СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СОТРУДНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ САНАТОРИЙ «ШИФАЛЫ СУ-ИЖМИНВОДЫ»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Основные определения и понятия теории мотивации трудовой
деятельности 8
1.2 Основные теории мотивации 19
ВЫВОДЫ 41
2 ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФСОЮЗОВ САНАТОРИЙ
«ШИФАЛЫ СУ-ИЖМИНВОДЫ» И АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ 42
2.1 Характеристика Учреждения профсоюзов санаторий «Шифалы су- Ижминводы» 42
2.2 Анализ существующей системы мотивации в Учреждении профсоюзов
санаторий «Шифалы су-Ижминводы» 50
ВЫВОДЫ 61
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УЧРЕЖДЕНИИ ПРОФСОЮЗОВ САНАТОРИЙ «ШИФАЛЫ СУ- ИЖМИНВОДЫ» НА ОСНОВЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ 63
3.1 Методика проведения исследования мотивационного профиля сотрудников Учреждения профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» и определение
направлений совершенствования системы мотивации 63
3.2 Определение мотивационного профиля сотрудников Учреждения
профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» 70
3.3 Разработка усовершенствованной системы мотивации в Учреждении
профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» 72
3.4 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию системы
мотивации персонала 75
ВЫВОДЫ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Актуальность темы исследования. Человеческие ресурсы являются основным капиталом и источником жизнедеятельности любой организации. Рациональное использование человеческого потенциала и осознанное управление им является залогом успешности и процветания. Эффективное управление персоналом предполагает правильно разработанную и выстроенную систему мотивации. Управлять - значит мотивировать. Соответственно, чтобы хорошо управлять следует мотивировать надлежащим образом.
В условиях рыночной экономики все организации находятся в условиях жесткой конкуренции. Для того чтобы организация могла выдерживать сильную конкуренцию и при этом развиваться, менеджерам следует сделать основную ставку на эффективно функционирующую систему мотивации, которая способствует максимальному раскрытию и использованию потенциала сотрудников.
Степень разработанности проблемы. Исследованием проблемы мотивации занималось большое число как отечественных, так и зарубежных ученых: С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.К. Гастев, А.Ф. Журавский, С.Г Струмилин, В.П. Рожин, А.Г Здравомыслов, В.А. Ядов, Ф. Тейлор, Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг, В. Врум, У Оучи, Дж.С. Адамс, Дж. Аткинсон, Л. Портер, Э. Лоулер и др.
Следует отметить, что существующие работы отечественных и зарубежных авторов, в которых освещаются теоретические и методические основы мотивации персонала, ограничены в их применении относительно таких организаций, как лечебно-профилактические учреждения. В диссертационной работе рассмотрены особенности мотивации медицинских работников, которые обусловлены спецификой их профессиональной деятельности.
Цель исследования: обоснование теоретического подхода и разработка методических положений по формированию системы мотивации персонала, учитывающие особенности профессии медицинских работников.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты мотивации персонала;
2) изучить наиболее распространенные теории мотивации;
3) рассмотреть наиболее распространенные методики оценки мотивации персонала;
4) изучить специфику работы медперсонала и требования, предъявляемые к данной категории работников;
5) исследовать существующую систему мотивации медперсонала в лечебно-профилактических учреждениях Федерации профсоюзов Республики Татарстан;
6) разработать предложения по совершенствованию системы мотивации медперсонала в Учреждении профсоюзов санаторий «Шифалы су- Ижминводы»;
7) рассчитать эффективность мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала.
Объект исследования: лечебно-профилактические учреждения Федерации профсоюзов Республики Татарстан.
Предмет исследования: система мотивации медперсонала и методы ее совершенствования.
Методологической и теоретической основой исследования являются теории мотивации персонала, изложенные в фундаментальных трудах, монографиях и материалах научных исследований ведущих зарубежных и отечественных ученых. При решении поставленных задач использовались методы системного и сравнительного анализа, а также аналогий. При сборе первичных данных проводились письменные и устные опросы.
Информационную базу составили справочная литература по мотивации персонала, методики исследования мотивации персонала, статистические данные организации, нормативно-техническая документация, законодательные акты, данные сети Интернет.
Научная новизна. Разработана методика выявления мотивационных типов медицинского работника, позволяющая повысить эффективность системы мотивации медперсонала. Отличие данной методики от применяемых заключается в том, что учитывает особенности трудовой деятельности медицинских работников.
Теоретическая значимость заключается в том, что положения и выводы магистерской работы позволяют обновить существующие теоретические представления по проблеме мотивации медицинских работников, а также определить перспективные, применимые для российских условий способы повышения эффективности работы медперсонала в рассматриваемом направлении.
Практическая значимость заключается в возможности использования предложенной методики для диагностики мотивации медперсонала, в целях улучшения результативности их профессиональной деятельности и повышения конкурентоспособности Учреждения профсоюзов санаторий «Шифалы су- Ижминводы». Были разработаны предложения по совершенствованию системы мотивации медперсонала на основе исследования мотивационного профиля медицинских работников.
Апробация работы. По результатам исследований опубликовано 2 статьи.
Структура диссертации определяется логикой и последовательностью решения поставленных целей и задач и отражена в содержании диссертационной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Диссертация содержит 98 страниц, 10 рисунков, 11 таблиц и 5 приложений. Список использованных источников включает 66 наименований.
Содержание работы. Во введении обоснована актуальность проблемы мотивации персонала. Определены цель и задачи диссертации, обозначены объект, предмет, методологическая и эмпирическая база диссертационного исследования, сформулированы научная новизна и практическая значимость предлагаемых решений.
