ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАХМАТЫ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния игры в шахматы на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет 7
1.1. История возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России 7
1.2. Анализ методик обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы 13
1.3. Характеристика произвольного внимания, его особенности и развитие у
детей 6-7 лет 19
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы влияния игры в шахматы на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет 30
2.1. Выявление уровня развития произвольного внимания детей 6-7 лет 31
2.2. Методика обучения игры в шахматы как средства развития
произвольного внимания детей 6-7 лет 38
2.3. Динамика развития произвольного внимания детей 6-7 лет 48
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 60
Глава 1. Теоретические основы проблемы влияния игры в шахматы на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет 7
1.1. История возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России 7
1.2. Анализ методик обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы 13
1.3. Характеристика произвольного внимания, его особенности и развитие у
детей 6-7 лет 19
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы влияния игры в шахматы на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет 30
2.1. Выявление уровня развития произвольного внимания детей 6-7 лет 31
2.2. Методика обучения игры в шахматы как средства развития
произвольного внимания детей 6-7 лет 38
2.3. Динамика развития произвольного внимания детей 6-7 лет 48
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 60
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для полноценного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте.
А.А. Осипова отмечает, что дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Развитие произвольного внимания определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Большой вклад в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и другие. Ученые рассматривали произвольное внимание как один из ведущих мотивов, необходимых при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности.
Следовательно, проблема, возникшая в настоящее время, может быть устранена путем развития достаточного уровня произвольного внимания.
Решить проблему возможно при использовании ведущего вида деятельности дошкольника - игры. Игровая деятельность положительно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание. Наиболее интересной, увлекательной игрой являются шахматы. В условиях игры в шахматы дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Среди приоритетных направлений развития системы российского образования значительный интерес вызывает приказ Минобразования России №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». Всё большее количество различных организаций за то, чтобы шахматы стали обязательным предметом в системе школьного и дошкольного образования, были включены в образовательный стандарт. Во всероссийском масштабе ставится вопрос о развитии, возрождении, достижении совершенно нового уровня в шахматном образовании детей.
Большой вклад в изучение проблемы обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте внесли ученые и шахматные специалисты И.А. Бареев, В.Г. Гришин, Я.Н. Длуголенский, В.Г. Зак, А.Н. Костьев, И.Г. Сухин и многие другие.
Несмотря на большую роль шахмат в развитии произвольного внимания детей, данный вид обучения не получил широкого распространения в нашей области. Кроме того, часто работа в шахматных клубах проводится игроками-практиками, владеющими теорией шахматной игры, но не знающими в должной мере психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста и потому, не всегда представляющими себе, чему и как учить детей. Каждый из них, как правило, работает по своей программе, подчас весьма сложной, и ставит перед детьми исключительно спортивные задачи в ущерб образовательным.
В проблеме развития произвольного внимания посредством шахматной игры детей старшего дошкольного возраста до настоящего времени остается ещё много нерешенных теоретических и практических вопросов. В частности, недостаточно исследований, показывающих зависимость игры в шахматы с развитием произвольного внимания, недостаточно разработано специальных дидактических игр по шахматной тематике. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей развития произвольного внимания посредством игры в шахматы.
На основании вышесказанного можно определить следующую проблему исследования: каковы педагогические условия обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет?
Цель исследования: выявить педагогические условия обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия обучения игре в шахматы с целью развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение детей 6-7 лет игре в шахматы является эффективным средством развития произвольного внимания, если:
• организована студийная работа по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет;
• шахматы включены в образовательный процесс МДОУ;
• содержание дидактических игр и заданий шахматного направления будет способствовать развитию свойств внимания: объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России.
2. Раскрыть основные подходы к проблеме развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать серию занятий по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет, направленных на развитие произвольного внимания. Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучение педагогической документации.
3. Беседа с воспитателями подготовительных групп детского сада.
4. Беседа с детьми 6-7 лет.
5. Наблюдение за детьми 6-7 лет.
6. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость исследования представлена в том, что:
- изучена история возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России;
- раскрыты основные подходы к проблеме развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и апробированы серии занятий по обучению игре в шахматы, дидактические игры с элементами авторского творчества, направленные на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет.
База исследования и апробация: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 407 комбинированного вида»
Дошкольное учреждение призвано создать условия для полноценного развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте.
А.А. Осипова отмечает, что дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Развитие произвольного внимания определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.
