Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности работы психолога с подростками с девиантным поведением

Работа №34487

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психологические подходы к пониманию девиантного поведения подростков 8
1.1. Девиантное поведение как психологический феномен 8
1.2. Психологические особенности девиантного поведения в подростковом возрасте 10
1.3. Виды и особенности психологической работы с девиантными подростками 14
Выводы по 1 главе 25
Глава 2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте на примере учеников общеобразовательной школы 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Содержание психологической работы с девиантными подростками 44
2.3. Анализ результатов исследования 52
Выводы по 2 главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 69
Приложения 75



Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы определена несколькими причинами.
Во-первых, современному состоянию российского общества в целом можно дать характеристику, как экономически, демографически, социально и политически нестабильного, что ведет за собой рост проявляющихся поведенческих девиаций.
Во-вторых, следствием напряженности и неустойчивости обстановки в обществе является то, что проявления девиантного поведения, которые раньше имели значительно меньший масштаб распространения, перерастают в виды криминального, преступного поведения.
В-третьих, год от года возрастает количество подростков, которые употребляют алкогольные напитки, наркотики, вследствие чего еще более ухудшается криминогенная обстановка в стране.
В-четвертых, появляются новые формы девиаций, на происхождение которых оказывают влияние СМИ, компьютерные игры, низкопробная кинопродукция, пропаганда сексуальной неразборчивости, и т.д.
В связи с этим, с наибольшими трудностями в процессе адаптации к требованиям современной действительности сталкиваются подростки. Проявления девиантного поведения у них, с одной стороны – это результат воздействия разнонаправленных по своим форме и содержанию социальных процессов общества, а с другой стороны – изменений, которые происходят в каждом из институтов социализации – будь то семья, школа, и т.д.
Изучив особенности проявлений девиации, мы получаем возможность лучше понимать их природу, выявлять основные механизмы и тенденции, в соответствии с которыми функционирует и развивается девиантное поведение как социальный феномен.
На сегодняшний день в России, по различным оценкам от 3 до 4 млн. молодых людей и подростков употребляют наркотики, а наркозависимых среди них 1 млн. человек, врачи диагностируют алкоголизм у двенадцатилетних подростков, а случаи употребления алкоголя - у восьмилетних, являющихся, по сути, детьми. Среди людей подросткового и молодёжного возраста широкое распространение получили гипертрофированная пивная культура, табакокурение и наркотическая субкультура. Причём это характерно как для мальчиков, так и для девочек-подростков. За прошедшие 10 лет в 6,5 раз увеличилось число девушек, употребляющих наркотики.
Только официальная статистика свидетельствует об увеличении, например, числа наркозависимых учащихся подростков в 6-8 раз. И это без учёта высокой латентности данных форм подростковой девиации.
Актуальность исследования определила выбор его темы «Работа психолога с проблемой девиантного поведения у подростков».
Цель исследования: изучить особенности работы психолога с подростками с девиантным поведением.
Объект исследования: девиантное поведение у подростков.
Предмет исследования: особенности работы психолога с проблемой девиантного поведения.
Гипотеза исследования: проведение целенаправленной коррекционной работы с подростками способствует уменьшению проявлений девиантного поведения (агрессивности, личностной тревожности, конфликтности, и т.д.).
Задачи:
 изучить проблему девиантного поведения у подростков;
 проанализировать основные направления и формы предупреждения девиантного поведения;
 провести эмпирическое исследование особенностей девиантного поведения среди подростков;
 выявить особенности работы психолога с проблемой девиантного поведения у подростков.
Методы: анализ научной литературы, анкетирование, разработка экспериментальной программы, качественная и количественная обработка данных, стандартизированные методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел, опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус и С. Фолкман) в адаптации Л.И. Вассермана, и методика многофакторного исследования личности Р.Б. Кэттелла (14-факторный подростковый вариант). Для количественного сравнения показателей проявления поведенческих отклонений подростков и определения статистической значимости/незначимости различий был использован t-критерий Стьюдента.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды, посвященные рассматриваемой проблеме таких авторов, как Т.Е. Быковская, И.Н. Деветьярова, А.Ю. Егоров, Ф.К. Зиннуров, М. Ковальчук, И. Кузнецова, И.Ю. Тарханова, и т.д.
Экспериментально-исследовательская база исследования – МБОУ СОШ № 14 г. Коломна. В диагностическом исследовании приняли участие 25 учеников 9 класса, из них 17 мальчиков и 8 девочек. Возраст детей на момент проведения исследования составил 14-15 лет. Диагностика проводилась анонимно, использовались только данные возраста и пола.
