Введение
Глава 1. Проблема формирования экологической компетентности учащихся в научной литературе 8
1.1. Теоретические основы формирования экологической
компетентности учеников 8 класса во внеурочной деятельности 10
1.2. Сущность понятия «Экологическая компетентность» 22
1.3. Развитие экологической компетентности во внеурочной
деятельности 30
1.4. Экологическое образование на уроках и внеклассных занятиях по
химии 37
Глава 2. Особенности процесса формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов 42
2.1. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов на уроках химии 42
2.2. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов во внеурочной деятельности 45
2.3. Реализация мероприятий и кружка на формирование экологической
компетентности во внеурочной деятельности 46
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1. Анкета «Экологическая направленность учащихся» 67
Приложение 2. Рабочая программа факультатива по химии: «Химия в жизни человека» 68
Приложение 3. Внеурочное мероприятие (викторина) «Экологический бумеранг» 71
Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости повышения экологической грамотности учащихся. С развитием промышленности и прогресса глобальные экологические проблемы стали настоящей угрозой XXI в. В связи с чем, в школьном образовании стало уделяться еще большее внимание аспектам экологического воспитания. В предметные результаты федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в последнее время включают компоненты экологического воспитания в таких предметных областях как биология, география и химия. Развитие личности ориентируется на нравственно -духовном аспекте. Гражданская позиция личности в обществе изменяется с изменением статуса и вместе с тем осваиваются новые механизмы самореализации, самоориентации и саморегуляции в социуме. Начиная с младшего школьного возраста, каждый обучающийся продуктивно взаимодействует с социумом, демонстрируя свое бережное отношение к природе, что в свою очередь является важным этапом формирования экологической компетентности[1].
Как известно, экологическая направленность в ФГОС является одной из особенностей. Впервые такие компоненты как экологическая культура, экологическое мышление, эколого-направленная деятельность определяются в качестве основных результатов образования [2].
Объект исследования - процесс формирования экологического образования и воспитания учащихся.
Предмет исследования - формирование экологической компетентности учащихся 8 классов.
Проблема исследования: выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 -х классов во внеурочной деятельности по химии.
Целью данной работы является: выявить педагогические условия и раскрыть особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Задачи:
I. Исследовать и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
II. Выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности.
III. Спроектировать и реализовать мероприятия на формирование экологической компетентности учащихся в рамках программы школьного курса химии 8 классов.
Гипотеза исследования - процесс формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии будет эффективным, если будут:
• реализован практико-ориентированный характер проектирования информации по экологии;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
• спроектированы и реализованы мероприятия и кружки направленные на дальнейшее формирование экологической компетентности;
• созданы педагогические условия для выявления и дальнейшего повышения критериальных показателей экологической компетентности.
Степень разработанности проблемы исследования: раскрыты в трудах Н.В.Артеменко, Н.В.Горбенко, Д.С.Ермаков, А.А.Макоедова, Н.П.Овсянникова, С.А.Павлова, Е.В.Слизкова и т.п. Огромный вклад в решении проблем экологического образования и воспитания, в развитие экологической культуры и современной педагогической теории внесли И.Т. Гайсин, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.П. Лаптев и другие.
Теоретическую основу исследования составили работы И.Г Агузаровой, С.Д. Дерябо, Е.Н. Дзятковской, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаевой, А.Ю. Либерова, Н.А. Мокиевской, Л.Е. Пистуновой и В.А. Ясвина.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
1. Теоретические - анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования формирования экологической компетентности старшеклассников на основе учебника экологии; конструирование методики исследовательской деятельности; конструирование методической системы развития экологической компетентности и условия ее реализации в практике.
2. Эмпирические - опытно-экспериментальная работа по изучению уровня сформированности экологической компетентности в начале исследования и после завершения педагогического эксперимента.
3. Социологическое анкетирование учащихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• спроектирована программа формирования экологической компетентности учащихся;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- исследованы особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии;
- раскрыты роль и значение исследования в формировании экологической компетентности учащихся 8 классов;
- выявлены педагогические условия эффективности формирования экологической компетентности учащихся.
Противоречие в науке и практике объясняется тем, что у большинства населения сформирована экологическая грамотность на низком уровне, низкая мотивация учащихся к решению проблем в области экологического образования, что требует усиления экологизации образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа мероприятий для способствования формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Материалы исследования могут быть использованы учителями химии, биологии и географии, когда рассматривается экологический аспект в образовании, в разработке внеурочных мероприятий, классных часов и элективных курсов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей, а также апробировались в образовательном процессе.
Структура и объем работы:
ВКР состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы включающего 54 источника, в том числе и зарубежных источников. Общий объем работы составляет 60 страниц, работа иллюстрирована таблицами. В работе представлено 4 приложения.
Подводя итоги, можно сказать, что формирование экологической компетентности может реализоваться в рамках предмета химия, а именно во внеурочное время.
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся. В формировании экологической компетентности особую роль играют экологические игры и викторины, а также практические занятия и на наш взгляд, экологические акции в большей степени. Результаты проведенного тестирования показывают положительную динамику. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Благодаря проведенным мероприятиям, лекциям и субботникам повысилась и экологическая деятельность. Задачи экологического характера, которые мы решали на занятиях, способствовали формированию экологической компетентности учащихся.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
- предложены методологические подходы к формированию экологической компетентности учащихся 8-х классов;
- разработана программа кружка по химии «Химия в жизни человека»;
- определены условия формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов через сочетание урочно-внеурочного обучения с применением теоретических (рефераты, доклады, викторины) и практических форм учебной деятельности (проекты, субботники, участие в городских акциях с экологической направленностью).
