ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА В РОМАНАХ ДЖ. С. ФОЕРА
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ЛИТЕРАТУРЕ XXI ВЕКА
1.1. Культурная травма и травматический опыт, коллективная травма
1.2. Изображение событий Холокоста в литературе, искусстве и
кинематографе
1.3. Художественное воплощение событий 9/11 в литературе и
кинематографе
Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРАВМ В РОМАНЕ ДЖ. С. ФОЕРА «ПОЛНАЯ
ИЛЛЮМИНАЦИЯ»
2.1. Психологические и социальные аспекты последствий Холокоста в романе
2.2. Коллективная травма в романе
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРАКТА В РОМАНЕ ДЖ. С. ФОЕРА «ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО»
3.1. Психология американского подростка и последствия теракта в романе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Глава 1. ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ЛИТЕРАТУРЕ XXI ВЕКА
1.1. Культурная травма и травматический опыт, коллективная травма
1.2. Изображение событий Холокоста в литературе, искусстве и
кинематографе
1.3. Художественное воплощение событий 9/11 в литературе и
кинематографе
Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРАВМ В РОМАНЕ ДЖ. С. ФОЕРА «ПОЛНАЯ
ИЛЛЮМИНАЦИЯ»
2.1. Психологические и социальные аспекты последствий Холокоста в романе
2.2. Коллективная травма в романе
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРАКТА В РОМАНЕ ДЖ. С. ФОЕРА «ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО»
3.1. Психология американского подростка и последствия теракта в романе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Художественное осмысление травматического опыта стало одной из основных тенденций литературы ХХ столетия, обеспечившего писателей трагическим материалом — двумя мировыми войнами, тоталитарными режимами, геноцидом и т. д. Холокост является одним из самых шокирующих и глобальных явлений ХХ века. Писатели всего мира затронули тему геноцида в своих произведениях. XXI век же расширил этот список, сделав тему терроризма одной из наиболее актуальных. Сегодня уже можно говорить об особой категории литературы — «после 11 сентября», что, в первую очередь, касается литературы США.
Актуальность данного исследования, таким образом, связана, во- первых, с необходимостью художественного осмысления Холокоста и феномена терроризма, а во-вторых, последствий трагических событий геноцида, терактов, наиболее резонансными из которых стали массовое уничтожение евреев и события 11 сентября 2001 года в США.
Цели данного исследования — выявить некоторые психологические и социальные аспекты изображения последствий Холокоста и теракта 9/11 на примере персонажей романа и влияние произошедшего на их жизнь и внутренний мир.
Достижению цели способствует решение ряда конкретных задач:
- изучить специальную литературу по теории травматического опыта;
- обозначить осмысление Холокоста и 9/11 в литературе и кинематографе;
- проанализировать и раскрыть «индивидуальная травма», «коллективная травма» в романе «Полная иллюминация» и понятия «культурная травма» в романе «Жутко громко и запредельно близко»;
- изучить и обозначить особенности травматического опыта у детей и взрослых;
- раскрыть психологию человека, жившего во времена уничтожения евреев, подверженного травматическому опыту после Холокоста в романе «Полная иллюминация» и американского подростка, подверженного травматическому опыту, вследствие трагических событий 9/11 в романе «Жутко громко и запредельно близко».
Объектами изучения в данной работе являются романы Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко».
В качестве предмета исследования выступают описания последствий Холокоста и теракта, их психологические и социальные аспекты.
Новизна нашего исследования связана с тем, что мы предпринимаем попытку проанализировать различные аспекты последствий Холокоста и теракта на материале одних их наиболее известных произведений об этих трагических событиях — романа Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко». Мы рассматриваем психологические и социальные стороны художественного отображения последствий теракта в этом произведении.
Теоретическая значимость работы включает в себя возможность использования результатов данного исследования в качестве стимула теоретических исследования в таких сферах, как литература, психология, кинематограф и т.д.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании в учебных целях: для изучения изображения Холокоста и феномена терроризма в искусстве, литературе и кинематографе, а также поэтики травмы, применимой к данным трагедиям.
Актуальность данного исследования, таким образом, связана, во- первых, с необходимостью художественного осмысления Холокоста и феномена терроризма, а во-вторых, последствий трагических событий геноцида, терактов, наиболее резонансными из которых стали массовое уничтожение евреев и события 11 сентября 2001 года в США.
Цели данного исследования — выявить некоторые психологические и социальные аспекты изображения последствий Холокоста и теракта 9/11 на примере персонажей романа и влияние произошедшего на их жизнь и внутренний мир.
