Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты обучения грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе посредством компьютерных программ 8
1.1. Чтение, как вид речевой деятельности 8
1.2. Специфика обучения чтению и грамматической стороне чтения в
средней школе 17
1.3. Возможности компьютерных программ в обучении грамматической
стороне чтения в средней общеобразовательной школе 33
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Экспериментальное исследование специфики обучения грамматической стороне чтения в средней школе через использование компьютерных программ 40
2.1. Организация и методики исследования. Результаты констатирующего
этапа 40
2.2. Обучение грамматической стороне чтения 42
2.3. Результаты контрольного этапа исследования 51
Выводы по второй главе 53
Заключение 54
Список использованной литературы 55
Приложения
Данная работа посвящена теме «Использование компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе».
Актуальность работы. Проблема применения компьютерных технологий в обучении языкам относится к одной из наиболее актуальных тем в современной российской и мировой педагогике, что обусловлено бурным развитием, растущей доступностью и популярностью образовательных IT-продуктов. Систематизация научных знаний в области применения компьютерных программ в обучении иностранному языку, постановка и решение на теоретическом и практическом уровнях проблемы разработки онлайн ресурса для обучения, свидетельствует об актуальности данной темы.
Новые задачи современного языкового образования предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определения новых подходов к отбору содержания и организации тестового материала и соответственно использования адекватных методов и приемов обучения. Подготовка к сдаче и проведению как государственной (итоговой) аттестации (далее - ГИА) в 9 классе, так и единого государственного экзамена в 11 классе (далее - ЕГЭ) общеобразовательных учреждений занимает много времени как у педагогов, так и у учащихся. На сегодняшний день, к сожалению, наибольшие сложности возникают при выполнении заданий раздела «Чтение». Этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
В умении читать на иностранном языке методисты видят способность учеников декодировать графические знаки в звуки этого языка, объединять их в слова, словосочетания и предложения и соотносить последние с определенным содержанием (смыслом).
Грамматика выступает одним из важнейших аспектов языка, который обеспечивает формирование и развитие умений устной и письменной коммуникации. Она всегда стояла в центре внимания различных исследователей, различных научных споров и дискуссий о её роли и значении в процессе обучения английскому языку как иностранному.
Таким образом, грамматика английского языка играет важную роль в процессе формирования и развития речевых умений и навыков, и вспомогательную роль - в речемыслительной деятельности. Говоря иначе, грамматические структуры и правила должны служить средством достижения коммуникативных целей обучения.
Однако, единодушия среди ученых по определению более рационального и эффективного метода обучения грамматической стороне чтения на английском языке, последовательности формирования соответствующих навыков еще нет. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Объект исследования - процесс обучения грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - использование компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе.
Цель исследования - экспериментально проверить специфику и эффективность обучения грамматической стороне чтения в средней школе через использование компьютерных программ.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику чтению как виду речевой деятельности.
2. Описать специфику обучения чтению и грамматической стороне чтения в средней школе.
3. Проанализировать возможности компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе.
4. Провести экспериментальное исследование специфики обучения грамматической стороне чтения в средней школе через использование компьютерных программ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование компьютерных программ является эффективным средством обучения грамматической стороне чтения.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, синтез и обобщение; эксперимент, анализ оценок учащихся, наблюдение.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена трудами таких специалистов в области исследуемой проблемы, как Г.Е. Борецкая, В.Г. Гак, Н.Д. Гальскова, М.И. Жалдак, И.А. Зимняя, Н.А. Кобзева, С.В. Козлов, Е.В. Комарова, М.В. Ляцовицкий, О.В. Мироненко, Е.Ю. Мишина, С.Ю. Николаева, А.Н. Петруль, О.В. Половинко, Н.Ф. Порожняк, Г.В. Рогова, М.С. Савёлова, Е.Н. Соловова, О.В. Спиридонова, С.К. Фоломкина, Д.С. Фомичев, С.Ф. Шатилов, А.Н. Щукин, D. Numan, S. Phillips, T. Schlak и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данной проблемы, в разработанной системе упражнений по использованию компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе и в возможности ее использования в работе с учащимися средней школы.