Большой вклад в изучение проблемы развития внимания в целом и развития внимания у детей дошкольного возраста внесли отечественные ученые Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, В.С. Мухина, Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин и другие. Ученые рассматривали произвольное внимание как один из ведущих мотивов, необходимых при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности.
Следовательно, проблема, возникшая в настоящее время, может быть устранена путем развития достаточного уровня произвольного внимания.
Решить проблему возможно при использовании ведущего вида деятельности дошкольника - игры. Игровая деятельность положительно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание. Наиболее интересной, увлекательной игрой являются шахматы. В условиях игры в шахматы дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Среди приоритетных направлений развития системы российского образования значительный интерес вызывает приказ Минобразования России №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». Всё большее количество различных организаций за то, чтобы шахматы стали обязательным предметом в системе школьного и дошкольного образования, были включены в образовательный стандарт. Во всероссийском масштабе ставится вопрос о развитии, возрождении, достижении совершенно нового уровня в шахматном образовании детей.
Большой вклад в изучение проблемы обучения игре в шахматы в дошкольном возрасте внесли ученые и шахматные специалисты И.А. Бареев, В.Г. Гришин, Я.Н. Длуголенский, В.Г. Зак, А.Н. Костьев, И.Г. Сухин и многие другие.
Несмотря на большую роль шахмат в развитии произвольного внимания детей, данный вид обучения не получил широкого распространения в нашей области. Кроме того, часто работа в шахматных клубах проводится игроками-практиками, владеющими теорией шахматной игры, но не знающими в должной мере психофизиологических возможностей детей дошкольного возраста и потому, не всегда представляющими себе, чему и как учить детей. Каждый из них, как правило, работает по своей программе, подчас весьма сложной, и ставит перед детьми исключительно спортивные задачи в ущерб образовательным.
В проблеме развития произвольного внимания посредством шахматной игры детей старшего дошкольного возраста до настоящего времени остается ещё много нерешенных теоретических и практических вопросов. В частности, недостаточно исследований, показывающих зависимость игры в шахматы с развитием произвольного внимания, недостаточно разработано специальных дидактических игр по шахматной тематике. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей развития произвольного внимания посредством игры в шахматы.
На основании вышесказанного можно определить следующую проблему исследования: каковы педагогические условия обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет?
Цель исследования: выявить педагогические условия обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс обучения игре в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия обучения игре в шахматы с целью развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что обучение детей 6-7 лет игре в шахматы является эффективным средством развития произвольного внимания, если:
• организована студийная работа по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет;
• шахматы включены в образовательный процесс МДОУ;
• содержание дидактических игр и заданий шахматного направления будет способствовать развитию свойств внимания: объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения.
Задачи исследования:
1. Изучить историю возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России.
2. Раскрыть основные подходы к проблеме развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать серию занятий по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет, направленных на развитие произвольного внимания. Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Изучение педагогической документации.
3. Беседа с воспитателями подготовительных групп детского сада.
4. Беседа с детьми 6-7 лет.
5. Наблюдение за детьми 6-7 лет.
6. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Теоретическая значимость исследования представлена в том, что:
- изучена история возникновения и развития игры в шахматы за рубежом и в России;
- раскрыты основные подходы к проблеме развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и апробированы серии занятий по обучению игре в шахматы, дидактические игры с элементами авторского творчества, направленные на развитие произвольного внимания детей 6-7 лет.
База исследования и апробация: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 407 комбинированного вида»
Теоретический анализ показал, что игра в шахматы во все времена считалась средством развития умственных способностей, в том числе развития произвольного внимания. Во многих странах шахматы с успехом используются в дошкольном образовании. Большие педагогические возможности шахмат позволяют надеяться, что они займут достойное место в системе средств формирования гармоничной личности каждого дошкольника в нашей стране. Изучение истории игры шахматы способствовало реализации первой задачи исследования.
Большинство методик по обучению детей игре в шахматы рассчитаны на школьный возраст, но И.Г. Сухин и В.Г. Гришин утверждают, что обучение этой игре важно осуществлять именно с дошкольного возраста. Умение играть в шахматы повысит интеллектуальный уровень детей, подготовит к обучению в школе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были раскрыты основные подходы к проблеме развития произвольного внимания Л.С. Выготского, Л.И. Малашинской, А.А. Осиповой, Г.А. Урунтаевой и других ученых; дано определение понятия «произвольное внимание» применительно к детям 6-7 лет - это самостоятельное сосредоточение ребенка на определенных предметах, явлениях; умение активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 10-15 минут; останавливаться на 2-3 объектах, тем самым мы реализовали вторую задачу исследования.
