ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ПООЩРЕНИЙ 11
§ 1. Понятие и цели государственных поощрений 11
§ 2. Понятие государственных наград, их особенности и правовое значение 22
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД 35
§ 1. Виды государственных наград 35
§ 2. Общефедеральные и региональные государственные награды....46
ГЛАВА 3. ПРОЦЕДУРНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
НАГРАЖДЕНИЯ 54
§ 1. Общие положения о наградном производстве 54
§ 2. Стадии наградного производства 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что осуществляемые в рамках государственной политики реформы экономического, политического, судебно-правового характера находятся в прямой зависимости от уровня эффективности работы юридических механизмов. В качестве одного из наиболее действенных современных средств правового регулирования выступают правовые поощрения.
В последнее время все больше наблюдается тенденция выбора и приоритета метода позитивного стимулирования среди прочих юридических государственных инструментов, обеспечивающих функции государства. В том числе и в связи с этим теперь поощрительные нормы регулируют отношения во многих областях права (конституционное, административное, уголовное и т.д.)
Правовые поощрения позволяют решать вопросы укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, воспитания подрастающего поколения, поддержания законности и правопорядка, тем самым достигаются цели общегосударственного масштаба.
Наиболее важным и универсальным инструментом поощрительного стимулирования можно признать государственные награды, применяемые для регулирования практически всех областей жизни российского общества, а также в качестве средства влияния на межгосударственные отношения (награждение иностранных граждан). Столь высокая степень востребованности рассматриваемого инструмента заключена в возможности эффективного воздействия награждения на сознание и поведение отдельно взятого индивида. Сочетание морального и материального начала предопределяет значительную действенность данного вида поощрений, выявляет приоритетность его развития, а также позволяет
комплексно использовать волеформирующий аспект поощрений (моральных, материальных).
Однако анализ российского наградного законодательства свидетельствует о ряде факторов, негативно сказывающихся на функционировании института наград. Необходимо отметить, что причины, отрицательно воздействующие на государственное награждение, кроются не только в правовом регулировании, но и в недостаточно полном и глубоком теоретическом исследовании данного вопроса.
Так, отсутствие научно-обоснованного определения государственной награды, характеристики ее отличительных признаков приводит к разнообразию трактовки данного понятия государственными органами (и федерального и регионального уровня), уполномоченными учреждать награды. Например, ряд субъектов РФ в качестве государственных наград (помимо орденов, медалей, знаков отличия) используют премии, благодарность главы субъекта, почетные грамоты.
Неразработанность классификации наград обусловливает сложность восприятия системы государственных наград Российской Федерации (с точки зрения внутреннего строения) как рядовыми гражданами, так и сотрудниками министерств, ведомств, департаментов, в том числе - Управления по кадровым вопросам и государственным наградам.
Вопрос о государственных наградах обладает особой актуальностью также и в связи со следующими факторами.
Во-первых, наградное законодательство Российской Федерации кроме определения государственной награды как высшей формы поощрения граждан и перечисления конкретных видов наград, прямо не использует другие критерии выделения особенностей данной формы поощрений. Тем не менее, среди видов государственного поощрения немало таких (например, премии Правительства РФ, дипломы Совета Федерации и т.п.), которые на первый взгляд соответствуют признакам государственных наград:
учреждаются высшими государственными органами, вручаются за высокие достижения в различных сферах деятельности, в торжественной обстановке. При этом, как правило, присваивается звание (лауреата), вручаются диплом и почетный знак. Но, несмотря на схожесть признаков, данные виды поощрения, что непосредственно вытекает из Положения о государственных наградах РФ, к категории последних не относятся. Это и является одной из существенных причин необходимости обозначить существенные признаки государственных наград.
Во-вторых, Россия относится к числу федеративных государств. Это обусловливает тот факт, что наградная система нашего государства имеет сложную структуру, состоящую из государственных наград федерального уровня (включая и такую ее разновидность, как награды министерств и ведомств) и наград субъектов Российской Федерации. Такое строение наградной системы создает определенные сложности, в том числе и в отношении трактовки понятия «государственная награда» различными субъектами Федерации. С этой позиции выявление основных черт государственных наград является необходимым условием нормального функционирования наградной системы: ее логичного построения (как по вертикали, так и по горизонтали), упорядочения структурных элементов, их соотношения.
