Введение 3
1. Сущность и содержание коммерческой деятельности в торговле 6
1.1 Сущность и содержание коммерческой деятельности 6
1.2 Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности 11
1.3 Методы оценки эффективности коммерческой деятельности 14
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия 21
2.1 Организационно-правовая характеристика торгового предприятия 21
2.2 Анализ основных показателей деятельности предприятия 27
2.3 Анализ поступления и формирования ассортимента товаров на предприятии торговли 36
2.4 Оценка эффективности коммерческой деятельности 46
3. Возможные пути совершенствования коммерческой деятельности 58
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложение 1 71
Столетие назад коммерция рассматривалась как деятельность, не требующая глубокого изучения и исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна. Сфера знаний в коммерческой деятельности нисколько не уже, а в некоторых случаях гораздо шире, чем в любой другой специальности. Знания по коммерции буквально неисчерпаемы.
Преодоление экономического кризиса, эффективное функционирование рыночной экономики во многом обусловлено уровнем выполнения коммерческих операций, как формы взаимодействия между отдельными производствами, предпринимателями, компаниями и фирмами. Вопросы экономически грамотной коммерции лежат в основе функционирования рыночной экономики. В существующих условиях у предприятий, промышленных фирм, торгово-посреднических организаций возникают сложные проблемы в процессе реализации коммерческой деятельности, начиная с установления коммерческих связей с контрагентами, организации закупок материальных ресурсов и заканчивая экономически выгодным сбытом продукции.
В новых условиях хозяйствования трудовые коллективы вплотную сталкиваются с необходимостью самостоятельного решения многих сложных задач по реализации коммерческой деятельности, начиная с проблемы организации материального обеспечения, оптимизации производственного процесса и заканчивая успешным сбытом продукции в условиях высокой конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг.
В сфере товарного рынка успешно функционируют те предприятия, которые соблюдают следующие принципы и условия:
— поддержание коммерческой политики с помощью целевых инвестиций, льготных кредитов и норм амортизации;
— изготовление и реализация товаров (оказание услуг) высокого качества и необходимых покупателям;
— производство товаров при затратах, позволяющих продать их по ценам, обеспечивающим платежеспособность покупателей и получение прибыли;
— усиление конкуренции, направленной на развитие экономических процессов рынка.
Важность и актуальность этих задач обусловили выбор темы дипломной работы. Целью данной работы является определение эффективности коммерческой деятельности и разработка рекомендаций по совершенствованию коммерческой работы торгового предприятия .
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- изучение сущности, содержания, а также факторов влияющих на коммерческую деятельность в торговле;
- изучение методов оценки эффективности коммерческой деятельности;
- проведение анализа основных показателей деятельности предприятия ;
- проведение поступления и формирования ассортимента на предприятии торговли;
- проведение комплексной оценки эффективности коммерческой деятельности на предприятии;
- определение возможных путей развития совершенствования коммерческой деятельности;
Объектом исследования является ИП Желтикова В.Б..
Предметом исследования является коммерческая деятельность предприятия.
Использование в практической деятельности предложенной системы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия позволит определить направление совершенствования его деятельности.
Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами, решаемыми в процессе исследования. Работа состоит из введения, трех разделов и заключения.
Методологической основой работы являются приемы статистики: сравнение, способ табличного отражения аналитических данных, использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности, использование трендовой модели и среднего абсолютного прироста в составлении прогноза основных показателей торгового предприятия на следующий год.
Теоретической основой работы являются русские ученые: Николаева Т.И., Савицкая Г.В., Кравченко Л.Я., Половцева Ф.П.
Переход к рыночным отношениям обуславливает коренное изменение роли, содержания коммерческой деятельности предприятий. Решающим фактором перехода предприятия от административно-командных отношений к подлинно рыночным является их коммерческая активность, которая определяется состоянием и уровнем коммерческой работы, ее эффективностью.
В условиях становления рынка приоритетное значение приобретают такие элементы коммерческой деятельности, как изучение и прогнозирование рыночных ситуаций, и элементы ресурсного обеспечения торговых предприятий.
Коммерческая работа по формированию товарных ресурсов должна основываться на исследованиях потребностей покупателей, организовываться по принципу гибкого управления, включать вопросы ценообразования, основываться на теории маркетинга.
Формирование товарных ресурсов предприятий осуществляется посредством выполнения ими ряда коммерческих операций: обоснование необходимости объема закупок, установление хозяйственных связей, осуществление договорных отношений.
Посредством закупок хозяйствующий субъект воздействует на поставщика. При закупке юридически оформляются взаимоотношения между поставщиком и покупателем посредством заключения договоров поставки сырья и продукции.
Достижение главной экономической цели деятельности предприятия – максимизация прибыли – обеспечивается за счет роста продаж, которые возможны только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов. Таким образом, коммерческая деятельность является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия.
