ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ 7
1.1. Концепция семейного воспитания в отечественной педагогике 7
1.2. Современная семья как особая социальная группа и ведущие стили
воспитания в ней 19
Выводы по первой главе 23
ВТОРАЯ ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ 25
2.1. Социально-педагогическая характеристика семей-участников
эксперимента 25
2.2. Реализация педагогического сопровождения семей с разными
моделями воспитания 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ 7
1.1. Концепция семейного воспитания в отечественной педагогике 7
1.2. Современная семья как особая социальная группа и ведущие стили
воспитания в ней 19
Выводы по первой главе 23
ВТОРАЯ ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ 25
2.1. Социально-педагогическая характеристика семей-участников
эксперимента 25
2.2. Реализация педагогического сопровождения семей с разными
моделями воспитания 36
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Тысячелетняя история формирования человечества представляет две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из ветвей, представляющая социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка [Арнаутова, 2002: 28] Со сменой эпох, исторических реалий важнейшей объявлялась то одна, то другая ветвь. Так, в дореволюционной России в становлении личности, особенно личности, воспитывающейся в простой крестьянской семье преобладала роль семьи. В Советском союзе, с всеобщей идеей коллективизации, детей с полугода отправляли в ясли и в дальнейшем государственные образовательные учреждения играли ведущую роль в их становлении.
Сегодня роль общества в формировании человека не нивелируется. Вместе с тем, исследователи отмечают: «современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания» [Стрелкина, 2018: 73]. Продуктами взаимодействия с взрослым являются образ себя и другого, а также образ взаимоотношений, возникающих в процессе коммуникации. «Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения» [Стиль семейного воспитания, 2007: 4], - подчеркивают исследователи. Однако семья может оказать и негативное влияние на формирования личности. От того, какое отношение к себе видит ребенок в семье, зависит формирование его представление о себе, о семье, к
Теоретические основы исследования представлены трудами А.А. Шведовской [Шведовская, 2015], П.Я. Циткилов [Циткилов, 2017], А.И. Захарова [Захаров, 1979], О.А. Зверева [Зверева, 2015], Е.А. Соловьева [Соловьева, 2014], М.Д. Стрелкина [Стрелкина, 2018], в которых изучаются проблемы воспитания в семье, особенности развития современной семьи и раскрываются функции семьи.
Объектом исследования является воспитательный процесс в современной семье.
Предмет исследования - тенденции и проблемы воспитания в современных семьях.
Целью данной работы является выявление тенденций и проблем воспитания в современных семьях и решение их путем педагогического сопровождения.
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) определить концепцию современного семейного воспитания;
2) выявить ведущие модели воспитания в современной семье;
3) определить зависимость сформированности представления о семье у детей от модели воспитания;
4) предложить комплекс мер педагогического сопровождения семей с разными моделями воспитания и проверить их эффективность.
Экспериментальная база исследования — муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина» города Альметьевска, учащиеся и родители восьмых классов (всего двадцать две семьи).
Гипотеза исследования. Будут выявлены основные тенденции в современном семейном воспитании, если - уточнено понятие «ценность семьи», как научно-педагогическая категория и определены его специфические особенности;
- определен уровень сформированности семейных ценностей у школьников.
- выявлена зависимость стиля воспитания школьника в семье на сформированность ценности семьи.
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач и проверки сформулированной гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы);
- диагностические (анкетирование, беседа);
- методы качественной и количественной обработки
экспериментальных данных исследования (оформление результатов экспериментальной работы в воде таблиц, диаграмм, гистограмм).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в профессиональной деятельности классных руководителей современной школы. Результаты исследования могут быть использованы классным руководителем 8 класса МБОУ «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина» города Альметьевска, в организации эффективной работы с семьями учащиеся.
Структура исследования представлена следующим образом: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.
Во введении раскрываются актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, описывается используемый теоретический материал, описывается гипотеза, обосновывается практическая значимость работы, показывается её структура.
В первой главе: «Теоретические основы изучения основных тенденций в современном семейном воспитании» определяется концепция семейного воспитания в отечественной педагогике, современная семья рассматривается как особая социальная группа и выявляются ведущие стили воспитания в ней.
Во второй главе: «Экспериментальное исследование влияния модели воспитания на формирование представлений о семье» предложен ход и анализ экспериментальной работы по основным тенденциям в современном семейном воспитании на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина». Экспериментальная работа подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены учебники, теоретикометодологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, включая интернет-ресурсы.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019). По теме выпускной квалификационной работы в 2019 году в июльском номере научного журнала «Научный альманах» будет опубликована статья, в котором нашли отражение теоретические принципы и результаты проделанной работы.
