Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы трудового воспитания в старшей группе ДОУ 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования 6
1.2. Содержание трудового воспитания при работе с детьми старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Требования к трудовому воспитанию и его особенности в старшей
группе 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей трудового воспитания в старшей группе ДОУ 27
2.1. Организация и методы исследования. Исходная диагностика
уровня трудового воспитания старших дошкольников 27
2.2. Описание работы по трудовому воспитанию детей старшего
дошкольного возраста 37
2.3. Выявление, анализ и интерпретация изменений в уровне трудового
воспитания дошкольников 51
Выводы по второй главе 58
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения 68
Трудовое воспитание подрастающего поколения является сегодня одной из важных задач российского общества. Подготовка индивида, начиная уже с самого раннего возраста, к жизни, к участию в общественнополезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется на всех ступенях образования, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях - в рамках трудового воспитания. При этом, основной целью трудового воспитания в современном ДОУ является, в соответствии с возрастными особенностями периода дошкольного детства, не узкое профессиональное обучение, а формирование активной целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению собственных интересов в процессе трудовой деятельности и к совершенствованию в труде.
В старшем дошкольном возрасте ребенок формирует представление о труде взрослых, впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов, поэтому изучение особенностей трудового воспитания в старшей группе дошкольного образовательного учреждения позволяет повысить эффективность трудового воспитания в целом, достичь целей, предписанных современным Федеральным государственным образовательным стандартом.
В связи с этим, актуальность изучения данной проблематики состоит в том, что оно не только отвечает запросам современного общества, способствуя реализации социального заказа в сфере дошкольного образования, но и способствует нахождению наиболее эффективных средств и форм работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе их трудового воспитания.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы произвести теоретическое и практическое изучение особенностей трудового воспитания в старшей группе дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования - процесс реализации образовательной области труд в дошкольном образовании.
Предмет исследования - особенности трудового воспитания в старшей группе ДОУ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование у детей старшего дошкольного возраста умений и знаний в процессе трудового воспитания будет эффективным, если оно осуществляется в виде комплексной работы, включающей:
- непосредственную трудовую деятельность дошкольников;
- специально организованные занятия по трудовому воспитанию;
- дидактические игры, чтение художественной литературы.
Задачи исследования:
- произвести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- изучить содержание трудового воспитания при работе с детьми старшего дошкольного возраста;
- выявить требования к трудовому воспитанию и его особенности в старшей группе;
- провести эмпирическое исследование трудового воспитания в старшей группе ДОУ.
Теоретико-методологическим основанием исследования стали научные работы современных отечественных авторов, посвященные различным аспектам проблемы трудового воспитания на этапе дошкольного детства.
Среди них, в частности, психолого-педагогические исследования таких авторов как А.В. Антонова [1], С.Г. Белоусова [3], В.С. Бобер [4],А.А. Горелов [8], Т.В. Золотых [12], Н.В. Кондрашова [16], Д.А. Кочеткова [17], Н.А. Купчина [19], Д.В. Мартынцева [22], А.В. Панчина [27], Л.Н. Песоцкая [28], Е.А. Поротникова [29], Л.В. Ракина [31], О.С. Сабина [34], Л.И. Сайгушева [35; 36], Д.В. Сергеева [37], Е.В. Табачек [40], Е.А. Шанц [43; 44], С.А. Шатрова [45], Е.Н. Штогрина [47] и других современных исследователей.
В ходе исследования были использованы следующие основные методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация имеющихся подходов к трудовому воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения;
- эмпирические - комплексная диагностическая программа развития знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в области трудового воспитания, описание;
- математические методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенное в нем содержание работы по развитию знаний и умений детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания, может быть использовано в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, при планировании занятий с детьми старшей группы. Материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических специальностей высших и среднеспециальных учреждений профессионального образования.
Базой проведения исследования является МБДОУ комбинированного вида № 35 «Лейсан» Елабужского муниципального района республики Татарстан.
Структура работы включает введение, две главе, заключение, список использованной литературы, приложения.
В ходе теоретического и практического изучения особенностей трудового воспитания в старшей группе дошкольного образовательного учреждения нами был произведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучено содержание трудового воспитания при работе с детьми старшего дошкольного возраста; выявлены требования к реализации трудового воспитания и его особенности в старшей группе; проведено эмпирическое исследование особенностей трудового воспитания в старшей группе ДОУ.