Расчет обеспеченности предприятия товарными ресурсами позволяет учесть реальные возможности предприятия по достижению требуемого объема деятельности в соответствии с наличием ресурсного потенциала предприятия.
Коммерческая работа осуществляется на основе принятия управленческих решений. Для принятия обоснованных решений необходимы накопление и обработка коммерческой информации. В связи с этим в дипломной работе предлагается повышение эффективности коммерческой деятельности за счет совершенствования ее информационного обеспечения, а именно, за счет внедрения автоматизированной технологии получения и обработки информации.
Исследования показали, что совершенствование информационного обеспечения коммерческой деятельности позволит повысить уровень аналитической работы на предприятии.
В условиях рыночной экономики информация об эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия может представлять интерес для различных категорий пользователей, наиболее важными из которых являются кредиторы, поставщики, покупатели. При этом каждая из этих категорий преследует свои цели и имеет свои критерии оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.
В дипломной работе рассмотрена комплексная модель оценки коммерческой деятельности, которая позволяет определить направления совершенствования деятельности предприятия. Выдвинутые в дипломной работе предложения и рекомендации, при использовании их на практике, будут способствовать более эффективному осуществлению коммерческой деятельности.
1. Николаева Т.И., Елагин Ю.А. Организация торговых процессов и обслуживание покупателей: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во гос.эконом. ун-та, 2003. -348с.
2. Николаева Т.И., Елагин Ю.А. Организация коммерческой деятельности в торговле: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во гос.эконом. ун-та, 2002. -156с.
3. Николаева Т.И., Елагин Ю.А. Технология и коммерческая деятельность: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во гос.эконом. ун-та, 2000. -207с.
4. Экономика предприятий торговли и общественного питания / Рук.авт.кол. Т.И.Николаева. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2001.-498с.
5. Анурин В, Муромкина И. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2006.-270с.
6. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.-560с.
7. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов.- М.: «Дашков и Ко», 2003.- 504с.
8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность.- М.: ИНФРА-М, 2003.- 248с.
9. Дашков Л.П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России.- М.: «Дашков и Ко», 20037- 1012с.
10. Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность.- Хабаровск: ДВГУПС, 1999.: http//www.aup.ru/books/m164/3.1.htm
11. Пурыгин А.В. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия торговли// Планово-экономический отдел.-2006.-№7.- http//www.profigroup.by/peo/rubric/5.htm
12. Анализ внутренней среды предприятия// Маркетинг в экономике.- http//www.k-konsal.ry/analiz/index/.html
13. Формирование ассортимента и управлении товарными запасами на складах и в магазинах// http//www.real-trade.net/str/php?zag=1988149197
14. Медведев В.А. Особенности формирования товарного предложения на потребительском рынке// http//www.cfin.ru
15. Алпатова Е.В. Формирование оптимальной структуры товарного ассортимента// http//www.marketing.spb.ru
16. Основные показатели социально-экономического положения Свердловской области за 2007г.// http//www.ersds.e-burg.ru/of_stat_int.shtml
17. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия торговли// Маркетинг в России и за рубежом.-2000.-№4.- http//www.mavriz.ru
18. Терещенко Н.Н., Емельянова О.И. К вопросу об оценке эффективности деятельности предприятия торговли// Проблемы современной экономики.- 2000.-№4// http//www.m-economy.ru
19. Нешитой А.с. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности региональной системы поддержки и развития малого предпринимательства// Финансовый менеджмент.-2002.-№5
20. Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006.-439с.
21. Маркетинг: учебное пособие / Под ред. А.П.Мищенко. –М.: КНОРУС, 2006.-288с.
22. Панкратов А. Маркетинговая деятельность многонациональных компаний.// Маркетинг.-2005.-№6.-С. 70-74.
23. Бурцева Т. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей предприятия. //Маркетинг.-2006.-№2.- С.26-35
24. Лукашева Е. Исследование основных стереотипов системы потребительского поведения на рынке средств бытовой химии // Практический маркетинг.-2006.-№3.- С.21-25
25. Ньюмен Э., Кален П. Розничная торговля: организация и управление.-СПб.: Питер, 2005.-416с.
26. Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Мн.: Интерпресссервис, 2001.-576с.
27. Макарова В.И. Анализ финансово хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.: Издательство «Налоговый вестник», 2003.-623с.
28. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.-424с.
29. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-471с.
30. Экономический анализ в торговле / Под ред. М.И.Баканова.-М.: Финансы и статистика, 2005.-400с.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие.- Минск: Новое знание, 2002.-704с.
32. Баканов М.и. Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2000ю-583с.
33. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ООО «Новое знание», 2003.-526с.
34. Пястолов С.М.Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.- М.: Мастерство, 2001.-336с.