Формирование активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев. 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составили экспериментальную группу. У всех детей старшего дошкольного возраста диагностировано ОНР II уровня: 5 дошкольников с афазией, 5 дошкольников с моторной алалией. 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составили контрольную группу.
Есть приложение (Дидактическая игра «Цыплёнок и утёнок»).
Если для данной работы поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы сформированности активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 6
1.1 Характеристика особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 6
1.2 Специфика активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 12
1.3 Методы и приемы формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 16
Глава 2 Экспериментальное исследование состояния словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста от 5 лет 4 месяцев до 6 лет 7 месяцев. 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи составили экспериментальную группу. У всех детей старшего дошкольного возраста диагностировано ОНР II уровня: 5 дошкольников с афазией, 5 дошкольников с моторной алалией. 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составили контрольную группу.
Есть приложение (Дидактическая игра «Цыплёнок и утёнок»).
Если для данной работы поменять название базы исследования, то она подойдет для любого города и вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы сформированности активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 6
1.1 Характеристика особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 6
1.2 Специфика активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 12
1.3 Методы и приемы формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 16
Глава 2 Экспериментальное исследование состояния словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 21
2.1 Организация и методика исследования 21
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
Словарь один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Словарный запас дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких, как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов; многочисленные вербальные парафразии; несформированность семантических полей; дисгармоничное развитие морфологической и синтаксической систем языка; затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей; морфологические аграмматизмы (Л.П. Федоренко и др.) [35].
Степень изученности. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время в отечественной и зарубежной специальной психологии и специальной педагогике отмечается интерес к возможно более ранней коррекции развития детей с речевыми нарушениями. В тоже время работ, посвященных изучению различных аспектов общего недоразвития речи, в частности, состоянию словаря прилагательных, в доступной нам литературе обнаружено недостаточно. Эта проблема рассматривается в исследованиях В.А. Калягина, О.А. Ковалевой, И.М. Ладоговой, К.С. Лещенко и др. А.И. Баева, В.А. Калягин, Н.А. Лиман, И.А. Смирнова, М.Е. Хватцев и др. исследовали особенности сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. А.И. Лаврентьевой, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой, О.В. Шичаниной и др. определены педагогические условия, влияющие на формирование словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Проблема исследования заключается в определении сособенностей формирования активного словаря прилагательных у деетй старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель работы – изучить специфику активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Объект исследования – активный словарь прилагательных.
Предмет исследования – специфика активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: специфика формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня находится в прямой зависимости от тяжести протекания речевого дефекта и педагогических условий, созданных для обучения и развития деетй данной категории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
2. Дать характеристику специфики активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3. Выявить состояние активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в экспериментальном исследовании.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2017 г. – октябрь 2017 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2017 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели состояния активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Третий этап (январь 2018 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты
База исследования: МДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 37 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 1-го приложения. Работа включает в себя 4 таблиц, 4 графиков.
Словарный запас дошкольников с ОНР характеризуется рядом особенностей, таких, как: ограниченность лексики; резкое расхождение объема активного и пассивного словаря; неточное употребление слов; многочисленные вербальные парафразии; несформированность семантических полей; дисгармоничное развитие морфологической и синтаксической систем языка; затруднения в выборе грамматических средств для выражения мыслей; морфологические аграмматизмы (Л.П. Федоренко и др.) [35].
Степень изученности. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В настоящее время в отечественной и зарубежной специальной психологии и специальной педагогике отмечается интерес к возможно более ранней коррекции развития детей с речевыми нарушениями. В тоже время работ, посвященных изучению различных аспектов общего недоразвития речи, в частности, состоянию словаря прилагательных, в доступной нам литературе обнаружено недостаточно. Эта проблема рассматривается в исследованиях В.А. Калягина, О.А. Ковалевой, И.М. Ладоговой, К.С. Лещенко и др. А.И. Баева, В.А. Калягин, Н.А. Лиман, И.А. Смирнова, М.Е. Хватцев и др. исследовали особенности сформированности словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста. А.И. Лаврентьевой, О.Л. Перышкиной, Е.Н. Соколовой, О.В. Шичаниной и др. определены педагогические условия, влияющие на формирование словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Проблема исследования заключается в определении сособенностей формирования активного словаря прилагательных у деетй старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Цель работы – изучить специфику активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Объект исследования – активный словарь прилагательных.