По результатам проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:
1. Трудовое воспитание занимает одно их важнейших мест в содержании программ дошкольного образования, при этом, одной из ключевых особенностей его реализации в старшей группе ДОУ является то, что на данном возрастном этапе позиция субъекта детского труда проявляется в способности ребенка к самостоятельному целеполаганию и мотивации труда, умении оперировать освоенными способами осуществления простейших трудовых процессов, самостоятельно контролируя и оценивая результаты своего труда.
2. Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для освоения ребенком пространства трудовой деятельности, ключевым условием данного процесса является проявление самостоятельной трудовой активности ребенка, поэтому в условиях ДОУ должна быть принята модель субъект-субъектного взаимодействия педагогов с детьми.
3. В процессе эмпирического исследования была организована и проведена работа, направленная на создание необходимых организационно-педагогических условий для повышения уровня знаний и умений воспитанников старшей группы в области трудового воспитания. Основными формами и видами детского труда, использовавшимися на формирующем этапе, стали самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной труд. В качестве основных форм организации труда дошкольников использовались трудовые поручения; дежурства; коллективная трудовая деятельность. Кроме того, в старшей группе были спланированы и проведены специальные занятия, направленные на трудовое воспитание дошкольников общим количеством 30 занятий в течение четырех месяцев. Вне занятий с дошкольниками также проводились дидактические игры, направленные развитие трудовых умений и знаний, велось чтение художественной литературы соответствующей направленности.
4. В результате проделанной работы в экспериментальной группе произошло значительное повышение количества детей, которые отличаются полной самостоятельностью в процессе выполнения необходимой трудовой деятельности по уходу за растениями, высокой результативностью труда; повысилось количество дошкольников, которым нравится трудиться, которые выполняют все необходимые действия выполняют умело, качественно, выступают в качестве организаторов коллективной детской деятельности; доброжелательно распределяют работу, взаимодействуют с другими детьми; повысилось количество детей, у которых хорошо развиты комбинаторные умения, способности к использованию пооперационных карт выполнения действий, которые проявляют полную самостоятельность, демонстрируя оригинальный или с элементами новизны результат высокого качества.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель - достигнута.
Проделанная работа позволила подтвердить гипотезу о том, что формирование у детей старшего дошкольного возраста умений и знаний в процессе реализации трудового воспитания будет эффективным, если оно осуществляется в виде комплексной работы, включающей непосредственную трудовую деятельность дошкольников; специально организованные занятия по трудовому воспитанию; дидактические игры, чтение художественной литературы.
1. Антонова А.В. Знакомство с профессиями детей старшего дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 45 - 46.
2. Антонова Т.В. Образовательная область «Труд» в программе «Истоки» // Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 8. - С. 14 - 27.
3. Белоусова С.Г., Непомнящих Н.В. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно - исследовательской деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - №5. - С. 165
- 167.
4. Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 3. - С. 40 - 41.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 352 с.
6. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 208 с.
7. Гончаров В.Н., Попова Н.А. Духовно-нравственные ценности в системе общественных отношений // Фундаментальные исследования.
- 2015. - № 2-7. - С. 1566 - 1569.
8. Горелов А.А., Румба О.Г. К проблеме приобщения растущего человека к миру взрослых (социализация и индивидуализация) через подвижную игровую деятельность // Культура физическая и здоровье.
- 2014. - № 3. - С. 72 - 77.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 280 с.
10. Диянкова В.О. Социализация дошкольника // Аллея науки. - 2018. - №6. - С. 993 - 996.
11. Житко И.В., Петрикевич А.А., Ярмолинская М.М. Развивающие игры
для дошкольников: пособие для педагогов учреждений,
обеспечивающих получение дошкольного образования. - М: Академия, 2015. - 180 с.
12. Золотых Т.В., Фурман Н.М. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - Чебоксары: Интерактив-Плюс, 2015. - С. 110 - 112.
13. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Ред. М.Н. Лазутова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 161 с.