Сегодня роль общества в формировании человека не нивелируется. Вместе с тем, исследователи отмечают: «современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания» [Стрелкина, 2018: 73]. Продуктами взаимодействия с взрослым являются образ себя и другого, а также образ взаимоотношений, возникающих в процессе коммуникации. «Семья - особая социальная группа и культурная общность, сфера самоактуализации личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения» [Стиль семейного воспитания, 2007: 4], - подчеркивают исследователи. Однако семья может оказать и негативное влияние на формирования личности. От того, какое отношение к себе видит ребенок в семье, зависит формирование его представление о себе, о семье, к
Теоретические основы исследования представлены трудами А.А. Шведовской [Шведовская, 2015], П.Я. Циткилов [Циткилов, 2017], А.И. Захарова [Захаров, 1979], О.А. Зверева [Зверева, 2015], Е.А. Соловьева [Соловьева, 2014], М.Д. Стрелкина [Стрелкина, 2018], в которых изучаются проблемы воспитания в семье, особенности развития современной семьи и раскрываются функции семьи.
Объектом исследования является воспитательный процесс в современной семье.
Предмет исследования - тенденции и проблемы воспитания в современных семьях.
Целью данной работы является выявление тенденций и проблем воспитания в современных семьях и решение их путем педагогического сопровождения.
Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1) определить концепцию современного семейного воспитания;
2) выявить ведущие модели воспитания в современной семье;
3) определить зависимость сформированности представления о семье у детей от модели воспитания;
4) предложить комплекс мер педагогического сопровождения семей с разными моделями воспитания и проверить их эффективность.
Экспериментальная база исследования — муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина» города Альметьевска, учащиеся и родители восьмых классов (всего двадцать две семьи).
Гипотеза исследования. Будут выявлены основные тенденции в современном семейном воспитании, если - уточнено понятие «ценность семьи», как научно-педагогическая категория и определены его специфические особенности;
- определен уровень сформированности семейных ценностей у школьников.
- выявлена зависимость стиля воспитания школьника в семье на сформированность ценности семьи.
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач и проверки сформулированной гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме выпускной квалификационной работы);
- диагностические (анкетирование, беседа);
- методы качественной и количественной обработки
экспериментальных данных исследования (оформление результатов экспериментальной работы в воде таблиц, диаграмм, гистограмм).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в профессиональной деятельности классных руководителей современной школы. Результаты исследования могут быть использованы классным руководителем 8 класса МБОУ «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина» города Альметьевска, в организации эффективной работы с семьями учащиеся.
Структура исследования представлена следующим образом: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список литературы и приложение.
Во введении раскрываются актуальность темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, методы исследования, описывается используемый теоретический материал, описывается гипотеза, обосновывается практическая значимость работы, показывается её структура.
В первой главе: «Теоретические основы изучения основных тенденций в современном семейном воспитании» определяется концепция семейного воспитания в отечественной педагогике, современная семья рассматривается как особая социальная группа и выявляются ведущие стили воспитания в ней.
Во второй главе: «Экспериментальное исследование влияния модели воспитания на формирование представлений о семье» предложен ход и анализ экспериментальной работы по основным тенденциям в современном семейном воспитании на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 им. Ризы Фахретдина». Экспериментальная работа подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.
В заключении формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.
В список использованной литературы включены учебники, теоретикометодологические и научно-практические исследования, касающиеся обозначенной проблемы, включая интернет-ресурсы.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019). По теме выпускной квалификационной работы в 2019 году в июльском номере научного журнала «Научный альманах» будет опубликована статья, в котором нашли отражение теоретические принципы и результаты проделанной работы.
Проблемы современной семьи волнуют ученых разных областей и выступает проблемой государственного уровня. Древнейшей и важнейшей функцией семьи признается продолжение рода, причем не только продолжение, а воспитание будущего поколения нравственными, физически и психически здоровыми личностями, что является условием прогресса общества. В условиях трансформации, снижения значимости института семьи выявление проблем и тенденций воспитания представляется особо значимым. Именно такая цель была поставлена нами в данной выпускной квалификационной работе, в ходе выполнения которой были сделаны некоторые значимые выводы.
Воспитание это - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Современная концепция воспитания имеет гуманистическую направленность, то есть ориентируется на личность ребенка. При этом учеными замечается, что даже в условиях гуманистического воспитания уважение к взрослому, его роль в воспитательном процессе должна сохраняться.
Современные ученые и исследователи (Н. Абдуллаева, Т. Ким, О. Зверева, Е. Соловьева и другие) называют ряд факторов, которые негативно сказываются на воспитательном потенциале семьи. Это такие явления как неполные, неофициальные браки, большое количество разводов, дисгармонизация семейных отношений, семьи с детьми-инвалидами, малообеспеченные семьи и так далее. Важную роль в формировании личности играет и стиль воспитания, доминирующий в семье. Простейшая классификация выделяет три стиля воспитания - авторитарный, который уже постепенно отходит на второй план; демократический, признанный наиболее благоприятным для формирования личности ребенка; либеральный, являющий собой полярный тип авторитарного воспитания. Демократический стиль подразумевает владение педагогическим мастерством, педагогической культурой, так как предполагает постоянное общение с ребенком. В таких семьях ребенок чувствует себя защищенным и гармонично развивается, у него складывается адекватное отношение к семейным ценностям.
