Введение 3
1. Основы организации электронного бизнеса 8
1.1 Понятие, сущность и виды электронной коммерции 8
1.2 Организационные аспекты формирования электронного бизнеса 15
1.3 Формирование концепции электронного бизнеса 19
2. Анализ тенденции электронной коммерции 25
2.1 Исследование электронной коммерции на этапе развития 25
2.2 Анализ информационной структуры электронной коммерции 43
2.3 Перспектива развития электронной коммерции 59
3. Рекомендации по совершенствованию управления электронной 68 коммерции
3.1 Усовершенствование автоматизации бизнес-процессов 68
3.2 Использование электронной коммерции в бизнесе 75
3.3 Развитие интернет-технологий в электронном бизнесе 84
Заключение 92
Список использованных источников
Последние десятилетия XX в. характеризуются весьма существенными переменами в традиционных представлениях об организации экономических отношений и осуществления стадий общественного воспроизводства. Становление и развитие постиндустриального общества предполагает динамичное развитие отраслей услуг как системообразующего сектора хозяйства. В ближайшем будущем этот процесс будет обусловлен как базовыми долговременными закономерностями общественного прогресса, так и возросшим воздействием целого ряда новых явлений, приведших в последние два-три десятилетия к многоплановым переменам и сдвигам в экономике, ускорению темпов ее роста и вклада в общехозяйственные показатели.
Катализатором этих перемен явилось бурное развитие ИТ, которые в тесном переплетении с объективными процессами глобализации привели к формированию нового вида экономической деятельности — электронной коммерции, или электронного бизнеса, суть которых состоит в широком использовании обмена данными между участниками коммерческих операций посредством компьютеров, объединенных в электронные сети.
Новые технологии, прежде всего информационно-коммуникационные (ИКТ), максимально соответствуя специфике производства многих услуг, нашли в этих отраслях самое широкое применение. Лидирующее положение в этом процессе занимает сфера обращения и услуг. Возможности электронных сетей, прежде всего, Интернета, активно используются в отношениях между торговыми организациями и покупателями, в области решений задач управления процессами товародвижения, мониторинга рынка, эффективных взаимоотношений с поставщиками, партнерами по бизнесу, государственными органами.
Интернет как относительно новая среда, обладающая чрезвычайно большими возможностями в работе с информацией, стала важным элементом, формирующим экономические отношения современного бизнеса. ИТ открывают перед бизнесом вообще и коммерцией в частности новые источники дохода. Учитывая влияние Интернета на все аспекты экономической жизни, можно рассматривать его в качестве источника появления новой электронной экономики, отличающейся чрезвычайно быстрым ростом, созданием новых возможностей для производственной и деловой активности, увеличением рабочих мест. Высокие темпы внедрения ИТ, в том числе в различные аспекты экономической деятельности: менеджмент, маркетинг, корпоративные финансы и т.д., обусловили существенные перемены в организации и реализации бизнеса, а повышение жизненного и культурно-образовательного уровня населения сопровождается абсолютным и относительным увеличением затрат на услуги в составе потребительских расходов населения.
Традиционная экономика испытывает сильнейшее влияние электронной составляющей деловых отношений, генерирующей прогрессивные формы осуществления бизнес-процессов, под воздействием которых меняется не только структура субъектов рынка, но и технология управления ими. Адекватность же инструментов экономики требованиям времени служит важнейшей предпосылкой экономического роста, обеспечивает тем самым упрочение позиций экономических субъектов на национальном и международных рынках.
В настоящее время практическую реализацию проектов в области электронной коммерции осуществляют, как правило, специалисты по ИТ, не обладающие необходимым объемом экономических знаний, что заметно сдерживает удовлетворение потребностей российской экономики. Но развитие электронной коммерции предъявляет особые требования к специалистам по ведению электронного бизнеса: им необходимы глубокие знания и практические навыки как в области бизнеса, так и в области новых технологий.
Новые технологии совершения коммерческих операций породили и новые проблемы социальной сферы, связанные с реализаций этих технологий, такие как электронные деньги, системы налогообложения операций электронной коммерции, лицензирования и сертификации в области электронной коммерции, защита интеллектуальной собственности и др., что обусловливает объективную потребность в поиске новых концепций управления сферой услуг в условиях развития глобального рынка с активным присутствием электронных сетей и ИТ.
