Выборка исследования: 10 детей третьего года жизни (ранний возраст).
Есть приложение (Игры на формирование пространственной ориентировки).
В данной работе не указано название базы исследования, Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития восприятия сенсорных эталонов у детей раннего возраста 5
1.1 Проблема развития восприятия сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 9
1.3 Значение развития восприятия сенсорных эталонов у детей раннего возраста 13
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей развития восприятия сенсорных эталонов у детей раннего возраста 17
2.1 Организация и методика исследования 17
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
Актуальность исследования. Согласно ФГОС ДОО обучение и развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) [21]. Трудно переоценить значение сенсорного развития для детей дошкольного возраста, потому что именно данный период наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире, совершенствования деятельности органов чувств. Чувственно воспринимаемые впечатления составляют большую часть накопленного умственного багажа ребенка.
Сенсорное развитие детей раннего возраста следует воспринимать как фундамент общего интеллектуального развития ребенка, который важен для дальнейшего успешного обучения ребенка. Именно восприятие предметов и явлений окружающего мира являет отправной точкой к познанию. Для того чтобы ребенок мог овладеть знаниями и умениями, от него требуется постоянное внимание к внешним свойствам предметов. Особенно это важно для детей раннего возраста.
Степень разработанности проблемы. Проблема воспитания сенсорных эталонов в раннем и дошкольном возрасте представлена в трудах Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, М. Монтессори, Н.Е. Щурковой и др. Л.С. Выготским, Г.И. Окуневой, Н.П. Саккулиной и др. раскрыто сущность понятия «сенсорные эталоны». А.В. Запорожец, Т.Г. Казаковой и др. определили особенности сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте. В работах Е.Н. Лебеденко, М. Монтессори, О.Е. Морозовой и др. представлены методы формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Проблема исследования: как формируются сенсорные эталоны у детей раннего возраста.
Объектом исследования является процесс развития восприятия сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Предметом исследования являются механизмы и закономерности развития восприятия сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Цель исследования – изучить особенности развития восприятия сенсорных эталонов в раннем возрасте.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
2. Выявить в экспериментальном исследовании уровень развития восприятия сенсорных эталонов у детей третьего года жизни (раннего возраста).
3. Разработать рекомендации по развитию восприятия сенсорных эталонов у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей раннего возраста сенсорные эталоны еще недостаточно сформированы, что является основанием для проведения специальной развивающей работы средствами дидактических игр и упражнений.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии, синтез и обобщение, тестирование, количественный и качественный анализ результатов тестирования.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Освоение эталонных значений проходит в несколько этапов, где первым и очень важным является период раннего возраста. В период первых трех лет обогащается сенсорный опыт посредством сознания, тактильного чувства, зрения, слуха, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Основная задача формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста – создание условий для формирования восприятия, как начальной ступени для познания окружающей действительности.
Как показал анализ психолого-педагогических источников, развитие восприятия сенсорных эталонов начинается с первых недель жизни ребенка и происходит в течение всего дошкольного возраста, имея поэтапный характер. В раннем возрасте дети начинают осваивать словесную систему ориентировки по основным пространным направлениям: оказываются способными обозначить место, направление и пространственное расположение предметов, используя соответствующие предлоги (в, на, под, над, между) и наречия (влево, вправо, вперед, назад, вверху и т.д.).
Проведенное диагностическое обследование детей третьего года жизни позволило констатировать, что дети третьего года жизни достаточно успешно ориентируются в вертикальном и фронтальном направлениях, но испытывают затруднения при ориентировке в пространстве в саггитальном направлении, что обусловлено недостаточной сформированностью у них умения различать правую и левую руку. Это актуализировало разработку и реализацию краткосрочного педагогического проекта, направленного на формирование у детей умения различать правую и левую сторону собственного тела в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, двигательной).
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Акшонина А.Я., Васина, Г.В. Развитие сенсорных эталонов у дошкольников. – М.: ООО « ИПТК «Логос» ВОС», 2014. – 356 с.
2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: АСТ, 2011. – 356 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 2009. – 474 с.
4. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 98 с.
5. Казакова Т.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 26-32.
6. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 75 с.
7. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 457 с.
8. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Карапуз, 2010. – 272 с.
9. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 212 с.
10. Морозова О.Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 2013. – №5. – С. 54-55.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2013. – 412 с.
12. Никольская А.А. Сенсорное воспитание в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2016. – №2. – С. 33-41.
13. Окунева Г.И. Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2017. – №4. – С. 41-44.
14. Павлова И.И. Сенсорное воспитание. – М.: ТЦ сфера, 2014. – 458 с.
15. Парамонова Л.Г. Сенсорное воспитание дошкольников // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 115-117.
16. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 115 с.
17. Саккулина Н.П. Индивидуальные различия в сенсорном развитии и воспитании детей // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2 – С. 52-59.
18. Соколова Е.Н. Развитие сенсорных эталонов у дошкольников // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 52-56.
19. Шарапова Н.В. Сенсорное воспитание в детском саду // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 63-66.
20. Щуркова Н.Е. Педагогика. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 50 с.
22. Федорова И.И. Качество дошкольного образования // Менеджмент в образовании. – 2016. – №4. – С. 72-77.
23. Юрчик Р.О. Педагогический мониторинг в ДОУ // Детский сад от А до Я. – 2016. – №3. – С. 45-51.
24. Яковлева Н.Г. Педагогика и психология. – М.: АСТ, 2014. – 478 с.