Разработка и внедрение кейсовых заданий по дисциплине
«Финансовая грамотность» для студентов Елабужского института
Казанского (Приволжского) федерального университета
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЕЙСОВОГО
ОБУЧЕНИЯ 8
1.1 Понятие кейс-обучения в педагогике 8
1.2 Принципы и критерии кейс-технологии в системе профессионального
обучения 12
1.3 Этапы и структура организации кейс-обучения 17
2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КЕЙС-ОБУЧЕНИЯ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ) 25
2.1 Краткая характеристика ФГ АОУ ВО ЕИ К(П)ФУ 25
2.2 Анализ применения кейсовых технологии в учебном процессе
Елабужского института К(П)ФУ 29
2.3 Оценка внедрения кейсовых заданий преподавателями в ФГАОУ ВО ЕИ
К(П)ФУ 34
2.4 Оценка внедрения кейсовых заданий студентами в ФГАОУ ВО ЕИ
К(П)ФУ 40
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
КЕЙС-МЕТОДА В ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ 48
3.1 Проблемы внедрения кейсовых заданий в образовательный процесс
ФГАОУ ВО «ЕИ К(П)ФУ» 48
3.2 Рекомендации по совершенствованию применения кейсовых заданий в
образовательном процессе на факультете экономики и управления ЕИ К(П)ФУ 50
3.3 Проект кейсового задания по дисциплине «Финансовая грамотность» на
тему: «Противодействие и избегание финансового мошенничества» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время наука приобрела стремительный темп развития, техника, информационные технологии ежедневно производят колоссальные объемы информации, которые человечество не успевает разграничивать и дифференцировать, запоминать, что, в свою очередь, вызывает безостановочный рост учебного материала, который требуется освоить в профессиональных образовательных организациях, реализующих деятельность по образовательным программам высшего образования. Все эти аспекты требуют немедленной модернизации старых методик и нахождения новых способов обучения и педагогических технологий в образовании. Одним из результативных методик модернизирования системы профессионального образования в РФ сейчас является внедрение в учебный процесс такого интерактивного метода обучения как метод кейсового обучения, основанный на анализе кейсовых ситуаций, заключающийся в выявлении сложностей и поиска подходящего решения.
Из числа действующих методик преподавания, которые ориентируют как на освоение знаний, так и на развитие мыслительных способностей и формируют мотивацию к обучению, а также способствуют развитию творческого мышления, умению критически мыслить и анализировать ситуацию, метод кейсового обучения занимает лидирующие позиции.
Вследствие применения метода кейс-стади в образовательном процессе, у студентов формируются качества, необходимые им в будущем для применения в своей профессиональной деятельности во время принятия управленческих и иных решений. От применения кейсового обучения педагогами в образовательном процессе зависит улучшение качества самого процесса, которое позволит успешнее подготавливать будущих специалистов
Внедрение интерактивных методов обучения, в частности метода кейс- стади, является необходимым аспектом. В современных обстоятельствах, когда информация обновляется и расширяется с неимоверной скоростью, студентам необходимо выпускаться из ВУЗа уже конкурентоспособными специалистами с определенным багажом знаний, умений и навыков, готовых применить их на практике. Всё вышесказанное аргументирует актуальность работы.
Задачами эффективного внедрения и применения кейсового обучения в образовательный процесс занимались многие российские ученые, например, в сфере применения кейс-метода в учебно-воспитательном процессе и исследованиях различных классификаций кейсов - Козина И.[18], Панфилова
А.П. [21], из зарубежных исследователей - Л.Б. Барнс, Р.К. Кристенсен, Дж. Хансен [10], в области изучения методической составляющей данного метода, необходимых для разработки кейсов как педагогами, так и самими студентами посредством анализа ситуаций - Рейнгольд Л.В. [25], в сфере изучения методологического аспекта кейс-стади и основ продуктивности преподавателей, внедряющих данную интерактивную методику обучения - Михайлова Е. И. [20], Ю.П Сурмина [32]. Положения и выводы, которые были сформулированы в работах вышеупомянутых исследователей, стали основой для теоретической базы данного изучения.
