ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ МАССМЕДИАЛЫЮГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ РАБОТЕ С МЕДИАТЕКСТАМИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1 Характеристика коммуникативной компетенции как цели обучения
английскому языку 7
1.2 Характеристика чтения как вида речевой деятельности и формирование
коммуникативных умений при обучении чтению 11
1.3 Понятие «аутентичные тексты», их классификации и особенности их
применения на старшем этапе обучения английскому языку 15
1.3.1 Особенности медиатекстов 21
1.3.2 Новостной текст в системе медиатекстов 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ МАССМЕДИАЛЬНОГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Реализация основных методических принципов обучения чтению при
использовании аутентичных медиатекстов 32
2.2 Разработка и экспериментальная отработка элементов комплекса упражнений по обучению чтению на основе аутентичных текстов
массмедиального дискурса 37
2.3 Анализ результатов. Методические рекомендации по организации работы с аутентичным неадаптированным материалом 46
Выводы по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ РАБОТЕ С МЕДИАТЕКСТАМИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1 Характеристика коммуникативной компетенции как цели обучения
английскому языку 7
1.2 Характеристика чтения как вида речевой деятельности и формирование
коммуникативных умений при обучении чтению 11
1.3 Понятие «аутентичные тексты», их классификации и особенности их
применения на старшем этапе обучения английскому языку 15
1.3.1 Особенности медиатекстов 21
1.3.2 Новостной текст в системе медиатекстов 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ МАССМЕДИАЛЬНОГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Реализация основных методических принципов обучения чтению при
использовании аутентичных медиатекстов 32
2.2 Разработка и экспериментальная отработка элементов комплекса упражнений по обучению чтению на основе аутентичных текстов
массмедиального дискурса 37
2.3 Анализ результатов. Методические рекомендации по организации работы с аутентичным неадаптированным материалом 46
Выводы по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В нашем современном мире массмедиа присутствует во всех сферах общественной жизни и оказывает огромное влияние на людей. Использование различных видов массмедиа и знание того, как правильно подать их на уроке иностранного языка, является задачей, требующей больших усилий. Так, если мы учим школьников анализировать средства массовой информации, мы помогаем развить целый ряд индивидуальных, практических, социальных, культурных и интеллектуальных навыков, которые понадобятся им в будущем.
Использование медиатекстов в обучении чтению на уроках английского языка позволяет расширять границы мира учеников, открывая для них окно в мир современной иноязычной культуры. Ключевая задача образовательного учреждения и учителя состоит в том, чтобы развить способность к взаимодействию с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве. Оценивать и создавать, искать и анализировать медиатексты. Для осуществления этих задач нужно эффективно использовать медиасреду.
Выбранная нами тема является актуальной в рамках информатизации мирового процесса и увеличении функциональности медиатекстов. Под функциональностью понимается их ориентация на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде.
Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Усовершенствование старых традиционных форм обучения и поиск новых средств, форм, методов, адекватных целям развития участников образовательного процесса, является актуальной проблемой современного образования, в аспекте которой выполнено исследование. Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления этой теории на практике в современных условиях и обусловили выбор темы данной
выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативной компетенции на основе чтения аутентичных текстов массмедиального дискурса на старшем этапе обучения.».
На российском научном поле изучению использования массмедиа уже посвящены многочисленные книги и учебные пособия. Источниками нашего исследования являлись труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Н.Д. Гальскова, С.Р. Плотникова, Н.П. Мильруд, Е.В. Носонович, Г. Уиддоусон, У. Риверс и др.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений, направленных на обучение чтению с использованием аутентичных текстов массмедиального дискурса.
Объект исследования: чтение аутентичных текстов как процесс обучения иностранному (английскому) языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование коммуникативной
компетенции на основе чтения текстов массмедиального дискурса на старшем этапе обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение чтению на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений.
Задачи исследования:
1. Изучить чтение как вид речевой деятельности и его виды;
2. Изучить особенности использования аутентичных текстов и основные стратегии работы с ними;
3. Раскрыть теоретические основы методологических возможностей массмедиа в обучении иностранному (английскому) языку;
4. Разработать методические рекомендации к использованию аутентичных текстов массмедиального дискурса при обучении чтению;
5. Разработать и опытным путем проверить комплекс упражнений, где используются тексты газетных статей из англоязычных СМИ, направленных на формирование стратегий чтения на старшем этапе обучения в школе.
Научная новизна заключается в обосновании особого влияния аутентичных текстов массмедиального дискурса в обучении иностранному (английскому) языку и в построении методической системы процесса обучения.