В главе 1 - «Теоретические и методические основы проблемы системы мотивации персонала» - уточнены определения «мотивация», «мотив», «стимул», «стимулирование»; рассмотрены принципы, классификации и основные теории мотивации.
В главе 2 - «Характеристика Учреждения профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» и анализ системы мотивации в организации» - приведена общая характеристика санатория и проанализирована существующая в нем система мотивации медперсонала.
В главе 3 - «Совершенствование системы мотивации персонала в Учреждении профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» на основе исследования мотивационного профиля» - приведены результаты исследования мотивационного профиля медицинских работников; разработаны положения по совершенствованию системы мотивации медперсонала; рассчитана экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию системы мотивации медработников.
В заключении изложены основные выводы и результаты работы.
Мотивация является одним из основных функций управления персоналом. Сегодня человеческие ресурсы являются основным капиталом каждого предприятия. Соответственно, успех компании и ее дальнейшее развитие, в первую очередь, зависят от уровня мотивации работников.
В общем смысле, мотивация к труду - это стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности.
Основу деятельности любого человека составляют мотивы и стимулы. При этом мотивы побуждают человека изнутри, а стимулы извне. Мотивы оказывают на человека более продолжительное воздействие и устойчивы, в то время как стимулы отличаются краткосрочностью воздействия.
Теории мотивации можно рассматривать, разделив на три большие группы: первоначальные, содержательные и процессуальные.
Первоначальные теории описаны в научных трудах Ф. Тейлора, Д. МакГрегора и У Оучи. Большой вклад в разработку содержательных теорий внесли такие ученые как А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг. Рождение и становление процессуальных теорий связаны с именами таких ученых как Дж. Адамс, В. Врум, Э. Лок, Л. Портер и Э. Лоулер.
Первоначальные теории мотивации относят людей к «X», «Y», «Z» группам, которые описывают работников, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Содержательные теории направлены на изучение потребностей людей. В процессуальных теориях анализируются особенности распределения человеком усилий для достижения цели и выбора соответствующего вида поведения.
В результате анализа классификаций методов мотивации персонала, представленных А.А. Шапиро, О.П. Чекмаревым, была предложена система мотивации персонала.
Учреждение профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» является всероссийской здравницей, основная цель деятельности которой направлено на профилактику и оздоровление взрослого населения и детей Республики Татарстан, других регионов РФ, а также граждан других государств. Оно расположено на северо-востоке Республики Татарстан, на живописном правобережье р. Кама, в 263 км от Казани.
Санаторий «Ижминводы» рассчитан на одновременное проживание 450 гостей, которым создаются условия уютного и приятного отдыха сотрудниками организации в количестве 307 человек.
Хозяйственная деятельность здравницы за последние несколько лет свидетельствует о положительной динамике финансово-экономических результатов. Основная прибыль организации достигается за счет реализации санаторно-курортных путевок, курсовок и прочих платных медицинских услуг.
В Учреждении профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» в основном применяются методы материального и социально-психологического стимулирования.
В организации утверждена повременная система оплаты труда и премирование. Главным недостатком повременной оплаты является то, что работник может создавать видимость занятости и при этом не приносить особой пользы для предприятия. Данная проблема решается в организации за счет выплаты премий, что, вызывает рост производительности труда. Однако, из-за неполной информации о системе премирования, неизвестно, в каких случаях сотрудники могут лишиться премий. Соответственно, следует предложить систему депремирования. Страх лишиться части доходов может стать гарантией формирования более добросовестного отношения к работе.
В организации применяется довольно развитая система нематериального стимулирования. Она состоит из социального обеспечения и льгот. Все они представляют для персонала определенную ценность и при совершенствовании системы нематериального стимулирования могут быть лишь дополнены.
Научная новизна заключается в том, что была разработана методика выявления мотивационного типа медицинского работника, позволяющая повысить эффективность системы мотивации медперсонала. Отличие данной методики от применяемых заключается в том, что учитывает особенности трудовой деятельности медицинских работников.
Для повышения мотивации медработников в Учреждении профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы» был проведен опрос «Мотивационный профиль медперсонала». В ходе проведенного исследования в качестве ведущих типов мотивации в санатории «Ижминводы» были выявлены: профессиональный, инструментальный и избегательный, а затем уже хозяйский и патриотический. При этом особое внимание следует уделить профессиональному типу, так как большая часть медперсонала относится именно к этому типу. В связи с этим следует применять такие формы стимулирования как: предоставление возможностей заниматься научной деятельностью и постоянно повышать профессиональное мастерство.
Работников с инструментальным типом мотивации в основном могут мотивировать только материальные ценности. Для них не имеет разницы, что делать и в каких условиях.
Работники с избегательным типом мотивации часто уклоняются от ответственности. Они согласны на низкий уровень оплаты труда, при условии, что остальные не будут получать больше, чем они сами.. В отношении работников с избегательным типом мотивации эффективно также применять методы отрицательной мотивации. Таковыми являются: замечания, выговор и депремирование. Кроме этого, сотрудники с избегательным типом нередко нуждаются в патернализме
Работники с хозяйским типом мотивации не терпят контроля. Поэтому свобода и возможности для проявления инициативы являются для них главной ценностью. Зачисление в кадровый резерв на руководящую должность может существенным образом поспособствовать повышению мотивации у работника.
Для работников с патриотическим типом мотивации можно предложить объявление благодарности и занесение на Доску почета.
Таким образом, на основе результатов проведенного опроса были разработаны меры по совершенствованию нынешней системы мотивации медицинских работников в Учреждении профсоюзов санаторий «Шифалы су-Ижминводы», а также был произведен расчет эффективности от реализации данных мероприятий.