Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правомерность применения термина «фитна» к конфликту последователей Мухаммада ибн Аль Ваххаба с традиционным течением ислама

Работа №34682

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
478
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Историческая ретроспектива вопроса 6
Раздел 2. Понятие традиционного ислама 23
Раздел 3. Вопрос правомерности использования термина «фитна» 43
Заключение 57
Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Системные трансформации последних двух десятилетий в ряде мусульманских стран привлекают пристальное внимание исследователей, прежде всего, к радикальному исламу, который стал фактором мировой политики и, тем самым, предметом религиоведческого и даже политического анализа.
B современном мире радикализм персонализировался, превратился в своего рода вызов для религии и, безусловно, для религиозных деятелей и их паствы. В рамках возникшей угрозы объективировалась тенденция, когда мировую религию ислам стали представлять именно та часть людей, которые отнесены к радикалам. В виду того, что данная группа стала своего рода «рупором истинного ислама», именно она стала в силу различных обстоятельств восприниматься и поддерживаться отдельными членами сообщества.
В данном тексте, в России особое внимание стали уделять практике и идеологии ваххабизма. Это обосновано рядом факторов. Во-первых, связано это с тем, что в современных условиях ислам становится все более важным для внутренней политики не только мусульманских стран или государств со значительным мусульманским населением, но также ряда западных стран. B этом отношении ситуация в этих странах похожа на положение России, имеющей мусульманские регионы на Поволжье и Кавказе, а также значительное количество исповедующих ислам граждан в городах европейской части. К тому же после распада СССР Россия окружена независимыми государствами Центральной Азии, где преобладает исламское население. Здесь же можно отметить, что интерес к ваххабизму вызван ростом влияния Саудовской Аравии в мировой и региональной политике, усилением позиций в мусульманском и арабском мире. Во-вторых, активизация этноконфессионального самосознания народов России и стран СНГ также предопределила направления и характер научного поиска специфики процесса религиозного возрождения на постсоветском пространстве, ее методов, форм и последствий.
Ваххабитская доктрина в конце ХХ века стала все активнее развиваться в русле политического радикализма. По мнению идеологов исламского фундаментализма, это вызвано тем, что само государство на мусульманском Востоке все чаще становится активным поборником иностранных, прежде колониальных идей. Их влияние теперь не ограничивается небольшими элитами, а распространяется на широкие массы населения. Более того, светские режимы в некоторых мусульманских странах все чаще пытаются формировать все жизненное пространство и даже вмешиваться в личную жизнь верующих. Со своей стороны, у ваххабитских радикалов, имеется очень четкий и простой постулат, построенный на популярной исламской идее о идентичности и социальной справедливости. Его основная посылка гласит, что причиной всех социальных недостатков является моральная испорченность всех модернистов, в том числе и внутри ислама. В этих условиях радикалы в своей пропаганде умело пользуются тем, что в ряде регионов обострились социальные противоречия: безработица, нехватка жилья, большое приданое, затрудняющее вступление в брак, преступность, растущее число людей, не состоящих в браке, упадок моральных ценностей и этических норм. В подобных условиях единственным решением, по их словам, является применение законов шариата, исламского права. Исходя из этого, они полностью отвергают призыв к модернизации и пересмотру положений шариата, стремятся применить в современных условиях его нормы, сформировавшиеся VII-VIII вв.
Таким образом, наряду с заметной политической активизацией и возрождением традиционного ислама появляется и постепенно утверждается ранее малоизученный ваххабизм, представляющий собой ярко выраженное религиозно-политическое движение в суннитском исламе. В связи с этим, в современных условиях как нам кажется, весьма актуальна необходимость установления четкого понятийного разграничения между такими дефинициями, как «традиционный ислам» и псевдоислам, исповедуемый различными радикальными организациями, в том числе исламским государством (ИГИЛ) [запрещена на территории РФ - прим. авт.], применение термина «фитна» к распространяющимся ваххабитским идеям в современном мире.
Степень разработанности темы исследования. Ваххабитская проблематика исследована достаточно подробно в отечественной и зарубежной литературе. Вместе с тем, заметим, что труды ученых по рассматриваемым вопросам связаны с исследованием истории ислама в целом, и его отдельными проявлениями в мусульманских государствах (например, Саудовской Аравии), в частности. Комплексные исследования, посвященные анализу конфликта последователей Мухаммада ибн Аль Ваххаба с традиционным течением ислама во взаимосвязи с термином «фитна» отсутствуют.
