Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ МАССМЕДИАЛЫЮГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Работа №34592

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

языкознание

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
672
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ РАБОТЕ С МЕДИАТЕКСТАМИ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 7
1.1 Характеристика коммуникативной компетенции как цели обучения
английскому языку 7
1.2 Характеристика чтения как вида речевой деятельности и формирование
коммуникативных умений при обучении чтению 11
1.3 Понятие «аутентичные тексты», их классификации и особенности их
применения на старшем этапе обучения английскому языку 15
1.3.1 Особенности медиатекстов 21
1.3.2 Новостной текст в системе медиатекстов 27
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ЧТЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ МАССМЕДИАЛЬНОГО ДИСКУРСА НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 32
2.1 Реализация основных методических принципов обучения чтению при
использовании аутентичных медиатекстов 32
2.2 Разработка и экспериментальная отработка элементов комплекса упражнений по обучению чтению на основе аутентичных текстов
массмедиального дискурса 37
2.3 Анализ результатов. Методические рекомендации по организации работы с аутентичным неадаптированным материалом 46
Выводы по 2 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

В нашем современном мире массмедиа присутствует во всех сферах общественной жизни и оказывает огромное влияние на людей. Использование различных видов массмедиа и знание того, как правильно подать их на уроке иностранного языка, является задачей, требующей больших усилий. Так, если мы учим школьников анализировать средства массовой информации, мы помогаем развить целый ряд индивидуальных, практических, социальных, культурных и интеллектуальных навыков, которые понадобятся им в будущем.
Использование медиатекстов в обучении чтению на уроках английского языка позволяет расширять границы мира учеников, открывая для них окно в мир современной иноязычной культуры. Ключевая задача образовательного учреждения и учителя состоит в том, чтобы развить способность к взаимодействию с потоками медиаинформации в глобальном информационном пространстве. Оценивать и создавать, искать и анализировать медиатексты. Для осуществления этих задач нужно эффективно использовать медиасреду.
Выбранная нами тема является актуальной в рамках информатизации мирового процесса и увеличении функциональности медиатекстов. Под функциональностью понимается их ориентация на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к естественной языковой среде.
Одной из основных проблем обучения чтению является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Усовершенствование старых традиционных форм обучения и поиск новых средств, форм, методов, адекватных целям развития участников образовательного процесса, является актуальной проблемой современного образования, в аспекте которой выполнено исследование. Недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической теории, необходимость осуществления этой теории на практике в современных условиях и обусловили выбор темы данной
выпускной квалификационной работы: «Формирование коммуникативной компетенции на основе чтения аутентичных текстов массмедиального дискурса на старшем этапе обучения.».
На российском научном поле изучению использования массмедиа уже посвящены многочисленные книги и учебные пособия. Источниками нашего исследования являлись труды как отечественных, так и зарубежных авторов по данной проблеме, таких как Н.Д. Гальскова, С.Р. Плотникова, Н.П. Мильруд, Е.В. Носонович, Г. Уиддоусон, У. Риверс и др.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка комплекса упражнений, направленных на обучение чтению с использованием аутентичных текстов массмедиального дискурса.
Объект исследования: чтение аутентичных текстов как процесс обучения иностранному (английскому) языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: формирование коммуникативной
компетенции на основе чтения текстов массмедиального дискурса на старшем этапе обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что обучение чтению на старшем этапе средней общеобразовательной школы будет более эффективным, если для этого использовать аутентичные тексты, а также специально разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие коммуникативных умений.
Задачи исследования:
1. Изучить чтение как вид речевой деятельности и его виды;
2. Изучить особенности использования аутентичных текстов и основные стратегии работы с ними;
3. Раскрыть теоретические основы методологических возможностей массмедиа в обучении иностранному (английскому) языку;
4. Разработать методические рекомендации к использованию аутентичных текстов массмедиального дискурса при обучении чтению;
5. Разработать и опытным путем проверить комплекс упражнений, где используются тексты газетных статей из англоязычных СМИ, направленных на формирование стратегий чтения на старшем этапе обучения в школе.