Проведение крупномасштабных научных исследований объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов, определяющих состояние современной экономики, позволяет выработать адекватную времени концепцию ее дальнейшего развития, основанную на принципах сетевых групп, обмена информацией, прозрачности рынка, приоритета потребителя и индивидуализации производства.
Наблюдаемая тенденция объединения потребительского рынка и Интернета предполагает существенное расширение границ рынка до масштабов глобального, следовательно, проблема создания целостной концепции развития электронной коммерции с целью устойчивого функционирования экономики приобретают на современном этапе особую актуальность.
Во-первых, устойчивое функционирование сферы обращения вообще и торговли в частности обеспечивает стабильность существования производителей и потребителей, возможность организации обмена на взаимоприемлемых условиях.
В условиях непрерывного технологического и структурного усложнения производства и интенсивной конкуренции в глобальной экономике будет расти спрос бизнеса на широкий круг услуг, способствующих его рыночной экспансии и повышению конкурентоспособности. Одним из важнейших сегментов в сфере услуг при этом является электронная коммерция.
Во-вторых, научно-обоснованная концепция развития электронной коммерции позволит теоретически обосновать условия для роста конкурентоспособности отечественных компаний сферы обращения и привести к росту их капитализации на практике.
В-третьих, устойчивость сферы обращения является главной предпосылкой экономического роста всех сфер хозяйствования. Наш анализ воздействия электронной коммерции на потребительский рынок показал весьма интенсивную динамику роста объемов продаж, осуществляемых с использованием системы электронной коммерции: 1994 г. - 240 млн. долл.; 1996 г. - 993,4 млн. долл.; 2000 г. - 6,9 млрд. долл.; 2005 г. - 12,4 млрд. долл.; 2010 г. 38,4 млрд. долл.; 2018 г. - 83, 5 млрд. долл.
Целью исследования является использование автоматизации на фоне развития электронной коммерции на примере ОАО «Ростелеком».
Для достижения цели требуется постановка и решение следующих задач:
- изучение понятий, сущностей и видов электронной коммерции;
- раскрыть организационные аспекты формирования электронного бизнеса;
- сформировать концепцию электронной коммерции;
- провести исследование на стадии развития электронной коммерции;
- выявить перспективу развития;
- совершить усовершенствование автоматизации бизнес-процессов;
- провести использование электронной коммерции в бизнесе;
- наблюдать над развитием интернет технологий в электронном бизнесе.
Научная новизна исследования состоит в разработке практических рекомендаций и оценке роли электронной коммерции в предпринимательской деятельности; путей повышения конкурентоспособности предпринимательских структур на основе внедрения электронной коммерции.
Научная новизна состоит в следующих выводах:
1) Доказано, что усовершенствование автоматизации бизнес-процессов в электронной коммерции можно воспринимать как своего рода индикатор экономического благосостояния граждан страны и уровня их образования. По мере роста этих факторов, а также повышения уровня защищенности электронных операций, электронная коммерция обещает стать мощным инструментом осуществления бизнес-процессов, взаимовыгодным для всех сторон этих процессов.
2) Обоснована необходимость и целесообразность использования электронной коммерции в предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики, обоснована роль электронной коммерции как инструмента, повышающего уровень конкурентоспособности предпринимательских структур;
3) Сформулированы понятия и требования к деятельности предприятий с использованием электронной коммерции с целью создания благоприятных условий для развития электронной коммерции и использования ее преимуществ отечественными предприятиями, а именно - развития интернет технологий в электронном бизнесе.
Предметом исследования является автоматизация бизнес-процессов электронного бизнеса.
Теоретической основой исследования являются монографии, материалы публикаций периодической печати, а также научно - практических работ по теме исследования.
Информационно-эмпирическая база исследования состоит из материалов, опубликованных в периодической печати и размещенных в сети Интернет, материалы собственных исследований.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников
Таким образом, имея четкое представление о составе основных компонентов информационной структуры системы электронной коммерции и тех сложных проблемах, которые придется решать уже на начальном этапе проектирования и экономического обоснования, можно минимизировать затраты труда и времени на создание эффективно и надежно функционирующего в сети Интернет виртуального магазина.
Информационная структура системы электронной коммерции может достаточно эффективно функционировать при тесном взаимодействии всех ее субъектов, В качестве основных субъектов системы электронной коммерции выступают: клиенты; финансовые институты (банк продавца, банк покупателя и т.д.); бизнес-организации (производители, продавцы, дистрибьюторы, дилеры или реселлеры); правительство.
