ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
|
Введение
Глава 1. Проблема формирования экологической компетентности учащихся в научной литературе 8
1.1. Теоретические основы формирования экологической
компетентности учеников 8 класса во внеурочной деятельности 10
1.2. Сущность понятия «Экологическая компетентность» 22
1.3. Развитие экологической компетентности во внеурочной
деятельности 30
1.4. Экологическое образование на уроках и внеклассных занятиях по
химии 37
Глава 2. Особенности процесса формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов 42
2.1. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов на уроках химии 42
2.2. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов во внеурочной деятельности 45
2.3. Реализация мероприятий и кружка на формирование экологической
компетентности во внеурочной деятельности 46
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1. Анкета «Экологическая направленность учащихся» 67
Приложение 2. Рабочая программа факультатива по химии: «Химия в жизни человека» 68
Приложение 3. Внеурочное мероприятие (викторина) «Экологический бумеранг» 71
Глава 1. Проблема формирования экологической компетентности учащихся в научной литературе 8
1.1. Теоретические основы формирования экологической
компетентности учеников 8 класса во внеурочной деятельности 10
1.2. Сущность понятия «Экологическая компетентность» 22
1.3. Развитие экологической компетентности во внеурочной
деятельности 30
1.4. Экологическое образование на уроках и внеклассных занятиях по
химии 37
Глава 2. Особенности процесса формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов 42
2.1. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов на уроках химии 42
2.2. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов во внеурочной деятельности 45
2.3. Реализация мероприятий и кружка на формирование экологической
компетентности во внеурочной деятельности 46
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1. Анкета «Экологическая направленность учащихся» 67
Приложение 2. Рабочая программа факультатива по химии: «Химия в жизни человека» 68
Приложение 3. Внеурочное мероприятие (викторина) «Экологический бумеранг» 71
Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости повышения экологической грамотности учащихся. С развитием промышленности и прогресса глобальные экологические проблемы стали настоящей угрозой XXI в. В связи с чем, в школьном образовании стало уделяться еще большее внимание аспектам экологического воспитания. В предметные результаты федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в последнее время включают компоненты экологического воспитания в таких предметных областях как биология, география и химия. Развитие личности ориентируется на нравственно -духовном аспекте. Гражданская позиция личности в обществе изменяется с изменением статуса и вместе с тем осваиваются новые механизмы самореализации, самоориентации и саморегуляции в социуме. Начиная с младшего школьного возраста, каждый обучающийся продуктивно взаимодействует с социумом, демонстрируя свое бережное отношение к природе, что в свою очередь является важным этапом формирования экологической компетентности[1].
Как известно, экологическая направленность в ФГОС является одной из особенностей. Впервые такие компоненты как экологическая культура, экологическое мышление, эколого-направленная деятельность определяются в качестве основных результатов образования [2].
Объект исследования - процесс формирования экологического образования и воспитания учащихся.
Предмет исследования - формирование экологической компетентности учащихся 8 классов.
Проблема исследования: выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 -х классов во внеурочной деятельности по химии.
Целью данной работы является: выявить педагогические условия и раскрыть особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Задачи:
I. Исследовать и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
II. Выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности.
III. Спроектировать и реализовать мероприятия на формирование экологической компетентности учащихся в рамках программы школьного курса химии 8 классов.
Гипотеза исследования - процесс формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии будет эффективным, если будут:
• реализован практико-ориентированный характер проектирования информации по экологии;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
• спроектированы и реализованы мероприятия и кружки направленные на дальнейшее формирование экологической компетентности;
• созданы педагогические условия для выявления и дальнейшего повышения критериальных показателей экологической компетентности.
Степень разработанности проблемы исследования: раскрыты в трудах Н.В.Артеменко, Н.В.Горбенко, Д.С.Ермаков, А.А.Макоедова, Н.П.Овсянникова, С.А.Павлова, Е.В.Слизкова и т.п. Огромный вклад в решении проблем экологического образования и воспитания, в развитие экологической культуры и современной педагогической теории внесли И.Т. Гайсин, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.П. Лаптев и другие.
Теоретическую основу исследования составили работы И.Г Агузаровой, С.Д. Дерябо, Е.Н. Дзятковской, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаевой, А.Ю. Либерова, Н.А. Мокиевской, Л.Е. Пистуновой и В.А. Ясвина.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
1. Теоретические - анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования формирования экологической компетентности старшеклассников на основе учебника экологии; конструирование методики исследовательской деятельности; конструирование методической системы развития экологической компетентности и условия ее реализации в практике.
2. Эмпирические - опытно-экспериментальная работа по изучению уровня сформированности экологической компетентности в начале исследования и после завершения педагогического эксперимента.
3. Социологическое анкетирование учащихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• спроектирована программа формирования экологической компетентности учащихся;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- исследованы особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии;
- раскрыты роль и значение исследования в формировании экологической компетентности учащихся 8 классов;
- выявлены педагогические условия эффективности формирования экологической компетентности учащихся.
Противоречие в науке и практике объясняется тем, что у большинства населения сформирована экологическая грамотность на низком уровне, низкая мотивация учащихся к решению проблем в области экологического образования, что требует усиления экологизации образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа мероприятий для способствования формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Материалы исследования могут быть использованы учителями химии, биологии и географии, когда рассматривается экологический аспект в образовании, в разработке внеурочных мероприятий, классных часов и элективных курсов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей, а также апробировались в образовательном процессе.
