ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОСМЫСЛЕНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА В ЛИТЕРАТУРЕ XXI ВЕКА
1.1. Культурная травма и травматический опыт, коллективная травма
1.2. Изображение событий Холокоста в литературе, искусстве и
кинематографе
1.3. Художественное воплощение событий 9/11 в литературе и
кинематографе
Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРАВМ В РОМАНЕ ДЖ. С. ФОЕРА «ПОЛНАЯ
ИЛЛЮМИНАЦИЯ»
2.1. Психологические и социальные аспекты последствий Холокоста в романе
2.2. Коллективная травма в романе
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРАКТА В РОМАНЕ ДЖ. С. ФОЕРА «ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО»
3.1. Психология американского подростка и последствия теракта в романе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Художественное осмысление травматического опыта стало одной из основных тенденций литературы ХХ столетия, обеспечившего писателей трагическим материалом — двумя мировыми войнами, тоталитарными режимами, геноцидом и т. д. Холокост является одним из самых шокирующих и глобальных явлений ХХ века. Писатели всего мира затронули тему геноцида в своих произведениях. XXI век же расширил этот список, сделав тему терроризма одной из наиболее актуальных. Сегодня уже можно говорить об особой категории литературы — «после 11 сентября», что, в первую очередь, касается литературы США.
Актуальность данного исследования, таким образом, связана, во- первых, с необходимостью художественного осмысления Холокоста и феномена терроризма, а во-вторых, последствий трагических событий геноцида, терактов, наиболее резонансными из которых стали массовое уничтожение евреев и события 11 сентября 2001 года в США.
Цели данного исследования — выявить некоторые психологические и социальные аспекты изображения последствий Холокоста и теракта 9/11 на примере персонажей романа и влияние произошедшего на их жизнь и внутренний мир.
Достижению цели способствует решение ряда конкретных задач:
- изучить специальную литературу по теории травматического опыта;
- обозначить осмысление Холокоста и 9/11 в литературе и кинематографе;
- проанализировать и раскрыть «индивидуальная травма», «коллективная травма» в романе «Полная иллюминация» и понятия «культурная травма» в романе «Жутко громко и запредельно близко»;
- изучить и обозначить особенности травматического опыта у детей и взрослых;
- раскрыть психологию человека, жившего во времена уничтожения евреев, подверженного травматическому опыту после Холокоста в романе «Полная иллюминация» и американского подростка, подверженного травматическому опыту, вследствие трагических событий 9/11 в романе «Жутко громко и запредельно близко».
Объектами изучения в данной работе являются романы Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко».
В качестве предмета исследования выступают описания последствий Холокоста и теракта, их психологические и социальные аспекты.
Новизна нашего исследования связана с тем, что мы предпринимаем попытку проанализировать различные аспекты последствий Холокоста и теракта на материале одних их наиболее известных произведений об этих трагических событиях — романа Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко». Мы рассматриваем психологические и социальные стороны художественного отображения последствий теракта в этом произведении.
Теоретическая значимость работы включает в себя возможность использования результатов данного исследования в качестве стимула теоретических исследования в таких сферах, как литература, психология, кинематограф и т.д.
Практическая значимость работы заключается в дальнейшем использовании в учебных целях: для изучения изображения Холокоста и феномена терроризма в искусстве, литературе и кинематографе, а также поэтики травмы, применимой к данным трагедиям.
В данной работе мы рассмотрели художественное воплощение последствий Холокоста в романе Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация» и феномена терроризма и его последствий на примере уже литературы 9/11 и романа «Жутко громко и запредельно близко» как яркого примера этого феномена.
Таким образом, мы рассмотрели художественное воплощение последствий Холокоста в романе Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация» и феномена терроризма и его последствий трагических событий на примере уже устойчивой литературы 9/11 и романа «Жутко громко и запредельно близко». Как мы уже отметили, художественное отражение травматического опыта вследствие Холокоста и терроризма проявились не только в американской и мировой литературе, но и в кинематографе.
Исследовав понятия «индивидуальная травма» и «коллективная травма», мы применили их к произведению Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и пришли к следующим выводам: Автор использует различные художественные приемы для передачи чувств героя-носителя коллективной памяти. В романе появляются воспоминая (иногда не собственные воспоминания протагониста, а то, что помнили или могли бы помнить его предки), ретроспекции, вещественные образы символы (например, фотографии и коробки с вещами, принадлежавшими погибшим).