Их взаимодействие осуществляется с помощью финансовых операторов, процессинговыми и предпроцессинговыми компаниями, авторизованными центрами с помощью платежных систем и виртуальных (цифровых) денег и т.д.
Таким образом, можно сказать, определение бизнес-процессов компании, их описание, анализ и оптимизация - это не самоцель, это в первую очередь работа по организации эффективной деятельности компании, по повышению конкурентоспособности компании.
Одной из эффективных форм осуществления бизнеса, охватывающей как первичные, так и вспомогательные бизнес-процессы, выступает электронная коммерция. Электронная коммерция - это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным образом.
Объектами электронной коммерции является то, на что направлена деятельность систем электронной коммерции. К ним можно отнести различные товары, услуги и информацию.
По объектам и субъектам деятельности выделяют следующие типы систем электронной коммерции: B2B (бизнес-бизнес), B2G (бизнес государство), B2C (бизнес-клиент), C2C (клиент- клиент), G2B (государствобизнес), G2C (государство-клиент), C2G (клиент-государство).
Примером использован использования электронной формируется коммерции формируется как целенаправленно неотъемлемой части формируется современного бизнеса был использован пример ОАО «Ростелеком», а использован именно - личный формируется кабинет формируется клиента.
Личный кабинет предоставляет своим пользователям широкие возможности удаленного управления услугами на основе единообразного доступа, тем самым минимизируя клиенту необходимость посещать реальные офисы оператора и дилеров.
В рамках одно виртуального лицевого счёта пользователь Личного кабинета получает информацию о начислениях и списаниях, потребляемых услугах, может произвести оплату одним платежом.
Применение информационных технологий в сфере электронной коммерции дает возможность более эффективно вести бизнес, т.е. снижать издержки производства, осуществлять эффективные маркетинговые исследования, автоматизировать процессы купли-продажи и информирования клиентов, проводить анализ рынка, моделировать и прогнозировать бизнеспроцессы, управлять персоналом и выбирать более оптимальные бизнесстратегии.
ИТ и объединение компьютеров в единую сеть мирового масштаба обеспечили возможность поиска и обмена данными, повысив, таким образом, прозрачность среды, что существенно уменьшило неопределенность в процессе решения различных задач и стало способствовать выбору оптимального варианта из множества альтернатив. Подобная информатизация общества и технические возможности по поиску, хранению, обработке и распространению информации знаменует, по нашему мнению, очередной этап промышленнотехнической революции.
1. Авдошин С. М. Информатизация бизнеса Управление рисками /
С.М. Авдошин. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 176 с.
2. Анализ рынка средств личной медицинской (взрослой) гигиены для взрослых 2015 г. // Информационный портал Бизнес Сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.sitebs.ru/blogs/25701.html (дата обращения: 21.04.2016)
3. Аналитический бюллетень InSales 2015: Рынок Интернет-торговли
в России в 2014-2015 гг. // Информационный портал InSales. [Электронный ресурс] URL: http://www.insales.ru/blog/2015/05/20/analytical-bulletin-insales-2015/
4. Ананьев О. М. Направления развития современного электронного бизнеса /. Ананьев. О. М / /. Торговля, коммерция, предпринимательство - 2003 -. Вып 6
5. Балабанов И.Т. Электронная коммерция. — СПб.: Изд-во Питер,
2016. 336 с. — (Серия «Учебник для вузов»)
6. Балдин К.В. Информационные системы в экономике. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 134 с.
7. Барановская Т.П., Лойко В.В., Семенов М.И., Трубилин А.И. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник — 2-е издание, дополненное и переработанное. М.: Финансы и статистика, 2015 - 416 с.: ил.
8. Баронов В.В., Калянов Г.Н., Попов Ю.И., Рыбников А.И., Титовский И.Н. Автоматизация управления предприятием // М.: ИНФРА-М, 2016, -239с.
9. Бахарев И. Интервью Павла Алешина «На рынок пришло время
новых товаров» // информационный портал E-Pepper. [Электронный ресурс] URL: http://www.e-pepper.ru/articles/pavel-alyoshin-na-rvnok-prishlo-vremya-
nowx-tovarov.html
10. Бирюков П. И. Интернет-шопинг / П.И. Бирюков. - М.: Феникс,2017. - 160 c.
