Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ

Работа №34611

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
774
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Проблема формирования экологической компетентности учащихся в научной литературе 8
1.1. Теоретические основы формирования экологической
компетентности учеников 8 класса во внеурочной деятельности 10
1.2. Сущность понятия «Экологическая компетентность» 22
1.3. Развитие экологической компетентности во внеурочной
деятельности 30
1.4. Экологическое образование на уроках и внеклассных занятиях по
химии 37
Глава 2. Особенности процесса формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов 42
2.1. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов на уроках химии 42
2.2. Особенности формирования экологической компетентности
учащихся 8-х классов во внеурочной деятельности 45
2.3. Реализация мероприятий и кружка на формирование экологической
компетентности во внеурочной деятельности 46
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение 1. Анкета «Экологическая направленность учащихся» 67
Приложение 2. Рабочая программа факультатива по химии: «Химия в жизни человека» 68
Приложение 3. Внеурочное мероприятие (викторина) «Экологический бумеранг» 71 



Актуальность проблемы исследования заключается в необходимости повышения экологической грамотности учащихся. С развитием промышленности и прогресса глобальные экологические проблемы стали настоящей угрозой XXI в. В связи с чем, в школьном образовании стало уделяться еще большее внимание аспектам экологического воспитания. В предметные результаты федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в последнее время включают компоненты экологического воспитания в таких предметных областях как биология, география и химия. Развитие личности ориентируется на нравственно -духовном аспекте. Гражданская позиция личности в обществе изменяется с изменением статуса и вместе с тем осваиваются новые механизмы самореализации, самоориентации и саморегуляции в социуме. Начиная с младшего школьного возраста, каждый обучающийся продуктивно взаимодействует с социумом, демонстрируя свое бережное отношение к природе, что в свою очередь является важным этапом формирования экологической компетентности[1].
Как известно, экологическая направленность в ФГОС является одной из особенностей. Впервые такие компоненты как экологическая культура, экологическое мышление, эколого-направленная деятельность определяются в качестве основных результатов образования [2].
Объект исследования - процесс формирования экологического образования и воспитания учащихся.
Предмет исследования - формирование экологической компетентности учащихся 8 классов.
Проблема исследования: выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 -х классов во внеурочной деятельности по химии.
Целью данной работы является: выявить педагогические условия и раскрыть особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Задачи:
I. Исследовать и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
II. Выявить особенности формирования экологической компетентности учащихся в урочной и во внеурочной деятельности.
III. Спроектировать и реализовать мероприятия на формирование экологической компетентности учащихся в рамках программы школьного курса химии 8 классов.
Гипотеза исследования - процесс формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии будет эффективным, если будут:
• реализован практико-ориентированный характер проектирования информации по экологии;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
• спроектированы и реализованы мероприятия и кружки направленные на дальнейшее формирование экологической компетентности;
• созданы педагогические условия для выявления и дальнейшего повышения критериальных показателей экологической компетентности.
Степень разработанности проблемы исследования: раскрыты в трудах Н.В.Артеменко, Н.В.Горбенко, Д.С.Ермаков, А.А.Макоедова, Н.П.Овсянникова, С.А.Павлова, Е.В.Слизкова и т.п. Огромный вклад в решении проблем экологического образования и воспитания, в развитие экологической культуры и современной педагогической теории внесли И.Т. Гайсин, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.П. Лаптев и другие.