Практическая значимость исследования: выводы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями общеобразовательных школ в целях профилактики девиантного поведения у подростков, а так же их целесообразно применять в работе социально-психологических служб образовательных организаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По итогам проведенной работы следует заключить, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и вывело эту проблему в центр внимания специалистов различных областей знания. Девиантные формы поведения в подростковой среде зачастую проявляются в асоциальных и антисоциальных поступках и являются следствием дезадаптации.
Первая глава «Психологические подходы к пониманию девиантного поведения подростков» была посвящена теоретическому исследованию проблемы девиантного поведения.
Оценивая степень научной разработанности проблемы, отмечаем, что несмотря на множество подходов к исследованию девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в современных условиях требует дальнейшего изучения, поскольку появляются новые формы девиаций, обусловленные влиянием феноменов массовой культуры.
Девиантное поведение у детей разного школьного возраста возникает в силу блокировки либо недостаточной мотивации к ведущему виду деятельности в определенный возрастной период, недоразвития или блокировки развития ведущего психического процесса и, самое важное – вследствие влияния значимого взрослого окружения (родителей, учителей).
Одной из основных особенностей подросткового возраста является сложность во взаимоотношениях с более старшим поколением: родственниками, учителями в школе.
Влияние возраста на поведение подростка негативно отражается на отношении его к окружающим, в особенности к родителям и педагогам в школе, что часто приводит к возникновению конфликтов, ссор, непонимания, что провоцирует у ребенка агрессию и желание всеми способами проявить себя, следствием чего являются антисоциальные поступки.
При этом на разных возрастных этапах на возникновение девиантного поведения у ребенка оказывают наибольшее влияние отношения с разными категориями взрослых и сверстников, что обусловлено возрастными особенностями детей. На школьников среднего звена и старшеклассников наибольшее деструктивное влияние могут оказывать учителя и сверстники.
Для своевременного начала психологической профилактики и наиболее эффективной коррекционной работы чрезвычайно важно раннее выявление обучающихся, склонных к девиантным формам поведения.
В основе системы профилактики должны лежать законность, справедливость, демократизм, взаимодействие на уровне страны, субъекта федерации, местного самоуправления и между этими уровнями, специализированная законодательная база.
Воспитание и профилактика – взаимодействующие, но не тождественные сферы; поэтому, в частности, нельзя ожидать от образовательных учреждений решения общевоспитательными средствами задач, которые требуют специализированных средств.
Ранняя профилактика осуществляется и с помощью некоторых запретительных и ограничительных мер, а также с помощью правовой и педагогической пропаганды.
Кроме того, необходимо повышать профессиональный уровень педагогов, обучать их специальным методам и формам работы с детьми с девиантным поведением, а также усилить работу с семьями учащихся, а в самой школе открытого типа делать упор не на обучение, а на воспитание учащихся.
Вторая глава «Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте на примере учеников общеобразовательной школы» посвящена эмпирической части исследования отклоняющегося поведения учеников 9 класса МБОУ СОШ № 14 г. Коломна, в ней описывается проведение коррекционной работы и дается оценка результативности.
На первом этапе эксперимента по результатам проведенной диагностики было установлено наличие ряда проблем в поведении подростков, на коррекцию которых следовало направить усилия на следующем этапе работы.
Содержание коррекционной программы отбиралось таким образом, чтобы участие в ней способствовало решению выявленных у подростков проблем поведения: неразвитость волевых качеств личности, слабость контроля эмоциональных реакций; склонность к уступчивости и зависимости, непротивление групповым установкам и нормам, нерешительность и несамостоятельность; непрактичность в повседневной жизни, уклонение от ответственности, неумение преодолевать трудности. Для сравнения произошедших по итогам коррекционной работы изменений в поведении подростков было проведено контрольное обследование по «Методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) и методике «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус и С. Фолкман).
По данным проведенной диагностики и статической обработки результатов альтернативная гипотеза эмпирической части исследования о том, что будут наблюдаться значимые различия в проявлении отклонений в поведении детей подросткового возраста, принимавших участие в предложенной коррекционной программе, подтвердилась.
Однако по некоторым показателям с достоверностью можно говорить не столько о количественных, сколько о качественных индивидуальных приращениях, личностных изменениях подростков, что проявилось в стремлении искать новые пути решения имеющихся проблем, способности к решению трудных задач без посторонней помощи, желании увидеть жизненную перспективу и принимать ответственные решения.