11. Бочкарева Е. Феномен месенджеров: цифры, факты, аналитика // Онлайн издание о технологиях и бизнесе Rusbase. [Электронный ресурс] URL: http://rusbase.com/analvtics/messengers-analvsis/
12. Брунер М. Принципы электронного бизнеса /. Бруннер. М -. М:. Мир электронной коммерции, 2000 - 453 с
13. Ветитнев А. М. Интернет-маркетинг санаторно-курортных услуг / А.М. Ветитнев, Я.А. Ашкинадзе. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 160 с.
14. Вулкан Н. Электронная коммерция. Стратегическое руководство. - М: Интернет - трейдинг, 2014. - 256 с.
15. Грехов А. М. Электронный бизнес (Е-коммерция): учебное пособие /. Грехов. А. М -. К:. Кондор, 2008 - 302 с
16. Гурч. Л. Проблемы развития электронной торговли в Украине /. Г урч. Л / /. Персонал - 2004 - № 1 - я 74
17. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Информационные системы управления предприятием в решении задач контроллинга // Контроллинг. 2015. № 1.
18. Давыдов Д. 10 самых запоминающихся тенденций из мира мобильных приложений // Rusability. [Электронный ресурс] URL: http://rusabilitv.ru/internet-marketing/10-samvih-zapominavushhihsva-trendentsiv-iz- mira-mobilnyih-prilozheniy/
19. Данилов Е. Интервью с руководителем отдела веб-аналитики Lamoda Игорем Селицким // Информационный портал Retailer.ru. [Электронный ресурс] URL: http://www.retailer.ru/item/id/111807/
20. Деньги и Интернет: эволюция поведения потребителей в России //
Datalnsight. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.datainsight.ru/sites/default/files/DI_PavPal_PavmentEvolution_2015_rus. pdf
21. Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э., Электронная коммерция. / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2015. - 376 с.
22. Дшхунян В. Л. Электронная идентификация. Бесконтактные электронные идентификаторы и смарт-карты /. Дшхунян. В. Л -. М: ACT, 2004 - 695 с
23. Заказная разработка интернет-магазинов: как устроен рынок и к чему все идет // аналитический портал CMS Magazine. [Электронный ресурс] URL: http: //research. cmsmagazine.ru/zakaznaj a-razrabotka-internet-magazinov/
24. Исаева И. В. Инфаструктура систем электронной коммерции // Известия ВолгГТУ.-№7.-2007.- 19 с.
25. Карминский А.М., Карминский С.А., Нестеров В.П., Черников Б.В. Информатизация бизнеса - М.: Финансы и статистика , 2014 г.
26. Климченя, Л. С. Электронная коммерция : учеб. пособие.- Минск : Вытттэйтттая школа, 2014.- 191 с.
27. Кобелев О. А. Электронная коммерция: Учебное пособие / Под ред. Проф. С. В. Пирогова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 684 с.
28. Козьме . Д. Электронная. Коммерция /. Козьме. Д -. М:. Издательско-торговый дом"Русская редакция", 1999 - 228 с
29. Кормич Б. А. Информационная безопасность: организационноправовые основы: учеб пособие /. Кормич. Б. А -. К:. Кондор, 2004
30. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2014. - 336 е.: ил.
31. Котляров И.Д. Эволюция форм торговли: от традиционной к
электронной // Экономический журнал. 2011, №23 / [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-form-torgovli-ot-traditsionnoy-k-
elektronnoy
32. Лигоненько Л. Интернет-торговля: состояние развития и
особенности бизнес-планирование /. Лигоненко. Л,. Танасюк. П / /. Актуальные проблемы экономики - 2003 - № 3 -. С43
33. Лысенко Ю. Г. Электронная. Коммерция /. Лысенко. К). Г,. Андриенко. В. Н,. Иванов. И. И -. Кн 5 -. Донецк:. ООО"Юго-Восток. Лтд", 2004 - 187 с
34. Макарова М. Виртуальные предприятия и телеработа как новые социально-экономические явления /. Макарова. М / /. Экономист - 2003 - № 12 - . С 60-64
35. Меджибовсъка Н. Перспективы развития электронного бизнеса в Украине /. Меджибовська. Н / /. Экономика Украины - 2003 - № 6 -. С 31-36
36. Морозова О.Н. Особенности Интернет-коммуникаций: определение и свойства // Вестник Ленинградского Государственного университета им. А.С.Пушкина.-2010.- №5- 154 с.