В романе «Полная иллюминация» большую роль играют языковые приемы, которые также служат цели передачи индивидуального травматического опыта и коллективной памяти о Холокосте. Автор иногда использует «поток сознания».
Автор, фактически, может быть отождествлено с главным героем романа не только потому что она даёт ему имя Джонатан Сафран Фоер, но и потому, что герой является носителем той же коллективной памяти, которая проявляется в своеобразной «зацикленности» на Холокосте, свойственной евреям и являющейся последствием глубочайшей психологической травмы, которая «задела» не только жертв, выживших и современников событий, но и их потомков.
«Коллективная травма» в романе «Полная иллюминация» показана также через симптомы индивидуальной травмы, и выражается в создании жителей штетла Трахимброд «Книги повторяющихся сновидений» и «Книги предшествующих. Они являются главным показателем травматического опыта у жителей, так как способствуют сохранению воспоминаний о трагедии.
Понятия «культурная травма» и «травматический опыт» были применены нами к роману «Жутко громко и запредельно близко», где автор не изображает трагедию 11 сентября 2001 года в своем произведении напрямую. В романе нет описания трагедии, но присутствуют ее последствия в виде психологической травмы главного героя Оскара Шелла. Мы пришли к выводу, что травматический опыт Оскара проявляется в некоторых аспектах, которые получают художественное осмысление в романе, однако, в то же время, они основаны на личных наблюдениях автора как современник и свидетеля трагедии и ее последствий (Фоер живет в Нью -Йорке).
Г ерой умышленно причиняет себе физическую боль, наставляя синяки, а также «изобретает», чтобы остаться в травматическом опыте и предотвратить трагическое событие через фантазию.
Смерть родителя влияет на него и меняет его мировоззрение. Для Оскара становятся характерными одиночество и чувство изолированности; нередко герой выражает мрачные мысли.
Фобии и страхи — это проявления посттравматического стрессового расстройства. После трагического происшествия Оскар боится многих вещей и перестает чувствовать себя в безопасности. Появляются межличностные конфликты между Оскаром и родными, одноклассниками. Экспрессивные выражения «жутко» и «запредельно» становятся частыми в речи Оскара.
Вербально и визуально проявляется травма героя. Оскар не может выразить свои эмоции, поэтому он начинает писать письма, которые, несомненно, имеют оздоровительный эффект.
В конце герой осознает травмирующие воздействие трагедии и размещает ее в прошлом. Знакомство с дедушкой, преодоление фобий, налаживание отношений с родными и близкими, встречи с Блэками и сочувствие трагедиям отдельных личностей играют важную роль в жизни Оскара. Последний эпизод, а именно изменение порядка снимков подтверждает, что эти обстоятельства меняют Оскара и помогают ему «нравственно» выздороветь.
Таким образом, Дж. С. Фоер, являясь внуком человека, выжившего во время Холокоста, и живущий в современном Нью -Йорке, переосмысливает два самых трагических события ХХ и XXI века сквозь призму собственного травматического опыта.
1. Делилло, Д. Падающий [Электронный ресурс] / Д. Делилло. - URL: https://www.litmir.net/bd/?b=130914 (дата обращения: 20.04.2019).
2. Фоер, Дж. С. Жутко громко и запредельно близко / Дж. С. Фоер; пер. с англ. В. Арканова. - М.: Эксмо, 2013. - 512 с.
3. Фоер, Дж. С. Полная иллюминация [Электронный ресурс] /
Дж. С. Фоер; пер. с англ. В. Арканова. - М.: Э, 2018. - 398 с. - URL: https://www.e-reading.mobi/book.php?book=99527 (дата обращения:
20.04.2019) .
4. Foer, J. S. Extremely Loud and Incredibly Close [Electronic resource] /
J. S. Foer. - URL: http://english4success.ru/Upload/books/614.pdf (date of the application: 20.04.2019).
5. Foer, J. S. Everything is illuminated [Electronic resource] / J. S. Foer. - Boston; New-York, 2002. - 360 р. - URL: https://bookfrom.net/jonathan-safran- foer/34209-everything_is_illuminated.html (date of the application: 20.04.2019).
Теоретическая и критическая литература
6. Аарелайд-Тарт, А. Теория культурной травмы (опыт Эстонии) [Электронный ресурс] / А. Аарелайд-Тарт // Социологические исследования.
