Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №34593

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев. 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составили экспериментальную группу. У всех детей старшего дошкольного возраста диагностировано ОНР II уровня: 5 дошкольников с афазией, 5 дошкольников с моторной алалией. 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составили контрольную группу.
Есть приложение (Дидактическая игра «Цыплёнок и утёнок»).
Если для данной работы поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы сформированности активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 6
1.1 Характеристика особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 6
1.2 Специфика активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 12
1.3 Методы и приемы формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 16
Глава 2 Экспериментальное исследование состояния словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 38


Словарь один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Словарный запас дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких, как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов; многочисленные вербальные парафразии; несформированность семантических полей; дисгармоничное развитие морфологической и синтаксической систем языка; затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей; морфологические аграмматизмы (Л.П. Федоренко и др.) [35].
Степень изученности. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время в отечественной и зарубежной специальной психологии и специальной педагогике отмечается интерес к возможно более ранней коррекции развития детей с речевыми нарушениями. В тоже время работ, посвященных изучению различных аспектов общего недоразвития речи, в частности, состоянию словаря прилагательных, в доступной нам литературе обнаружено недостаточно. Эта проблема рассматривается в исследованиях В.А. Калягина, О.А. Ковалевой, И.М. Ладоговой, К.С. Лещенко и др. А.И. Баева, В.А. Калягин, Н.А. Лиман, И.А. Смирнова, М.Е. Хватцев и др. исследовали особенности сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. А.И. Лаврентьевой, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой, О.В. Шичаниной и др. определены педагогические условия, влияющие на формирование словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Проблема исследования заключается в определении сособенностей формирования активного словаря прилагательных у деетй старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель работы – изучить специфику активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Объект исследования – активный словарь прилагательных.
Предмет исследования – специфика активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: специфика формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня находится в прямой зависимости от тяжести протекания речевого дефекта и педагогических условий, созданных для обучения и развития деетй данной категории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
2. Дать характеристику специфики активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3. Выявить состояние активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в экспериментальном исследовании.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2017 г. – октябрь 2017 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2017 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели состояния активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Третий этап (январь 2018 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты
База исследования: МДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 37 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 1-го приложения. Работа включает в себя 4 таблиц, 4 графиков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Воспитание правильной речи у детей является одной из основных проблем логопедии. У некоторых детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте происходит задержка формирования всех компонентов речевой системы. Такая форма патологии речи определяется как общее недоразвитие речи (ОНР). Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Затруднения касаются также в подборе относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Анализ особенностей сформированности активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, показал, что дети имеют ряд проблем в речевом развитии – это вербальные парафразии, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов. Все это указывает на необходимость проведения педагогической работы, способствующей развитию указанного процесса.
В ходе коррекционно-логопедической работы по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, как правило, пополняется пассивный и активный словарь прилагательных, обогащается словарь прилагательных антонимами, формируется способность образовывать прилагательные от существительных.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать ряд выводов:
1. Атрибутивный словарь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня более развит, чем у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. В ходе применения методики «Атрибутивный словарь дошкольников» Е.А. Стреблевой в экспериментальной группе детей не было ни одного случая адекватного употребления прилагательных. Дети данной группы затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью.
2. Было установлено, что активный словарь прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, менее развит, чем активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Безошибочно с заданиями по методике «Антонимия словаря признаков» Е.А. Стреблевой никто из детей экспериментальной группы не справился. Детям было сложно подобрать антонимы-прилагательные. В результате исследования выявлены многочисленные специфические ошибки в установлении антонимических отношений: дошкольники с общим недоразвитием речи уровня испытывали значительные трудности в подборе антонимов. Их умения и навыки оказались фактически несформированными.
4. По результатам выполнения диагностических заданий не было выявлено дошкольников контрольной группы (дошкольники с ОНР III уровня) с низким уровнем развития способности определять предмет по его признакам, в экспериментальной группе (дошкольники с ОНР II уровня) таких детей было 8 (80%).
5. На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс овладения словарем прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня не может формироваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Антонова, Л. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов [Текст] / Л. И. Антонова. – Москва : Академия, 2016. – 400 с.
2. Баева, А. И. Изучение состояния речевых процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / А. И. Баева // Логопед. – №2. – 2016. – С. 40-43.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – 874 с.
4. Грибанова, О. Е. Особенности активного и пассивного словаря детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Е. Грибанова // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 6. – С. 7-16.
5. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Эксмо, 2015. – 288 с.
6. Калягин, В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд., стер. [Текст] / В. А. Калягин – Москва : Академия, 2015. – 320 с.