Научная новизна заключается в обосновании особого влияния аутентичных текстов массмедиального дискурса в обучении иностранному (английскому) языку и в построении методической системы процесса обучения.
Данная работа вносит теоретический вклад в изучение взаимосвязи использования аутентичного, в частности медийного текста и процесса формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования разработанной системы заданий в индивидуальной педагогической практике, а также представленных рекомендаций при организации работы с адаптированными и неадаптированными аутентичными текстами.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ
предмета исследования, моделирование педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования) и эмпирические (опытно-экспериментальная проверка гипотезы — педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, количественные методы обработки результатов эксперимента).
Экспериментальная база: МБОУ Гимназия №19. Общее количество участников составило 31 учащихся 10 класса.
Этапы исследования: На первом этапе определялся предмет
исследования данной работы, а также формулировалась цель и соответствующие ей задачи. Также описывалась структура работы, ее теоретическая и практическая ценность. Второй этап носил констатирующе - поисковый характер, рассматривались общие теоретические вопросы. Третий этап - завершающий, представлен комплекс упражнений и результаты экспериментального обучения. Материалы выпускной квалификационной
работы дополнялись и по мере необходимости перерабатывались.
Апробация: Основные положения и выводы данного исследования докладывались на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ (Казань, 2019г.), на III научной конференции молодых ученых «Иностранные языки и межкультурная коммуникация: современные векторы развития и перспективы» (Москва, 2018г.). Некоторые аспекты исследования были отражены в статье «Медийные тексты как средство формирования коммуникативной компетенции» и опубликованы в сборнике «Молодой учёный» (Казань, апрель 2018 г.).
Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав, раскрывающих теоретическую и практическую составляющие настоящей работы, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной выпускной квалификационной работе исследовался процесс обучения иноязычному чтению с использованием стратегий на материале аутентичных текстов массмедиального дискурса. В процессе разработки комплекса упражнений была обоснована необходимость целенаправленного обучения стратегиям чтения; учтены психолого - педагогические особенности процесса учебно-познавательной деятельности на уровне старшей школы; выстроен поэтапный план развития стратегий в иноязычном чтении на основе медиатекстов.
В результате проделанной работы выявлены показатели сформированности умений в иноязычном чтении у учащихся 10го класса. Каждый этап обучения включал в себя разнообразные комплексные задания, направленные на развитие у обучающихся умений определять цели чтения, и выбирать соответствующие целям стратегии и тактики; выделять в тексте основную мысль, отдельные его элементы, определенные существенные факты, поясняющие основную мысль, осознанно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать работу над иноязычной статьей. Овладение стратегиями чтения на ИЯ позволило обучающимся увеличить скорость работы с иноязычным источником информации.
В соответствии с поставленными в квалификационной работе задачами, проанализировав методическую литературу и опубликованный опыт отечественных и зарубежных педагогов по проблеме обучения устной речи, мы пришли к следующим выводам:
1. Для успешной реализации цели формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка недостаточно четкой формулировки данной цели и принципов осуществления учебного процесса в рамках данного направления. Необходимо понимание процессов, противоречащих складывающейся технологии организации учебного процесса, и готовность и умение преподавателя внедрять и осуществлять новую методику преподавания в соответствии с поставленной целью, в том числе и методику использования аутентичных текстов.
2. Использование аутентичных медиатекстов полностью удовлетворяет методической концепции коммуникативного иноязычного образования, а именно принципу аутентичной ситуативности, и, собственно, цели формирования коммуникативной компетенции.
3. Применение аутентичных медиатекстов способствуют активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, повышению интереса к стране изучаемого языка, мотивации к изучению иностранного языка и повышению уровня сформированности коммуникативной компетенции.
Таким образом, мы приходим к выводу, что, включив в образовательный процесс обучение иноязычному чтению с использованием стратегий, можно добиться наиболее эффективного достижения целей иноязычного чтения, повышения уровня сформированности и, как следствие, повышения уровня мотивации и языковой подготовки в использовании периодических изданий стран изучаемого языка. Следует отметить, что разработанный дополнительный комплекс упражнений по формированию стратегий чтения подтвердил свою эффективность, поэтому мы рекомендуем использовать его на уроках английского языка в школе.
