Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике (Экономика общественного сектора, Алтайский Институт Экономики (филиал СПбУТУиЭ))
Рассмотрен процесс приватизации в Ленинградской области
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы приватизации как инструмента управления государственной собственностью в рыночной экономике 5
1.1 Сущность приватизации государственной собственности 5
1.2 История приватизации в России 8
1.3 Приватизация как способ сохранения памятников культурного наследия 10
Глава 2. Процесс приватизации на материалах Ленинградской области 14
2.1 Порядок процесса приватизации в Ленинградской области 14
2.2 Реализация процесса приватизации в Ленинградской области 17
2.3 Проблемы приватизации государственной собственности 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Актуальность темы исследования заключается в том, что приватизационная реформа в РФ стала важным рычагом воздействия на экономические преобразования в стране. Переход к рыночной экономике обозначил необходимость перевода части государственного имущества в частные руки. Целью начала приватизации являлось повышение конкурентоспособности экономики, повышение эффективности работы предприятий, увеличение доходов бюджета, а так же возможность восстановления устаревших фондов, восстановление социально-значимых объектов. Однако фактически, массовая приватизация имущества привела к тому, что наиболее прибыльные предприятия перешли в частные руки, в результате государство, в общем, и муниципалитеты в частности потеряли наиболее стабильные и долгосрочные источники дохода.
Фактические результаты приватизации не соответствовали поставлен-ным целям. Массовая приватизация, начатая в 1992 году, была неподготовленной ни в экономическом, ни в правовом положении. Она имела свои особенности: проходила в сжатые сроки, смена собственника государственной собственности не привела к притоку финансовых ресурсов как планировалось, отсутствовала правовая база, имело место нечестная приватизация, которая привела к криминализации экономики и расслоению общества.
Цель курсовой работы заключается в исследовании специфики процессов приватизации государственной собственности.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы приватизации как инструмента управления государственной собственностью;
2. рассмотреть организацию приватизации в Ленинградской области;
3. определить проблемы приватизации на современном этапе.
Объектом исследования курсовой работы выступает имущество Ленинградской области.
Предметом исследования является процесс приватизации объектов государственной собственности.
В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: методы анализа литературы, анализа нормативно - правовой документации, методы сравнения, обобщения, и др.
Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных специалистов в области государственных и муниципальных финансов, справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты.
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Приватизацией является передача в частные руки государственной и муниципальной собственности. Имеет место возмездная и безвозмездная приватизация. Массовая приватизация муниципальной собственности началась в 1991 году, после распада СССР.
В широком смысле, приватизацию следует понимать как способ сокращения государственного сектора и увеличения доли частного сектора экономики. Основной целью приватизации является повышение конкурентоспособности экономики страны и расширение объектов хозяйствования.
Начало приватизации связано с распадом Советского Союза, когда существовала только государственная собственность. С 1992 года начинается массовая приватизация государственного имущества, которое привело, что большая часть крупных, прибыльных государственных компаний было распродано по стоимости ниже их реальной цены, по причине этого местные бюджеты потеряли значительную долю долгосрочных источников дохода.
Приватизация объектов культурного наследия является одним из способов привлечения инвесторов для их восстановления и сохранения. Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» устанавливается ограничение на приватизацию культурного наследия народов РФ. Приватизация других объектов культуры возможно при сохранении культурной деятельности, оказания услуг, обеспечения сложившегося числа рабочих мест и др. требований.
Нормативное регулирование процесса приватизации в Ленинградской области осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Законом Ленинградской области от 26 декабря 2000 года «Об отдельных вопросах управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области», постановлением Правительства Ленинградской области от 12 апреля 2017 года № 100 «Об утверждении Программы приватизации государственного имущества Ленинградской области на 2017-2019 годы».
Приватизация муниципального имущества в Ленинградской области осуществляется на двухэтапом конкурсе. Первый этап проводится в виде открытого конкурса. На второй этап переходят все участники первого конкурса, он проводится в виде закрытого аукциона. По результатам проведенного аукциона с победителем заключается контракт. Существенным условием контракта по объектам культурного наследия является обременение в виде обязанности нового собственника по выполнению требований охранного обязательства, утвержденного распоряжением Министерства культуры Ленинградской области.
Основными направлениями совершенствования процесса приватизации государственной собственности должно стать совершенствование правового регулирования данного процесса, а также повышения контроля за процессом проведения приватизации. В части приватизации объектов культурного наследия, на правовом уровне необходимо установить квалификационные требования к инвестору, усиление контроля выполнения охранных обязательств, установление критерия выбора порядка приватизации объекта.