7. Карпукова, В. А. Ситуация речевого развития в старшем дошкольном возрасте [Текст] / В. А. Карпукова // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 63-66.
8. Каспарова, Н. И. Логопедия [Текст] / Н. И. Каспарова. – Москва : АСТ, 2014. – 584 с.
9. Ковалева, О. А. Дидактические игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / О. А. Ковалева // Практический психолог и логопед. – 2016. – № 1. – С. 46-55.
10. Ковалева, О. А. Лексика, грамматика, связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / О. А. Ковалева. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 119 с.
11. Коробов, Л. Д. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / Л. Д. Коробов. – Санкт-Петербург : Речь, 2012. – 380 с.
12. Кудрявцева, Л. А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Кудрявцева. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
13. Кухоренко, Л. А. Речевое развитие дошкольников с ОНР [Текст] / Л. А. Кухоренко. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2014. – 248 с.
14. Лаврентьева, А. И. Особенности лексики дошкольников с ОНР [Текст] / А. И. Лаврентьева // Дефектолог. – 2016. – №4. – С. 52-56.
15. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина. – Москва : Инфра-М, 2015. – 369 с.
16. Лещенко, К. С. Методика развития лексической стороны речи на занятиях в детском саду [Текст] / К. С. Лещенко. – Москва : ТЦ Сфера, 2016. – 156 с.
17. Лиман, Н. А. Лексическое развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Н. А. Лиман // Логопедия. – 2016. – №4. – С. 58-59.
18. Логинова, В. И. Формирование словаря дошкольника с ОНР [Текст] / В. И. Логинова // Дефектология. – 2015. – №4. – С. 52-55.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с ОНР [Текст] / Л. В. Лопатина, О. В. Иванова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 176 с.
20. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищаева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 125 с.
21. Новоселова, З. Н. Организация совместной коррекционной работы учителя-логопеда и воспитателя в группах для детей с ОНР [Текст] / З. Н. Новоселова // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 6. – С. 44-50.
22. Олту, С. П. Изучение речевого развития дошкольников с задержкой психического развития с помощью разных диагностических систем [Текст] / С. П. Олту // Коррекционная педагогика. – 2014. – № 2 (апр.-июнь). – С. 63-65.
23. Перышкина, О. Л. Речевая деятельность дошкольников на занятиях в детском саду [Текст] / О. Л. Перышкина // Логопед. – 2016. – №3. – С. 32-34.
24. Рогова, П. Д. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П. Д. Рогова. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 169 с.
25. Рыбина, А. Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников [Текст] / А. Ф. Рыбина. – Волгоград : Учитель, 2013. – 91 с.
26. Светличная, А. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2016. – № 3 (май-июнь). – С. 58-62.
27. Смирнова, И. А. Обследование словаря прилагательных у старших дошкольников с ОНР [Текст] / И. А. Смирнова // Логопедия сегодня. – 2016. – № 4 (окт.-дек.). – С. 19-23.
28. Соколова, Г. Д. Организация логопедической работы в детском саду [Текст] / Г. Д. Соколова // Логопед. – 2016. – №2. – С. 26-32.
29. Соколова, Е. Н. Развитие словаря дошкольников [Текст] / Е. Н. Соколова // Дефектология. – 2014. – №2. – С. 52-56.
30. Спирова, Л. Ф. Особенности речевого развития дошкольников с ОНР. Пособие для практикующих логопедов [Текст] / Л. Ф. Спирова. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 584 с.
31. Тенкачева, Т. Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. Р. Тенкачева // Специальное образование. – 2014. – № 1. – С. 68–78.
32. Тихонова, Г. А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи [Текст] / Г. А. Тихонова // Логопед в детском саду. – 2010. – № 6–7. – С. 76–81.
33. Ткаченко, Т. А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. Пособие для логопедов [Текст] / Т. А. Ткаченко. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 127 с.
34. Тушканова, Г. Е. Особенности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Г. Е. Тушканова // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 23-25.
35. Федоренко, Л. П. Этапы формирования словаря дошкольника [Текст] / Л.П. Федоренко // Логопед. – 2016. – №3. – С. 61-65.
36. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста : Практическое пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 224 с.
37. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва : Академия, 2015. – 285 с.
38. Шичанина, О .В. Семантическая структура слова и основные аспекты работы над лексикой с дошкольниками [Текст] / О. В. Шичанина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. – № 6. – С. 61-65.
39. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст] / М. Е. Хватцев. – Москва : АСТ, 2012. – 266 с
40. Яркова, Д. Л. Создание предметно-развивающей среды для успешного развития словаря страшего дошкольника [Текст] / Д. Л. Яркова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