Введение 4
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы осознания психологических границ 7
1.1. Феномен психологической границы 7
1.2. Феномены трансгрессии и опыта-предела 10
1.3. Паркур как современное молодежное сообщество 12
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей осознания собственных границ юношами, длительное время занимающимися паркуром 16
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 16
2.2. Описание методик эмпирического исследования 17
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 28
2.3.1. Анализ результатов исследования с применением количественных
методик 28
2.3.2. Анализ результатов исследования с использованием качественных
методик 37
2.3.2.1. Первый этап интервьюирования 37
2.3.2.2. Второй этап интервьюирования 44
Выводы 48
Заключение 50
Список литературы 52
Приложения
Жизненное пространство каждого индивида определяется его психологическими границами, в рамках которых он развивается. Кому-то комфортно данное состояние постоянства и неизменности, а кого-то тянет выйти из собственной зоны комфорта, в стремлении постичь большее, узнать, увидеть, ощутить. Однако, чтобы выйти за эти границы - для начала, их нужно осознать, а в дальнейшем иметь достаточно мотивации, смелости и силы воли, чтобы преодолев страх, пойти иным путем, нежели вновь использовать привычные, продиктованные общественными нормами, тропы. А так же, достаточно разума, чтобы, в погоне за саморазвитием и новыми ощущениями не дойти до деструктивной деятельности. Паркур, в данную картину, как нам кажется, вписывается наиболее органично, поскольку он позволяет преодолеть внутренние границы, при этом не доходя до саморазрушения.
И, так как паркур, как некое явление, некое неформальное сообщество не изжило себя за столько лет и вполне продолжает реализовываться в самых разных уголках этой планеты - то, данное исследование, вполне является актуальным и важным, при том не только для психологического сообщества, но и в целом для общественных масс.
Объект исследования: психологические границы личности.
Предмет исследования: опыт осознания трейсерами собственных границ в практике паркура.
Цель исследования состоит в изучении влияния занятий паркуром на определение и адекватное расширение психологических границ трейсеров.
Задачи исследования:
1. теоретически определить содержание понятий: «психологическая граница», «опыт-предел», «трансгрессия», согласно современным психологическим исследованиям;
2. теоретически раскрыть особенности паркура как неформального молодежного сообщества;
3. эмпирически исследовать особенности психологических границ юношей, длительное время занимающихся паркуром (трейсеров) с использованием количественных и качественных (в конструктивистской парадигме) методов исследования.
Гипотеза исследования: паркур позволяет преодолевать психологические границы, посредством трансгрессивного опыта, при этом, сохраняя здравую сознательность к собственной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ; так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь); труды отечественных и западных психологов (С.Л.Рубинштейн, Е.П. Ильин, В.К.Калин), посвященные исследованию волевых качеств личности; литература посвященная вопросу психологических границ (К.Левин, Т.Д.Марцинковская, И.Польстер) и деконструкции (Ж.Ж.Деррида). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский). Изучение психологических границ опирается на общеметодологические и частные психологические и социологические теории, а так же теории социального конструкционизма.
Методы и методики исследования. Методы: анализ научных публикаций, сравнение, обобщение, тестирование, качественные методы исследования, качественно-количественный анализ полученных данных, долгосрочное включенное наблюдение за представителями субкультуры. Методики: методика «Смысложизненных ориентаций» по Д.А.Леонтьеву; методика «Уровень субъективного контроля» в модификации Е.Г.Ксенофонтовой; методика диагностики степени готовности к риску А.М.Шуберта; методика диагностики волевых качеств личности М.В.Чумакова; полуструктурированное интервью, модифицированное согласно задачам исследования на основе принципов социального конструкционизма.
Выборка исследования: Для проведения стандартизированного исследования выборку составили 50 человек, наиболее соответствующих критериям на данный период изучения темы: возраст 18-27 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 3 лет. Для проведения качественного исследования выборку составили 18 человек, наиболее соответствующие критериям на данный период изучения темы: возраст 21- 30 лет, пол мужской, занимающихся паркуром не менее 10 лет. Субкультура паркур изучалась через непосредственное общение с трейсерами, в первую очередь ставка делалась на ведущих трейсеров России, среди которых есть представители, известные сообществу паркура по всему миру.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования вносят вклад в исследования неформального молодежного сообщества «Паркур» с использованием методологии социального конструкционизма, позволяет раскрыть влияние паркура не только как вида физического упражнения, но и как особую практику, оказывающую влияние на формирование смысложизненных ориентаций молодежи.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться практическими психологами для организации эффективного взаимодействия с подростками и молодыми людьми, занимающимися паркуром.
Структура работы: Введение, две главы, выводы, заключение, список литературы и приложения. Объем работы -75 страниц.
Цель работы состояла в изучении влияния занятий паркуром на определение и адекватное расширение психологических границ трейсеров, не только с физической стороны, но и с психологической.