Данная работа вносит теоретический вклад в изучение взаимосвязи использования аутентичного, в частности медийного текста и процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанной системы заданий в индивидуальной педагогической практике, а также представленных рекомендаций при организации работы с адаптированными и неадаптированными аутентичными текстами.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ
предмета исследования, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования) и эмпирические (опытно-экспериментальная проверка гипотезы — педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, количественные методы обработки результатов эксперимента).
Экспериментальная база: МБОУ Гимназия №19. Общее количество участников составило 31 учащихся 10 класса.
Этапы исследования: На первом этапе определялся предмет
исследования данной работы, а также формулировалась цель и соответствующие ей задачи. Также описывалась структура работы, ее теоретическая и практическая ценность. Второй этап носил констатирующе - поисковый характер, рассматривались общие теоретические вопросы. Третий этап - завершающий, представлен комплекс упражнений и результаты экспериментального обучения. Материалы выпускной квалификационной
работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2019г.), на III научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2018г.). Некоторые аспекты исследования были отражены в статье «Медийные тексты как средство формирования коммуникативной компетенции» и опубликованы в сборнике «Молодой учёный» (Казань, апрель 2018 г.).
Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключения, списка литературы и приложения.
Использование медиатекстов в обучении чтению на уроках английского языка позволяет расширять границы мира учеников, открывая для них окно в мир современной иноязычной культуры. Ключевая задача образовательного учреждения и учителя состоит в том, чтобы развить способность к взаимодействию с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве. Оценивать и создавать, искать и анализировать медиатексты. Для осуществления этих задач нужно эффективно использовать медиасреду.
Выбранная нами тема является актуальной в рамках информатизации мирового процесса и увеличении функциональности медиатекстов. Под функциональностью понимается их ориентация на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде.
Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Усовершенствование старых традиционных форм обучения и поиск новых средств, форм, методов, адекватных целям развития участников образовательного процесса, является актуальной проблемой современного образования, в аспекте которой выполнено исследование. Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления этой теории на практике в современных условиях и обусловили выбор темы данной
выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативной компетенции на основе чтения аутентичных текстов массмедиального дискурса на старшем этапе обучения.».
На российском научном поле изучению использования массмедиа уже посвящены многочисленные книги и учебные пособия. Источниками нашего исследования являлись труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Н.Д. Гальскова, С.Р. Плотникова, Н.П. Мильруд, Е.В. Носонович, Г. Уиддоусон, У. Риверс и др.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений, направленных на обучение чтению с использованием аутентичных текстов массмедиального дискурса.
Объект исследования: чтение аутентичных текстов как процесс обучения иностранному (английскому) языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование коммуникативной
компетенции на основе чтения текстов массмедиального дискурса на старшем этапе обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение чтению на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений.
Задачи исследования:
1. Изучить чтение как вид речевой деятельности и его виды;
2. Изучить особенности использования аутентичных текстов и основные стратегии работы с ними;
3. Раскрыть теоретические основы методологических возможностей массмедиа в обучении иностранному (английскому) языку;
4. Разработать методические рекомендации к использованию аутентичных текстов массмедиального дискурса при обучении чтению;
5. Разработать и опытным путем проверить комплекс упражнений, где используются тексты газетных статей из англоязычных СМИ, направленных на формирование стратегий чтения на старшем этапе обучения в школе.
Научная новизна заключается в обосновании особого влияния аутентичных текстов массмедиального дискурса в обучении иностранному (английскому) языку и в построении методической системы процесса обучения.
Данная работа вносит теоретический вклад в изучение взаимосвязи использования аутентичного, в частности медийного текста и процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанной системы заданий в индивидуальной педагогической практике, а также представленных рекомендаций при организации работы с адаптированными и неадаптированными аутентичными текстами.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ
предмета исследования, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования) и эмпирические (опытно-экспериментальная проверка гипотезы — педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, количественные методы обработки результатов эксперимента).
Экспериментальная база: МБОУ Гимназия №19. Общее количество участников составило 31 учащихся 10 класса.
Этапы исследования: На первом этапе определялся предмет
исследования данной работы, а также формулировалась цель и соответствующие ей задачи. Также описывалась структура работы, ее теоретическая и практическая ценность. Второй этап носил констатирующе - поисковый характер, рассматривались общие теоретические вопросы. Третий этап - завершающий, представлен комплекс упражнений и результаты экспериментального обучения. Материалы выпускной квалификационной
работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2019г.), на III научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2018г.). Некоторые аспекты исследования были отражены в статье «Медийные тексты как средство формирования коммуникативной компетенции» и опубликованы в сборнике «Молодой учёный» (Казань, апрель 2018 г.).
Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключения, списка литературы и приложения.
