ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА 6
1.1. Понятие и сущность малых предприятий в индустрии гостеприимства 6
1.2. Инновационные формы организации малого бизнеса в сфере услуг 19
1.3. Роль и место малого бизнеса в развитии сферы услуг 27
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОСТЕЛА «HAPPY HOUSE» 37
2.1. Краткая характеристика хостела «Happy House» 37
2.2. Анализ эффективности деятельности хостела «Happy House» и риски 43
2.3. Особенности системы управления деятельности хостела «Happy House».. .52
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ХОСТЕЛА «HAPPY HOUSE» 57
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления хостела «Happy
House» и преодолению рисков 57
3.2. Пути дальнейшего совершенствования системы управления хостела «Happy
House» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предпринимательская деятельность стала одной из непременных реалий российской экономики. Процесс ее становления уже необратим. Предпринимательские структуры в сфере туризма и, в первую очередь, малые предприятия - это сложное производственно-хозяйственные и социально-экономические системы, задача которых оказывать услуги в условиях жесткой конкуренции. Но именно конкурентная рыночная среда создает наибольшие возможности для экономического и социального прогресса, как отдельного предприятия, так и общества в целом.
Рыночная экономика - это такая форма организации хозяйства (предприятия, фирмы), при которой предприниматели и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопрос «что, как, для кого производить?», с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения, то есть оказывать только те услуги, которые удовлетворяют потребности населения.
Малые предприятия в рыночной экономике - ведущий сектор национального хозяйства, во многом определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Степень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Следует подчеркнуть, что малый бизнес как альтернатива крупному, концентрированному производству во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.
Развитие малого бизнеса активизирует структурную перестройку экономики, предоставляет широкую свободу рыночного выбора и дополнительные рабочие места, обеспечивает быструю окупаемость затрат, оперативно реагирует на изменения потребительского спроса.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления хостелом «Happy House» и преодолению рисков.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования: раскрыть сущность малых предприятий в индустрии гостеприимства, изучить роль малого бизнеса в развитии сферы услуг, проанализировать эффективность деятельности хостела «Happy House», предложить способы по улучшению системы управления хостела «Happy House».
Объектом исследования является хостел «Happy House», модели его развития.
Предметом исследования выступают социально-экономические особенности малого предпринимательства в сфере гостеприимства, разработка и экономическое обоснование развития малого бизнеса.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области теории предпринимательства, теории туризма, экономики туризма, менеджмента туризма.
Информационной базой послужили законодательные и нормативные акты федеральных, региональных и местных органов власти Российской Федерации, данные Госкомстата России, материалы конференций, монографии, работы, опубликованные в периодической печати и электронной сети «Интернет», статистические данные и научно-методические рекомендации Всемирной туристской организации, данные проведенного исследования фирм гостиничного хозяйства.
В ходе исследования применялись методы анализа, синтеза, программноцелевого планирования, концептуального проектирования, социологического исследования, сопоставления, экономико-статистических сравнений и обработки статистических данных, экономической оценки, обзора и анализа научной литературы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи, а также определяются объект и предмет исследования. В первой главе проводится анализ тенденций и перспектив развития сферы гостеприимства в современных условиях. Во второй главе рассматривается развитие малого предпринимательства в сфере гостеприимства на примере хостела «Happy House». В третьей главе предлагаются рекомендации по развитию малого предпринимательства в сфере гостеприимства. В заключении излагаются обоснованные логикой исследования выводы и рекомендации.
В целях повышения эффективности деятельности хостела «Happy House» были разработаны мероприятия по совершенствованию кадровой политики, такие как:
- структурные мероприятия;
- мероприятия по стимулированию персонала;
- коммуникационные мероприятия;
- формальные мероприятия;
- психологические мероприятия;
- обучение, повышение квалификации и аттестация сотрудников хостела «Happy House».
В связи с имеющимися недостатками, нами были разработаны основные направления по совершенствованию маркетинговой политике в хостеле «Happy House».
Для совершенствования структуры и организации маркетинга в гостиничном бизнесе можно предложить следующие мероприятия:
1. Новая структура службы маркетинга
2. Разработка положения о службе маркетинга.
3. Для проведения маркетинговых исследований можно использовать следующие методы исследования: наблюдения; эксперимент; опрос.
4. Управление и планирование проводить путем ранжирование стратегических задач, которые включают ряд последовательных действий.
5. В работе маркетинговой службы в качестве основных объектов контроля предлагается определить объем оказываемых работ и услуг, размерь прибылей и убытков, соответствие запланированных и реальны: (фактических) результатов производственно-коммерческой деятельности хостела «Happy House».