Отмечая постепенный рост реализации кейс-заданий в учебном процессе, стоит отметить, что не хватает достаточного количества методических руководств по самому процессу разработки и методике составления и применения кейс-заданий на практических занятиях, В связи с чем возникли разногласия между последовательным ростом внедрения этой методики обучения в образовательный процесс и отсутствием необходимых разработок в методе их использования. Отмеченное противоречие стало основой в проблеме исследования, установило актуальность данного исследования и выбор темы: «Разработка и внедрение кейсовых заданий по дисциплине «Финансовая грамотность» для студентов Елабужского института К(П)ФУ».
Объект исследования - Елабужский институт К(П)ФУ.
Предмет исследования - кейс-метод как новая форма предоставления теоретического и практического материла в образовательном процессе Елабужского института К(П)ФУ.
Цель выпускной квалификационной работы: проанализировать и оценить применение кейсовых заданий на примере факультета экономики и управления Елабужского института, выявить проблемы разработки и внедрения кейсов, предложить рекомендации по их реализации на практических занятиях по учебным дисциплинам и представить собственный проект кейсового задания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты и моменты внедрения метода кейс- стади для студентов образовательных организаций, используя в исследовании литературу по теме работы, в частности рассмотреть понятия кейсового обучения, изучить принципы и критерии кейс-технологии, рассмотреть этапы и структуры организации кейсового обучения в системе профессионального обучения.
2. Описать краткую характеристику Елабужского института К(П)ФУ, проанализировать учебный процесс и определить уровень внедрения преподавателями кейс-стади на занятиях у студентов факультета экономики и управления.
3. Отметить выявленные проблемы по внедрению и разработке кейсовых заданий в учебный процесс, разработать ряд рекомендаций, нацеленных на их совершенствование, а также разработать собственный кейс-проект по дисциплине «Финансовая грамотность».
Г ипотеза исследования: внедрение кейсовых заданий в процесс обучения студентов Елабужского института К(П)ФУ модернизирует систему обучения образовательной организации, позволит повысить уровень восприятия материла студентами, будет способствовать содействию в коллективном мышлении и улучшать их уровень подготовки к занятиям.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и классифицирование педагогического, научного и методического материала; синтез учебно-методических пособий и рекомендаций по дисциплине «Финансовая грамотность»; разработка практических рекомендаций по внедрению кейсовых проектов на занятиях с применением метода обобщения, синтеза и моделирования.
2. Эмпирические: наблюдение за образовательным процессом, сбор и анализ педагогических данных путем анкетирования, диагностирования, беседа с преподавателями и студентами.
3. Статистические: математическая обработка полученной информации, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучены теоретические основы разработки и внедрения кейсовых заданий для студентов и обоснована необходимость их применения в учебном процессе образовательных организаций на примере Елабужского института К(П)ФУ.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации в ходе оценки и анализа применения методики кейсового обучения в Елабужском институте К(П)ФУ и кейс-проект по дисциплине «Финансовая грамотность» могут применяться в образовательном процессе самого института, так и в других образовательных организациях.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость исследования.
В первой главе раскрывается теоретическая основа кейс-метода, принципы и этапы построения кейсовых заданий.
Во второй главе проводится краткая характеристика образовательной организации, а также анализ использования кейс-метода, в том числе оценка применения студентами и преподавателями кейсовых заданий на занятиях факультета экономики и управления ФГ АОУ ВО ЕИ К(П)ФУ.
В третьей главе, на основе проведенного анализа путем анкетирования и эмпирического исследования, выделяются проблемы внедрения кейсовых
заданий на практических занятия, а также приводятся рекомендации по совершенствованию применения кейсовых заданий в образовательном процессе на факультете экономики и управления ЕИ К(П)ФУ, кроме того представлен личный проект на тему: «Противодействие и избегание финансового
мошенничества. Риск. Наказание».