Теоретическую основу исследования составили работы И.Г Агузаровой, С.Д. Дерябо, Е.Н. Дзятковской, Д.С. Ермакова, А.Н. Захлебного, К.А. Калустьянц, И.Ю. Кокаевой, А.Ю. Либерова, Н.А. Мокиевской, Л.Е. Пистуновой и В.А. Ясвина.
В выпускной квалификационной работе использовались следующие методики исследования:
1. Теоретические - анализ и обобщение научно-экологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования формирования экологической компетентности старшеклассников на основе учебника экологии; конструирование методики исследовательской деятельности; конструирование методической системы развития экологической компетентности и условия ее реализации в практике.
2. Эмпирические - опытно-экспериментальная работа по изучению уровня сформированности экологической компетентности в начале исследования и после завершения педагогического эксперимента.
3. Социологическое анкетирование учащихся.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• спроектирована программа формирования экологической компетентности учащихся;
• разработана рабочая программа кружка по экологии «Химия в жизни человека», спроектированы и реализованы мероприятия по химии, содержащий экологический аспект.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- исследованы особенности формирования экологической компетентности учащихся 8 класса во внеурочной деятельности по химии;
- раскрыты роль и значение исследования в формировании экологической компетентности учащихся 8 классов;
- выявлены педагогические условия эффективности формирования экологической компетентности учащихся.
Противоречие в науке и практике объясняется тем, что у большинства населения сформирована экологическая грамотность на низком уровне, низкая мотивация учащихся к решению проблем в области экологического образования, что требует усиления экологизации образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана программа мероприятий для способствования формирования экологической компетентности учащихся 8 классов во внеурочной деятельности по химии.
Материалы исследования могут быть использованы учителями химии, биологии и географии, когда рассматривается экологический аспект в образовании, в разработке внеурочных мероприятий, классных часов и элективных курсов.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования, его цели и задачам, экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей, а также апробировались в образовательном процессе.
Структура и объем работы:
ВКР состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы включающего 54 источника, в том числе и зарубежных источников. Общий объем работы составляет 60 страниц, работа иллюстрирована таблицами. В работе представлено 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сказать, что формирование экологической компетентности может реализоваться в рамках предмета химия, а именно во внеурочное время.
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся. В формировании экологической компетентности особую роль играют экологические игры и викторины, а также практические занятия и на наш взгляд, экологические акции в большей степени. Результаты проведенного тестирования показывают положительную динамику. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.
Благодаря проведенным мероприятиям, лекциям и субботникам повысилась и экологическая деятельность. Задачи экологического характера, которые мы решали на занятиях, способствовали формированию экологической компетентности учащихся.
Результаты проведенного исследования подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
- предложены методологические подходы к формированию экологической компетентности учащихся 8-х классов;
- разработана программа кружка по химии «Химия в жизни человека»;
- определены условия формирования экологической компетентности учащихся 8-х классов через сочетание урочно-внеурочного обучения с применением теоретических (рефераты, доклады, викторины) и практических форм учебной деятельности (проекты, субботники, участие в городских акциях с экологической направленностью).
Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование способствует формированию экологической компетентности учащихся и показало положительную динамику развития уровня экологической направленности, это было выявлено благодаря проведенному анкетированию. Гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи решены.