6. Осуществлять стратегический контроль маркетинга.
7. Создать компьютерную сеть, связывающее воедино разные подразделения хостела.
8. Активно осуществлять координацию взаимодействия служб маркетинга и экономической службы в хостеле «Happy House», которая будет заключаться в составлении отделом маркетинга квартальных смет (бюджетов) расходов на маркетинг и подаче на рассмотрение и утверждение в экономическую службу. В работе был рассчитан экономический эффект от предложенных мероприятий и выявлена социальная эффективность, которая заключается в следующем:
1. Улучшатся результаты работы всего предприятия.
2. Повышается заинтересованность работника в результатах своего труда.
3. Способствует повышению уровня квалификации работников.
В хостеле «Happy House» имеется необходимость совершенствования процесса управления персоналом в части найма и оценки персонала.
Для более качественной оценки персонала при найме на работу в хостел необходимо разработать положение об экспертах, которое должно являться дополнением к имеющимся документам организации. Данное Положение должно носить разъяснительный характер по отношению к используемому методу экспертных оценок (программа автоматизированного тестирования методом экспертных оценок «SAARS»).
Таким образом, осуществив предложенные мероприятия, руководство хостела «Happy House» может отобрать кандидатов, которые будут отвечать заявленным требованиям и которых можно будет трудоустроить в случае повторной необходимости найма.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант».
2. «Зеленые» решения для современного отеля. [Электронный ресурс]: URL: http: //www.hotelexecutive.ru/article. php?numn=6987
3. Tourism investing in energy and resource efficiency. United Nations Environment Programme. 2010. [Электронный ресурс]: URL: http: //biodiv.unwto.org/en
4. Артамонова Н.В., Головцова И.Г. Управление персоналом: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУАП, 2014. Ч.3. - 62 с.
5. Бахвалова М. Новые знания от собственных сотрудников // Секрет фирмы. -
2017. - №10. - с. 87-88
6. Бронникова, Т. Оценка эффективности внедрения информационной системы управления предприятием. Измеримые цели и контроль их достижения // Экономика и жизнь. - 2009. - №47.
7. Бурцев. Государственный контроль эффективности систем управления организацией// Менеджмент в России и за рубежом - 2015. - №5. - с 19-22.
8. Вапнярская, О.И., Ульянченко, Л.А. Тенденции развития глобального
туризма: влияние на маркетинг // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 3(50). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic
journal/number50/contents Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник/4-е изд. перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2017. - 670 с.
9. Вихорева О.М. Малый инновационный бизнес в российской экономике / О.М.Вихорева, К.С.Инструментов // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. - 2015. - N 5. - С.27-40.
10. Григорьева И.С. Роль управления персоналом // Управление развитием персонала. - 2015. - №4. - с. 61-62
11. Грищенко О.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014. - 112с.
12. Духовная, Л.Л. Роль и значение хостелов в процессе повышения привлекательности туристской дестинации на примере г. Москвы // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 2(49). [Электронный ресурс]: URL: http: //old.rguts. ru/electronic joumal/number49/contents
13. Каган, М.С. Введение в историю мировой культуры. - СПб.: изд-во «Петрополис», 2013.
14. Качеством рабочей силы надо управлять /Служба кадров, 2015. - №6. -С.67.
15. Малюгина А.А. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства [текст] / А. А. Малюгина // Лизинг. Технологии бизнеса.-
2012. - №5. С. 37-42.
16. Орлова А., Хухрин А. Стратегия управления: теория и реальность. // Вопросы экономики. - 2015. -№12. -с. 24-29.
17. Отели мира все чаще проводят «зеленые» операции. [Электронный ресурс]: URL: http://prohotel.ru/news-192515/0
18. Порфирьев, Б. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы
роста. [Электронный ресурс]: URL: http://www.carnegie.ru/
2013/04/04/%D0%B0/fxe8#
19. Сравнительные характеристики систем управления в России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - №3. - с.23.
20. Ульянченко, Л.А., Заернюк, В.М., Киселёв, А.С. Классификация подходов к организации внутриорганизационного маркетинга: теоретический аспект // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - Т. 8, № 6 (53). [Электронный ресурс]:Ьйр://оШ.^Шд.т/е1еиштс_ ournal/number53/contents
21. Фирсов А. Особенности российского и западного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №6. - с. 45.
22. Холодцова, И.И. Нормативно-правовой аспект управления качеством гостиничных услуг в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. -
2013. -№ 5(43). [Электронный ресурс]: URL:
http: //old.rguts .ru/electronic j ournal/number43/contents