Результаты проведенного эксперимента показали, что включение испытуемых в систему специально организованных коррекционных мероприятий способствует снижению девиантных наклонностей подростков.
Таким образом, основная гипотеза исследования, заключающаяся в предположении, что системные мероприятия, направленные на формирование социальных навыков (межличностное взаимодействие, прогнозирование последствий своего поведения, самостоятельность, умение преодолевать трудности адекватными конкретным ситуациям способами), будут способствовать профилактике девиантного поведения подростков, подтвердилась.
Полученные результаты исследования позволяют наметить дальнейшие перспективы изучения проблемы коррекции отклонений в поведении подростков, могут способствовать практическому решению проблем их социальной дезадаптации.





1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – N 52 (часть I). – Ст. 7007.
2. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М. : Наука, 2016. – 272 с.
3. Алексеева Л. С. Зависимость отклоняющегося поведения несовер-шеннолетних от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педаго-гической запущенности и правонарушений школьников. – М. : Высшее образование, 2010. – 314 с.
4. Алексеева Л. С. Зависимость отклоняющегося поведения несовер-шеннолетних от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педаго-гической запущенности и правонарушений школьников. – М. : Высшее образование, 2010. – 314 с.
5. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск : изд Уральского ун-та, 2010. – 150 с.
6. Аминов У. К., Аминова Д. К., Цахаева А. А. Профессиональная рефлексия как механизм экономии психических сил через распространение трансцендального опыта // Прикладная психология и психоанализ. – 2014. – №3. – С. 110 – 117.
7. Баерунас З. В. Опыт социально – педагогического изучения семьи подростка – правонарушителя // Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. – М. : Наука, 2011. – 298 с.
8. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс / Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – М. : ИНФРА – М, 2013. – 216 с.
9. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. – М. : РУ ВНИИМ, 2012. – 342 с.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М. : Прогресс, 2011. – 422 с.
11. Бестужев – Лада И. Ф. Семья вчера, сегодня, завтра. – М. : Знание, 2010. – 95 с.
12. Бобков В. А., Бабосов Е. М. , Рубанов А. В. , Никулина Ю. В. и др Девиантное поведение среди молодежи и меры противодействия. – М. : ИНФРА – М, 2015. – 220 с.
13. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. – М. : Мысль, 2012. – 418 с.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Педагогика, 2010. – 464 с.
15. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. –Воронеж : НПО "МОДЭК", 2012. – С. 228 – 244.
16. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М. : Академия, 2013. – 362 с.
17. Боссарт А. Б. Парадоксы возраста или воспитания. – М. : Просвещение, 2011. – 80 с.
18. Бочкарева Г. Г. Психологические особенности трудновоспитуемых школьников // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. – М. : ИНФРА – М, 2010. – 318 с.
19. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М. : Педагогика, 2010. – 144 с.
20. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В.Петровского. – М. : Академия, 2016. – 324 с.
21. Возрастная психология / под ред. А. Ю. Решетникова. – М. : ИНФРА – М, 2017. – 431 с.
22. Выготский Л. С. Педология подростка: проблемы возраста // Собр.соч. в 6 т. – М.: Академия, 2010. – Т. 4. – 423 с.
23. Геннеберг Н. Девиантное поведение – типы и профилактика. М.: Прогресс, 2014. – 117 с.
24. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб. : Юридический центр Пресс, 2004. – 520 с.
25. Гинзбург М. Р. Вопросы психологии: Личностное самоопределение как психологическая проблема. – Режим доступа : http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:35015/Source:default (Дата обращения 12.01.2019)
26. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – Воронеж : МОДЭК, 2015. – 240 с.
27. Даудова Д. М. Психологические особенности общения в подростковом возрасте // Материалы Республиканской научно-практической конференции студентов, магистрантов «Актуальные проблемы педагогики и психологии» Выпуск 13 . – Махачкала : ДГПУ, 2011. – С. 67.
28. Деветьярова И. Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – №. 3. – С. 99 – 102.
29. Джекебаев У. О криминологических аспектах психологического взаимодействия людей в процессе общения // Вопросы борьбы с преступностью несовершеннолетних. – СПб. : Питер, 2011. – 384 с.
30. Дубровина И. В., Круглов Б. С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся / И.В.Дубровина, Б.С.Круглов // Ценностные ориентации и интересы школьников. – М. : Просвещение, 2013. – С. 27 – 36 .