- 2004. - № 10. - С. 63-72. - URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005- 2/Aarelayd.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
7. Айерман, Р. Социальная теория и травма [Электронный ресурс] / Р. Айерман // Социологическое обозрение. - 2013. - Т. 12, № 1. - С. 121-138.
- URL:
https://sociologica.hse.ru/data/2013/06/04/1285380221/SocOboz_12_1_07_Eyerm an.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
8. Александер, Дж. Культурная травма и коллективная идентичность [Электронный ресурс] / Дж. Александер // Социологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 6-40. - URL:
http://jour.isras.ru/upload/journals/1/articles/1/submission/original/1-1-1-SM.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
9. Александер, Дж. Смыслы социальной жизни: культурсоциология / Дж. Александер. - М.: Праксис, 2013. - 640 с.
10. Анастасьев, Н. А. Южный акцент / Н. А. Анастасьев // Проблемы становления американской литературы. - М., 1981. - С. 113-154.
11. Анцыферова, Л. А. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. А. Анцыферова // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15, № 1. - С. 3
17.
12. Ахметова, Х. Б. Оказание медико-психологической помощи гражданским лицам, имеющим посттравматические стрессовые расстройства адаптации [Электронный ресурс] / Х. Б. Ахметова. - URL: http://psyinfo.ru/ru/conference/intemet/doc.php?d=107 (дата обращения:
20.04.2019) .
13. Балла, О. Книга невозможностей. Венгерский нобелевский лауреат о мире после катастрофы / О. Балла // Ex Libris. - 2005. - № 17. - С. 24-27.
14. Бегоян, А. Н. Анатомия психотравмы: боль, болезнь, исцеление
[Электронный ресурс] / А. Н. Бегоян // Психотерапия. - 2013. - № 5. - С. 59
62. - URL:
http://www.academia.edu/4010545/%D0%91%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%BD _%D0%90.%D0%9D._2013_._%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D 0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B0 %D0%B2%D0%BC%D1%8B %D0%B 1%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%B 1%D0%BE%
D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8C_%D0%B8_%D0%B8%D1%81%D1%86%D0 %B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_2 (дата обращения: 20.04.2019).
15. Бедзир, Н. П. Русская постмодернистская проза в восточно- и западнославянском литературном контексте / Н. П. Бедзир. - Ужгород: Вид. О. Гаркуш^ 2007. - 472 с.
16. Возрастные особенности восприятия жизни южными осетинами / З. В. Султанова, А. Г. Сиукаева, Н. М. Газаева-Супрунова, М. З. Газзаева // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы V заочной Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2011. - С. 184— 190.
17. Волков, Е. М. Литература 9/11 о трагедиях индивидуальности и семьи: универсальность и новаторство романа Дж. С. Фоера «Жутко громко и запредельно близко» / Е. М. Волков, А. И. Сидоров // Учен. зап. Орлов. ун-та. Сер. Гуманит. и соц. науки. - 2013. - № 2. - С. 145-149.
18. Денисова, Т. Про лггературу США. Вибраш статт украшського американюта ча^в незалежност [Электронный ресурс] / Т. Денисова. - URL: https://docviewer.yandex.ru/?uid=338440467&url=yamail%3A%2F%2F16184811 1608628936%2F1.3&name=Verstka_Denisova_2_60x90%20final.pdf&c=58de91 6cc0ac (дата обращения: 20.04.2019).
19. Денисова, Т. Н. Экзистенциализм и современный американский роман / Т. Н. Денисова. - Кшв: Наукова думка, 1985. - 245 с.
20. Дикая, Л. Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л. Г. Дикая, А. В. Махнач // Психологический журнал. - 1996. - Т. 17, № 3. - С. 13-48.
21. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология: в 15-ти т. Т. 11. Культура и религия / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М,
2007. - 1104 с.
22. Ениколопов, С. Н. Психотерапия при посттравматических стрессовых расстройствах / С. Н. Ениколопов // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 1. - С. 50-55.
23. Зверев, А. М. Логика литературного десятилетия / А. М. Зверев // Литература США в 70-е гг. ХХ века. - М., 1983. - С. 11-79.