Актуальность рассматриваемого вопроса выражается также и в том, что за последние два десятилетия официальное наградное дело заметно усложнилось, возросла интенсивность наградного правотворчества, увеличился массив наградного законодательства. Данные процессы породили целый комплекс проблем правового характера. Правовое регулирование наградного дела утратило единообразие, последовательность, логичность и завершенность, что обусловливает потребность юридического исследования наградной деятельности как проявления поощрительного метода управления. Для повышения эффективности наград в административной деятельности необходимы разработка научно-теоретических основ правового регулирования наградного дела и исследования в области наградного права.
Конкретной исследовательской проблемой в юридическом аспекте является несоответствие правовой формы (правового регулирования) наградного дела реальному содержанию наградной деятельности органов публичной власти и насущным потребностям совершенствования наградного законодательства.
В юридической науке крайне малочисленны исследования, посвященные наградному делу, а имеющиеся работы раскрывают его фрагментарно и во многом носят описательный характер.
Острота потребности административно-правового изучения наградного дела возросла в связи с проведенной в 2010 году реформой наградного дела Российской Федерации. Реализация идей этой реформы вызывает необходимость выработки и проведения в жизнь всеми уровнями и звеньями публичной администрации единых подходов к правовому регулированию и осуществлению наградной деятельности.
Идейная разобщенность и пробелы в научно-юридическом осмыслении наградного дела, отсутствие концептуального, теоретически обоснованного подхода к правовому регулированию наградного дела затрудняют целенаправленное и результативное административно-правовое воздействие на общественные отношения с использованием высокого управленческого потенциала официальных наград. Неудачные правотворческие решения, необоснованное и непоследовательное применение официальных наград провоцируют возникновение социальных конфликтов в вопросах вознаграждения заслуженного поведения и препятствуют полноценному использованию поощрительного метода в административно-правовом регулировании.
Изложенные выше аспекты определяют актуальность теоретического изучения государственного награждения и выбор данной темы диссертации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с награждениями субъектов права государственными наградами.
Предмет исследования составляют нормы российского административного, конституционного и иных отраслей права, регулирующие отношения в сфере награждения, а также существующие в правовой науке взгляды, идеи и представления об исследуемой проблематике.
Целью данной работы является формирование целостного представления об институте государственных наград Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо добиться решения следующих задач:
- определить понятие и цели правовых поощрений;
- раскрыть понятие государственных наград, их особенности и правовое значение;
- провести классификационную характеристику наградной системы Российской Федерации;
- выявить особенности федеральных и региональных наград;
- определить процедурно-правовые особенности награждения.
Научная новизна данной работы заключается в том, что в результате исследования сформировано целостное представление о правовом регулировании государственных наград в Российской Федерации.
При этом: сформулированы определения правового поощрения и государственных наград и определены их особенности; выработана авторская классификация государственных наград; выявлены особенности федеральных и региональных государственных наград; определена специфика наградного производства.
Положения, выносимые на защиту:
1. Правовое поощрение представляет собой комплексный межотраслевой институт, который регулирует отношения по возникновению и исполнению государственных мер, направленных на одобрение добросовестного исполнения своих обязанностей субъектами права, а также деятельности, имеющей позитивный характер и выходящей за рамки обычного правомерного поведения, и который обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования.
2. Под государственными наградами следует понимать высшие формы поощрения граждан и коллективных субъектов, учреждаемые и вручаемые высшими государственными органами либо должностными лицами в результате положительной оценки заслуженной деятельности субъектов права, имеющие четко определенную вещественную форму и действующие на всей территории Российской Федерации либо на территории субъекта Федерации, а также навсегда изменяющие правовой статус награждаемого субъекта.
