Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Работа №34655

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ 7
1.1. Концепция семейного воспитания в отечественной педагогике 7
1.2. Современная семья как особая социальная группа и ведущие стили
воспитания в ней 19
Выводы по первой главе 23
ВТОРАЯ ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ 25
2.1. Социально-педагогическая характеристика семей-участников
эксперимента 25
2.2. Реализация педагогического сопровождения семей с разными
моделями воспитания 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52



Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Тысячелетняя история формирования человечества представляет две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из ветвей, представляющая социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка [Арнаутова, 2002: 28] Со сменой эпох, исторических реалий важнейшей объявлялась то одна, то другая ветвь. Так, в дореволюционной России в становлении личности, особенно личности, воспитывающейся в простой крестьянской семье преобладала роль семьи. В Советском союзе, с всеобщей идеей коллективизации, детей с полугода отправляли в ясли и в дальнейшем государственные образовательные учреждения играли ведущую роль в их становлении.
Сегодня роль общества в формировании человека не нивелируется. Вместе с тем, исследователи отмечают: «современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания» [Стрелкина, 2018: 73]. Продуктами взаимодействия с взрослым являются образ себя и другого, а также образ взаимоотношений, возникающих в процессе коммуникации. «Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения» [Стиль семейного воспитания, 2007: 4], - подчеркивают исследователи. Однако семья может оказать и негативное влияние на формирования личности. От того, какое отношение к себе видит ребенок в семье, зависит формирование его представление о себе, о семье, к
Теоретические основы исследования представлены трудами А.А. Шведовской [Шведовская, 2015], П.Я. Циткилов [Циткилов, 2017], А.И. Захарова [Захаров, 1979], О.А. Зверева [Зверева, 2015], Е.А. Соловьева [Соловьева, 2014], М.Д. Стрелкина [Стрелкина, 2018], в которых изучаются проблемы воспитания в семье, особенности развития современной семьи и раскрываются функции семьи.
Объектом исследования является воспитательный процесс в современной семье.
Предмет исследования - тенденции и проблемы воспитания в современных семьях.
Целью данной работы является выявление тенденций и проблем воспитания в современных семьях и решение их путем педагогического сопровождения.
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) определить концепцию современного семейного воспитания;
2) выявить ведущие модели воспитания в современной семье;
3) определить зависимость сформированности представления о семье у детей от модели воспитания;
4) предложить комплекс мер педагогического сопровождения семей с разными моделями воспитания и проверить их эффективность.
Экспериментальная база исследования — муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина» города Альметьевска, учащиеся и родители восьмых классов (всего двадцать две семьи).
Гипотеза исследования. Будут выявлены основные тенденции в современном семейном воспитании, если - уточнено понятие «ценность семьи», как научно-педагогическая категория и определены его специфические особенности;
- определен уровень сформированности семейных ценностей у школьников.
- выявлена зависимость стиля воспитания школьника в семье на сформированность ценности семьи.
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач и проверки сформулированной гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы);
- диагностические (анкетирование, беседа);
- методы качественной и количественной обработки
экспериментальных данных исследования (оформление результатов экспериментальной работы в воде таблиц, диаграмм, гистограмм).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в профессиональной деятельности классных руководителей современной школы. Результаты исследования могут быть использованы классным руководителем 8 класса МБОУ «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина» города Альметьевска, в организации эффективной работы с семьями учащиеся.
Структура исследования представлена следующим образом: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.
Во введении раскрываются актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, описывается используемый теоретический материал, описывается гипотеза, обосновывается практическая значимость работы, показывается её структура.
В первой главе: «Теоретические основы изучения основных тенденций в современном семейном воспитании» определяется концепция семейного воспитания в отечественной педагогике, современная семья рассматривается как особая социальная группа и выявляются ведущие стили воспитания в ней.
Во второй главе: «Экспериментальное исследование влияния модели воспитания на формирование представлений о семье» предложен ход и анализ экспериментальной работы по основным тенденциям в современном семейном воспитании на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина». Экспериментальная работа подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены учебники, теоретикометодологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, включая интернет-ресурсы.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019). По теме выпускной квалификационной работы в 2019 году в июльском номере научного журнала «Научный альманах» будет опубликована статья, в котором нашли отражение теоретические принципы и результаты проделанной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемы современной семьи волнуют ученых разных областей и выступает проблемой государственного уровня. Древнейшей и важнейшей функцией семьи признается продолжение рода, причем не только продолжение, а воспитание будущего поколения нравственными, физически и психически здоровыми личностями, что является условием прогресса общества. В условиях трансформации, снижения значимости института семьи выявление проблем и тенденций воспитания представляется особо значимым. Именно такая цель была поставлена нами в данной выпускной квалификационной работе, в ходе выполнения которой были сделаны некоторые значимые выводы.
Воспитание это - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Современная концепция воспитания имеет гуманистическую направленность, то есть ориентируется на личность ребенка. При этом учеными замечается, что даже в условиях гуманистического воспитания уважение к взрослому, его роль в воспитательном процессе должна сохраняться.