Предмет исследования – специфика активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования: специфика формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня находится в прямой зависимости от тяжести протекания речевого дефекта и педагогических условий, созданных для обучения и развития деетй данной категории.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
2. Дать характеристику специфики активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3. Выявить состояние активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в экспериментальном исследовании.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2017 г. – октябрь 2017 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2017 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели состояния активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Третий этап (январь 2018 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты
База исследования: МДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида (г. Барнаул).
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 37 страниц состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, 1-го приложения. Работа включает в себя 4 таблиц, 4 графиков.
Воспитание правильной речи у детей является одной из основных проблем логопедии. У некоторых детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте происходит задержка формирования всех компонентов речевой системы. Такая форма патологии речи определяется как общее недоразвитие речи (ОНР). Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи отстает от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Затруднения касаются также в подборе относительных прилагательных, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений.
Анализ особенностей сформированности активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, показал, что дети имеют ряд проблем в речевом развитии – это вербальные парафразии, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов. Все это указывает на необходимость проведения педагогической работы, способствующей развитию указанного процесса.
В ходе коррекционно-логопедической работы по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, как правило, пополняется пассивный и активный словарь прилагательных, обогащается словарь прилагательных антонимами, формируется способность образовывать прилагательные от существительных.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать ряд выводов:
1. Атрибутивный словарь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня более развит, чем у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. В ходе применения методики «Атрибутивный словарь дошкольников» Е.А. Стреблевой в экспериментальной группе детей не было ни одного случая адекватного употребления прилагательных. Дети данной группы затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью.
2. Было установлено, что активный словарь прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, менее развит, чем активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Безошибочно с заданиями по методике «Антонимия словаря признаков» Е.А. Стреблевой никто из детей экспериментальной группы не справился. Детям было сложно подобрать антонимы-прилагательные. В результате исследования выявлены многочисленные специфические ошибки в установлении антонимических отношений: дошкольники с общим недоразвитием речи уровня испытывали значительные трудности в подборе антонимов. Их умения и навыки оказались фактически несформированными.
4. По результатам выполнения диагностических заданий не было выявлено дошкольников контрольной группы (дошкольники с ОНР III уровня) с низким уровнем развития способности определять предмет по его признакам, в экспериментальной группе (дошкольники с ОНР II уровня) таких детей было 8 (80%).
5. На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс овладения словарем прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня не может формироваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Анализ особенностей сформированности активного словаря имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, показал, что дети имеют ряд проблем в речевом развитии – это вербальные парафразии, трудности в дифференциации качества предметов, замены слов, узкое понимание значений слов, неточности употребления слов. Все это указывает на необходимость проведения педагогической работы, способствующей развитию указанного процесса.
В ходе коррекционно-логопедической работы по формированию словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, как правило, пополняется пассивный и активный словарь прилагательных, обогащается словарь прилагательных антонимами, формируется способность образовывать прилагательные от существительных.
Проведенное экспериментальное исследование позволило сформулировать ряд выводов:
1. Атрибутивный словарь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня более развит, чем у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня. В ходе применения методики «Атрибутивный словарь дошкольников» Е.А. Стреблевой в экспериментальной группе детей не было ни одного случая адекватного употребления прилагательных. Дети данной группы затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью.
2. Было установлено, что активный словарь прилагательных детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня, менее развит, чем активный словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Безошибочно с заданиями по методике «Антонимия словаря признаков» Е.А. Стреблевой никто из детей экспериментальной группы не справился. Детям было сложно подобрать антонимы-прилагательные. В результате исследования выявлены многочисленные специфические ошибки в установлении антонимических отношений: дошкольники с общим недоразвитием речи уровня испытывали значительные трудности в подборе антонимов. Их умения и навыки оказались фактически несформированными.
4. По результатам выполнения диагностических заданий не было выявлено дошкольников контрольной группы (дошкольники с ОНР III уровня) с низким уровнем развития способности определять предмет по его признакам, в экспериментальной группе (дошкольники с ОНР II уровня) таких детей было 8 (80%).
5. На основании сделанных выводов можно сказать, что процесс овладения словарем прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня не может формироваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



