленинизма. - 1977. - № 23. - С. 72.
5. Ахтариева Р.Ф. К вопросу исследования феномена
«Образовательное пространство» /Инновации и традиции в решении проблем модернизации современного образования: Материалы II Международной научно-практической конференции // Р.Ф. Ахтариева. - Елабуга.: Изд-во филиала КФУ в г.Елабуге. - 2012. - 332 с.
6. Борисовский А.М. Глашатай школы радости. Рассказ о выдающемся педагоге В.А. Сухомлинском / А.М. Борисовский. - Фрунзе. - 1976. - 120 с.
7. Борисовский А.М. Учиться на человека надо всю жизнь. ( Очерк жизни и педагогической деятельности В.А. Сухомлинского) / А.М. Борисовский. - Фрунзе. - 1980. - 120 с.
8. Борисовский А.М. В.А. Сухомлинский : Кн. для учащихся / А.М. Борисовский. - М.: Просвещение. - 1985. - 128 с.
9. Валеева Р.А. По заветам Кочака /Р.А. Валеева // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2005. - № 1. - С. 16.
10. Воспитательная система В.А.Сухомлинского. [Электронный ресурс] (дата обращения 03.03. 2019)
11. Г аньшина Г.В. Г уманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского //Г.В. Ганьшина [Электронный ресурс] (дата обращения
18.3. 2019)
12. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /А.Н. Джуринский А.Н.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, - 2000. - 442 с.
13. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения. Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик - Ростов н/Д: Феникс. - 2006. - 329 с.
14. Исмагилова С.А. Воспитательная система сельской школы /Школа: проблемы и поиски // С.А. Исмагилова. - Казань.- 2005. - №1. - С. 52-53.
15. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / Е.И. Казакова, А.П. Тряпицина - СПб.: «Петербург - XXI век», совместно с ЗАО «Пресс-Аташе». - 1997. - 160 с.
16. Констатинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов /Н.А. Констатинов и др. - М.: Просвещение. - 1982. - 447с.
17. Макаров М.И., Орел М.П. Кордофилософия детоцентризма В.А. Сухомлинского - философия жизненного компетентной личности в современном обществе. / М.И. Макаров, М.П. Орел // Alma-mater, - 2014. - №
3. - С.21-23.
18. Макаров М.И. «Добродетельная жизнь» в педагогике В.А. Сухомлинского / М.И. Макаров, Е.А. Недрогайлова // Alma-mater. - 2015. - №
7.
19. Кузин Н. П. О педагогическом наследии В.А. Сухомлинского / Кузин Н. П., Дзеверин А.Г. - В кн.: Сухомлинский В.А. - Избр. пед. соч. - В 3т., Т. 1. - С. 7 - 24.
20. Макаров М.И. «Добродетельная жизнь» в педагогике В.А. Сухомлинского / Макаров М.И., Недрогайлова Е.А //Alma-mater. - 2015. - №
7. - С.12-15.
21. Международный фестиваль школьных учителей (2018 г) в Елабуге. [Электронный ресурс] (дата обращения 11.04. 2019)
22. Михалков С. Авторская программа «Бесагон-ТВ». Тема: - «Иллюстрация люстраций». - Канал «Россия-24». (02.02.2019, повторение передачи 01.05.2019) // С. Михалков
23. Мудрость воспитания: Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим - Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика. - 1987.- 288 с.
24. Мухин М.И. Труд, трудовое воспитание - основа педагогики В.А Сухомлинского / М.И. Мухин //Воспитание школьников. - 2018. - №7. - С.57-65.
25. Нигматов З.Г. Нести энергетику культуры и знаний /Студенчество. Диалоги о воспитании //З.Г. Нигматов - М.: 2005. - №1 (19). - С. 2 - 3.
26. Основные педагогические идеи В. А. Сухомлинского. - [Электронный ресурс] (дата обращения 20.02. 2019)
27. Применение идей В.А.Сухомлинского в современной школе. [Электронный ресурс] (дата обращения 23.03. 2019)
28. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Развитие идей
B. А. [Электронный ресурс] (дата обращения 17.03. 2019)
29. Педагогическая система В.А. Сухомлинского. [Электронный ресурс] (дата обращения 17.03. 2019)
30. Реализация идей В.А. Сухомлинского в современной школьной практике. [Электронный ресурс] (дата обращения 01.03. 2019)
31. Сборник нормативных документов Елабужского государственного педагогического университета. - Изд-во ЕГПУ. - 2008. -
C. 157-158.
32. Сластенин В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - М.: - Издательский центр «Академия». - 2007.
- 576 с.
33. Современная сельская школа: реалии и перспективы //Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. Ред. колл. Д.С. Ягафарова, А.И. Разживин и др. - Научно-производственное предприятие «Школа обучения методам обучения». - ЕГПУ. - 1993. - 268 с.
34. Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог [Электронный ресурс] (дата обращения 03.04. 2019)
35. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сел. сред. школе /В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М.: Просвещение - 1979. - 393 с.
36. Сухомлинский В.А. Трудные дети / В.А. Сухомлинский // Избр. пед. соч.: В 3 т. - Т.3. - М.: Педагогика - 1981. - 475 с.
37. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. / В.А. Сухомлинский. - М.: Советская Россия, 1981. - 204 с.
38. Сухомлинский В.А. Письма к сыну / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение. - 1979. - 160 с.
39. Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия. - 1980. - 200 с.
40. Сухомлинский В.А. Вижу человека! //Литературная газета. — 27.09.1967.
41. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /В.А. Сухомлинский - Киев: Радянска школа. -1969. -198 с.
42. Сухомлинский В.А. Воспитание личности в советской школе /В.А. Сухомлинский - Киев: Радянска школа. -1965. - 260 с.
43. Сухомлинский В.А. Этюды о коммунистическом воспитании /В.А. Сухомлинский - Киев: Народное образование. -1967. - 300 с
44. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника /В.А. Сухомлинский - М.: Учпедгиз. -1961. - 186 с
45. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /В.А. Сухомлинский - Киев: Народное образование. -1975. - 160 с.
46. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы 2-е изд. /В.А. Сухомлинский - М., - 1982. - 300 с.
47. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива /В.А.
Сухомлинский - М., 1975. - 256 с.
48. Сухомлинский В.А. Зависит только от вас (Письмо завтрашнему учителю) /В.А. Сухомлинский - Избр. произв. в 5 т. Т.5 - Киев. - 1980. - 100 с.
49. Соловейчик С. Час ученичества. (В.А. Сухомлинский). / С. Соловейчик. - М.: Педагогика. - 1972. - С. 236 - 250.
50. Соловейчик С. Рассказывайте о Сухомлинском. / С. Соловейчик. //М.: «Юность». - 1971. - №4. - С. 78 - 85.
51. Соловейчик С. Вступительные очерки в сб.: В.А. Сухомлинский. О воспитании. - М.: Педагогика. - 1973. - 290 с.
52. Тартаковский Б. Е. Повесть об учителе Сухомлинском / Б. Е. Тартаковский. - М.: Молодая гвардия. - 1972. - 270 с.
53. Теория и практика толерантности; этнокультурные и межконфессиональные аспекты //Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, г. Нижнекамск, декабрь 2008 г.; ответ. ред. О.Д. Агапов. - Казань: - Изд. «Познание» Института экономики, управления и права. - 2009. - 380 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