Были проанализированы работы, труды современных отечественных и западных психологов (Г.М.Андреева, Е.П. Ильин, С.С.Фролов), посвященные исследованию социальных групп и неформальных сообществ; так же была изучена литература, определяющая категорию смысложизненные ориентации (Д.А.Леонтьев, Б.С.Братусь); труды отечественных и западных психологов (С.Л.Рубинштейн, Е.П. Ильин, В.К.Калин), посвященные исследованию волевых качеств личности; литература посвященная вопросу психологических границ (К.Левин, Т.Д.Марцинковская, И.Польстер) и деконструкции (Ж.Ж.Деррида,А.Лефевр). Проведено изучение теоретических работ по конструктивизму и социальному конструкционизму (А.М.Улановский). Помимо прочего, было проанализировано множество иностранных работ (дипломы, диссертации, статьи), посвященных теме паркура.
На сегодняшний день в отечественной психологии всё ещё представлено мало какой-либо литературы по паркуру, известно только, что исследования, посвященные данной теме, если и есть, то в основном рассмотрены со стороны спорта. Для изучения трейсеров и в принципе всей субкультуры паркура, поначалу использовался метод долгосрочного включенного наблюдения, в дальнейшем, для получения наиболее точных данных был проведен опрос, диагностика проводилась напрямую и посредством интернета через электронную почту и социальные сети. Помимо этого было проведено интервьюирование, как качественное исследование, наиболее полно раскрывающее суть дисциплины в целом, посредством скайпа.
Было выявлено, что влияние неформального молодежного движения на его последователей очень широко и должно дополнительно исследоваться в дальнейшем, так как количественные исследования уже не дают того объема информации, который мог бы раскрыть всю суть паркура.
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально
психологические проблемы / В.С. Агеев. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2008.
4. Анцыферова Л.И. О теории личности Курта Левина // "Вопросы психологии" № 6.1960
5. Баева, И. Психология молодежной субкультуры: риск и перспективы роста / Ирина Баева // Народное образование. — 2010. — № 2. — С. 248-250.
6. Бланшо М. Внутренний опыт // Ступени. - СПб., 1994. №2(9). - С. 141146.
7. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография эроса. - СПб: Мифрил, 1994. - С. 63-77
8. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком /А.А. Бодалев. - Л.: ЛГУ, 2002.
9. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М.: МГУ, 2005.
10. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М. : Мысль, 1988 - С. 47-51
11. Ветров Р.Ю. Нравственные ресурсы преодоления личностью кризисных ситуаций : автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2012. - 42 с.
12. Волкова И.П. - спортивная психология в трудах отечественных специалистов//Сост. и общая редакция И.П. Волкова - СПб.:Питер, 2002г. - 384с.
13. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной
психологии // Социальная психология: саморефлексия
маргинальности. - М. : ИНИОН РАН, 1995.
14. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курслекций: Учебное пособие для вузов [текст]. — М.: ЧеРо,1997.
15. Грауманн К. Историческое введение в социальную психологию // Введение в социальную психологию. Европейский подход / под ред. М. Хьюстон, В. Штребе. - М. : ЮНИТИ, 2004.
16. Грицанов, А.А. Новейший философский словарь. Постмодернизм / А.А. Грицанов. - М.: Мн: Современный литератор, 2007. - 815 с.
17. * Деррида, Ж. О грамматологии / Пер. с фр. и вст. ст. Н. Автономовой. — М.: Ad Marginem, 2000.
18. Джемс У. Психология/под ред. Л.А.Петровской. М.,1991г.
19. Джерджен К.Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: БГУ, 2003.
20. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь.- 3-е изд., 2002 г.
21. Иванников В.А. - Проблема воли: история и современность //В.А. Иванников - Рязань,1991г. - 110с.
22. Ижогина, Е. Ю. Молодежные движения в современной России: [лекция] / Е. Ю. Ижогина // Классный руководитель. — 2010. — № 2. — С. 58-62.
23. Ильин Е.П. - Психология воли.//Е.П. Ильин 2-е изд.— СПб.: Питер, 2009г. - (Серия “Мастера психологии”) - 368с.
24. Ильин Е.П. - Психология спорта.//Е.П. Ильин - СПб.: Питер,2008г.- (Серия”Мастера психологии”) - 352с.
25. Исаев Б.А. Социология. - С-П.: Питер Пресс, 2007. -224с.
26. Калашникова С.А. Смысложизненные ориентации, базовые убеждения и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях люей, с различными показателями жизнестойкости// Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Сер.: Педагогика и психология. - 2011. - №5 (50). - С. 161-167
27. Калин В.К. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1983. - С. 175 -181
28. Кляйн М.Развитие в психоанализе М., 2001
29. Косарецкая, СВ. О неформальных объединениях молодежи. М.,2007.
30. Ксенофонтова.Е.Г. Исследование локализации контроля личности - новая версия методики «Уровень субъективного контроля». // Психологический журнал, 1999. Том 20. № 2
31. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект-пресс, 2001
32. Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Социальная психология. - Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1979.
33. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : - М. : Гранд -Фаир пресс, 2007. - 218 с.
34. Левин К. Определение понятия "поле в данный момент" // Хрестоматия по истории психологии (период открытого кризиса: начало 10-х - середина 30-х годов XX века). - М.: Изд-во МГУ, 1980а. - 296 с.
35. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. - СПб.: Сенсор, 2000б. - 368 с. (Сер. "Мастерская психологии и психотерапии").
36. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний // Психология личности. Тексты.М., МГУ, 1982. С.86-93.
37. Левин Курт. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001
38. Леонтьев Д.А. Психология смысла. - М. :Смысл, 2005. -512с.
39. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций(СЖО). - М. :Смысл, 2006. - 18с.
40. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2007.
41. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. [текст], — Спб.: Питер,2006.
42. Малер М., Мак-Девитт Дж. Б. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2005. - № 2.
43. Марцинковская Т.Д. Психологические границы: история и
современное состояние // Мир психологии. 2008. № 3.С.59.
44. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2013. - 352с
45. Мачурова, Н.Н Жизненные ценности в понимании студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук / НН Мачурова. - СПб., 2000. 18 с.
46. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - Большой психологический словарь//Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко - АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак - 816 с.
47. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Социальная психология. - М. : Изд-во МГУ, 1984.
48. Панферов В. Н. Психология человека [текст],- СПб.: Смысл, 2000.
49. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии / пер. М. Папуш. М., 2005. С.20.
50. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
51. Петровский В.А. «Мотив границы»: знаковая природа влечения // Мир психологии. 2008. № 3. C.16.
52. Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт
терапия: Контуры теории и практики / Пер. с англ. А.Я.Логвинской - М.: Независимая фирма “Класс”, (Библиотека психологии и
психотерапии). -1996г.
53. Пуни А. Ц. - Предмет психологии спорта//А.Ц. Пуни - Москва, 1979г. - 143с.
54. Пшеничникова, Е. Паркур объединяет, или Прыжок из Мюнхена в Курган / Елена Пшеничникова // Новый мир. — 2011. — 7сент. — С.
4.
55. Радзиховский Л. А. Изучение психологических особенностей неформальных молодежных объединений // Вопросы психологии, 1988. - № 4. - с.182
56. Роджерс К. Взгляд на психотерапию ; Становление человека / Пер. с англ. М. М. Исениной ; Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной .- М. , 1994.
57. Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии [текст].- М.: Педагогика, 1973.
58. Смирнов И.И. Опыт-предел: диалектика возвышенного // Серия
“Symposium”, Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. , Выпуск 16 / Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Санкт-Петербург : Санкт- Петербургское философское общество, 2001. C.56-59.
59. Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008, №2. С.129-139. 2008.
60. Улановский А.М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструкционизм: мир как интерпретация // Вопросы психологии, 2009, №2. С.35-45. 2009.
61. Файн А.П., Лустберг А.Э. Подростковые и молодежные сообщества (культура, контркультура, субкультура). СПб., 2007.
62. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М. : Прогресс, 1990. - 372с.
63. Филатов Ф.Р. Отношение «Я - Другой» в свете поздних сочинений
К.Г. Юнга // Консультативная психология и психотерапия. 2001. № 1. C.24-41.
64. Фрейд Введение в психоанализ. Лекции / Фрейд, Зигмунд. - М.: Наука, 2009. - 456 c
65. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост.4-е изд. Пер. с англ. (Robert B. Cialdini. Influence. Science and Practice, 4th ed., 2001). М.: Изд. "Мир", 2004, 2095 с.
66. Фролов С.С.Социология высших учебных заведений..-М.: Наука, 1994г.
67. Фуко M. О трансгрессии // Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. / Сост. и пер. С. Л. Фокина. — СПб.: «Мифрил», 1994. — С. 111—132.
68. Холл, К.С., Линдсей Г. Теории личности / К.С. Холл, Г.М. Линдсей. - М.: Изд-во «КСП+», 2007.
69. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. - М. : МОДЭК, 2005. - С. 132-135.
70. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Пер. с англ. - Ростов-на-Дону, 1998.
71. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. - М.: Академический Проект, 1999.
72. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994; Он же. Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // О психологии восточных религий и философий. М., 1994; Он же. Нераскрытая Самость (Настоящее и Будущее) // Синхронистичность. М., 1997.
73. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000.
74. Artjushina, M.N. Diagnostika cennostnyh otnoshenij / M.N. Artjushina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2010. - № 3. S. 65-69.
75. Fetiskin, N.P. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manujlov. - М., 2002.
76. Gergen K. Realities and Relationships // Soundings in Social Construction
- N.Y., 1994.
77. Leont'ev, D.A. Zhiznennyj mir cheloveka i problema cennostej // Psihologicheskij zhumal, 1992. №2. - S. 13.
78. Leont'ev, D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij / D.A. Leont'ev. - 2-e izd.
- М.: Smysl, 2000. - 18.
79. Leont'ev, D.A. Cennost' kak mezhdisciplinarnoe ponjatie: opyt
mnogomernoj rekonstrukcii // Voprosy filosofii. 1996. № 4. S. 4 - 36.
80. Lindzey G, Aronson E. (Eds.) The Handbook of Social Psychology. Reading. - N.Y., 1968.
81. https: //vk.com/bookparkour