Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

Работа №34492

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы204
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
832
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния игры в шахматы на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет 7
1.1. История возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России 7
1.2. Анализ методик обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы 13
1.3. Характеристика произвольного внимания, его особенности и развитие у
детей 6-7 лет 19
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы влияния игры в шахматы на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет 30
2.1. Выявление уровня развития произвольного внимания детей 6-7 лет 31
2.2. Методика обучения игры в шахматы как средства развития
произвольного внимания детей 6-7 лет 38
2.3. Динамика развития произвольного внимания детей 6-7 лет 48
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 60



Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для полноценного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте.
А.А. Осипова отмечает, что дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Развитие произвольного внимания определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Большой вклад в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и другие. Ученые рассматривали произвольное внимание как один из ведущих мотивов, необходимых при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности.
Следовательно, проблема, возникшая в настоящее время, может быть устранена путем развития достаточного уровня произвольного внимания.
Решить проблему возможно при использовании ведущего вида деятельности дошкольника - игры. Игровая деятельность положительно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание. Наиболее интересной, увлекательной игрой являются шахматы. В условиях игры в шахматы дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Среди приоритетных направлений развития системы российского образования значительный интерес вызывает приказ Минобразования России №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». Всё большее количество различных организаций за то, чтобы шахматы стали обязательным предметом в системе школьного и дошкольного образования, были включены в образовательный стандарт. Во всероссийском масштабе ставится вопрос о развитии, возрождении, достижении совершенно нового уровня в шахматном образовании детей.
Большой вклад в изучение проблемы обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте внесли ученые и шахматные специалисты И.А. Бареев, В.Г. Гришин, Я.Н. Длуголенский, В.Г. Зак, А.Н. Костьев, И.Г. Сухин и многие другие.
Несмотря на большую роль шахмат в развитии произвольного внимания детей, данный вид обучения не получил широкого распространения в нашей области. Кроме того, часто работа в шахматных клубах проводится игроками-практиками, владеющими теорией шахматной игры, но не знающими в должной мере психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста и потому, не всегда представляющими себе, чему и как учить детей. Каждый из них, как правило, работает по своей программе, подчас весьма сложной, и ставит перед детьми исключительно спортивные задачи в ущерб образовательным.
В проблеме развития произвольного внимания посредством шахматной игры детей старшего дошкольного возраста до настоящего времени остается ещё много нерешенных теоретических и практических вопросов. В частности, недостаточно исследований, показывающих зависимость игры в шахматы с развитием произвольного внимания, недостаточно разработано специальных дидактических игр по шахматной тематике. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей развития произвольного внимания посредством игры в шахматы.
На основании вышесказанного можно определить следующую проблему исследования: каковы педагогические условия обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет?
Цель исследования: выявить педагогические условия обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия обучения игре в шахматы с целью развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение детей 6-7 лет игре в шахматы является эффективным средством развития произвольного внимания, если:
• организована студийная работа по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет;
• шахматы включены в образовательный процесс МДОУ;
• содержание дидактических игр и заданий шахматного направления будет способствовать развитию свойств внимания: объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России.
2. Раскрыть основные подходы к проблеме развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать серию занятий по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет, направленных на развитие произвольного внимания. Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучение педагогической документации.
3. Беседа с воспитателями подготовительных групп детского сада.
4. Беседа с детьми 6-7 лет.
5. Наблюдение за детьми 6-7 лет.
6. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость исследования представлена в том, что:
- изучена история возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России;
- раскрыты основные подходы к проблеме развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и апробированы серии занятий по обучению игре в шахматы, дидактические игры с элементами авторского творчества, направленные на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет.
База исследования и апробация: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 407 комбинированного вида»