3. В рамках классификации государственных наград выделяются следующие критерии: территориальный; принцип иерархии; специализация; содержание наград.
4. Федеральные государственные награды - это такая форма поощрения лиц, которая: учреждается высшими должностными лицами государства, обладает юридической силой на всей территории страны и отмечает заслуги граждан, достигнутые в разнообразных сферах деятельности.
Региональные государственные награды - это форма поощрения лиц, учреждаемая представительными органами субъектов РФ или высшими должностными лицами субъектов РФ, имеющая юридическую силу на территории конкретного субъекта Федерации, отмечающая заслуги граждан и коллективных субъектов в тех сферах деятельности, которые обладают особой важностью для данного региона и имеющие более определенное материальное обеспечение.
5. Совокупность отношений, связанных с установлением и применением государственных наград, регулируется наградным правом, который по сути представляет собой институт административного права. При этом стадийность наградного производства имеет существенные отличия от типичных стадий административного процесса и включает в себя: возбуждение дела о награждении; государственная и общественная оценка материалов о награждении, которая, в свою очередь, включает в себя согласование ходатайства о награждении; представление к награде; предварительное рассмотрение представления к награде; принятие решения о награждении; исполнение решения (награждение).
Следует также выделять постстадии наградного производства: разрешение вопросов о наградных символах и документах; разрешение правопреемства; отмена награждения или лишение награды; восстановление в правах на награду.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды таких ученых, как Ноздрачев А.Ф., Дуэль В.М., Бахрах Д.М., Баранов В.М., Киселева О.М., Кокурина О.Ю., Манохин В.М., Адушкин Ю.С. и многие другие.
Методологическая основа диссертационного исследования. В качестве общеметодологической основы исследования выступил общенаучный (диалектический) метод познания правовой действительности, посредством которого удалось выявить понятие и особенности государственных наград. Также были использованы и частнонаучные методы, в частности, нормативный, формально-юридический, сравнительноправовой, логический, а также методологические приемы (анализ и синтез, сравнение и обобщение).
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что в данной работе сформулированы выводы и предложения, имеющие значение для науки административного и конституционного права, а также для правовой науки в целом. Значение данных выводов выражается в том, что они развивают и дополняют ряд положений перечисленных отраслей науки. Результаты диссертационного исследования дополняют и расширяют теоретические представления о наградной системе России.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования результатов исследования в правотворческой и правоприменительной деятельности в целях решения коллизионных вопросов, а также устранения пробелов и недостатков в системе действующего законодательства, регулирующего наградные отношения. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы для последующих научных разработок исследуемой проблематики.
Структура работы обусловлена целью и задачами диссертационного исследования. В соответствии с ними диссертация включает в себя введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных нормативных правовых актов и специальной литературы.
Исследование о государственных наградах позволяет сделать следующие выводы. Поощрение представляет собой неоднозначное многогранное явление государственной действительности, которое можно рассматривать с нескольких точек зрения. С одной стороны, поощрение как самостоятельный метод позволяет эффективно управлять социальными процессами. С другой стороны, поощрение эффективно действует в качестве правового стимулирования. С третьей стороны, поощрение, введенное в рамки нормативного акта, может представлять собой норму-санкцию. Наконец, если рассматривать поощрение с наиболее широкой стороны, тогда его можно представить как правовой институт.
Обобщая все вышесказанное, можно говорить о том, что правовое поощрение представляет собой комплексный межотраслевой институт, который регулирует отношения по возникновению и исполнению государственных мер, направленных на одобрение добросовестного исполнения своих обязанностей субъектами права, а также деятельности, имеющей позитивный характер и выходящей за рамки обычного правомерного поведения, и который обладает самостоятельным предметом и методом правового регулирования.
Представляется правильным, что правовые поощрения в целом преследуют две основные цели:
- выработка позитивных правовых установок у субъектов права;
- использование таких установок на благо государства и общества.
Таким образом, правовые поощрения, участвуя в процессе воспитания, способствуют развитию правосознания и высокой правовой культуры граждан и вносят свой вклад в дело формирования нравственных качеств личности.