В заключении подводятся итоги выпускной квалификационной работы и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В настоящее время наука приобрела стремительный темп развития, техника, информационные технологии ежедневно производят колоссальные объемы информации, которые человечество не успевает разграничивать и дифференцировать, запоминать, что, в свою очередь, вызывает безостановочный рост учебного материала, который требуется освоить в профессиональных образовательных организациях, реализующих деятельность по образовательным программам высшего образования.
Из числа действующих методик преподавания, которые ориентируют как на освоение знаний, так и на развитие мыслительных способностей и формируют мотивацию к обучению, а также способствуют развитию творческого мышления, умению критически мыслить и анализировать ситуацию, метод кейсового обучения занимает лидирующие позиции.
Изучив характеристику Елабужского института К(П)ФУ, проанализировав аспекты внедрения метода кейс-стади в образовательный процесс института, были сделаны следующие выводы:
1. Педагоги, которые применяют на своих занятиях кейс-метод, отметили повышенный интерес среди студентов в ходе обучения, но существуют и некоторые дисциплины, где применять кейсовые задания очень сложно и в таком случае преподаватели используют традиционные методы обучения. Нами было выявлено, что 14 педагогов (56%) часто применяют кейсовые задания на занятиях, 8 педагогов (32%) продуманно и последовательно включают кейсы в процесс обучения и 3 преподавателя не использует данный метод обучения. Данные результаты можно объяснить тем, что многие педагоги сталкиваются с трудностями на занятиях при использовании кейсовых заданий.
2. На основании проведенного анкетирования студентов всего факультета экономики управления, было определено, что 85% из опрошенных имеют некоторые представления о методике кейсового обучения.
3. В ходе исследования большинство студентов отметили, что им импонирует методика кейсового обучения. Студенты выделили значительное количество положительных качеств методики и изъявили желание чаще обучаться с применением метода кейсового обучения на занятиях. По мнению большинства опрошенных студентов (70%), кейс-метод сплочает группу и повышает интерес к занятию, а также дает возможность предложить индивидуальный план решения, на втором месте - формирование интереса и мотивации к развитию.
4. Большинство студентов сказали, что они положительно относятся к использованию кейсовых заданий на занятиях, так как усиливает интерес к обучению, более 55% опрошенных студентов дали высокую оценку данной методику по десятибалльной шкале, а именно 7-8 баллов, а еще по 6,5% проголосовали по 9 и 10 баллов соответственно.
5. Студенты старших курсов могут участвовать в разработке кейсовых заданий с преподавателями, а также самостоятельно внедрять для студентов как 1, так и 2 курсов, тем самым представляя хорошую альтернативу, чтобы почувствовать себя руководителем, у студентов 571 группы уже имеется опыт разработки интерактивных проектов, в том числе и кейсовых.
В результате проведенного анализа разработки и внедрения кейсовых заданий в Елабужском институте К(П)ФУ было выявлено несколько проблем, а именно:
1. В университете нет конкретной уставной политики, а именно на факультете экономики управления, которая бы позволяла преподавателям разрабатывать и внедрять методику кейсового обучения в образовательный процесс. Данный фактор мотивирует преподавателей чаще использовать на своих занятиях традиционный метод преподавания материала
2. Было выяснено, что многие преподаватели сталкиваются с проблемами в организации проведения кейсовых задач. Педагогу необходимо заранее учитывать интересы и уровень знаний студентов, чтобы в дальнейшем, при подготовке кейса, у студентов не возникало сложностей с их освоением
3. В связи с тем, что педагоги сталкиваются с пониженной заинтересованностью студентов, а они являются ключевым звеном в процессе обучения, педагогу приходится задавать студентам наводящие и подталкивающие вопросы на протяжении всего занятия.
4. Сложности возникают при разработке кейса: нет конкретного шаблона и рекомендаций для его составления, адаптированных для студентов факультета экономики и управления.
5. В структуре разработки тематических заданий нет согласованности, поэтому содержание самого задания не соответствует требованиям учебного плана по конкретному предмету, проблемы в задании не соответствуют действительности, а только усложняют ход мышления, чтобы наилучшим образом решить эти проблемы.