На основании исследования нами сформулированы методические указания по организации работы с аутентичными текстами СМИ, которые обеспечивают эффективность применения методики, рассматривая процесс отбора материала и организацию работы с ним. Таким образом, мы считаем, что исследование прошло успешно, его задачи решены, и цель достигнута.



1. Абрамичева, Е.Н. Особенности и трудности перевода газетных заголовков (на материале англоязычных газет) / Е.Н. Абрамичева, Е.В. Фомина // Вестник СевНТУ. Вып. 102. Филология. - Севастополь: Изд. СевНТУ, 2010.
- C. 124-129.
2. Астахова А.Г. Использование аутентичных материалов при обучении английскому языку // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/9/23576. (Дата обращения: 17.05.2019)
3. Бадмаева, Н.И. Функционирование качественной газеты «Нью-Йорк Таймс»: конец XX - начало XXI вв.: дис. канд. филол. наук / Н.И Бадмаева.
- М.: РУДН, 2009. - C. 232.
4. Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности / С.А. Блохина // Иностранные языки в школе. - 2009. №1. - C. 33-38.
5. Волков А.Л. Риторический аспект языка СМИ // Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. - М.: Академический проект: АльмаМатер, 2008. - C. 760.
6. Верник А.Г Теория социальных медиа в работах Маршалла Маклюэна // А.Г. Верник, Вестник №32(352). - М, 2014. - C. 16-19.
7. Галченков А.С. Медиаобразование в современной школе // А.С. Галченков, Т.А. Кузьмич - М.: научно-методический журнал. N3. 05/2012. - C. 39.
8. Городилина Т.В. Проектная деятельность как метод развития самосознания и коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в системе Федеральных государственных образовательных стандартов / Т. В. Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. - №. 6. - М, 2015. - C. 27-32.
9. Горчев А.Ю. Объекты и приемы контроля / А.Ю. Горчев // Иностранные языки в школе - 2008. - № 6. - C. 68-73.
10. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь / Т.Г. Добросклонская. - М.: Флинта: Наука, 2008. - C. 263.
11. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров - М.: Рольф, 2009. - C. 115.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранного языка в школе / И.А. Зимняя - М.: Просвещение, 2008. - C. 222.
13. Икрина Я.Г. Методика формирования профессионально -коммуникативной направленности студентов в процессе изучения иностранного языка. Филологические науки / Я.Г. Икрина - 2015, - C. 70-77.
14. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика / Г. А. Китайгородская. - Высшая школа, Школа Китайгородской - Москва, 2014. - C. 280.
15. Киян О.Н. Аутентичность как методическая категория / О.Н. Киян - М.: Рольф, 2008. - C. 113.
16. Клычникова З.И. Психологические особенности чтению на иностранном языке. / З.И. Клычникова - М.: Просвещение, 2010. - C. 207.
17. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер - М.: Академия, 2011. - C. 112.
18. Коломийцева Н.В. Эффективность использования отдельных аутентичных материалов в обучении иностранному языку / Н.В. Коломийцева, Ю.С. Сизова // Педагогика высшей школы. - 2016. - №1. - C. 87.
19. Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. № 33, - C. 19-30.
20. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. - М: РАО/МПСИ, 2001, - С. 127.
21. Лисицкая Л.Г. Медиатекст в языковом и функциональном аспектах / Л.Г. Лисицкая. Вестн. ун-та Российской Академии образования. № 3. - 2008. C. 34-39.
22. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. / Е.А. Маслыко - М.: Высшая школа, 2009. - C. 334.
23. Мильруд Р.П. Методика обучения видам речевой деятельности на иностранном языке. Методические рекомендации. / Р.П. Мильруд - М.: Тамбов, 2008. - C. 54.
24. Миролюбов А.А. Майкл Уэст и его методика обучения чтению / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. - 2009. № 2. - C. 46-47.