24. Зявкина, Е. Ю. Специфика изображения симптомов индивидуальной и
коллективной травмы в романе Д. С. Фоера «Полная иллюминация» [Электронный ресурс] / Е. Ю. Зявкина, В. Е. Беляева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXIV Междунар. студ. науч.-практ. конф. - 2015. - № 5. - С. 153-163. - URL: https ://nauchforam.m/archive/MNF_humamties/5(23).pdf (дата обращения:
20.04.2019) .
25. Карасик, О. Б. Еврейская литература США на рубеже XX-XXI веков: в поисках идентичности: монография / О.Б. Карасик. - Казань: РИЦ «Школа», 2015. - 308 с.
26. Карасик, О. Б. О Холокосте средствами постмодернизма (романы
Дж. С. Фоера «Полная иллюминация» и Н. Краусс «Хроники любви») / О. Б. Карасик // Известия Самарского научного центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2013. - Т. 15, № 2-1. - С. 181186.
27. Карасик, О. Б. «Смех сквозь слезы» Джонатана Сафрана Фоера / О. Б. Карасик // Филология и культура. - 2011. - № 23. - С. 247-252.
28. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Акад. проект, 2009. - 943 с.
29. Коржова, Е. Ю. Личностные предпосылки субъективной картины
жизненного пути северных и южных осетин / Е. Ю. Коржова // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы V заочной Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2011. - С. 34-39.
30. Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека /
Е. Ю. Коржова. - СПб.: Изд-во РХГА, 2006. - 384 с.
31. Корман, Г. Холокост в трудах американских историков / Г. Корман // За
гранью понимания: философы и богословы о холокосте / под ред.
Дж. К. Рота, М. Берембаума. - Киев, 2003.
32. Мазур, Е. Психическая травма и психотерапия [Электронный ресурс] / Е. Мазур // Московский психотерапевтический журнал. - 2003. - № 1. - С. 31-52. - URL: http://psyjournals.ru/files/22394/mpj_2003_n1_Mazur.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
33. Митчелл, Дж. Травма, признание и место языка / Дж. Митчел // Травма: пункты: сб. статей / сост. С. Ушакин, Е. Трубина. - М., 2009. - C. 785-808.
34. Мороз, О.В. Культурная травма в российском литературном дискурсе конца XX века: Виктор Ерофеев, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / О. В. Мороз; РГГУ. - М., 2012. - 281 с.
35. Мороз, О. Trauma studies: история, репрезентация, свидетель
[Электронный ресурс] / О. Мороз, Е. Суверина // Новое литературное обозрение. - 2014. - № 1. - С. 59-74. - URL: http://www.nlobooks.ru/node/4502 (дата обращения: 20.04.2019).
36. Несмелова, О. О. Американистика на постсоветском пространстве: [рецензия] / О. О. Несмелова, О. Б. Карасик // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - Т. 157, кн. 2. - С. 261-264. - На кн.: Денисова Т. Н. Про лггературу США: вибраш статл украшьского американюта чатв незалежносл / Т. Н. Денисова. - Кшв: Видавничий дiм «Киево-Могилянська академiя», 2014. - 531 с.
37. Несмелова, О. О. Война, фашизм, тоталитаризм - средствами nonfiction / О. О. Несмелова // Филология и культура. Philology and Culture. - 2012. - № 4. - С. 26-29.
38. Падун, М. А. Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика / М. А. Падун, А. В. Котельникова. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 206 с.
39. Рождественская, Е. Словами и телом: травма, нарратив, биография / Е. Рождественская // Травма: пункты: сб. статей / сост. С. Ушакин, Е. Трубина. - М., 2009. - C. 108-132.
40. Салов, А. И. Литература США до 9/11: террорист-американец против государства [Электронный ресурс] / А. И. Салов // Учен. зап.
Филологические науки / Курский гос. ун-т. - 2012. - № 2. - URL: https://noosphere.ru/pubs/305570 (дата обращения: 20.04.2019).
41. Султанова, З. В. Исследование психотравмированности южных и северных осетин / З. В. Султанова // Исследование и проектирование в социальной работе: теория и практика: материалы V заочной Междунар. науч.-практ. конф. - Омск, 2011. - С. 178-184.
42. Трубина, Е. Множественная травма / Е. Трубина // Травма: пункты: сб. статей. - М., 2009. - C. 901-911.
43. Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия [Электронный ресурс] /
З. Фрейд. - М.: Прогресс: Литера, 1992. - 568 с. - URL:
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/freyd/po_stor.php (дата
обращения: 20.04.2019).
