Введение
1. Облигации 3
5
1.1 Общая характеристика облигаций 5
1.2 Классификация государственных ценных бумаг и их оценка 7
1.3 Корпоративные облигации. Экономическое содержание 12
1.4 Сравнительная характеристика облигации и векселя 18
2. Аналитическая часть 25
2.1 Анализ этапов развития российского рынка ценных бумаг 25
2.2 Оценка облигаций 32
2.3 Принципы оценки ГКО 33
2.4 Оценка доходности ОФЗ 34
3. Проблемы и пути совершенствования обращения корпоративных облигаций в России 36
4. Установление соотношения параметров облигаций для обеспечения интересов разных групп инвесторов 40
Заключение 43
Список литературы 47
Ценные бумаги представляют собой зафиксированные в документальной форме права на определенные виды материальных, финансовых ресурсов и услуги, имеющие юридическую силу, составленные по установленной форме и дающие их владельцам односторонний стандартизированный набор прав по отношению к лицам, выпустившим эти документы (эмитентам ценных бумаг), и возможность и передачи данных документов при соблюдении заранее оговоренных условий, но без согласия эмитентов, другому лицу вместе со всем комплексом заключенных в них прав.
Значение ценных бумаг в платежном обороте каждой страны велико. Через ценные бумаги осуществляется инвестиционный процесс, при котором инвестиции автоматически направляются в самые эффективные сферы народного хозяйства. Значение ценных бумаг велико в мобилизации для бюджетных целей временно свободного капитала, в международных финансовых отношениях.
В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли т.п. Вместе с тем большинство из них сводится к понятию «облигации», исключение составляет золотые сертификаты конца 1993г. и казначейские обязательства СССР, распространившиеся среди населения на рубеже 90-гг. Все остальные ценные бумаги государства, выпускавшиеся на протяжении последних 70 лет были облигации.
Данная тема весьма актуальна в наши дни, так как в течение многих лет облигации считались достаточно примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такое положение сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболее конкурентоспособных инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и/или прироста капитала. Инвестор обязательно должен знать, во что он собирается вкладывать деньги, поскольку множество представляющихся незначительными моментов может оказывать чрезвычайно большое воздействие на судьбу выпуска и на доход от конкретных инвестиций.
Поэтому целью написания данной курсовой работы является раскрытие роли и функций облигаций. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие облигации, общую характеристику и классификацию облигаций; проанализировать этапы развития рынка ГКО; проблемы и пути совершенствования обращения; рассмотреть перспективы развития облигационных займов.
Предметом исследования является процесс эмиссии и обращения облигаций. Объектом исследования – облигации. Методическую базу составляют научные труды, работы, использованные при написании курсовой работы таких авторов как Горфинкель В.Я., Бабич А.М., Басов А.И., Галанов В.А. и др.
Подводя итог работы, хотелось бы отметить, при прочих равных условиях облигации являются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложения средств – для инвестора. Нет ограничения на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращений и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские). Они могут выпускаться как в купонной (процентной форме), так и без купона.
Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мо-билизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредитов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика, и не затрагивает отношения собственности.
Что касается преимущества облигационного займа перед кредитом банка, то эмитента облигаций, как правило, привлекает денежные средства по относительно более низкой цене. В «торговых» терминах выпуск облигаций представляет для эмитента покупке денег на оптовом рынке, получение же банковского кредита – покупку на розничном рынке. Действительно, большинство банков представляют кредиты за счет средств от вкладов своих клиентов. Привлекая средства в банк по одной цене, для того, чтобы оставаться кредитоспособными и прибыльными банки вынуждены размещать их по более высокой цене. Облигация же представляет собой альтернативное банковскому вкладу вложение капитала, поэтому процент (доходность) по облигациям сравнивается не с процентом по банковскому кредиту, а с процентом по банковскому вкладу.
Работа с облигационными займами – это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заёмщика с публичной кредитной историей может стать ценными НМА, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заёмных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.
В связи с высоким уровнем инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Среднесрочные займы (от 1 года до 10 лет) имеют наибольший удельный вес и предназначаются в основном для финансирования инвестиционных проектов. Краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) имеют целью покрытие дефицита бюджета или финансирование текущих расходов.
Все ценные бумаги имеют ограниченный срок действия, который истекает в установленный срок погашения. Хотя облигации имеют целую серию специальных дат выплаты процентов, сумма погашения (принципал) выплачивается лишь однажды: в день или перед истечением срока погашения. Поскольку срок платежа никогда не меняется, он не только определяет продолжительность жизни нового выпуска, но также указывает на продолжительность оставшегося времени действия более старых облигаций, находящихся в обращении.