31. Егоров А. Ю., Игумнов С. А. Расстройства поведения у подростков : клинико-психологические аспекты. Современный учебник. – СПб. : Речь, 2015. – 435 с.
32. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М. : Академия, 2013. – 315 с.
33. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2012. – С. 31.
34. Ивашкина М. Г. Психологические проблемы детей и подростков // Помоги себе сам. – 2010. – №5. – С. 6.
35. Ильин Д. Н. Девиантное поведение детей и подростков. – СПб. : Питер, 2011. – 229 с.
36. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. – Режим доступа : http://psyabstracts.com/journals/Voprosy%20Psychologii/1984/4/psihogennye-formy-shkolnoy-dezadaptacii.html#.VLGS5yKsWUg (Дата обращения 12.01.2019)
37. Клейберг Ю. А. Основы психологии девиантного поведения. Монография. – М. : ИД Алеф-Пресс, 2014. – 233 с.
38. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов. – М. : Юрайт, 2016. – 290 с.
39. Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков. – М. : ИНФРА – М, 2017. – 365 с.
40. Кочетов А. И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. – М. : Просвещение, 2012. – 160 с.
41. Курбатов А. В. Социализация подростков в современном обществе // Педагогика. – 2014. – № 3. – C. 62 – 65.
42. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб. : Речь, 2009. – 256 с.
43. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
44. Миньковский Г. М. Некоторые вопросы изучения личности несовершеннолетних // Предупреждение преступности несовершеннолетних. – М. : Педагогика, 2013. – 237 с.
45. Михайловская Н. Б. Трудные ступени : профилактика антиобщественного поведения. – М. : Просвещение, 2015. – 143 с.
46. Москаленко В. Д., Шибакова Т. Л. Аддиктивное поведение в семьях больных алкоголизмом // Наркология. – 2003. – № 9. – С. 14 – 17.
47. Мустаева, Ф. А. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. – М. : Академический проект, 2013. – 456 с.
48. Мягков И. Ф. Психологические проблемы предупреждения педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. – Воронеж : Воронежский гос. пед. ин-т, 2012. – 411 с.
49. Поливанова Л. Б. Психологическое содержание подросткового возраста. – Режим доступа : http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?archive=1120045935&id=1107428423&start_from=&subaction=showfull&ucat=27 (Дата обращения 11.01.2019)
50. Пономарева Н. И. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта в условиях социально-реабилитационного центра / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – №5. – С. 28 – 30.
51. Пономарева Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2017. – № 03-1. – С. 254 – 256.
52. Прихожан А. М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте // Воспитание, обучение и психическое развитие. – М. : ИНФРА – М, 2017. – 227 с.
53. Психология подростка / под ред. И. Н. Лебедева. – СПб. : Питер, 2011. – 314 с.
54. Психология современного подростка / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Наука, 2016. – 414 с.
55. Психология формирования и развития личности. – М. : Прогресс, 2011. – 361 с.
56. Психология человека / под ред. А. А. Реана. – М. : Педагогика, 2011. – 34 с.
57. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М. : Мир, 2014. – 320 с.
58. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образова-нии : учеб. пособие. – М. : Владос, 2014. – 529 с.
59. Смолярчук И. В. Психологическое консультирование и психокор-рекционная работа : учебно-методическое пособие. – Тамбов : ТГУ им Г.Р. Державина, 2018. – 105 с.
60. Социальная педагогика : курс лекций / под общей ред. М. А. Галагузовой – М. : ИНФРА – М, 2010. – 298 с.
61. Федулова А. В. Социокультурные составляющие девиантного поведения несовершеннолетних // Россия и социальные изменения в современном мире //Сборник научных докладов Ломоносовские чтения 2004. – Т. 1. – М. : ООО Макс-Пресс Москва, 2004. – С. 156 – 168.
62. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. – М. : Педагогика, 2011. – 208 с.
63. Цахаева А. А. Развитие правового самосознания подростков / С. И. Гаджиева, А. А. Цахаева // Известия ДГПУ. – 2009. – №4(9). – С. 10 – 14.
64. Чечельницкая С. М., Михеева А. А., Ковалева А. В. и др. Отчет по проекту «Разработка программы профилактики социальнозначимых заболеваний у детей и подростков с отклоняющимся поведением». – М.: Просвещение, 2013. – 218 с.
65. Шилова Т. А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2014. – 176 с.
66. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М. : Академический проект, 2015. – 336

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