Достижению цели способствует решение ряда конкретных задач:
- изучить специальную литературу по теории травматического опыта;
- обозначить осмысление Холокоста и 9/11 в литературе и кинематографе;
- проанализировать и раскрыть «индивидуальная травма», «коллективная травма» в романе «Полная иллюминация» и понятия «культурная травма» в романе «Жутко громко и запредельно близко»;
- изучить и обозначить особенности травматического опыта у детей и взрослых;
- раскрыть психологию человека, жившего во времена уничтожения евреев, подверженного травматическому опыту после Холокоста в романе «Полная иллюминация» и американского подростка, подверженного травматическому опыту, вследствие трагических событий 9/11 в романе «Жутко громко и запредельно близко».
Объектами изучения в данной работе являются романы Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко».
В качестве предмета исследования выступают описания последствий Холокоста и теракта, их психологические и социальные аспекты.
Новизна нашего исследования связана с тем, что мы предпринимаем попытку проанализировать различные аспекты последствий Холокоста и теракта на материале одних их наиболее известных произведений об этих трагических событиях — романа Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко». Мы рассматриваем психологические и социальные стороны художественного отображения последствий теракта в этом произведении.
Теоретическая значимость работы включает в себя возможность использования результатов данного исследования в качестве стимула теоретических исследования в таких сферах, как литература, психология, кинематограф и т.д.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании в учебных целях: для изучения изображения Холокоста и феномена терроризма в искусстве, литературе и кинематографе, а также поэтики травмы, применимой к данным трагедиям.
В данной работе мы рассмотрели художественное воплощение последствий Холокоста в романе Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация» и феномена терроризма и его последствий на примере уже литературы 9/11 и романа «Жутко громко и запредельно близко» как яркого примера этого феномена.
Таким образом, мы рассмотрели художественное воплощение последствий Холокоста в романе Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация» и феномена терроризма и его последствий трагических событий на примере уже устойчивой литературы 9/11 и романа «Жутко громко и запредельно близко». Как мы уже отметили, художественное отражение травматического опыта вследствие Холокоста и терроризма проявились не только в американской и мировой литературе, но и в кинематографе.
Исследовав понятия «индивидуальная травма» и «коллективная травма», мы применили их к произведению Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и пришли к следующим выводам: Автор использует различные художественные приемы для передачи чувств героя-носителя коллективной памяти. В романе появляются воспоминая (иногда не собственные воспоминания протагониста, а то, что помнили или могли бы помнить его предки), ретроспекции, вещественные образы символы (например, фотографии и коробки с вещами, принадлежавшими погибшим).
В романе «Полная иллюминация» большую роль играют языковые приемы, которые также служат цели передачи индивидуального травматического опыта и коллективной памяти о Холокосте. Автор иногда использует «поток сознания».
Автор, фактически, может быть отождествлено с главным героем романа не только потому что она даёт ему имя Джонатан Сафран Фоер, но и потому, что герой является носителем той же коллективной памяти, которая проявляется в своеобразной «зацикленности» на Холокосте, свойственной евреям и являющейся последствием глубочайшей психологической травмы, которая «задела» не только жертв, выживших и современников событий, но и их потомков.
«Коллективная травма» в романе «Полная иллюминация» показана также через симптомы индивидуальной травмы, и выражается в создании жителей штетла Трахимброд «Книги повторяющихся сновидений» и «Книги предшествующих. Они являются главным показателем травматического опыта у жителей, так как способствуют сохранению воспоминаний о трагедии.
Понятия «культурная травма» и «травматический опыт» были применены нами к роману «Жутко громко и запредельно близко», где автор не изображает трагедию 11 сентября 2001 года в своем произведении напрямую. В романе нет описания трагедии, но присутствуют ее последствия в виде психологической травмы главного героя Оскара Шелла. Мы пришли к выводу, что травматический опыт Оскара проявляется в некоторых аспектах, которые получают художественное осмысление в романе, однако, в то же время, они основаны на личных наблюдениях автора как современник и свидетеля трагедии и ее последствий (Фоер живет в Нью -Йорке).
Г ерой умышленно причиняет себе физическую боль, наставляя синяки, а также «изобретает», чтобы остаться в травматическом опыте и предотвратить трагическое событие через фантазию.
Смерть родителя влияет на него и меняет его мировоззрение. Для Оскара становятся характерными одиночество и чувство изолированности; нередко герой выражает мрачные мысли.
Фобии и страхи — это проявления посттравматического стрессового расстройства. После трагического происшествия Оскар боится многих вещей и перестает чувствовать себя в безопасности. Появляются межличностные конфликты между Оскаром и родными, одноклассниками. Экспрессивные выражения «жутко» и «запредельно» становятся частыми в речи Оскара.
Вербально и визуально проявляется травма героя. Оскар не может выразить свои эмоции, поэтому он начинает писать письма, которые, несомненно, имеют оздоровительный эффект.