Объектом исследования выступает термин «фитна» применительно к конфликту последователей Мухаммада ибн Аль Ваххаба с традиционным течением ислама.
Предметом исследования является конфликт последователей Мухаммада ибн Аль Ваххаба с традиционным течением ислама и его проявления.
Цель исследования заключается в выявлении правомерности применения термина «фитна» к конфликту последователей Мухаммада ибн Аль Ваххаба с традиционным течением ислама, особенностей социально-правовой доктрины ваххабизма, а также процессов и характера радикализации ваххабитских идей в рамках современного исламского движения в России и некоторых странах Центральной Азии.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
1) изучить историческую ретроспективу вопроса;
2) раскрыть понятие традиционного ислама;
3) охарактеризовать вопрос правомерности использования термина «фитна».
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование конфликта последователей Мухаммада ибн Аль Ваххаба с традиционным течением ислама позволило прийти к выводу, о правомерности применения к данному конфликту термина «фитна».
Ваххабизм - это религиозно-политическое течение, которое возникло в середине XVIII века в суннитском исламе. В основу его было положено учение Мухаммада аль-Ваххаба, который призывал очищать ислам от различных новшеств, в частности, культов пророка Мухаммеда и исламских святых, почитания шейхов.
Формально аль-Ваххаб не создавал новых догматов. Он стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальной коранической чистоте. Вопрос об очищении религии от веками накопившихся наслоений — нововведение в вероучении, культе, традициях уже поднимался в мусульманском обществе. В XIII в. на этом особенно настаивал ханбалитский мазхаб, приверженец которого был сирийский богослов из Дамаска Ибн Таймийя. Он считал неприемлемым для ислама - монотеистической религии - такие элементы, как культ святых, зийарат (пилигримское посещение гробниц - мазаров), не исключая и гробницу пророка в Медине. Важным догматом ханбалитского мазхаба являлось также утверждение, что в исламе неприемлемы мистические идеи суфизма, которые расходятся с первоначальными догматами Корана и сунны. Ибн Таймийя провозглашал войну язычеству, опираясь на учение Мухаммада о джихаде — «священной войне» против неверных.
Взяв за основу ханбалитский мазхаб Ибн Таймийи, Абд аль-Ваххаб разработал новое религиозно-политическое учение, с которого началась новая эпоха исламского вероучения. Богослов призывал отречься от непозволительных нововведений (бид'а), к числу которых относил зийарат, но, в отличие от учения Ибн Таймийи о паломничестве, он не отрицал хадж в Мекку, предпринятый самим Мухаммадом. Абд аль-Ваххаб учил, что проявлять роскошь - значит отклоняться от учения Корана, в котором говорится, что роскошь есть проделки шайтана. Идеалом праведной жизни аль- Ваххаб считал апостольскую обстановку VII в. и даже биографию пророка он изучал по старейшему «Житию апостола» Ибн Хишама (ум. в 834 г.).
Главный вероучительный догмат ваххабитов - вера в безусловно единого Бога, который для приверженцев этого учения антропомофичен. Эту идею вероучитель считал сутью ислама, именно так называется главная работа его жизни: «Китаб ат-Тав-хид». По мнению аль-Ваххаба, учения четырех правоверных толков (ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты) ни для кого не обязательны; каждый человек имеет право на собственное мнение о сущности учений, которые изложены в Коране. Ваххабизм учит, что все люди должны быть равны между собой и не должно быть посредника между человеком и Богом; не нужно направлять молитвы по отношению к кому бы то ни было, даже пророку, кроме Бога, поскольку только он знает тайны людей. Аль-Ваххаб в своей проповеди учил людей, что необходимо уничтожить все внешние проявления религиозности — наружные формы обрядов, духовных церемоний, поэтому ваххабизм освобождает основные обряды ислама — пятикратный намаз (перс, «молитва», араб, «салат»), хадж, закят — от некоторых мелочных формальностей, которыми их обставил позднейший ислам.