На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций.
Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты, не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации.
Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи.
По моему мнению, на начальных этапах развития рынка корпоративных облигаций представляется более логичным и даже совершенно необходимым в интересах защиты прав инвесторов (в т.ч. населения) существование предусмотренных действующим законодательством РФ ограничений в части сроков и объемов эмиссии.
Необходимым условием развития рынка корпоративных облигаций является создание активного вторичного рынка: он мог бы разрешить конфликт интересов, изначально заложенный в природу корпоративных облигаций.
ГКО являются высоколиквидными ценным бумагами. Сроки обращения ГКО в денежные средства минимальны, и это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные денежные средства. При этом: операционные издержки (комиссия дилемму, бирже) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налогообложения. Для безупречной работы рынка был разработан пакет документов, который регулировал весь спектр правовых отношений участников, все стороны технологии размещения ГКО, погашения облигаций и проведения расчетов. На Московской межбанковской валютной бирже была развернута компьютерная система, обеспечивающая проведение электронных торгов. В настоящее время вторичные торги проходят ежедневно, а аукционы – еже-недельно. Подобный график проведения аукционов способствует поддержа-нию стабильности рынка. Для оптимального функционирования рынка ГКО была создана соответствующая инфраструктура.
Облигация обладает особыми свойствами, так как выступает как элемент кредитования акционерного общества и представляет собой срочное долговое обязательство, которое гарантирует ее владельцу доход в виде фиксированного или плавающего процента и обращение ограничено определенным сроком. Курс облигации в меньшей степени подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, так как доход ниже дохода по другим ценным бумагам. Облигация является основным объектом инвестиции для коммерческих банков и крупных инвестиционных компаний, которых в первую очередь интересует не только доход, но и надежность вкладов. Обеспечение выполнения условий по облигациям подкрепляется не только природой данного вида ценной бумаги, но и социальными обязательствами, имуществом и авторитетом государства.
В последние годы интерес инвесторов к облигациям значительно вырос, так как более высокие и гибкие процентные ставки привлекали к рынку облигаций инвесторов, ориентированных как на текущий доход, так и на прирост капитала; изменение процентных ставок является наиважнейшим фактором на рынке облигаций, поскольку оно определяет размер не только текущего дохода, но и прироста (или убытка) капитала, который получит инвестор. К сожалению, изменения рыночных процентных ставок могут иметь драматические последствия для совокупных годовых прибылей, фактически полученных от облигаций. К тому же в то время как инвесторы, ориентированные на текущий доход, предпочитают высокие процентные ставки, те, кто ориентирован на прирост капитала, предпочитают, чтобы они снижались; благодаря своему более высокому статусу облигации являются относительно надежными инвестиционными инструментами и обычно рассматриваются как относительно гарантированные от невыполнения обязательств ценные бумаги. Однако существует ценовой (рыночный) риск, поскольку даже по первоклассным облигациям с высоким рейтингом курсы падают, когда рыночные процентные ставки начинают повышаться; поскольку условия действия облигации являются фиксированными на момент выпуска, изменения в рыночных условиях фактически ведут к изменению ее курса.
1. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 1996 г.
2. Базовый курс по рынку ценных бумаг России.- М., 2000 г.
3. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг и его участники. Бухгалтерский учет. - М., 1992г.- № 2.
4. Гитман Лоренс Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования. - М., 1999 г.
5. Дуглас, Ливингстон. Анализ рисков операций с облигациями на рынке ценных бумаг.- М., 1999 г.
6. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит - М., 2000 г.
7. Новиков А.В. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций.- Новосибирск, 2000 г.
8. Семенкова Е. В. Операции с ценными бумагами.- М., 1997 г.
9. Семилютина Н. Некоторые виды ценных бумаг в мировой практике и в РФ. Финансовая газета - М., 1993 г.- № 22.
10. Басов А.И., Галанов В.А. Рынок ценных бумаг. - М., 2000 г.
11. Федеральный закон №39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. О рынке ценных бумаг.
12. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки - М., 2001г.
13. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика - М., 2005г.
14. Волынский В.С. Кредитная система в условиях капитализма - М., 1990г., №5.
15. Дуглас, Ливингстон. Анализ рисков операций с облигациями на рынке ценных бумаг.- М., 1999г.
16. Новиков А.В. Фондовый рынок как механизм привлечения инве-стиций.- Новосибирск, 2000г.