Современные ученые и исследователи (Н. Абдуллаева, Т. Ким, О. Зверева, Е. Соловьева и другие) называют ряд факторов, которые негативно сказываются на воспитательном потенциале семьи. Это такие явления как неполные, неофициальные браки, большое количество разводов, дисгармонизация семейных отношений, семьи с детьми-инвалидами, малообеспеченные семьи и так далее. Важную роль в формировании личности играет и стиль воспитания, доминирующий в семье. Простейшая классификация выделяет три стиля воспитания - авторитарный, который уже постепенно отходит на второй план; демократический, признанный наиболее благоприятным для формирования личности ребенка; либеральный, являющий собой полярный тип авторитарного воспитания. Демократический стиль подразумевает владение педагогическим мастерством, педагогической культурой, так как предполагает постоянное общение с ребенком. В таких семьях ребенок чувствует себя защищенным и гармонично развивается, у него складывается адекватное отношение к семейным ценностям.
Нами была проведена экспериментальная работа, ход которой представлен во второй главе. Мы работали одновременно и с родителями, и с учащимися. О том, что диагностика будет касаться семейных отношений, родители были предупреждены заранее, работа велась с теми, кто дал согласие (22 семьи).
Первоначальная диагностика родителей показала, что в классе 27.3% семей придерживаются авторитарного, столько же - либерального, 45.5% - демократического стиля воспитания. Далее была проведена диагностическая работа с учащимися восьмого класса по выявлению ценностей семьи. Результаты показали, что учащиеся в семейной жизни более всего ценят общение, свою будущую семью хотят построить на основе общения, любви, нежных чувств. При этом такие ценности как посвящение себя в семью, работа в семье, восхищение для них остаются малозначимыми. Выявились некоторые взаимосвязи между стилями воспитания и семейными ценностями. Например, учащиеся, воспитывающиеся в авторитарных семьях, не считают ценностью искренность, также предпочитая контролировать правдивость слов партнера самостоятельно. Далее нами совместно с психологом была проведена работа - организованы лекции на собраниях, тренинги и беседы по проблемам правильного стиля воспитания в семье, о негативных тенденциях того или иного стиля воспитания. Повторная диагностика выявила, что современная семья нуждается в повышении педагогической культуры, что педагогическое сопровождение семей с разными стилями воспитания способствует положительным изменениям.
В заключении необходимо отметить, что данная выпускная квалификационная работа не претендует на полноту освещения проблемы, однако в рамках поставленных задач мы считаем цель достигнутой. В дальнейшем необходимо работать над новыми методами повышения педагогической культуры современных семей.


1. Абашина А.Д., Расчетина С.А. Современные проблемы семьи и детства: пути их решения // Социальная педагогика. - 2017. - №3. - С. 47 - 55.
2. Абдуллаева Н.А. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье: дис. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2011. - 182 с.
3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1993. - 175 с.
4. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №7(168) / июль. - С. 185 - 190.
5. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., №4.-66с.
6. Бахтигулова Л.Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы // Лесной вестник. - 2003. - №4. - С. 184 - 192.
7. Башаркина Е.А. Общая педагогика: методические рекомендации. - могилев, 2011. - 164 с.
8. Богомолова М.И. Проблема семьи и семейного воспитания в Российском историко-педагогическом наследии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15. - Выпуск 3. - С. 101 - 105.
9. Борисова Т.С. Проблемные вопросы семейного воспитания и пути их решения // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №5. - С. 24 - 31.
10. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
11. Вагнер И.В. Развитие социокультурного опыта школьников в процессе воспитания // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - №2А. - С. 130 - 137.
12. Володина Л.О. Изучение преемственности развития духовнонравственных ценностей семейного воспитания: проблема изменчивости и устойчивости // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - Выпуск 1(9). - С. 1 - 17.
13. Гончарова О.Л. Работа классного руководителя с подростками и их родителями. - М.: Прондо, 2013. - 186 с.
14. Даусон А.Д., Утемов В.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. - Киров: МЦИТО, 2016. - 40 с.
15. Дементьева И.Ф. Семейное воспитание и нормы общества: соотношение в процессе социализации детей // Общество и право. - 2007. - №3(17). - С. 18 - 20.
16. Дементьева И.Ф. Жизненные ценности семьи как института воспитания // Педагогика. - 2017. - №1. - C. 70 - 76.
17. Дубанова В.А. Этнопсихологические особенности стилей семейного воспитания // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2011. - №5. - С. 73 - 78.
18. Ёлкин С.М. Этнопедагогические ценности семейного воспитания // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2011. - №64. - С. 28 - 32.
19. Завгородный Д.А. Семейные ценности и ориентации российской молодежи в условиях демографического кризиса: факторы влияния и тенденции развития: дис. ... канд. соц. наук. - Краснодар, 2014. - 157 с.