Нами была проведена экспериментальная работа, ход которой представлен во второй главе. Мы работали одновременно и с родителями, и с учащимися. О том, что диагностика будет касаться семейных отношений, родители были предупреждены заранее, работа велась с теми, кто дал согласие (22 семьи).
Первоначальная диагностика родителей показала, что в классе 27.3% семей придерживаются авторитарного, столько же - либерального, 45.5% - демократического стиля воспитания. Далее была проведена диагностическая работа с учащимися восьмого класса по выявлению ценностей семьи. Результаты показали, что учащиеся в семейной жизни более всего ценят общение, свою будущую семью хотят построить на основе общения, любви, нежных чувств. При этом такие ценности как посвящение себя в семью, работа в семье, восхищение для них остаются малозначимыми. Выявились некоторые взаимосвязи между стилями воспитания и семейными ценностями. Например, учащиеся, воспитывающиеся в авторитарных семьях, не считают ценностью искренность, также предпочитая контролировать правдивость слов партнера самостоятельно. Далее нами совместно с психологом была проведена работа - организованы лекции на собраниях, тренинги и беседы по проблемам правильного стиля воспитания в семье, о негативных тенденциях того или иного стиля воспитания. Повторная диагностика выявила, что современная семья нуждается в повышении педагогической культуры, что педагогическое сопровождение семей с разными стилями воспитания способствует положительным изменениям.
В заключении необходимо отметить, что данная выпускная квалификационная работа не претендует на полноту освещения проблемы, однако в рамках поставленных задач мы считаем цель достигнутой. В дальнейшем необходимо работать над новыми методами повышения педагогической культуры современных семей.
Воспитание это - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. Современная концепция воспитания имеет гуманистическую направленность, то есть ориентируется на личность ребенка. При этом учеными замечается, что даже в условиях гуманистического воспитания уважение к взрослому, его роль в воспитательном процессе должна сохраняться.
Современные ученые и исследователи (Н. Абдуллаева, Т. Ким, О. Зверева, Е. Соловьева и другие) называют ряд факторов, которые негативно сказываются на воспитательном потенциале семьи. Это такие явления как неполные, неофициальные браки, большое количество разводов, дисгармонизация семейных отношений, семьи с детьми-инвалидами, малообеспеченные семьи и так далее. Важную роль в формировании личности играет и стиль воспитания, доминирующий в семье. Простейшая классификация выделяет три стиля воспитания - авторитарный, который уже постепенно отходит на второй план; демократический, признанный наиболее благоприятным для формирования личности ребенка; либеральный, являющий собой полярный тип авторитарного воспитания. Демократический стиль подразумевает владение педагогическим мастерством, педагогической культурой, так как предполагает постоянное общение с ребенком. В таких семьях ребенок чувствует себя защищенным и гармонично развивается, у него складывается адекватное отношение к семейным ценностям.
Нами была проведена экспериментальная работа, ход которой представлен во второй главе. Мы работали одновременно и с родителями, и с учащимися. О том, что диагностика будет касаться семейных отношений, родители были предупреждены заранее, работа велась с теми, кто дал согласие (22 семьи).
Первоначальная диагностика родителей показала, что в классе 27.3% семей придерживаются авторитарного, столько же - либерального, 45.5% - демократического стиля воспитания. Далее была проведена диагностическая работа с учащимися восьмого класса по выявлению ценностей семьи. Результаты показали, что учащиеся в семейной жизни более всего ценят общение, свою будущую семью хотят построить на основе общения, любви, нежных чувств. При этом такие ценности как посвящение себя в семью, работа в семье, восхищение для них остаются малозначимыми. Выявились некоторые взаимосвязи между стилями воспитания и семейными ценностями. Например, учащиеся, воспитывающиеся в авторитарных семьях, не считают ценностью искренность, также предпочитая контролировать правдивость слов партнера самостоятельно. Далее нами совместно с психологом была проведена работа - организованы лекции на собраниях, тренинги и беседы по проблемам правильного стиля воспитания в семье, о негативных тенденциях того или иного стиля воспитания. Повторная диагностика выявила, что современная семья нуждается в повышении педагогической культуры, что педагогическое сопровождение семей с разными стилями воспитания способствует положительным изменениям.
В заключении необходимо отметить, что данная выпускная квалификационная работа не претендует на полноту освещения проблемы, однако в рамках поставленных задач мы считаем цель достигнутой. В дальнейшем необходимо работать над новыми методами повышения педагогической культуры современных семей.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И РОССИИ ВРЕМЕН СССР
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка (Теория обучения и воспитания, Белгородский Госудaрственный Нaционaльный Исследовaтельский Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Традиции семейного воспитания в отечественной педагогике.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2015 - ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ(19,00,07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ СФЕРУ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА
МОТИВАЦИЮ УЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТИЛЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМИ ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4305 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2013