25. Некрасова, М. С. О стилистической принадлежности газетного текста / М. С. Некрасова // Гуманитарный вектор, - 2010. - № 2 (22). - C. 136.
26. Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам / Е.В. Носонович. // Иностранные языки. - 2010. № 1. - C. 11-16.
27. Носонович Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носонович // Иностранные языки в школе. - 2010. № 1. - C. 18.
28. Носонович Е.В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е.В. Носонович, Г.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2008 №2.
- C. 10-14.
29. Ощепкова Т.В. Приёмы обучения различным видам чтения // Т.В. Ощепкова, Иностранные языки в школе. - 2009. - № 3. - C. 85.
30. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. // - М.: «Русский язык», 2008. - C. 216.
31. Пономарева В.В. Программа по иностранным языкам для 1-11-х классов общеобразовательной школы. Вторая модель обучения. / В.В. Пономарева
- М.: РТ-Пресс, 2010. - C. 82.
32. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Г.В. Рогова - М.: Просвещение, 2010. - C. 287.
33. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку в
общеобразовательных учреждениях: пособие для студентов
педагогических вузов / Г.В. Рогова - М.: Просвещение, 2010. - C. 232.
34. Семенова Э.В. Речевая деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции / Э.В. Семенова, И.Ю. Ессина, Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. № 30. - C. 112-115.
35. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс / Е.Н. Соловова - М.: АСТ, Астрель, 2008. - C. 171.
36. Стиро О. Роль чтения в обучении иностранному языку / О. Стиро // «Иностранный язык в школе». - 2009, №5. - C. 105.
37. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. Феникс, Глосса-Пресс - Москва, 2014. - C. 180.
38. Уэст М. Методика обучения чтению / М. Уэст // Иностранные языки в школе. - 2010. № 3. - C. 46-47.
39. Федоров А.В. Основные теоретические концепции медиаобразования / А.В. Федоров, А.А. Новикова // Вестник Российского государственного гумаштарного фонда. - 2012. - № 1. - C. 149 -158.
40. Хомский Н. Язык и мышление / Н. Хомский. - М.: Москва, 1972. - С. 122.
41. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. научн. трудов/ под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 12-20.
42. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 118-121.
43. Чарышкин В.В. Методическая организация работы с аутентичным текстом для просмотрового чтения // В.В. Чарышкин. Вестник МГУ. - 2008. №3. - С. 215-217.
44. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А. Н. Щукин. Филоматис - Москва, 2013. - C. 188.
45. Юхненко Л.В. Роль аутентичных текстов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции в обучении второму иностранному языке в неязыковом вузе / Л.В. Юхненко, Вектор науки Тольяттинского государственного Университета. - 2010. № 4. - C. 116-118.
46. Якуба Я.О. Изучение медиатекста в семиотике: методологические аспекты / Я.О. Якуба. № 14. - М, 2013. - C. 33-36.
47. Aftab A. Authentic texts and Pakistani learners’ ESL reading comprehension skills: A mixed-method study. Language Education in Asia / A. Aftab, - 2015 - P. 122-135.
48. Akbari, O. Using authentic materials in the foreign language classrooms: Teachers’ perspectives in EFL classes. International Journal of Research Studies in Education, - 2016, 5 (2), - P. 105-116.
49. Al Azri, R.H. The effect of using authentic materials in teaching. International Journal of Scientific & Technology Research, - 2014, 5(10), P. 249-254.
50. Barekat, B. The effect of authentic and inauthentic materials in cultural awareness training on EFL learners' listening comprehension ability. Theory and Practice in Language Studies, - 2014, 4(5), P. 1058-1065.
51. Belaid, A.M. Using Authentic Materials in the Foreign Language Classrooms: Teacher Attitudes and Perceptions in Libyan Universities. International Journal of Learning & Development ISSN - 2015, Vol. 5, No. 3. - P. 136.
52. Bimmel P. Lernautonomie und Lernstrategien / P. Bimmel - Munchen: GIN, 2000. - S. 208.
53. Canale M., Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing./ M. Canale, M. Swain. //Applied Linguistics. - 1. - 1980. -P. 1- 47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