Социальная компетентность младших школьников
|
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.2. Социальная компетентность: понятие, структура 7
1.2. Формы развития социальной компетентности младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Разработка рекомендаций по развитию социальной компетентности младших школьников 30
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.2. Социальная компетентность: понятие, структура 7
1.2. Формы развития социальной компетентности младших школьников 14
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1. Организация и проведение исследования 23
2.2. Разработка рекомендаций по развитию социальной компетентности младших школьников 30
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность темы исследования. В основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежит компетентностный подход, характеризующийся личностной направленностью к каждому школьнику. Личность школьника развивается в ходе образовательного процесса, что приводит к становлению такой цели образовательного процесса, как формирование компетентности школьника.
Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача освоения школьной программы, а также личностное развитие. Результатом личностного развития является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Основным видом деятельности младшего школьника становится учение, в процессе которого происходит приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Иерархия мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения в этом возрасте еще не сложена, что позволяет наиболее эффективно оказывать влияние на процесс развития социальной компетентности.
Социальная компетентность рассматривается в работах Калининой Н. В., Коблянской Е. В., Лукьянова И. И. и др. Процесс развития социальной компетентности рассматривают Серякова С. Б., Галакова О. В. и др.
Объект исследования: процесс развития социальной компетентности младших школьников.
Предмет исследования: содержание развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить социальную компетентность: понятие, структуру;
Рассмотреть формы развития социальной компетентности младших школьников;
Описать организацию и проведение исследования;
Разработать рекомендации по развитию социальной компетентности младших школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
подходы к социализации и воспитанию детей младшего школьного возраста (Гликман И. З. [6], Голованова Н. Ф. [7], Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. [9], Маслова И. А. [17], Муромцева О. В. [19], Нагайченко Н. Н. [20] и др.);
представления социальной компетентности, ее формировании и развитии (Белицкая Г. Э. [2], Галакова О. В. [4, 5], Калинина Н. В. [12], Крузе-Брукс О. А. [15], и др.);
организация диагностики и исследования (Сахарова В. И. [24], Серякова С. Б., Галакова О. В. [27], и др.).
Этапы исследования:
1. Подбор и изучение литературы по теме исследования.
2. Составление плана исследования.
3. Анализ научного материала, обобщение и синтез.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и сравнение, систематизация), эмпирические (анализ документов, опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированный в данном в исследовании материал и данные, полученные в результате исследования социальной компетентности, могут быть использованы в практической работе с младшими школьниками.
Когда ребенок приходит в школу, перед ним стоит задача освоения школьной программы, а также личностное развитие. Результатом личностного развития является готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Социальная компетентность складывается из знания норм и правил общения и поведения в обществе, знания продуктивных способов взаимодействия с окружающими людьми, знания собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха, стремления проявлять себя в социально одобряемой деятельности, достижении успехов, ценностного отношения к творчеству, ценностного отношения к себе и другой личности.
Младший школьный возраст является эффективным для развития социальной компетентности, так как в данный период у учащихся происходят изменения в мотивационной, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, в способах взаимодействия с окружающими, в развитии нравственного, умственного и физического аспектов. Также, происходит становление произвольности психических процессов, процессов соподчинения мотивов, начинает проявляться эмоциональный отклик на воспитательное воздействие.
Основным видом деятельности младшего школьника становится учение, в процессе которого происходит приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Иерархия мотивов и связанных с ними устоявшихся способов поведения в этом возрасте еще не сложена, что позволяет наиболее эффективно оказывать влияние на процесс развития социальной компетентности.
Социальная компетентность рассматривается в работах Калининой Н. В., Коблянской Е. В., Лукьянова И. И. и др. Процесс развития социальной компетентности рассматривают Серякова С. Б., Галакова О. В. и др.
Объект исследования: процесс развития социальной компетентности младших школьников.
Предмет исследования: содержание развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников.
Исходя из объекта, предмета и цели работы, были поставлены следующие задачи:
Изучить социальную компетентность: понятие, структуру;
Рассмотреть формы развития социальной компетентности младших школьников;
Описать организацию и проведение исследования;
Разработать рекомендации по развитию социальной компетентности младших школьников.
Теоретико-методологическая база исследования:
подходы к социализации и воспитанию детей младшего школьного возраста (Гликман И. З. [6], Голованова Н. Ф. [7], Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. [9], Маслова И. А. [17], Муромцева О. В. [19], Нагайченко Н. Н. [20] и др.);
представления социальной компетентности, ее формировании и развитии (Белицкая Г. Э. [2], Галакова О. В. [4, 5], Калинина Н. В. [12], Крузе-Брукс О. А. [15], и др.);
организация диагностики и исследования (Сахарова В. И. [24], Серякова С. Б., Галакова О. В. [27], и др.).
