Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ

Работа №34650

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
515
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ . 7
1.1 ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ» В НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ» И ИЗУЧЕНИЕ ПОДХОДОВ В ПОСТРОЕНИИ ИЕРАРХИИ
ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 13
1.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ
И ЦЕННОСТЯХ 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ О ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ И ЦЕННОСТЯХ 32
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК 32
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАСЧЕТ РАНГОВ ЦЕННОСТЕЙ 61


Подростковый возраст является особым этапом формирования ценностно-смысловой сферы личности. Общепринятым с точки зрения многих исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Б.С. Волков) является положение о том, что этот возрастной период характеризуется высокой сензитивностью ребенка к усвоению ценностных норм. В этот период «происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным» [8, с. 102].
Старший подростковый возраст, согласно положениям Л.И. Божович, кроме того, определяется осознанием своего места в будущем, рождением жизненной перспективы, возникновением особого личностного новообразования - «самоопределения, характеризующегося осознанием себя в качестве члена общества» [4, с. 57-61].
В старших классах учеба начинает приобретать жизненный смысл. Юноши и девушки стоят перед социально значимым и при этом глубоко личностным профессиональным выбором, от которого зависят их общественная ценность, удовлетворенность трудом, самореализация, физическое и психическое здоровье. Этот важный выбор, на наш взгляд, соотносится со сформировавшейся иерархией ценностей и степенью сформированности представлений старшеклассников о будущем.
Поскольку ценности, усваиваемые индивидом в процессе социализации, «транслируются» обществом, исследование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях представляется особенно актуальным вопросом в ситуации «размытости» общественной ценностной структуры, трудности усвоения таких базовых ценностей как смысл жизни, духовность, патриотизм и многое другое.
Цель исследования - изучить представление старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях.
Гипотеза - сформированность представлений старшеклассников о жизненных перспективах, степень осмысленности целей в будущем, иерархия их жизненных ценностей взаимосвязаны с уровнем профессионального самоопределения.
Объектом изучения является учащиеся 10 классов, предметом - жизненные цели и ценности, профессиональное самоопределение.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- изучение в научной психологии подходов к пониманию понятия «жизненные перспективы личности»;
- анализ понятия «жизненные ценности личности» и изучение подходов в построении иерархии жизненных ценностей в психолого- педагогической литературе;
- изучение факторов, влияющих на формирование представлений старшеклассников о жизненных перспективах и ценностях;
- выявление наличия/отсутствия различий в степени осмысленности будущего, в иерархии жизненных ценностей старшеклассников в зависимости от уровня их профессионального самоопределения.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методики:
1. Ценностный опросник Ш. Шварца (1992);
2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев, 19861988);
3. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами и психологами образовательных учреждений при разработке программ развития ценностно-смысловой сферы личности старшеклассников путем организации тренингов, конференций, благотворительных акций, культурных и военно-патриотических мероприятий, занятий по формированию «иммунитета» к деструктивным влияниям СМИ и т.д., а также программ профориентации и активизации самоопределения старшеклассников в отношении своего будущего, при психологическом консультировании старшеклассников, испытывающих внутриличностные конфликты самоопределения.
Структура выпускной квалификационной работы: работа содержит введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение и список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жизненная перспектива - это многомерный образ будущего, включающий когнитивное, организационно-деятельностное, ценностносмысловое и эмоционально-оценочное измерения. Она может быть исследована посредством анализа ее структуры, содержания, качественных характеристик, изменений в процессе жизненного пути личности, характера активности человека в настоящем.
Эмпирические данные показали, что степень осмысленности будущего, представлений о жизненных перспективах у старшеклассников находится в диапазоне среднестатистической нормы и взаимосвязана со степенью их профессионального самоопределения. Чем больше старшеклассник нацелен в будущее, тем выше статус его профессиональной идентичности.