Новизна работы состоит в рассмотрении возможности использования компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие обучающиеся 9-го класса в количестве 20 человек.
База исследования: ГАПОУ «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»
Структура данной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и пяти приложений.
Чтение - является важный вид речевой деятельности, способствующий пополнению лексического запаса слов, развития грамматических навыков и формированию навыков общения.
Сформированные грамматические навыки являются важным компонентом языковой личности, которая умеет правильно использовать свои знания. Автоматизированное применение на практике грамматических знаний позволяет полноценно общаться на английском языке, понимать устную и письменную речь.
Современные компьютерные программы дают возможность более эффективно выполнять задачи обучения, создавать учебные и методические материалы разной степени сложности, начиная от составления планов уроков и заканчивая проблемными и проектными задачами, созданием веб-страниц. Подавляющее большинство материалов создается с помощью специализированных образовательных электронных ресурсов и компьютерных программ общего назначения.
Проведенное исследование показало эффективность использования компьютерных программ в процессе обучения грамматической стороне чтения учащихся на средней ступени обучения, поскольку в уровнях грамматических навыков была намечена положительная динамика: высокий уровень выявлен у 4 школьников (20%), по сравнению с 2 школьниками (10%) на констатирующем этапе; средний уровень - у 13 школьников (65%), по сравнению с 12 школьниками (60%) на констатирующем этапе исследования; низкий уровень - у 3 школьников (15%), по сравнению с 6 школьниками (30%) на констатирующем этапе исследования.
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы подтверждена.
1. Борецкая Г.Е. Методика формирования иноязычной компетентности в технике чтения // Иностранные языки. - 2012. - № 1. - С. 3-8.
2. Володько В.М. Индивидуализация процесса обучения как принцип непрерывного педагогического образования /Система непрерывного образования: достижения, поиски, проблемы: Материалы междунар. науч.- практ. конференции в 6-ти книгах. - Черновцы: Митець, 1996. - кн. 5. - с. 8587.
3. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. - М.: Добросвет, 2000. - 832 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ, 2004. - 192 с.
5. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М.: Наука, 1987. - 552 с.
6. Гордеева И.В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2015. - №19. - С. 569-571.
7. Грибанова К.И. «Персональная» грамматическая компетенция: миф или реальность? // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 3. - С. 17
19.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://www.efremova.info/word/chitat.html.
9. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: автореф. дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. - М., 1989. - 48 с.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М., 1991. - 221 с.
11. Казнина Т.В. Специфика обучения грамматике английского языка в пятом классе средней общеобразовательной школы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №105 [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-obucheniya-grammatike-angliyskogo-
yazyka-v-pyatom-klasse-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly.
12. Кобзева Н.А., Никонова Е.Д. К вопросу использования веб-квеста // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1083-1085.
13. Козлов С.В. Обучение иноязычной лексике учащихся старших классов на основе ролевых игр проблемной направленности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - Т. 1. - № 3. - С. 229-233.
14. Комарова Е.В. Показатели понимания содержания текста на иностранном языке // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 480-482.
15. Копрева Л.Г. Проблема формирования грамматических навыков английского языка // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011.
- №1-2. - С. 149-152.
16. Краснощекова Г.А. Роль информационно-коммуникационных
технологий в осуществлении дифференцированного подхода к обучению грамматике // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2009. - №1. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-
informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-osuschestvlenii- differentsirovannogo-podhoda-k-obucheniyu-grammatike.
17. Ламзин С.А. О видах речевой деятельности в обучении иностранным языкам // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. - №33 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vidah-rechevoy-deyatelnosti-v-obuchenii- inostrannym-yazykam.
18. Латыпова Э.Р. Преобразование традиционного обучения грамматике английского языка // ИСОМ. - 2014. - №2 [Электронный ресурс].
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preobrazovanie-traditsionnogo-
obucheniya-grammatike-angliyskogo-yazyka.
19. Лесникова Е.С. Интеграция информационно-коммуникационных
технологий в процесс обучения иностранным языкам // Вестник КемГУ. - 2012. - №4. [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-informatsionno-kommunikatsionnyh- tehnologiy-v-protsess-obucheniya-inostrannym-yazykam.
20. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. - М.: Высш. шк., 1981. - 153 с.
21. Мацкевич К.О. Зрительное восприятие иностранного текста // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 577-579.
22. Методика обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях: учебник / Л.С. Панова, И.Ф. Андрюша, С.В. Тезикова [и др.]. - К.: ОТ «Академия», 2010. - 328 с.
23. Мироненко О.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 664-668.
24. Мишина Е.Ю., Тартаковская Е.В. Обучение чтению как виду речевой деятельности в процессе изучения языка для специальных целей // Известия МГТУ. - 2014. - №2 (20). - С.178-186.
25. Недопасова Н.В., Ряшенцева В.А. Продуктивные виды речевой деятельности на уроках английского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/667934/.
26. Николаева С.Ю., Бигич О.Б., Бражник Н.А. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных заведениях. - М., 1999. - 320 с.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов [Электронный ресурс]. - URL: http://enc-dic.com/ozhegov/CHitat-39202/.
28. Очерки методики обучения чтению на иностранных языках / Под редакцией И.М. Бермана и В.А. Бухбиндера. - К.: Вища школа, 1977. - С. 11.
29. Петруль А.Н. Роль грамматических навыков в коммуникативно - ориентированном обучении иноязычному общению // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 172-176.
30. Половинко О.В. К вопросу методики работы над текстом по специальности в неязыковом ВУЗе. Достижения науки за последние годы. Новые наработки. СЕКЦИЯ 13. Педагогические науки. ПОД-СЕКЦИЯ 6. Теория, практика и методы обучения [Электронный ресурс]. - URL: http: //конференция.com.ua/pages/view/935.
31. Порожняк Н.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах // Молодой ученый. - 2014. - №9. - С. 559-561.
32. Примерная программа по учебным предметам. Иностранный язык. (Стандарты второго поколения): проект. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
33. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение,
1991. - 287 с.
34. Савёлова М.С. Применение технических средств обучения (ТСО) как основа формирования УУД при изучении иностранного языка в начальной школе // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 331-335.
35. Современные интерактивные методы обучения для формирования грамматической компетенции студентов специальности социальной работы // Научные труды [Черноморского государственного университета имени Петра Могилы комплекса «Киево-Могилянская академия»]. Сер. Педагогика. - 2010. - Т. 123, Вып. 110. - С. 105-109.
36. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: учеб. пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 271 с.
37. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
38. Спиридонова О.В. Обучение студентов языкового вуза артиклю во французском языке: функционально-парадигматический подход: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 24 с.
39. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. - 2012. - №4 (20). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/blog-tehnologiya-v-obuchenii-inostrannomu- yazyku.
40. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: учеб.-метод. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 1987. - 207 с.
41. Фоломкина С.К. Обучение чтению. Текст лекций по курсу «Методика преподавания иностранных языков». - М., 1980.
42. Фомичев Д.С. Проектирование и использование современных образовательных ресурсов с использованием мультимедийных и вебтехнологий // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 478-481.
43. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. - Л., 1977. - 223 с.
44. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. - М.: Астрель, 2007. - 746 с.
45. Individualization and Autonomy in Language Learning: ELT documents / Ed. by A.Brooks and P.Grundy. - Oxford, 1991.
46. Numan D. The Self-Directed Teacher. - Cambridge, 1996.
47. Patel M.F., Jain P.M. English language teaching: methods, tools & techniques. - Jaipur, India: Sunrise Publishers & Distributors, 2008. - 191 p.
48. Phillips S. Young Learners. - Oxford: Oxford University Press. -
1997. - 184 p.
49. Schlak T. Grammatik induktiv oder deduktiv vermitteln? Zielgruppenorientierte Methodikforschung an einem konkreten Beispiel veranschaulicht // Empirische Arbeiten aus der Fremdsprachenerwerbsforschung. Beitrage des Hamburger Promovierendenkolloquiums Sprachlehrforschung [J. Eckerth (Hrsg.)]. - Bochum: AKS-Verlag, 2003. - S. 81-96.
50. Wysocka M. Zastosowanie metody indukcji Franciszka Bacona w nauczaniu gramatyki j?zyka obcego // J