Высшей ступенью в иерархии всех видов государственных поощрений являются государственные награды. При этом юридическим и фактическим основанием для награждения является заслуга, которая представляет собой результат активных целенаправленных позитивных действий, выходящих за рамки обычного правомерного поведения, которые принесли пользу либо конкретным лицам, либо государству и обществу в целом, при этом были оценены уполномоченным государственным органом как основание для награждения.
В качестве признаков государственных наград выделено следующее:
• в качестве учредителей государственных наград выступают
высшие государственные органы либо должностные лица государства или субъекта РФ;
• они представляют собой высшие формы поощрения граждан и коллективных субъектов;
• имеют действие на всей территории Российской Федерации (государственные награды РФ), либо на территории субъекта Федерации (соответственно, государственные награды субъектов РФ);
• вручаются вышеуказанными государственными органами и
должностными лицами в торжественной обстановке;
• обладают четко определенной вещественной формой,
выраженной в виде ордена, медали, знака отличия, нагрудного знака;
• фактическим и юридическим основанием представления к государственной награде является заслуга;
• навсегда изменяют правовой статус награждаемого субъекта;
• сложный фактический состав, который является основанием возникновения наградного правоотношения и представляет собой систему юридических фактов;
• имеют строго персонифицированный характер.
Учитывая указанные признаки, под государственными наградами следует понимать высшие формы поощрения граждан и коллективных субъектов, учреждаемые и вручаемые высшими государственными органами либо должностными лицами в результате положительной оценки заслуженной деятельности субъектов права, имеющие четко определенную вещественную форму и действующие на всей территории Российской Федерации либо на территории субъекта Федерации, а также навсегда изменяющие правовой статус награждаемого субъекта.
Таким образом, награды представляют собой специфические, обладающие массой отличительных черт положительные санкции, стимулирующие общественно значимое, социально-полезное, одобряемое поведение в рамках государства и общества в целом. Их можно рассматривать как универсальный политико-правовой способ воздействия на личность.
Одной из приоритетных классификаций государственных наград является деление их по принципу иерархии. При этом особое значение имеет федеративное устройство России. В связи с этим выглядит очень оправданным такой способ построения иерархической системы нормативноправовых актов РФ, при котором они делятся на: нормативно-правовые акты, принимаемые по вопросам исключительного ведения федерации и ее совместного с субъектами РФ ведения и нормативно-правовые акты, принимаемые субъектами РФ по вопросам их исключительного ведения. Представляется интересной позиция, при которой построение иерархической системы наград осуществлялось бы по аналогичному принципу.
Каждый из критериев классификации государственных наград позволяет более четко определять особенности данного института. Так, например, критерий специализации, в соответствии с которым можно выделить 3 вида наград (военные гражданские, универсальные), довольно четко обозначает функциональную направленность каждого из элементов наградной системы РФ.
При этом присутствие моральных и материальных элементов в награждении - это положительная черта данного института, поскольку оба элемента способствуют повышению эффективности метода правового поощрения и представляет собой «адекватную реакцию государства на результат действий, достойных награждения, так как указанные действия полезны для государства не столько в моральном, сколько в реально-практическом смысле».
Исследование наградной системы с точки зрения федеративного устройства государства позволило сделать следующие выводы.
Во-первых, федеральный и региональный компоненты, которые составляют наградную систему Российской Федерации, неоднородны по своей структуре. Виды и особенности федеральных наград и наград субъектов РФ как составляющие наградную систему РФ элементы придают определенную специфику рассматриваемым уровням наград, влияя на качество организации рассматриваемой системы.
Во-вторых, основаниями, разграничивающими федеральные и региональные награды, являются:
• уровень регулирования;
• статус учреждающих эти награды субъектов;
• отличия элементов, составляющих систему федеральных наград, с элементами региональной системы;
Кроме того, в регионах проявляется более узкое применение наград, связанное с потребностями конкретного субъекта РФ, что наталкивает на мысль о том, что следующим разграничивающим основанием является:
• несовпадение областей регулирования общественных отношений;
• механизмы предоставления льгот и преимуществ.