37. Мурашова С. В. Виртуальная торговля: научное издание /. Мурашова. С. В -. СПб:. Изд-во. СПбТЭЫ, 2006 - 122 с
38. Мэтью Рейнолдс Электронная коммерция. Основы программирования. Beginning E-Commerce with Visual Basic, ASP, SQL Server
7.0 and MTS. M.: Лори, 2015. - 538 с. - (Серия «Программист -программисту»),
39. Нельзина О.Г. Информационные системы для электронной коммерции. М.: Феникс, 2018. - 271
40. Овчинников Р., Сухов С. Корпоративный веб-сайт на 100% - СПб.: Санкт- Петербург, 2017 .
41. Основные тенденции развития потребительских устройств для Интернета вещей // J'son and Partners Consulting. [Электронный ресурс] URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/osnovnye-tendentsii-razvitiya- potrebitelskih-ustroystv-dlya-interneta-veschey-20160208054314 (дата обращения:
07.4. 2016)
42. Паршенцев А. А. Проблемы и перспективы развития электронных магазинов /. Паршенцев. А. А / /. Маркетинг в. России и за рубежом - 2000 - № 3 -. С 85
43. Петухова С. Аудитория Интернета: вчера, сегодня, завтра // Фонд
Общественное Мнение. [Электронный ресурс] URL:
http: //runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10714
44. Плескач В. Л. Электронная коммерция: учебник /. Плескач. В. Л,. Затонацька. Т. Г -. К:. Знание, 2007 - 535 с
45. Пономаренко Л. Электронная коммерция: учебник /. Пономаренко. Л,. Филатов. В. О [под ред. А. АМазараки] -. М.:. КНТЭУ, 2002, - 443 с
46. Попков В.П., Петров К.А. Электронная коммерция и бизнес в Интернет. Теоретические основы: Учеб. Пособие. СПб.: СПб.: СПбГИЭУ, 2016. - 130 с.
47. Попов М. В. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов; Под ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика,
2017. - 272 с.
48. Попсулин С. Рынок Интернет-рекламы в России вырос на 20% //
cnews. [Электронный ресурс] URL:
http://www.cnews.ru/news/top/rynok internetreklamy v rossii vyros na 20
49. Последствия алгоритма Mobile-friendly от Google // Портал интернет-агентства Astra Red. [Электронный ресурс] URL: http://astra.red/posledstviva-algoritma-mobile-friendlv-ot-google-mobavlgeddon/
50. Пэйтел К., Мак-Картни М.П. Секреты успеха в электронном бизнесе Digital Transformation. The Essentials of e-Business leadership. — СПб: Питер, 2018. — 128 с. — (Серия «Электронная коммерция»)
51. Рожкова А., Борисова С., Золотухина Т. Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2014 // Фонд Общественное Мнение. [Электронный ресурс] URL: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/11567
52. Семенов Ю. А. Протоколы. Интернет для электронной торговли /. Семенов. К). А -. М:. Горячая линия:. Телеком, 2003 - 740 с
53. Сергеев А. П. Раскрутка сайтов и основы электронной коммерции.
Краткое руководство / А.П. Сергеев. - М.: Вильямс, 2016. - 256 с.
54. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. М.: Открытые системы, 2014. - 224 е.: ил.
55. Тронин Ю.Н. Информационные системы и технологии в бизнесе, - М.: Изд-во "Альфа Пресс", 2015.
56. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях.- М.: Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013.- 58 с.
57. Царев В.В., Кантарович А.А. Сравнительная оценка платежных систем, применяемых в электронной коммерции// Журнал «Мост», № 35 апрель, 2016.
58. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. СПб: Питер, 2017. - 320 е.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
59. Эвод И. Электронная. Коммерция: практич руководство /. Эвод. И -. М:. Диасофт, 2002 - 608 с
60. Электронная коммерция глазами покупателей/Мир электронной коммерции. Изд-во «Открытые Системы», № 02, 2015.
61. Электронная коммерция: правовове регулирование и
налогооблажение // Портал интернет-агентства “Мибок” [Электронный ресурс] URL: http://www.mibok.ru/news/company/index.php?ID=1643
62. Электронная коммерция: Учебное пособие / Под ред. Пирогова
С.В. -М.: Издательский дом «Социальные отношения», издательство
«Перспектива», 2014. -428 с.
63. Юрасов А.В. Электронная коммерция: Учеб. Пособие. М.: Дело, 2016. - 480 с.