20. Захаров А.И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. - М, 1979. - С. 106 - 108.
21. Зверева О. Актуальные проблемы семейного воспитания: учебнометодическое пособие. - М.: МПГУ, 2015. - 46 с.
22. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальности // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №1. - С. 67 - 74.
23. Ким Т. Семья как субъект взаимодействия со школой. - М.: Прометей, 2013. - 178 с.
24. Коваленко Н.П. Семейная система как пространство воспитания // Человек и образование. - 2010. - №3(24). - С. 28 - 31.
25. Мазалова М.А. Об уточнении содержания понятия «семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - Т. 16. - №2. - С. 86 - 89.
26. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Политиздат, 1988. - 256 с.
27. Мардахаев Л.В. Семейное воспитание: проблемы и особенности // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №13(342). - С. 173 - 178.
28. Михащенко А.Л. Семейная педагогика: антология педагогической мысли: учеб.пособие. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. - 304 с.
29. Паринова Г.К. Теория и методика воспитания: Учебно
методическое пособие. - Саратов: СГУ, 2009. - 78 с.
30. Резник С.Д., Бобров В.А. Российская семья: потенциал и механизмы самоорганизации // Экономическая наука современной России. - 2006. - №4. - С. 95.
31. Ромм Т.А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие для академического бакалавриата. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 158 с.
32. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2014. - 608 с.
33. Смолева Е.О. Влияние стилей семейного воспитания на формирование локуса контроля несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - №4(39). - С. 57 - 59.
34. Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,
2014. - 256 с.
35. Стиль семейного воспитания и ее влияние на развитие ребенка. - Новокуйбышевск, 2007. - 91 с.
36. Стрелкина М.Д. Эмоциональное формирование дошкольника в семье // Образование и воспитание. - 2018. - №5. - Казань: Молодой ученый. - С. 73 - 75.
37. Тараканова В.В., Слабожанинова К.А. Стиль семейного воспитания и особенности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - №5. - С. 75 - 77.
38. Тигунцева В.Н. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: учеб.-методич. пособие. - Иркутск: изд. Иркут.гос. пед. ун-та, 2001. - 160 с.
39. Тихомирова Е.Л. Педагогика: учебное пособие (сборник материалов для подготовки к государственному экзамену по педагогике). -Вологда ВГПУ, 2011. - 208 с.
40. Усманов Б.Ф. Социализационная компетентность в семейном воспитании: программно-целевой подход // Знание. Понимание. Умение. - 2011. - №3. - С. 144 - 151.
41. Харламов И.Ф. Педагогика.Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 2003. - 519 с.
42. Хахина Н.В. Семейные ценности, как фактор воспитания подростка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2013. - Т. 19. - С. 120 - 123.
43. Хоменко И.А. Концептуализация понятийно-терминологического аппарата семейное педагогики // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - №4(4). - С. 887 - 889.
44. Хоменко И.А. Семейное воспитание как актуальная научнопедагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - №2. - С. 167 - 171.
45. Циткилов П.Я. Семьеведение (для бакалавров)+ еПриложение: Тесты: учебник. - Москва: Русайнс, 2017. - 318 с.
46. Чернецов П.И. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе семейного воспитания // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №14(152). - С. 91 - 94.
47. Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. - 2006. - №1. - С. 69 - 84.
48. Шведовская А.А., Загвоздкина Т.Ю. Образ семьи у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в семьях различного социальноэкономического статуса // Психологические проблемы в современной семье: сб. тезисов. - М.: Звенигород, 30 сент. - 4 окт., 2015. - С. 334 - 350.
49. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 768 с.
Интернет-ресурсы
50. Нуклеарная семья. - URL: http://ege59.ru/2017/01/17/nuklearnaya- semya-eto/; дата обращения: 26.01.2019.
51. Сидоренко А.О.Некоторые особенности определения моделей воспитания в структуре общей и специальной педагогики. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nekotorye-osobennosti-opredeleniya-modeley- vospitaniya-v-strukture-obschey-i-spetsialnoy-pedagogiki; дата обращения: 25.01.2019.
52. Анкета С.С. Носова «Семейные ценности». - URL:http://www.gurutestov.ru/test/424/; дата обращения 31.05.2019.
53. Меры, направленные на укрепление института семьи. - URL: http://inklincity.ru/novosti/aktualno/vladimir-putin-predlozhil-mery- napravlennye-na-ukreplenie-instituta-semi/; дата обращения 11.06.2019.
54. Дж.Болдуин «Стиль семейного воспитания». - URL: http://www.detskaya.com.ua/stil_semejnogo_vospitaniya/; дата обращения 11.06.2019.
55. Статистическая таблица разводов по России. - URL:https://razvodis.ru/otvety-na-voprosy/v-rossii-po-godam-tablica.html/; дата обращения 11.06.2019.
56. Горбунова Е.В «Формирование ценности семьи у студенческой молодежи». - URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-tsennosti- semi-u-studencheskoi-molodezhi/; дата обращения 11.06.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