Результаты анализа полученных данных в ходе констатирующего эксперимента подтверждают наличие трудностей в развитии произвольного внимания детей 6-7 лет и умения играть в шахматы. Анализ полученных результатов показал большое количество низких показателей уровня развития произвольного внимания детей 6-7 лет. Низкий уровень знаний и умений в шахматной игре детей 6-7 лет составил 100%.
Для реализации последней задачи ВКР мы разработали и апробировали серию занятий по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет, направленных на развитие произвольного внимания, включая интересные дидактические игры и упражнения на развитие свойств внимания с разнообразным наглядным материалом, с игровой мотивацией. Это позволило увлечь детей, сделать процесс обучения игре в шахматы наиболее приятным и доступным и нацелить их на выполнение заданий.
Полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Это проявилось в возрастании уровней развития произвольного внимания детей 6-7 лет. Процент детей экспериментальной группы с высоким уровнем поднялся с 0% до 20%, со средним - от 20% до 40%, с уровнем ниже среднего упал с 30% до 20%, с низким уровнем упал с 50% до 10%.
Уровень знаний и умений в шахматной игре детей 6-7 лет значительно повысился и составил: 80% высокий уровень, 20% средний.
Проведенное исследование не исчерпывает возможности решения проблемы развития произвольного внимания посредством игры в шахматы. В качестве дальнейшей перспективы исследования мы определили необходимость дальнейшей разработки занятий по обучению игре в шахматы усложнением шахматного материала, созданием дидактических игр и упражнений шахматного направления на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в ходе нашего исследования были реализованы поставленные задачи, а также были созданы педагогические условия, направленные на игру в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Большинство методик по обучению детей игре в шахматы рассчитаны на школьный возраст, но И.Г. Сухин и В.Г. Гришин утверждают, что обучение этой игре важно осуществлять именно с дошкольного возраста. Умение играть в шахматы повысит интеллектуальный уровень детей, подготовит к обучению в школе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были раскрыты основные подходы к проблеме развития произвольного внимания Л.С. Выготского, Л.И. Малашинской, А.А. Осиповой, Г.А. Урунтаевой и других ученых; дано определение понятия «произвольное внимание» применительно к детям 6-7 лет - это самостоятельное сосредоточение ребенка на определенных предметах, явлениях; умение активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом в течение 10-15 минут; останавливаться на 2-3 объектах, тем самым мы реализовали вторую задачу исследования.
Результаты анализа полученных данных в ходе констатирующего эксперимента подтверждают наличие трудностей в развитии произвольного внимания детей 6-7 лет и умения играть в шахматы. Анализ полученных результатов показал большое количество низких показателей уровня развития произвольного внимания детей 6-7 лет. Низкий уровень знаний и умений в шахматной игре детей 6-7 лет составил 100%.
Для реализации последней задачи ВКР мы разработали и апробировали серию занятий по обучению игре в шахматы детей 6-7 лет, направленных на развитие произвольного внимания, включая интересные дидактические игры и упражнения на развитие свойств внимания с разнообразным наглядным материалом, с игровой мотивацией. Это позволило увлечь детей, сделать процесс обучения игре в шахматы наиболее приятным и доступным и нацелить их на выполнение заданий.
Полученные результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы. Это проявилось в возрастании уровней развития произвольного внимания детей 6-7 лет. Процент детей экспериментальной группы с высоким уровнем поднялся с 0% до 20%, со средним - от 20% до 40%, с уровнем ниже среднего упал с 30% до 20%, с низким уровнем упал с 50% до 10%.
Уровень знаний и умений в шахматной игре детей 6-7 лет значительно повысился и составил: 80% высокий уровень, 20% средний.
Проведенное исследование не исчерпывает возможности решения проблемы развития произвольного внимания посредством игры в шахматы. В качестве дальнейшей перспективы исследования мы определили необходимость дальнейшей разработки занятий по обучению игре в шахматы усложнением шахматного материала, созданием дидактических игр и упражнений шахматного направления на развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в ходе нашего исследования были реализованы поставленные задачи, а также были созданы педагогические условия, направленные на игру в шахматы как средства развития произвольного внимания детей 6-7 лет.
Подобные работы
- Шахматный тренинг в физическом воспитании обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеванием опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020