В-третьих, вышеприведенные признаки позволили вывести определения федеральных и региональных государственных наград.
Так, федеральные государственные награды - это такая форма поощрения лиц, которая: учреждается высшими должностными лицами государства, обладает юридической силой на всей территории страны и отмечает заслуги граждан, достигнутые в разнообразных сферах деятельности.
В то же время региональные государственные награды - это форма поощрения лиц, учреждаемая представительными органами субъектов РФ или высшими должностными лицами субъектов РФ, имеющая юридическую силу на территории конкретного субъекта Федерации, отмечающая заслуги граждан и коллективных субъектов в тех сферах деятельности, которые обладают особой важностью для данного региона и имеющие более определенное материальное обеспечение.
В заключение следует сделать логичный вывод о том, что эффективные и действенные меры для развития наградной системы возможны в том случае, когда государственная политика в данной сфере учитывает положительные стороны федерального и регионального наградного законодательства.
Совокупность отношений, связанных с установлением и применением государственных наград, регулируется наградным правом, который по сути представляет собой институт административного права, а именно систему административно-правовых норм. Как видно из вышеприведенного исследования, наградные правоотношения являются разновидностью управленческих отношений и носят публично-правовой характер. Кроме того, данные отношения выражают поощрительный метод управления, который используется в административном праве.
Однако стадийность наградного производства имеет существенные отличия от типичных стадий административного процесса и включает в себя:
• возбуждение дела о награждении;
• государственная и общественная оценка материалов о награждении, которая, в свою очередь, включает в себя согласование ходатайства о награждении; представление к награде; предварительное рассмотрение представления к награде;
• принятие решения о награждении;
• исполнение решения (награждение).
Однако стоит так же упомянуть и о таких стадиях, которые могут возникать после награждения. Например, разрешение вопросов о наградных символах и документах; разрешение правопреемства; отмена награждения или лишение награды; восстановление в правах на награду.
Заканчивая анализ процедурно-правовой стороны награждения, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что наградное законодательство нуждается в совершенствовании как на уровне материального, так и процессуального права. Только комплексное решение проблем награждения способно привести к созданию слаженной эффективно действующей системы государственных наград.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст.4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ [ред. от
12.11.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ [ред. от 12.11.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996 г. - № 25. - Ст. 2954.
4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202-1 [ред. от 30.10.2018] // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992 - № 8 - Ст. 366.
5. О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ [ред. от 30.10.2018] // Российская газета. - 2004. - № 162.
6. О службе в таможенных органах РФ: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ [ред. от 3.08.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
7. Об установлении звания Героя Российской Федерации и учреждения знака особого отличия - медали «Золотая звезда»: Закон РФ от 20 марта 1992 г. N 2553-I // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации,. - 1992 г. - № 14. - Ст. 719.
8. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 [ред. От 15.09.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 37. - Ст. 4643.
9. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам: Указ Президента РФ от 2 декабря 2008 г. № 1712 [ред. от 25.08.2012] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 49. - Ст. 5767.
10. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 [ред. от 30.09.2012] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 г. - № 47. - Ст. 5742.
11. Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 [ред. от 19.07.2018] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 2. - Ст. 64.
12. Об утверждении Инструкции о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации: распоряжение Президента Российской Федерации от 3 апреля 1997 года № 96-рп [ред. от 12.01.2010] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №14. - Ст.1617.
13. Положение о нагрудном знаке «Отличник здравоохранения»: Приложение № 1 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2012 г. № 78н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 2013. - № 6.
14. Положение о медали «За заслуги перед отечественным
здравоохранением»: Приложение № 7 Приказа Министерства
здравоохранения РФ от 10 августа 2012 г. № 78н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти - 2013. - № 6.
15. Об утверждении Порядка возбуждения ходатайств о награждении
государственными наградами Российской Федерации федеральных
государственных гражданских служащих и работников Министерства финансов Российской Федерации: Приказ Минфина России от 03.07.2017 N 106н // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.garant.ru - 13.07.2017.