14. Киселева Г.М., Бочкова Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. - М: Дашков и Ко, 2016. - 310 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие
детей в норме и патологии: психологическая диагностика,
профилактика и коррекция. - СПб: Питер, 2014. - 480 с.
16. Кондрашова Н.В., Повышева Е.А. Использование проектной деятельности в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о труде взрослых // Концепт. - 2015. - № 13. - С. 2156 - 2160.
17. Кочеткова Д.А., Кречет Н.С. Труд в развитии личности ребенка // Социосфера. - 2014. - № 10. - С. 139 - 143.
18. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - М.: Детство-пресс, 2013. - 160 с.
19. Купчина Н.А. Субъект-субъектное взаимодействие педагогов и дошкольников в процессе трудового воспитания детей // Социосфера.
- 2018. - № 12. - С. 112 - 114.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
21. Лукин В.А., Бахор Т.А., Лобанова О.Б. Формирование начальных экономических представлений старших дошкольников при чтении сказок // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6. - С. 80 - 84.
22. Мартынцева Д.В. Общественно-полезный труд и его роль в воспитании личности ребенка // Концепт. - 2016. - № 8. - С. 146 - 149.
23. Михасенко С.Н. Трудовое воспитание в ДОУ // Социосфера. - 2017. - № 12. - С. 43 - 45.
24. Москалева Н.Н. Формирование компетенций детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания в семье // Педагогическое образование в России. - 2014. - №9. - С. 158 - 161.
25. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под науч. ред. Р.Н. Бунеева. - М. : Баласс, 2016.
- 528 с.
26. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2014. - 368 с.
27. Панчина А.В. Содержание трудового воспитания в детском саду // Концепт. - 2017. - № 4-2. - С. 58 - 60.
28. Песоцкая Л.Н. Отношение детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых и их знания о профессиях в Украине // European Science Review. -2014. - № 5-6. - С. 90 - 93.
29. Поротникова Е.А. Формирование положительного отношения детей младшего дошкольного возраста к труду взрослых // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2015. - Т. 1. - С. 56 - 57.
30. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015. - 368 с.
31. Ракина Л.В. Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке
дошкольников к обучению в школе, через реализацию
образовательной области «Труд» // Актуальные задачи педагогики. - Чита: Молодой ученый, 2012. - С. 57 - 60.
32. Рогалева Г.И. Воспитательная деятельность: день за днем. - Улан- Удэ: Изд-во БГУ, 2016. - 160 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
34. Сабина О.С., Плетнев Е.В. Некоторые аспекты воспитания трудолюбия у ребенка младшего возраста // Концепт. - 2016. - № 3. - С. 142 - 144.
35. Сайгушева Л.И. Приобщение дошкольников к общественнополезному бытовому труду и воспитанию их трудовой активности. - М.: Сфера, 2018. - 41 с.
36. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 221 с.
37. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 2017. - 94 с.
38. Смирнова М.С. Развитие интегративных качеств дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 252 - 253.
39. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - СПб.: Питер, 2017. - 207 с.
40. Табачек Е.В. Воспитание положительного отношения к труду взрослых у старших дошкольников // Модернизация образования. -
2016. - № 23. - С. 246 - 249.
41. Трудовая деятельность дошкольников: особенности труда, анализ и
диагностика. - Армавир: ЧОУ СПО «Армавирский колледж
управления и социально-информационных технологий», 2015. - 17 с.
42. Феденева Е.М. Экономическое воспитание детей дошкольного
возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. - 2014. - №35-2. - С. 75 - 77.
43. Шанц Е.А. Развитие субъектности дошкольников в трудовой деятельности // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 4. - С. 141 - 146.
44. Шанц Е.А. Технологии приобщения дошкольников к труду // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2017. - № 1. - С. 54 - 59.
45. Шатрова С.А., Слизова С.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром // Концепт. - 2014. - №12. - С. 41 - 46.
46. Шингаркина Д.А. Педагогические условия формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых // Педагогика, психология, теория и методика обучения. - 2018. - №76-2. - С. 277 - 282.
47. Штогрина Е.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «общественно полезный труд» / Социосфера. - 2014. - № 24. - С. 93 - 99.
48. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. - М.: Просвещение, 2014. - 232 с.
49. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. - № 6241. - 25.11.2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (10.02. 2019).
50. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (06.01.2019).