На основе вышеперечисленных проблем был разработан ряд рекомендаций, включающий в себя:
1. Для того, чтобы уровень подготовки педагогов соответствовал необходимым стандартам, а также у них повышалась заинтересованность к разработке и внедрению кейс-стади в образовательный процесс, нами предложено проводить различные курсы и семинары по повышению квалификации преподавателей, ввести систему поощрения и премирования за использование инновационных методик преподавания на занятиях, а также за повышение результативности образовательного процесса.
2. Для упрощения организации занятий с применением кейсовых технологий, а также повысить эффективность практической части, предложено чаще использовать современные цифровые технологии, которые могут быть задействованы при применении аудио и видео кейсов, которые, в свою очередь, наиболее заинтересованы у студентов факультета экономики и управления.
3. Для повышения уровня мотивации, а также с целью получения жизненного и практического опыта, нами предложено включать во взаимодействие студентов с производственным процессом на близлежащих крупных предприятиях, в частности, находящихся на территории ОЭЗ «Алабуга», ПАО «КамАЗ» и др. Практическая часть является неотъемлемым пазлом при получении профессиональной квалификации. Знания, умения и навыки, которые студенты могут приобрести на данных предприятиях являются очень ценными и расширят их кругозор и компетенции. В том числе наглядный пример производства, а таже всех процессов, которые оно в себя включает, дадут студентам живой пример и качественное понимание решения тех или иных задач при решении кейсовых ситуаций во время учебного процесса.
4. С целью повышения мотивации и заинтересованности у студентов, предложено привлекать высококвалифицированных специалистов из разных областей, непосредственно работающих на крупных предприятиях Республики Татарстан и всей Российской Федерации. Их помощь в разработке кейсовых заданий принесет неоценимый вклад, поскольку эти эксперты могут помочь с практической точки зрения изучить реальные жизненные ситуации, которые происходят на их предприятиях.
5. В заключении, решением проблемы, связанной с методической составляющей кейс-стади, а именно с разработкой заданий, может послужить составлении универсального сборника кейсовых проектов и задач, разработанный коллективом преподаватеей специально для студентов факультета экономики и управления ЕИ К(П)ФУ. Для каждого курса предложено составить отдельный комплекс задач, подходящий под уровень знаний студенов и их компетенции.
Исходя из вышесказанного, задачи, поставленные в начале исследования - решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Проведенная исследовательская работа доказала обоснованность выдвинутой ранее гипотезы: внедрение кейсовых заданий в процесс обучения студентов Елабужского института К(П)ФУ модернизирует систему обучения образовательной организации, позволит повысить уровень восприятия материла студентами, будет способствовать содействию в коллективном мышлении и улучшать их уровень подготовки к занятиям.
I. Нормативно-правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ст. 11, ст. 12, ст. 16, ст. 69
3. Устав ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 13.07.2015 № 714
4. Приказ Минобрнауки России от 2 февраля 2011 г. № 156 «О реорганизации КФУ, ТГГПУ, КГФЭИ и Елабужского государственного педагогического университета»
5. Приказ № 01-06/383 от 01.09.2011 «О филиале КФУ в г. Елабуга»
6. Приказ Минобрнауки России от 27.05. 2016 г. № 635 «О внесении изменений в устав КФУ»
7. Положение о Елабужском институте (филиале) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от
30.09.2015 № 0.1.1.67/06/187/15
8. Кодекс этики обучающегося федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» от 21.03.2016 г. № 0.1.1.6706/60/16, протокол № 2
9. Положение № 0.1.1.67-06/228/15 от 17 ноября 2015 г. «О порядке разработки и утверждения основных профессиональных образовательных программ высшего образования в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет
II. Научная и учебная литература
10. Барнс, Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций. / Л.Б.Барнс, Р.К.Кристенсен, Э.Дж. Хансен. - М.: Гардарики, 2014. - 502с.
11. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 80 с.
12. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. - 16 с.
13. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. - 24 с. - (Простые финансы).
14. Варданян М. Р. и др. Практическая педагогика: Учебно-методическое пособие на основе метода case-study //Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева. -
2009.
15. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» - 2012. - №. 2. - С. 1-18.
16. Журавлев В.И. Педагогический практикум Текст: учебное пособие /
В.И.Журавлев, В.И.Елизаров. - М.: ИНФРА-М, 2014.- 972 с.
17. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. - 2012. - № 10. - С. 74 - 82.
18. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс - стадии. / под ред Г. Н. Прозументовой. - СПб.: Приор, 2013. - 544 с.
19. Козина, И. Особенности стратегии case-study при изучении производственных отношений на промышленных предприятиях России / И. Козина // Социология: методология, методы, математические модели. -
2015. - №5. - С. 65-66.
20. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы / И. Козина // Рубеж. - 2017. - №10. - С. 177-178.
21. Михайлова Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия. / Маркетинг. - 2013. - №1. - С.44-45.
22. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии / А.П. Панфилова. - М.: Проспект, 2012.- 192 с.
23. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей - предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. - 2013. - № 3. - С. 67 - 74.
24. Психологические основы эффективной организации учебного процесса. М.М. Безруких. - М.: Приор, 2013. - 308 с.
25. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый.- М.: Инфра-М, 2012. - 574 с.
26. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра.- , 2014. - №13. - 15 с.
27. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебнопрактическое пособие / Г. А. Русских // - М., Ладога - 100, - 2011. - 67 с.
28. Сахиева Р.Г. Портфолио студента профессиональной школы: учебнометодическое пособие / Р.Г. Сахиева. - Казань: АСО, 2011. - 120 с.
29. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмин - СПб.: Центр инноваций и развития, 2012. - 344 с.
30. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании. - 2015. - №1. - С.80 - 81.
31. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции «Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации» / О.Г. Смолянинова. - Красноярск, 2013. - 300 с.
32. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебнометодическое пособие //Саратов: Издательский центр «Наука» - 2009.
33. Сурмина, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю. П. Сурмина // - Киев: Центр инноваций и развития. - 2012. С. 84 - 93.
34. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г. К. Селевко // - М.: Народное образование,- 2014. С. 17 - 24
35. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2016. - 55 с.
36. Шимутина, Е. В. Кейс - технологии в учебном процессе / Е. В. Шимутина // Народное образование. - 2010. - №2 . - С. 172 - 179
37. Шабанов, А. Г. Формы, методы и средства в дистанционном обучении /
А. Г. Шабанов // Инновация в образовании. - 2015. - №2 . - С. 102 - 116
38.Чулова, Ю.С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - №51. - С. 124-128.
39. Эрганова, Н.Е. Введение в технологии профессионального обучения. Екатеринбург: РГППУ, 2014. - 152 с.
40. Юшкова, В.В. Кейс-метод в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. - 2015. - №9. - С. 40-41. 59. Яковенко, Т.В. Кейс - метод в образовательном процессе // Образование и саморазвитие. - 2018. - №8. - С. 105-108
III. Электронные ресурсы
41. Rebeiz K. S. An Insider Perspective on Implementing the Harvard Case Study
Method in Business Teaching — [Электронный ресурс] —
http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED527670.pdf (Дата обращения: 30.11.2014)
42. Павельева Н. Кейс-метод в профессиональном образовании. — [Электронный ресурс] — http://www.znanie.org/jornal/n3_08/Pavel3.pdf (Дата обращения: 30.11.2014)
43. Основы кейс-метода — [Электронный ресурс] — http://www.pprog.ru/Osnovi%20keis-metoda.doc (Дата обращения: 22.11.2014)
44. Долгоруков А.М. Метод case-stadu как современная технология профессионо-ориетированного обучения // Высшая школа экономики. - 2010. Электронный ресурс: www.evolkov.net/case/casestadu.html (16.01.2015)