Этапы исследования:
1. Подбор и изучение литературы по теме исследования.
2. Составление плана исследования.
3. Анализ научного материала, обобщение и синтез.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение и сравнение, систематизация), эмпирические (анализ документов, опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированный в данном в исследовании материал и данные, полученные в результате исследования социальной компетентности, могут быть использованы в практической работе с младшими школьниками.
Проведенное теоретическое и эмпирическое изучение развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности позволило сделать некоторые выводы.
Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность ̵ знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем знания, умения и навыки школьника, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
Изучение форм развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности привело к выводу, что внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательного процесса, которая решает задачи организации свободного времени учащихся, их воспитания и социализации. Для развития социальной компетентности во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как: классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др.
4. Проведение диагностики социальной компетентности младших школьников, учащихся 4 класса привело к выводу, что преобладающим уровнем социальной компетентности у учащихся является средний, но также выявлены учащиеся с высоким и низким уровнем социальной компетентности.
Чтобы повысить у младших школьников уровень социальной компетентности был разработаны рекомендации по проведению с учениками 4 класса комплекса мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности.
Комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности направлен на: повышение уровня знаний норм и правил общения и поведения в обществе; развитие стремления к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; развитие умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
В рамках исследования проведено два мероприятия: игра «Кто я?» и классное собрание «Секреты общения». После проведения мероприятий был проведен опрос, который показал, что в ходе мероприятий узнали новую информацию об обществе (познакомились с понятием «этикет», узнали новые способы приветствия и новые вежливые слова).
Таким образом, мероприятия комплекса будут повышать уровень знаний младших школьников о нормах и правилах общения и поведения в обществе и развивать умения общаться и взаимодействовать с окружающими, что будет способствовать развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Изучение понятия и структуры социальной компетентности позволило понять, что социальная компетентность ̵ знание правил взаимодействия в обществе, умение действовать согласно этим правилам и желание вступать в коммуникацию с другими людьми. Под социальной компетентностью младшего школьника мы понимаем знания, умения и навыки школьника, позволяющие успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Структуру социальной компетентности составляют ее компоненты: знаниевый (знание норм и правил общения и поведения в обществе; знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности; знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха), мотивационный (стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; преобладание мотивов достижения успеха; ценность творчества; ценностное отношение к себе и другой личности) и деятельностный (сформированность навыков и способов социально значимой деятельности; умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности; навыки эмоциональной саморегуляции; владение средствами организации своего поведения; навыки проблемно-разрешающего поведения).
Изучение форм развития социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности привело к выводу, что внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательного процесса, которая решает задачи организации свободного времени учащихся, их воспитания и социализации. Для развития социальной компетентности во внеурочной деятельности могут использоваться такие формы, как: классные собрания, беседы, мастер-классы, кружки, студии, клубы, игры, викторины, концерты, конкурсы, экскурсии, проектная деятельность и др.
4. Проведение диагностики социальной компетентности младших школьников, учащихся 4 класса привело к выводу, что преобладающим уровнем социальной компетентности у учащихся является средний, но также выявлены учащиеся с высоким и низким уровнем социальной компетентности.
Чтобы повысить у младших школьников уровень социальной компетентности был разработаны рекомендации по проведению с учениками 4 класса комплекса мероприятий, направленных на развитие социальной компетентности.
Комплекс мероприятий по развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности направлен на: повышение уровня знаний норм и правил общения и поведения в обществе; развитие стремления к проявлению себя в социально одобряемой деятельности; развитие умения общения и взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности.
В рамках исследования проведено два мероприятия: игра «Кто я?» и классное собрание «Секреты общения». После проведения мероприятий был проведен опрос, который показал, что в ходе мероприятий узнали новую информацию об обществе (познакомились с понятием «этикет», узнали новые способы приветствия и новые вежливые слова).
Таким образом, мероприятия комплекса будут повышать уровень знаний младших школьников о нормах и правилах общения и поведения в обществе и развивать умения общаться и взаимодействовать с окружающими, что будет способствовать развитию социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Формирование социальной компетентности младших школьников через реализацию кружка “Помощники" (Народное образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РЕЧЕ- КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