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ показал, что игра в шахматы во все времена считалась средством развития умственных способностей, в том числе развития произвольного внимания. Во многих странах шахматы с успехом используются в дошкольном образовании. Большие педагогические возможности шахмат позволяют надеяться, что они займут достойное место в системе средств формирования гармоничной личности каждого дошкольника в нашей стране. Изучение истории игры шахматы способствовало реализации первой задачи исследования.
Большинство методик по обучению детей игре в шахматы рассчитаны на школьный возраст, но И.Г. Сухин и В.Г. Гришин утверждают, что обучение этой игре важно осуществлять именно с дошкольного возраста. Умение играть в шахматы повысит интеллектуальный уровень детей, подготовит к обучению в школе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были раскрыты основные подходы к проблеме развития произвольного внимания Л.С. Выготского, Л.И. Малашинской, А.А. Осиповой, Г.А. Урунтаевой и других ученых; дано определение понятия «произвольное внимание» применительно к детям 6-7 лет - это самостоятельное сосредоточение ребенка на определенных предметах, явлениях; умение активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 10-15 минут; останавливаться на 2-3 объектах, тем самым мы реализовали вторую задачу исследования.
Результаты анализа полученных данных в ходе констатирующего эксперимента подтверждают наличие трудностей в развитии произвольного внимания детей 6-7 лет и умения играть в шахматы. Анализ полученных результатов показал большое количество низких показателей уровня развития произвольного внимания детей 6-7 лет. Низкий уровень знаний и умений в шахматной игре детей 6-7 лет составил 100%.
Для реализации последней задачи ВКР мы разработали и апробировали серию занятий по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет, направленных на развитие произвольного внимания, включая интересные дидактические игры и упражнения на развитие свойств внимания с разнообразным наглядным материалом, с игровой мотивацией. Это позволило увлечь детей, сделать процесс обучения игре в шахматы наиболее приятным и доступным и нацелить их на выполнение заданий.
Полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Это проявилось в возрастании уровней развития произвольного внимания детей 6-7 лет. Процент детей экспериментальной группы с высоким уровнем поднялся с 0% до 20%, со средним - от 20% до 40%, с уровнем ниже среднего упал с 30% до 20%, с низким уровнем упал с 50% до 10%.
Уровень знаний и умений в шахматной игре детей 6-7 лет значительно повысился и составил: 80% высокий уровень, 20% средний.
Проведенное исследование не исчерпывает возможности решения проблемы развития произвольного внимания посредством игры в шахматы. В качестве дальнейшей перспективы исследования мы определили необходимость дальнейшей разработки занятий по обучению игре в шахматы усложнением шахматного материала, созданием дидактических игр и упражнений шахматного направления на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в ходе нашего исследования были реализованы поставленные задачи, а также были созданы педагогические условия, направленные на игру в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.