В представленной выпускной квалификационной работе исследовался процесс обучения иноязычному чтению с использованием стратегий на материале аутентичных текстов массмедиального дискурса. В процессе разработки комплекса упражнений была обоснована необходимость целенаправленного обучения стратегиям чтения; учтены психолого - педагогические особенности процесса учебно-познавательной деятельности на уровне старшей школы; выстроен поэтапный план развития стратегий в иноязычном чтении на основе медиатекстов.
В результате проделанной работы выявлены показатели сформированности умений в иноязычном чтении у учащихся 10го класса. Каждый этап обучения включал в себя разнообразные комплексные задания, направленные на развитие у обучающихся умений определять цели чтения, и выбирать соответствующие целям стратегии и тактики; выделять в тексте основную мысль, отдельные его элементы, определенные существенные факты, поясняющие основную мысль, осознанно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать работу над иноязычной статьей. Овладение стратегиями чтения на ИЯ позволило обучающимся увеличить скорость работы с иноязычным источником информации.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и опубликованный опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме обучения устной речи, мы пришли к следующим выводам:
1. Для успешной реализации цели формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка недостаточно четкой формулировки данной цели и принципов осуществления учебного процесса в рамках данного направления. Необходимо понимание процессов, противоречащих складывающейся технологии организации учебного процесса, и готовность и умение преподавателя внедрять и осуществлять новую методику преподавания в соответствии с поставленной целью, в том числе и методику использования аутентичных текстов.
2. Использование аутентичных медиатекстов полностью удовлетворяет методической концепции коммуникативного иноязычного образования, а именно принципу аутентичной ситуативности, и, собственно, цели формирования коммуникативной компетенции.
3. Применение аутентичных медиатекстов способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению интереса к стране изучаемого языка, мотивации к изучению иностранного языка и повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции.
Таким образом, мы приходим к выводу, что, включив в образовательный процесс обучение иноязычному чтению с использованием стратегий, можно добиться наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения, повышения уровня сформированности и, как следствие, повышения уровня мотивации и языковой подготовки в использовании периодических изданий стран изучаемого языка. Следует отметить, что разработанный дополнительный комплекс упражнений по формированию стратегий чтения подтвердил свою эффективность, поэтому мы рекомендуем использовать его на уроках английского языка в школе.
На основании исследования нами сформулированы методические указания по организации работы с аутентичными текстами СМИ, которые обеспечивают эффективность применения методики, рассматривая процесс отбора материала и организацию работы с ним. Таким образом, мы считаем, что исследование прошло успешно, его задачи решены, и цель достигнута.
В результате проделанной работы выявлены показатели сформированности умений в иноязычном чтении у учащихся 10го класса. Каждый этап обучения включал в себя разнообразные комплексные задания, направленные на развитие у обучающихся умений определять цели чтения, и выбирать соответствующие целям стратегии и тактики; выделять в тексте основную мысль, отдельные его элементы, определенные существенные факты, поясняющие основную мысль, осознанно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать работу над иноязычной статьей. Овладение стратегиями чтения на ИЯ позволило обучающимся увеличить скорость работы с иноязычным источником информации.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и опубликованный опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме обучения устной речи, мы пришли к следующим выводам:
1. Для успешной реализации цели формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка недостаточно четкой формулировки данной цели и принципов осуществления учебного процесса в рамках данного направления. Необходимо понимание процессов, противоречащих складывающейся технологии организации учебного процесса, и готовность и умение преподавателя внедрять и осуществлять новую методику преподавания в соответствии с поставленной целью, в том числе и методику использования аутентичных текстов.
2. Использование аутентичных медиатекстов полностью удовлетворяет методической концепции коммуникативного иноязычного образования, а именно принципу аутентичной ситуативности, и, собственно, цели формирования коммуникативной компетенции.
3. Применение аутентичных медиатекстов способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению интереса к стране изучаемого языка, мотивации к изучению иностранного языка и повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции.
Таким образом, мы приходим к выводу, что, включив в образовательный процесс обучение иноязычному чтению с использованием стратегий, можно добиться наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения, повышения уровня сформированности и, как следствие, повышения уровня мотивации и языковой подготовки в использовании периодических изданий стран изучаемого языка. Следует отметить, что разработанный дополнительный комплекс упражнений по формированию стратегий чтения подтвердил свою эффективность, поэтому мы рекомендуем использовать его на уроках английского языка в школе.
На основании исследования нами сформулированы методические указания по организации работы с аутентичными текстами СМИ, которые обеспечивают эффективность применения методики, рассматривая процесс отбора материала и организацию работы с ним. Таким образом, мы считаем, что исследование прошло успешно, его задачи решены, и цель достигнута.