Ценность в научной психологии - это идея, являющая отражением культурно-исторических норм, являющаяся неким индивидуальным и социальным ориентиром, определяющая стандарт поведения, задающая определенный стиль жизни. Объективно существующие в культуре духовные и материальные ценности приобретают бесконечно много вариантов отражений и смыслов в форме жизненных ценностей разных субъектов.
Ценностные ориентации - содержательная сторона направленности личности, осознанная и упорядоченная система ценностей человека, обуславливающая его поведение и деятельность. На формирование ценностной структуры старшеклассника оказывают влияние внешние факторы микросреды (референтные группы и их ценности, ближайшее окружение) и макросреды (система общечеловеческих ценностей, культура, СМИ и различные социальные институты), а также внутренние факторы (пол, индивидуальные задатки, способности, потребности и др.).
Анализ ценностной сферы старшеклассников показал, что наибольшую значимость для них представляют жизнь, наполненная удовольствием и наслаждением, свобода мысли и действий, личный успех и получение социального одобрения, а наименьшую - гармония с окружающим миром, полнота жизненных ощущений, уважение и поддержание обычаев.
Высокая значимость наслаждений и низкая значимость гармонии с миром подтверждают многочисленные исследования о том, что в настоящее время ценности современных подростков и юношей имеет преимущественно развлекательную направленность, культивируемую массовой культурой, имеет место примитивизация идеалов и ценностей, увеличение в содержании ценностной сферы подростков доли индивидуалистических и прагматических ценностей.
Высокая значимость ценностей личных достижений, интеллектуальной и аффективной самостоятельности, средняя значимость ценностей безопасности и конформности говорят о том, что ценностная сфера старшеклассников нашей страны сближается с ценностными нормами стран Западной Европы и других англоязычных стран, что, на наш взгляд, обусловлено демократизацией общества, переходом России на капиталистическую систему производства, с тем, что молодое поколение не испытывало на себе влияние тоталитарного коммунистического правления. То есть по теории Р. Инглхарта осуществляется отход от ценностей выживания в сторону ценностей самовыражения.
Сравнение структуры ценностей старшеклассников с различным статусом профессиональной идентичности показал, что профессионально неопределившиеся учащиеся создают образ менее напористых личностей, более добродушно настроенных по отношению к социальному и природному окружению, хотя наиболее высокую значимость для них также имеют ценности гедонизма, самостоятельности и достижений. В их ценностной структуре имеет место конфликт ценностей, заключающийся в оппозиции между заботой о благе других и стремлением к индивидуальному успеху, доминированию над другими, что говорит о неустойчивости их иерархии ценности и личностной неопределенности.
Таким образом, выдвинутая перед исследованием гипотеза подтвердилась - сформированность представлений старшеклассников о жизненных перспективах, степень осмысленности целей в будущем, иерархия их жизненных ценностей взаимосвязаны с уровнем профессионального самоопределения.
Изложенные в исследовании факты подтверждает мнение исследователей [30], о том, что тормозящим фактором в профессиональной ориентации школьников, в формировании их нормативно - ценностной сферы является направленность основных усилий педагогов и учащихся 8-11 классов на успешную сдачу ГИА и ЕГЭ, при этом жизненно важный вопрос правильного выбора профессии, построения жизненной перспективы практически не решается.



1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - С.103-120.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
3. Битянова М.Р. Ценностный аспект современного образования (психологопедагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков) // Основы религиозной, культурной и светской этики. - 2011. - № 2. - С. 34-40.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
5. Боликова Л.Ю., Суворова В.О. Влияние ценностных ориентаций на формирование профессионального самоопределения старшеклассников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2009. - №1(9). - С. 101-107.
6. Бронфенбреннер У. Экология человеческого развития - М.: АСТ, 2008. - 314 с.
7. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дисс. ... канд. псих. наук. - М., 2013. - 195 с.
8. Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006. - 256 с.
9. Герцен С.М. Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющейся России (межпоколенный подход): автореферат дисс. ... канд. соц. наук. - Тюмень, 2012. - 30 с.