1. Агузарова И.Г. Этноэкологическое воспитание младших школьников. - Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2010. - 105 с.
2. Агузарова И.Г. Экологическое воспитание младших школьников средствами краеведения на уроке. Методическое пособие для учителей. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 36 с.
3. Агузарова И.Г. Эколого-краеведческая внеклассная работа в начальных классах. Методическое пособие для учителей. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2012. - 36 с.
4. Алексюк А.Н. Особенности структуры учебно-познавательной мотивации студентов университетов, Проблемы высшей школы, 1984, 52, 10-12.
5. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. — М.: МИСиС, 2006.
6. Безуевская В.А. Химические задачи с экологическим содержанием //Химия в школе. - 2000.- № 3.
7. Белых, О.А. Экологическая компетенция специалиста / О.А. Белых, Л.А. Лаврентьева // Актуальные проблемы права, экономики и управления: сб. статей междунар. науч.- практ. конф. - Иркутск, 2008.
8. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии: Кн.для учителя, М.: Просвещение, 1989, 160.
9. Винокурова Н.Ф. Интеграция экологических знаний. Нижний Новгород, 1996, 150 с.
10. Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
11. Горбенко Н.В., Формирование химико-экологических компетентностей обучающихся в процессе изучения школьного курса химии, Актуальные прблемы современной педагогики и образования, 58-63
12. Горлачев В.П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект: Дис. ... д-ра пед. наук. - Чита, 2005.
13. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психология и педагогика. — Ростов н/Д: Феникс, 1996.
14. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в Федеральных Государственных Стандартах второго поколения. М.: Образование и экология, 2011.
15. Ермаков Д.С. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании / Д.С. Ермаков, Г.Д. Петрова // Экологическое образование. - 2004. - №4.
16. Ермаков Д.С. Применение компетентностного подхода в экологическом образовании школьников // Вестник РУДН: Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 3— 4. — С. 188—193.
17. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся / Д.С. Ермаков. - М.: МИОО, 2009.
18. Ермаков Д.С., Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования // Вестник РУДН, М., 2008. — С. 86—90.
19. Залитайло, И.В. Проблема экологизации сознания: нравственный аспект / И.В. Залитайло // Устойчивое развитие и экологическое образование: сб. материалов научно - теоретического семинара - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т., 2011
20. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: Теоретическое обоснование и пути реализации: Дис. ... д-ра пед.наук, М, 1987, 389.
21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: МИСиС, 2004.
22. Калмыков А.А. Ведение в экологическую психологию, М.: Изд-во МНЭПУ, 1999, 128.
23. Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю. Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования экологической культуры и безопасного образа жизни старшеклассников // European Social Science Journal. - 2015. - № 4. - С. 128-133.
24. Калустьянц К.А., Кокаева И.Ю., Таутиева Л.М. Особенности формирования экологической культуры и безопасного образа жизни обучающихся // Научный альманах.
- 2015. - №4 (6). - С. 127-131.
25. Кокаева И.Ю., Саханский Ю.В. Актуальные проблемы формирования культуры безопасности у детей и подростков // Известия Российской Академии образования. - 2014.
- №1. - С.120-126.
26. Кровельщикова Т.Н., Коршунов А.В. Из опыта реализации экологического подхода к обучению химии //Химия в школе. - 2002. - № 8, С. 40-42.
27. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
28. Мокиевская Н.А. Сформированность компонентов экологической культуры у учащихся 5-9 классов / Н.А. Мокиевская, М.В. Вьюнова, М.В. Козлова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2015.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество.- М.: Из-во центр «Академия», 2000., с. 93-165.
30. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-с.336.
31. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.
32. Пистунова Л.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза: Дис. ... канд.пед.наук, Кемерово, 2006, 233.
33. Плешаков А.А. Экология для младших школьников.-М.Просвещение,2005,-289с.
34. Равен Д. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация, М: Когито-Центр, 2002, 394.
35. Елена Владимировна Слизкова, Формирование кологической компетентности у младших школьников в аспекте реализации ФГОС второго поколения, Научный журнал, Экологический мониторинг и биоразнообразие, 198-199.
36. Соколова И.И. Конструирование образовательных программ высшего естественнонаучного педагогического образования как теоретическая проблема, Непрерывное педагогическое образование: Естественнонаучное образование, СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002, 120.
37. Суханова О.Н. О конференции министров образования при Совете Европы О.Н. Суханова, Народное образование, 2010, 8, 51-53.
38. Тульчинский Г.Л. Смысл и гуманитарное знание, Проблема смысла в науках о человеке, М: Смысл, 2005, 7-26.
39. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. — М.: МИСиС, 2004.
40. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе. // Начальная школа. -1986, N8, C.63-64.
41. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. — М.: Наука, 1990.
42. Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М., 1968.
43. ФГОС среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru (22.06.18)
44. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч. II. Среднее (полное) общее образование. — М., 2004.
45. Формирование личности: трудности комплексного подхода в процессе воспитания школьников /Под ред. Г. Н. Филонова. - М., 1983.
46. Холомкина А.И. Осенняя экскурсия в парк. // Начальная школа. -1984, N9, C.63-65.
47. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». — http://www.eidos.ru/ioumal/2005/1212.htm.
48. Цветкова И.В. Эко-проект "малеханький принц", либо Экологические задания маленьким обладателям нашей планеты. М., 1994.
49. Чуркова Р.Г. Сохраним планету.-М.1997.
50. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с
51. Шпотова Т.В. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 198с.
52. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. Л. П. Печко. - М., 1984.
53. Эрдынеева, К.Г., Кадашникова, Э.Б. Экологическая компетентность как феномен педагогической реальности / К.Г. Эрдынеева, Э.Б. Кадашникова // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 1.
54. Children’s book series and associated curricula support elementary education and outreach in water resources, Chris Ray,Diane M. McKnight,Marcie D. Bidwell,Tiffany Fourment,Colleen Flanagan Pritz &Amy H. Rinehart, Pages 795-804 | Received 01 Jul 2014, Accepted 10 May 2015, Published online: 02 Jun 2015


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