1. Авербах, Ю.Л. Шахматная школа [Текст] / Ю.Л. Авербах,
A. А. Котов, М.М. Юдович. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 352 с.
2. Авербах, Ю.Л. Путешествие в шахматном королевстве [Текст]/ Ю.Л. Авербах. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 272 с.
3. Бареев, И.А. Гроссмейстеры детского сада [Текст] / И.А. Бареев. - М.: редакция журнала «Наш малыш», 1995. - 128 с.
4. Батуринский, В.Д. Страницы шахматной жизни [Текст] /
B. Д. Батуринский // Физкультура и спорт. - 1983. - 176 с.
5. Бирбрагер, И. Занимательные шахматы [Текст] / И. Бирбрагер. - Ташкент: Гвардия, 1961. - 120 с.
6. Бронштейн, Д.И. Самоучитель шахматной игры [Текст]: Изд. 2-е., доп., перераб. / Д.И. Бронштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 352 с.
7. Вахрушева, Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. -С. 115-122
8. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просещение, 1988. - 336 с.
9. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.// Под редакцией А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - С. 49-68.
10. Волков, Б.С. Детская психология в вопросах и ответах [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М. 2003. - 142 с.
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский.- СПб.: СОЮЗ, 1997. - С. 126-142.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - С. 108-129.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982; С. 5-328.
14. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / В.Г. Гришин. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
15. Гик, Е.Я. Беседы о шахматах [Текст]: Книга для учащихся / Е.Я. Гик. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
16. Диагностика в детском саду [Текст]: Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении / Под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - С. 75-114.
17. Долби, Э. Шахматы: Как стать хорошим игроком [Текст] / Пер. с анг. А. Базина. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 2005. - 96 с.
18. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пос. для студ. пед. ин-тов: в 2 ч. Ч. 2. / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; под ред.
В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - С. 92-136.
19. Зак, В. Я играю в шахматы [Текст] / В. Зак, Я. Длуголенский. - Издательство Ленинград «Детская литература», 1980. - 219 с.
20. Зак, В. Отдать, чтобы найти [Текст] / В. Зак, Я. Длуголенский. - Издательство Ленинград «Детская литература», 1988. - 219 с.
21. Зенков, Г.М. Первый шах [Текст]: Уроки шахматной игры / Г.М. Зенков. - «Пласт», 1993. 125 с.
22. Иванова, И. Шахматы через века и страны Текст / И. Иванова // Наука и жизнь. - 1991. - №11. - С. 120-124.
23. Карпов, А.Е. Шахматный калейдоскоп [Текст]: Издание второе, переработанное и дополненное / А.Е. Карпов, Е.Я. Г ик. - М.: Наука. Г лавная редакция физико-математической литературы, 1984. - 224 с.
24. Карпов, А.Е. Учись шахматам [Текст] / А.Е. Карпов. - М.: Изд. «Эгмонт Россия Лтд», 1997. - 120 с.
25. Карпухина, Ю.В шахматисты - прямо из песочницы [Текст] / Ю.В. Карпухина. - М.: Просвещение, 1998. - 48 с.
26. Коган, И. Избранники Каиссы [Текст] / И. Коган. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - 90 с.
27. Кормишкин, А. Из истории шахмат [Текст] / А. Кормишкин // Лазурь. Популярный литературно-художественный альманах экологической направленности для молодежи - 2009. - №9. - С. 4-9.
28. Костьев, А.Н. Учителю о шахматах [Текст] / А.Н. Костьев. - Москва «Просвещение», 1986. - 111 с.
29. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]: Кн. для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 1988. - С. 167-173.
30. Крогиус, Н.В. Психология шахматного творчества [Текст] / Н.В. Крогиус. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 183 с.
31. Ласкер, Э. Как Виктор стал шахматным мастером [Текст] / Э. Ласкер.// Авториз. Пер. с нем. и послесл. И. Майзелиса, предисл. Д. Бронштейна. - М.: «Дет. лит.», 1973. - 144 с.
32. Лукова, Н. Королевство оживших фигур [Текст] /
Н. Лукова // Журнал дошкольного и начального образования «Обруч». - М.: а/я 69. - С. 32-33
33. Матюгин, И.Ю. Как развивать внимание и память вашего ребенка [Текст]: Книга для детей и их родителей / И.Ю. Матюгин, Т.Ю. Аскоченская, И.А. Бонк. - М.: Эйдос. - 1994. - 114 с.
34. Методика подготовки детей к школе [Текст]: Психологические тесты, основные требования, упражнения / Сост. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. - Волгоград: Учитель, 2003. - 41 с.
35. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. инст-тов и учащихся пед. училищ / Под редакцией Л.В. Венгера. - М.: «Просещение», 1975. - 239 с.
36. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: в 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное
психологическое исследование с элементами математической статистики./ Р.С. Немов - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. С. 73-83.
37. Общая психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. институтов / под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1986 - 464 с.
38. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания [Текст]: Программа для детей 5-6 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 104 с.
39. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 136 с.
40. Петрушина, Н. Эндшпиль. 10 уроков для самых маленьких [Текст]: Серия «Шахматы» / Н. Петрушина. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. - 224 с.
41. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. инст-тов / под редакцией В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
42. Психология и педагогика [Текст] / Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 2006. - 256 с.
43. Психология внимания [Текст] / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с.
44. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.:ВЛАДОС, 1996. - С. 9-59
45. Савин, П.И. В мире шахматных комбинаций [Текст] / П.И. Савин. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1980. - 247 с.
46. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: Учебник для вузов 3-е изд., перераб. / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2009. - С. 200-295
47. Сухин, И.Г. Приключения в Шахматной стране [Текст] / И.Г. Сухин. - М.: Педагогика, 1991. - 144с.
48. Сухин, И.Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет [Текст] / И.Г. Сухин. - М.: Новая школа, 1994. - 160 с.
49. Сухин, И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [Текст]: Пособие для учителя / И.Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999. - 120 с.
50. Тихомиров, О.К. Психология [Текст]: Учебник / Под ред.
О.В. Гордеевой. - М.: Высшее образование, 2006. - С.263-285.
51. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова.- Ярославль: Академия развития, 1996. - С. 4-93.
52. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - С. 206-215.
53. Шахматы-школе [Текст] / Сост. Б.С. Гершунский, А.Н. Костьев; Под ред. Б.С. Гершунского, Н.В. Крогиуса, В.С. Хелемендика. - М.: Педагогика, 1991.- 336 с.
54. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст]: Учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - С. 201-220
55. Шиндор, Н. Шахматы - игра королей [Текст] / Н. Шиндор // Шахматное обозрение - 1999. - №5.
56. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. зав-й / Ред.-сост. Д.Б. Эльконин. - М.: Изд-й центр «Академия», 2004. - С. 95-105.
57. Юдович, М. Занимательные шахматы [Текст]: Второе издание, исправленное и дополненное / М. Юдович. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1966. - 175 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