В современном мире, ваххабизм стал официальной идеологией исламских государств - Саудовской Аравии и Катара. Ничего общего с классическим суннизмом он не имеет. У ваххабитов существуют свои доктрины и особые обряды, которые противоречат положениям ислама, они свободно изменяют высказывания пророка Мухаммада. Ваххабизм, по сути, фокусирует религию на воинственности и политике. Это история коррупции, политического шантажа и обмана. Это радикализм и экстремизм. И даже, несмотря на то, что ваххабитов в мире не так много, они очень опасны, потому как хорошо организованы. Тем самым, учение ваххабизма, можно смело считать «фитной».



1. Суры и аяты Корана: 6:152; 7:157; 16:125-126; 23:8; 25:52; 26:214-216; 30:47; 32:33; 42:39-43; 70:22; 100:4-5. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
2. Сура «Ал-Хиджр», аят 94. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
3. Сура «Гром», аят 11. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
4. Сура «Женщины», аят 77, 95. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
5. Сура «Корова», аят 190, 191, 256. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
6. Сура «Корова», аяты 190, 191. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
7. Сура «Муравьи», аят 110. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
8. Сура «Паук», аят 6, 69. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
9. Сура «Покаяние», аят 3, 5, 41, 86, 87, 88, 107. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
10. Сура «Пчелы», аят 126. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
11. Сура «Различение», аяты 51-52. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
12. Сура «Ряды», аят 4, 10, 11, 12. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
13. Сура «Хиджр», аяты 2, 3, 85, 94, 95, 96. // Коран / Под ред. Магомед-Нури Османова. М.: Диля, 2014. 976 с.
2. Литература:
1. Абдулла аль-Кахтани. Кто они неохариджиты. Ваххабиты-»салафиты»? / пер. с араб. Казань: Иман, 2009. 317 с.
2. Абу Амин Биляль Филипс. Законы жизни мусульман: Эволюция фикха. УММА. 2002. 255 с.
3. Абу Дауд, 2504.
4. Абу Хабиб, 71.
5. ал-Бухари и Муслим в «ат-Таргиб ва-т-тархиб», 2/115.
6. ал-Бухари. Сахих. № 2787.
7. ал-Джурджани, Али Ибн Мухаммад Ибн Али. Та’рифат. Тахкик Ибрахим ал-Абйари. - Бейрут. Дар ал-китаб ал-арабийа. Дж. 1. 1405/1985.
8. ал-Муджид, ст. «джухд».
9. аль-Бухари 2810, Муслим 1904.
10. аль-Бухари 2946, Муслим 1/22.
11. аль-Бухари 3160.
12. ан-Насабури. Тафсир. Т. 11. С. 126.
13. ас-Сируль-кабир 1/188.
14. Ахкаму ахли-зимма 1/18.
15. Бади Файруз. Камус ал-мухит.
16. Васильев А. М. Идеология раннего ваххабизма (XVIII - начало XIX вв.) /
А. М. Васильев // Народы Азии и Африки. 1965. № 6. С. 121-127.
17. Васильев А.М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии (1744/45-1818). М: Наука, 1967. 305 с.
18. Гамаль Абд ан-Насир. Фальсафат ас-саура. ал-Кахира, 1954. 212 с.
19. Громыко А.А. Выступление в дискуссии «Россия и мир ислама» // НГ- Сценарии. 1998. № 1. С. 5-8.
20. Джалалайн, Т. 3. С. 441.
21. Заявление Совета муфтиев России «О сохранении и укреплении национального единства в Российской Федерации» // Мусульманская газета. 2001. № 7. С. 10-15.
22. Зеленев Е. И. Арабская политическая культура: смута как форма
политической борьбы. «Модернизация и традиции»: XXVI
международная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 20-22 апреля 2011 г.: Тезисы докладов / Отв.ред. Н. Н. Дьяков и А. С. Матвеев. СПб., 2011. С.24-27.
23. Зину, 1992. С. 117-118.
24. Ибн Абидин. Т. 3. 782 с.
25. Ибн Абу Шейба, Абдаллах. Мусаннаф, 5/287.
26. Ибн ал-Асир. Ан-Нихайа фи гариб ал-хадис. Тахкик Тахир Ахмад аз- Завуи, Махмуд Мухаммад ат-Танахи. Дар ихйа' ал-кутуб ал-арабийа. 1383/1963. Дж. 1.
27. Ибн Манзур, ст. «джухд».
28. Ибн Таймийа. Аль-Джихад. Т.2. 617 с.
29. Исаев Л. М., Шишкина А. Р. Сирия и Йемен: неоконченные революции. М.: Либроком, 2012. 378 с.