44. Хлевнюк, Д. О. Бернард Гизен. Триумф и травма: [рецензия] [Электронный ресурс] / Д. О. Хлевнюк. - URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/06/1211607577/9_2_12.pdf (дата обращения: 20.04.2019). - На кн.: Giesen B. Triumph and trauma. Boulder: Paradigm publishers, 2004. - 208 p.
45. Цехановская, Л. Экзистенциальный аспект творчества У. Стайрона / Л. Цехановская // Учен. Зап. / Тартус. Ун-т. - 1987. - Вып. 771. - С. 126-133.
46. Цуциева, Ж. Ч. Особенности стрессовых расстройств у детей, жертв
теракта [Электронный ресурс] / Ж. Ч. Цуциева // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 3. - С. 80. - URL:
https://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschaya_693/tsutsieva-jch- psihologicheskie-osobennosti-17959.html (дата обращения: 20.04.2019).
47. Цуциева, Ж. Ч. Психология посттравматического стрессового расстройства у детей, жертв террористических актов, и концептуальнотехнологические основы ее коррекции [Электронный ресурс] / Ж. Ч. Цуциева // Отечественный журнал социальной работы. - 2011. - № 2. - С. 113-137. - URL: http://www.arcerm.spb.ru/doc/Cucieva.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
48. Чемезова, Е. Р. Диалог двух катастроф (на примере романов «Полная иллюминация» и «Жутко громко и запредельно близко» Дж. С. Фоера) [Электронный ресурс] / Е. Р. Чемезова // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 44-1. - С. 256-261. - URL: http://nauchkor.ru/cloud_storage/documents/573280435f1be72184502173.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
49. Чернышева, А. В. Мифологизация реальности и реальность мифа в культуре информационного общества [Электронный ресурс] / А. В. Чернышева // Гуманитарный вестник / МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2014. - Вып. 1. - С. 3. - URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/cult/hidden/157.html (дата обращения 20.04.2019).
50. Шех, О. И. Теория и практика психологической помощи при травматическом стрессе: метод. Рекомендации / О. И. Шех, С. С. Сергеев. - СПб.: С.-Петерб. Гос. Ун-т путей сообщения, 2007. - 68 с.
51 . Штомпка, П. Социальное изменение как травма (статья первая) [Электронный ресурс] / П. Штомпка. - URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/983/017/1220/1-Shtompka.pdf (дата обращения:
20.04.2019) .
52. Caruth, C. Unclaimed experience: trauma, narrative, and history [Electronic resource] / C. Caruth. - URL:
https://joaocamillopenna.files.wordpress.com/2015/03/caruth-unclaimed- experience.pdf (date of the application: 20.04.2019).
53. Catlin, J. After 9/11 Jonathan Safran Foer’s catastrophic genius [Electronic resource] / J. Catlin. - URL:
http://midwayreview.uchicago.edu/a/9/2/catlin/catlin.pdf (date of the application:
20.04.2019) .
54. Craine, J. K. The Root of All Evil: The Thematic Unity of William Styron’s Fiction / J. K. Craine. - Columbia: South Carolina UP, 1984. - 168 р.
55. Kalfus, K. A disorder peculiar to the country [Electronic resource] / K. Kalfus. - URL: https://sloopie72.wordpress.com/2011/03/05/ken-kalfus-%E2%80%93-a- disorder-peculiar-to-the-country-2006/ (date of the application: 20.04.2019).
56. McConnon, A. The glowing bones [Electronic resource] / A. McConnon. - URL: https://www.theguardian.com/books/2004/sep/11/comics.politics (date of the application: 20.04.2019).
57. Robinson, T. Art Spiegelman: In the shadow of no towers [Electronic resource] / T. Robinson. - URL: http://www.avclub.com/review/art-spiegelman-iin-the- shadow-of-no-towersi-4918 (date of the application: 20.04.2019).
58. Rose, D. A. One hell of divorce in Ken Kalfus’ 9/11 satire, the war at home has never been nastier [Electronic resource] / D. A. Rose. - URL: http://nymag.com/arts/books/reviews/17563/ (date of the application: 20.04.2019).
59. Santin, M. B. Representing the trauma of 9/11 in U.S. fiction: Jonathan Safran Foer, Don Delillo and Jess Walter [Electronic resource] / M. B. Santin. - URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.910.7670&rep=rep1&ty pe=pdf (date of the application: 20.04.2019).