16. О государственных наградах РТ: Закон РТ от 10 октября 2011 № 74-ЗРТ [ред. от 5.05.2018] // Республика Татарстан. - № 211. - 2011.
17. Об основах государственной службы: Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 31. - Ст. 2990. Утратил силу.
18. Об учреждении нагрудного знака ДГЗИ МВД России «За отличие»: Приказ МВД РФ от 02.08.1999 №574. Утратил силу.
Специальная литература
19. Административное право : учебник / Д. Н. Бахрах,. Б. В.
Россинский, Ю. Н. Старилов. — 3-е изд., пере смотр. и доп. — М. : Норма, 2008. - С.188.
20. Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. - С. 123.
21. Арутюнова С.Э. Основы административно-правового регулирования стимулирования и поощрения государственных служащих в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2007. - С. 46.
22. Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права. - Саратов, 1978. - С. 56.
23. Берг Л.Н. Информационно-психологический аспект правового воздействия в сфере научной деятельности // Российский юридический журнал. - 2013. - № 4 (91). - с. 92-100.
24. Большой латино-русский словарь [Электронный ресурс] // URL: http://linguaetema.com/vocabula/ (дата обращения: 22.10.2018).
25. Волкова В.В. О механизме применения мер поощрения к государственным служащим // Бизнес в законе. 2012. - № 6. - с. 62—65.
26. Гончаров А.И. Понятие государственной наградной системы [Электронный ресурс] Url: http://ordenrf.ru/statiy-soyuz/goncharov-ponyatie- gosudarstvennoy-nagradnoy-sistemy.php (дата обращения 23.10.2018).
27. Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3. - с. 35-37.
28. Гусева Н.А. Роль государственных наград в определении социального статуса в современном российском обществе: дисс. ... канд. соц. наук. - Спб, 2012. - 220 с.
29. Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: Проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2005. - 181 с.
30. Законы Ману [Электронный ресурс] // URL:
http: //www. koltunov.ru/WordLiterature/ZakonyManu. htm (дата обращения: 22.10.2018) .
31. История развития наградной системы [Электронный ресурс] // URL: http://polit.ru/article/2013/07/28/hazin/ (дата обращения: 22.10.2018).
32. Киселева О. М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Саратов, 2000. - 38 с.
33. Кокурина О.Ю. Об особенности правовых поощрений // Научный вестник МГТУ ГА. - № 170. - с. 37-43.
34. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебное пособие. - Саратов, 2000. - С. 109.
35. Настольная книга государственного служащего. Комментарий к Федеральному закону «Об основах государственной службе РФ» // Отв. ред. Шкатулла В.И. - М.,1999.- С. 189.
36. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учебник. - М.: 1999. -
С. 373.
37. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. - Саратов : Саратовский социальноэкономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. - 392 с.
38. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. — 6 е изд., пе рераб. и доп. —М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. — 704 с.
39. Тараканов П.В. НАГРАДНОЕ ПРАВО - ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ И ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(53) [Электронный ресурс] // URL: https://sibac.info/archive/social/6(53).pdf (дата обращения: 24.10.2018).
40. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра- М, 2012. - 640 с.
41. Традиции российской наградной системы и первые российские награды / С.Д. Мякушев // Государственный аппарат России в годы революции и гражданской войны: Материалы Всерос. конф.. - М., 1998. - С.115.
42. Трофимов Е. Система государственных наград Российской Федерации // Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. - 2006. - № 2. - С. 15.
43. Тюренкова К. А., Муравьева К. А. Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение // Молодой ученый. — 2015. — №17. — с. 379-381.
44. Шуняков Д. В. Этапы развития наградной системы России в ХХ веке / Д. В. Шуняков // Урал индустриальный. Бакунинские чтения.
Индустриальная модернизация Урала в XVIII-XXI вв. : материалы XI Всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 26-27 сентября 2013 г. — Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2013. — Т. 2. — с. 283-293.