В конце герой осознает травмирующие воздействие трагедии и размещает ее в прошлом. Знакомство с дедушкой, преодоление фобий, налаживание отношений с родными и близкими, встречи с Блэками и сочувствие трагедиям отдельных личностей играют важную роль в жизни Оскара. Последний эпизод, а именно изменение порядка снимков подтверждает, что эти обстоятельства меняют Оскара и помогают ему «нравственно» выздороветь.
Таким образом, Дж. С. Фоер, являясь внуком человека, выжившего во время Холокоста, и живущий в современном Нью -Йорке, переосмысливает два самых трагических события ХХ и XXI века сквозь призму собственного травматического опыта.
Таким образом, мы рассмотрели художественное воплощение последствий Холокоста в романе Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация» и феномена терроризма и его последствий трагических событий на примере уже устойчивой литературы 9/11 и романа «Жутко громко и запредельно близко». Как мы уже отметили, художественное отражение травматического опыта вследствие Холокоста и терроризма проявились не только в американской и мировой литературе, но и в кинематографе.
Исследовав понятия «индивидуальная травма» и «коллективная травма», мы применили их к произведению Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и пришли к следующим выводам: Автор использует различные художественные приемы для передачи чувств героя-носителя коллективной памяти. В романе появляются воспоминая (иногда не собственные воспоминания протагониста, а то, что помнили или могли бы помнить его предки), ретроспекции, вещественные образы символы (например, фотографии и коробки с вещами, принадлежавшими погибшим).
В романе «Полная иллюминация» большую роль играют языковые приемы, которые также служат цели передачи индивидуального травматического опыта и коллективной памяти о Холокосте. Автор иногда использует «поток сознания».
Автор, фактически, может быть отождествлено с главным героем романа не только потому что она даёт ему имя Джонатан Сафран Фоер, но и потому, что герой является носителем той же коллективной памяти, которая проявляется в своеобразной «зацикленности» на Холокосте, свойственной евреям и являющейся последствием глубочайшей психологической травмы, которая «задела» не только жертв, выживших и современников событий, но и их потомков.
«Коллективная травма» в романе «Полная иллюминация» показана также через симптомы индивидуальной травмы, и выражается в создании жителей штетла Трахимброд «Книги повторяющихся сновидений» и «Книги предшествующих. Они являются главным показателем травматического опыта у жителей, так как способствуют сохранению воспоминаний о трагедии.
Понятия «культурная травма» и «травматический опыт» были применены нами к роману «Жутко громко и запредельно близко», где автор не изображает трагедию 11 сентября 2001 года в своем произведении напрямую. В романе нет описания трагедии, но присутствуют ее последствия в виде психологической травмы главного героя Оскара Шелла. Мы пришли к выводу, что травматический опыт Оскара проявляется в некоторых аспектах, которые получают художественное осмысление в романе, однако, в то же время, они основаны на личных наблюдениях автора как современник и свидетеля трагедии и ее последствий (Фоер живет в Нью -Йорке).
Г ерой умышленно причиняет себе физическую боль, наставляя синяки, а также «изобретает», чтобы остаться в травматическом опыте и предотвратить трагическое событие через фантазию.
Смерть родителя влияет на него и меняет его мировоззрение. Для Оскара становятся характерными одиночество и чувство изолированности; нередко герой выражает мрачные мысли.
Фобии и страхи — это проявления посттравматического стрессового расстройства. После трагического происшествия Оскар боится многих вещей и перестает чувствовать себя в безопасности. Появляются межличностные конфликты между Оскаром и родными, одноклассниками. Экспрессивные выражения «жутко» и «запредельно» становятся частыми в речи Оскара.
Вербально и визуально проявляется травма героя. Оскар не может выразить свои эмоции, поэтому он начинает писать письма, которые, несомненно, имеют оздоровительный эффект.
В конце герой осознает травмирующие воздействие трагедии и размещает ее в прошлом. Знакомство с дедушкой, преодоление фобий, налаживание отношений с родными и близкими, встречи с Блэками и сочувствие трагедиям отдельных личностей играют важную роль в жизни Оскара. Последний эпизод, а именно изменение порядка снимков подтверждает, что эти обстоятельства меняют Оскара и помогают ему «нравственно» выздороветь.
Таким образом, Дж. С. Фоер, являясь внуком человека, выжившего во время Холокоста, и живущий в современном Нью -Йорке, переосмысливает два самых трагических события ХХ и XXI века сквозь призму собственного травматического опыта.
Подобные работы
- СИТУАЦИЯ ТРАВМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖЕФФРИ ЕВГЕНИДИСА
(НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ «ДЕВСТВЕННИЦЫ - САМОУБИЙЦЫ»,
«СРЕДНИЙ ПОЛ», «А ПОРОЮ ОЧЕНЬ ГРУСТНЫ»)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