10. Глухова О.В. Анализ подходов к изучению профессионального самоопределения в диссертационных исследованиях // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2009. -№30 (163). - С. 83-88.
11. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. Л.В. Куликова. - 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009. - С. 262-276.
12. Г оршков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет.
- М.: ЦСПиМ.- 2010. -592с.
13. Горькая Ж.В. Психология ценностей: учебное пособие. - Самара: Самарский университет, 2014. - 92 с.
14. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
- 118 с.
15. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.
16. Киричук Е.И., Лысенко О.П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности // Психология личности и время жизни человека: тезисы докладов. - Черновцы, 1991. - Т.2. - С. 1820.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2007. - 566 с.
18. Крапивка И. А. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения: региональный аспект: дисс. ... канд. соц. наук.
- Краснодар, 2011. - 187 с.
19. Кулешова А.В. Ценностные ориентации и культурные тезаурусы городских подростков современной России: дисс. ... канд. социолог. наук.
- М., 2008. - 166 с.
20. Купчигина И. М., Недбаева К. М. Теоретические подходы к изучению структуры временной перспективы в психолого-педагогических исследованиях // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 156-158.
21. Лебедева, Н. М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2017. — 491 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
22. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // История психологии: Период открытого кризиса: хрестоматия. - М.: изд-во МГУ, 1980. - С. 131-145.
23. Литвинова А.В. Психологические ценности современной семьи: система ценностных ориентаций подростков // Российская семья - семья XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. - М.: Ин-т семьи и воспитания РАО, 2008. - С. 179-183.
24. Магун В.С., Руднев М.Г. Международные сравнения базовых ценностей российского населения и динамики процессов социализации // Образовательная политика. - 2010. - №9-10. - С. 65-72.
25. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. - №4. - С.54-65.
26. Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий: дисс. ... канд. псих. наук. - Курск, 2010. - 254 с.
27. Мещерякова И. А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников // Культурно-историческая психология. - 2006. - №4. - С. 52-59.
28. Молчанов С. В. Развитие морально-ценностной ориентации личности как функция социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. н. - Москва, 2005. - 234 с.
29. Непомнящая Н. И. Ценность как личностное основание: Типы.
Диагностика. Формирование: учебное пособие для вузов. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2000. - 176 с. - (Библиотека школьного психолога).
30. Печерица Э.И. Особенности реализации профильного обучения школьников в условиях введения ФГОС // Вестник ТГПУ.- 2014.- №6 (147).- С.102-107.
31. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука. - 1982. - 309 с.
32. Пушкина О.В. Профессиональное самоопределение школьников в условиях профильного обучения // Вестник ТГПУ. -2009.-№1.- С.29-32.
33. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.
34. Ральникова И.А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания // Известия АлтГУ. - 2011. - №2-1. - С. 53-60.
35. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
36. Собкин B.C. Особенности социализации в старшем школьном возрасте:
социокультурные траектории ценностных трансформаций // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших
педагогических учебных заведений / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 2001. - С.358-362.
37. Сорокина Ю. Е. Ценностные ориентации в контексте смысловой перспективы проектов жизни // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2012. - №1-1. - С. 442-452.
38. Суконкин А.В. Формирование культурных ценностей молодежи в условиях развития информационного общества // Культура России: Информационно-аналитический сборник. 2009: Год молодежи. - М., 2009. - С. 149-163.
39. Толстых Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте // Научные основы прикладной психологии: тезисы докладов. - М.: 1989. - С.151-152.
40. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: Применение в России / Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Л.С. [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012.- Т. 9. - № 1. - С. 43-70.
41. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избран. труды - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.
42. Шварц Ш. Культурные ценностные ориентации: природа и следствия национальных различий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2008. -Т. 5. - №2. - С. 37-67.
43. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and crosscultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. -1990. - Vol. 58.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