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся и показало положительную динамику развития уровня экологической направленности, это было выявлено благодаря проведенному анкетированию. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
1. Агузарова И.Г. Этноэкологическое воспитание младших школьников. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010. - 105 с.
2. Агузарова И.Г. Экологическое воспитание младших школьников средствами краеведения на уроке. Методическое пособие для учителей. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 36 с.
3. Агузарова И.Г. Эколого-краеведческая внеклассная работа в начальных классах. Методическое пособие для учителей. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 36 с.
4. Алексюк А.Н. Особенности структуры учебно-познавательной мотивации студентов университетов, Проблемы высшей школы, 1984, 52, 10-12.
5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М.: МИСиС, 2006.
6. Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием //Химия в школе. - 2000.- № 3.
7. Белых, О.А. Экологическая компетенция специалиста / О.А. Белых, Л.А. Лаврентьева // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб. статей междунар. науч.- практ. конф. - Иркутск, 2008.
8. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Кн.для учителя, М.: Просвещение, 1989, 160.
9. Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Нижний Новгород, 1996, 150 с.
10. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
11. Горбенко Н.В., Формирование химико-экологических компетентностей обучающихся в процессе изучения школьного курса химии, Актуальные прблемы современной педагогики и образования, 58-63
12. Горлачев В.П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект: Дис. ... д-ра пед. наук. - Чита, 2005.
13. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.
14. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных Стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011.
15. Ермаков Д.С. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании / Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова // Экологическое образование. - 2004. - №4.
16. Ермаков Д.С. Применение компетентностного подхода в экологическом образовании школьников // Вестник РУДН: Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 3— 4. — С. 188—193.
17. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся / Д.С. Ермаков. - М.: МИОО, 2009.
18. Ермаков Д.С., Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования // Вестник РУДН, М., 2008. — С. 86—90.
19. Залитайло, И.В. Проблема экологизации сознания: нравственный аспект / И.В. Залитайло // Устойчивое развитие и экологическое образование: сб. материалов научно - теоретического семинара - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2011
20. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: Дис. ... д-ра пед.наук, М, 1987, 389.
21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: МИСиС, 2004.
22. Калмыков А.А. Ведение в экологическую психологию, М.: Изд-во МНЭПУ, 1999, 128.
23. Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры и безопасного образа жизни старшеклассников // European Social Science Journal. - 2015. - № 4. - С. 128-133.
24. Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Особенности формирования экологической культуры и безопасного образа жизни обучающихся // Научный альманах.
- 2015. - №4 (6). - С. 127-131.
25. Кокаева И.Ю., Саханский Ю.В. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков // Известия Российской Академии образования. - 2014.
- №1. - С.120-126.
26. Кровельщикова Т.Н., Коршунов А.В. Из опыта реализации экологического подхода к обучению химии //Химия в школе. - 2002. - № 8, С. 40-42.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
28. Мокиевская Н.А. Сформированность компонентов экологической культуры у учащихся 5-9 классов / Н.А. Мокиевская, М.В. Вьюнова, М.В. Козлова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2015.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество.- М.: Из-во центр «Академия», 2000., с. 93-165.
30. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-с.336.
31. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.
32. Пистунова Л.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза: Дис. ... канд.пед.наук, Кемерово, 2006, 233.
33. Плешаков А.А. Экология для младших школьников.-М.Просвещение,2005,-289с.
34. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация, М: Когито-Центр, 2002, 394.
35. Елена Владимировна Слизкова, Формирование кологической компетентности у младших школьников в аспекте реализации ФГОС второго поколения, Научный журнал, Экологический мониторинг и биоразнообразие, 198-199.
36. Соколова И.И. Конструирование образовательных программ высшего естественнонаучного педагогического образования как теоретическая проблема, Непрерывное педагогическое образование: Естественнонаучное образование, СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002, 120.
37. Суханова О.Н. О конференции министров образования при Совете Европы О.Н. Суханова, Народное образование, 2010, 8, 51-53.
38. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание, Проблема смысла в науках о человеке, М: Смысл, 2005, 7-26.
39. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. — М.: МИСиС, 2004.
40. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. -1986, N8, C.63-64.
41. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. — М.: Наука, 1990.
42. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М., 1968.
43. ФГОС среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru (22.06.18)
44. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. II. Среднее (полное) общее образование. — М., 2004.
45. Формирование личности: трудности комплексного подхода в процессе воспитания школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. - М., 1983.
46. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. // Начальная школа. -1984, N9, C.63-65.
47. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». — http://www.eidos.ru/ioumal/2005/1212.htm.
48. Цветкова И.В. Эко-проект "малеханький принц", либо Экологические задания маленьким обладателям нашей планеты. М., 1994.
49. Чуркова Р.Г. Сохраним планету.-М.1997.
50. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с
51. Шпотова Т.В. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 198с.
52. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л. П. Печко. - М., 1984.
53. Эрдынеева, К.Г., Кадашникова, Э.Б. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности / К.Г. Эрдынеева, Э.Б. Кадашникова // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1.
54. Children’s book series and associated curricula support elementary education and outreach in water resources, Chris Ray,Diane M. McKnight,Marcie D. Bidwell,Tiffany Fourment,Colleen Flanagan Pritz &Amy H. Rinehart, Pages 795-804 | Received 01 Jul 2014, Accepted 10 May 2015, Published online: 02 Jun 2015