30. Комментарии Абдурахмана ас-Саади из Мухаммад ибн Сулейман ат- Тамими. Книга единобожия. М.: Издательский дом «Бадр», 2000. 517 с.
31. Кулюшин Н. Д. Политическое и религиозное лидерство аятоллы Хомейни: опыт интерпретации политического лидерства в современном Иране // Pax Islamica, 1, 2008. С. 83-99.
32. Лисан ал-араб.
33. Маевская Л. Б. Осторожно экстремизм!. Киев, 2002. 157 с.
34. Массэ А. Ислам: Очерк истории / пер. с фр. Н. Луцкой, Н. Кобриной. М. : Крафт, 2007. 500 с.
35. Муслим. Сахих. № 1878. Т. 3. С. 1498.
36. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. М.: Издательский дом «Бадр», 2000. 517 с.
37. Очерки истории исламской цивилизации в 2-х тт. / Под общ. ред. Ю.М. Кобищанова. Т.1. М.: РОССПЭН, 2008. 538 с.
38. Сидоров Д. Проблемы традиционного ислама в России // ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER. 2014. №6. С.50-53.
39. Силантьев Р.А. Для России традиционен тот ислам, последователи которого готовы быть законопослушными гражданами своего государства // НГ -Религии. 2011. 2 февраля.
40. Тайсируль-Карими-Ррахман 78.
41. Т афсир ат-Т абари 2/194.
42. Т афсир ат-Т абари 2/194.
43. Т афсир Ибн Касира 1/329.
44. Тафсире ал-Алуси, 2/106.
45. Фатх ал-Бари, 6/6.
46. Хакимов Р. «Евроислам» в межцивилизационных отношениях // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Материалы международной научной конференции. Казань, 2-3 октября 1997 г. Казань, 1998. С. 15-21.
47. Ханбал, Ахмад ибн. 6/21, 22.
48. al-Djurdjam, Kitab al-Ta‘nfat / Ed. G. Flugel, Leipzig 1845. 510 р.
49. Arnaldez Roger. Les theories classiques de la guerre sainte (jihad) // Les Religions et la guerre: Judaisme, christianisme, islam. Paris, 1991. Р. 375-378.
50. Ayalon, A. Thawra // Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Brill Online, 2012. 390 р.
51. Belkhoja, Muhammad Habib. Guerre et paix dans l'optique de la tradition musulmane // Les Religions et la guerre: Judaisme, christianisme, islam. Paris: Ed. du Cerf, 1991. 572 р.
52. El-Hibri, Tayeb (2011). «Империя в Ираке, 763-861». В Robinson, погони
Ф. Новая Кембриджская История Ислама, том. 1: Становление
исламского мира, шестого-одиннадцатого веков. Cambridge and New York: Cambridge University Press. PP. ИСБН 978-0-521-83823-8.
53. Gardet, L.. Fitna // Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Brill Online, 2012. 362 р.
54. Rekaya, M. (1991). «Аль-Ma’mun». В Босворт, К. Э.; Ван Donzel, е.; Pellat, гл. Энциклопедия Ислама, новое издание, Тома VI: Mahk-середине. Leiden: E. J. Brill. PP. ИСБН 90-04-08112-7.
55. Бовал В. Ваххабизм - традиция лжи и насилия // Военное обозрение
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://topwar.ru/23673-
vahhabizm-tradiciya-lzhi-i-nasiliya.html
56. Большаков А. Феномен национального предательства // Правдинформ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //trueinform.ru/modules.php?name=News&sid=21266
57. Камиль хазрат Самигуллин. О традиционном исламе // islamtoday
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://islam-
today.ru/blogi/kamil_xazrat_samigullin/o-tradicionnom-islame/
58. Муфтий Мекки Зайни Дахляни. С чего начинается ваххабизм? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.islam.ru/
59. Смута, анархия, революция: арабская политическая культура на пути в будущее // Азия и Африка сегодн Коротаев, А. В., Зинькина, Ю. В. Египетская революция 2011 г.: структурно-демографический анализ // Полит.ру. Исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polit.ru/research/2011/03/04/egyrev.html
60. Baymeh, Mohammed. Is the Lybian Revolution an Exception? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // Muftah. http://muftah.org/?p=956&page=2я. 2012. N.1. Р. 8-12.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