Структура и объем работы:
ВКР состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы включающего 54 источника, в том числе и зарубежных источников. Общий объем работы составляет 60 страниц, работа иллюстрирована таблицами. В работе представлено 4 приложения.
Как известно, экологическая направленность в ФГОС является одной из особенностей. Впервые такие компоненты как экологическая культура, экологическое мышление, эколого-направленная деятельность определяются в качестве основных результатов образования [2].
Объект исследования - процесс формирования экологического образования и воспитания учащихся.
Предмет исследования - формирование экологической компетентности учащихся 8 классов.
Проблема исследования: выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 -х классов во внеурочной деятельности по химии.
Целью данной работы является: выявить педагогические условия и раскрыть особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Задачи:
I. Исследовать и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
II. Выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности.
III. Спроектировать и реализовать мероприятия на формирование экологической компетентности учащихся в рамках программы школьного курса химии 8 классов.
Гипотеза исследования - процесс формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии будет эффективным, если будут:
• реализован практико-ориентированный характер проектирования информации по экологии;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
• спроектированы и реализованы мероприятия и кружки направленные на дальнейшее формирование экологической компетентности;
• созданы педагогические условия для выявления и дальнейшего повышения критериальных показателей экологической компетентности.
Степень разработанности проблемы исследования: раскрыты в трудах Н.В.Артеменко, Н.В.Горбенко, Д.С.Ермаков, А.А.Макоедова, Н.П.Овсянникова, С.А.Павлова, Е.В.Слизкова и т.п. Огромный вклад в решении проблем экологического образования и воспитания, в развитие экологической культуры и современной педагогической теории внесли И.Т. Гайсин, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.П. Лаптев и другие.
Теоретическую основу исследования составили работы И.Г Агузаровой, С.Д. Дерябо, Е.Н. Дзятковской, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаевой, А.Ю. Либерова, Н.А. Мокиевской, Л.Е. Пистуновой и В.А. Ясвина.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
1. Теоретические - анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования формирования экологической компетентности старшеклассников на основе учебника экологии; конструирование методики исследовательской деятельности; конструирование методической системы развития экологической компетентности и условия ее реализации в практике.
2. Эмпирические - опытно-экспериментальная работа по изучению уровня сформированности экологической компетентности в начале исследования и после завершения педагогического эксперимента.
3. Социологическое анкетирование учащихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• спроектирована программа формирования экологической компетентности учащихся;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- исследованы особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии;
- раскрыты роль и значение исследования в формировании экологической компетентности учащихся 8 классов;
- выявлены педагогические условия эффективности формирования экологической компетентности учащихся.
Противоречие в науке и практике объясняется тем, что у большинства населения сформирована экологическая грамотность на низком уровне, низкая мотивация учащихся к решению проблем в области экологического образования, что требует усиления экологизации образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа мероприятий для способствования формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Материалы исследования могут быть использованы учителями химии, биологии и географии, когда рассматривается экологический аспект в образовании, в разработке внеурочных мероприятий, классных часов и элективных курсов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей, а также апробировались в образовательном процессе.
Структура и объем работы:
ВКР состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы включающего 54 источника, в том числе и зарубежных источников. Общий объем работы составляет 60 страниц, работа иллюстрирована таблицами. В работе представлено 4 приложения.
Подводя итоги, можно сказать, что формирование экологической компетентности может реализоваться в рамках предмета химия, а именно во внеурочное время.
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся. В формировании экологической компетентности особую роль играют экологические игры и викторины, а также практические занятия и на наш взгляд, экологические акции в большей степени. Результаты проведенного тестирования показывают положительную динамику. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Благодаря проведенным мероприятиям, лекциям и субботникам повысилась и экологическая деятельность. Задачи экологического характера, которые мы решали на занятиях, способствовали формированию экологической компетентности учащихся.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
- предложены методологические подходы к формированию экологической компетентности учащихся 8-х классов;
- разработана программа кружка по химии «Химия в жизни человека»;
- определены условия формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов через сочетание урочно-внеурочного обучения с применением теоретических (рефераты, доклады, викторины) и практических форм учебной деятельности (проекты, субботники, участие в городских акциях с экологической направленностью).
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся и показало положительную динамику развития уровня экологической направленности, это было выявлено благодаря проведенному анкетированию. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся. В формировании экологической компетентности особую роль играют экологические игры и викторины, а также практические занятия и на наш взгляд, экологические акции в большей степени. Результаты проведенного тестирования показывают положительную динамику. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Благодаря проведенным мероприятиям, лекциям и субботникам повысилась и экологическая деятельность. Задачи экологического характера, которые мы решали на занятиях, способствовали формированию экологической компетентности учащихся.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
- предложены методологические подходы к формированию экологической компетентности учащихся 8-х классов;
- разработана программа кружка по химии «Химия в жизни человека»;
- определены условия формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов через сочетание урочно-внеурочного обучения с применением теоретических (рефераты, доклады, викторины) и практических форм учебной деятельности (проекты, субботники, участие в городских акциях с экологической направленностью).
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся и показало положительную динамику развития уровня экологической направленности, это было выявлено благодаря проведенному анкетированию. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Создание видеороликов занимательного характера как форма организации внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Интеграция уроков и внеурочной деятельности для достижения новых образовательных результатов в обучении биологии и химии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Методические условия организации учебных исследований растительного покрова г. Екатеринбурга школьниками в условиях внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ГЕОГРАФИИ НА ПРИМЕРЕ 9 КЛАССА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



