Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования социокультурной компетенции 10
1.1. Базовые характеристики понятия социокультурной компетенции..10
1.2. Социокультурная компетенция как фактор становления культурно
языковой личности 16
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Компьютерные технологии как образовательная среда при формировании СКК 23
2.1. Компьютерные технологии как фактор развития социокультурной
компетенции 23
2.2. Возможности применения компьютерных технологий при
формировании социокультурной компетенции 40
2.3 Компьютерные технологии как эффективный метод обучения
иностранному языку 49
Выводы по Главе 2 69
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложение
С давних времен известно, что преподавание иностранного языка не может быть полноценным и всеобъемлющим без обращения к культуре страны изучаемого языка. С конца 19 века ознакомление с реалиями страны в рамках учебного процесса стоит в одном ряду по важности с обучением устной речи. Сочетание изучения языка со страноведением создает высокую мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, формирование положительного отношения обучающихся к культуре народа, говорящих на языке и к самому языку становится одной из целей обучения иностранным языкам в школе. В обязательный минимум содержания образовательных программ на сегодняшний день включены социокультурные знания и умения — сведения о стране изучаемого языка, культурных традициях и духовных ценностях, особенностях национального менталитета. Формирование социокультурных знаний и умений подразумевает углубление знаний о стране или странах изучаемого языка, их культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом обществе, мировой культуре. Формирование социокультурной компетенции помогает преодолеть существующие стереотипы и ксенофобии, а также способствует воспитанию толерантности к представителям другого языка и других культур. На уроках иностранного языка данная компетенция формируется путем знакомства обучающихся с национально-культурной спецификой речевого поведения и с реалиями иноязычных стран: правила поведения, страноведческие знания, ритуалы, обычаи, социальные стереотипы. Социокультурная компетенция содержит в себе знание о том, что язык может быть средством передачи культурного опыта страны, отражением исторических изменений, а также знание норм речевого поведения в зависимости от коммуникативной ситуации. Исторические изменения в стране, особенности культуры, различия традиций и обычаев обычно оказываются камнем преткновения при общении людей разной национальности. Особая сложность заключается не просто в различии некоторых реалий, а в отношении к ним представителей разных культур. Поэтому, знание специфики страны, ее реалии, норм речевого поведения носителей языка играет важную роль в процессе изучения иностранного языка для формирования и дальнейшего развития социокультурной компетенции у обучающихся. Страноведческая информация, изучаемая на уроках иностранного языка, активизирует познавательный интерес обучающихся, благоприятно влияет на развитии их коммуникативных навыков, мотивирует на дальнейшее изучение языка. Коммуникативная функция языка заключается в обеспечении межкультурного общения, но иногда участники коммуникации не способны понять друг друга, несмотря на то, что используют одни и те же языковые структуры. Это объясняется тем, что средства языка, которые выбирают коммуниканты, построены на основе разных социокультурных знании. Поэтому важно изучать и сопоставлять страну изучаемого языка и родную страну, сравнивать их историческое развитие, культурный уровень и особенности людей, населяющих конкретную территорию. Необходимо объяснить обучающимся, насколько важно уважать другие культуры, обычаи, устои и проявлять толерантность к представителям любой нации. Принимая во внимание тот факт, что социокультурная компетенция является компонентом коммуникативной компетенции и на современном этапе развития методики преподавания иностранного языка формирование социокультурных знаний и умений является одной из целей образования в школе, можно утверждать, что овладение иностранным языком без приобщения к культуре и менталитету страны изучаемого языка не может быть полноценным.
Нужно отметить, что приобщение к иноязычной культуре изучаемого языка, знакомство с менталитетом, обычаями, правилами поведения народа изучаемого языка, и в целом, построение межкультурной коммуникации, не может быть достаточно реализованным без использования компьютерных технологий на уроках иностранного языка. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что ХХ! век является веком информации и научных знаний, а значит, практически ни один урок по тому или иному предмету не проводится без использования компьютерных технологий. Иначе говоря, это вызов для современного специалиста, который должен свободно владеть компьютерными технологиями и приобщать к работе с ними обучающихся. Учитель 21-го века должен обладать следующими качествами при работе с компьютерными технологиями: способностью адаптироваться в меняющихся современных условиях; умением самостоятельно приобретать знания на просторах Интернета, и осознанно применять их на практике; способностью критически и творчески мыслить, грамотно работать с полученной информацией. готовностью постоянно развивать свой нравственный, интеллектуальный и культурный уровень. Одной из задач образования, в применении компьютерных технологий на уроке иностранного языка, является необходимость обеспечения условий для формирования у обучающихся картины мира народа, чей язык изучается, интеграции обучающихся в систему мировой и национальной культур, обеспечение свободного доступа к информации о реалиях народа страны изучаемого языка и превращение языка в средство взаимопонимания и взаимодействия между народами.
Современные образовательные Интернет-ресурсы создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности, и вместе с тем социокультурной компетенции обучающихся. Использование современных компьютерных технологии в учебном процессе позволит развить умения обучающихся осуществлять поиск, отбор, оценку, обобщение и презентацию новой информации. Безусловно, развитие умений познавательной деятельности в процессе обучения иностранному языку и социокультурным особенностям страны изучаемого языка посредством компьютерных технологии в школе будет способствовать развитию умений самостоятельной учебной деятельности в области изучения иностранного языка на протяжении всей жизни.
Мультимедийные Интернет-ресурсы, содержащие в себе информацию о культуре страны изучаемого языка, включающие в себя тематические Интернет-сайты, электронные энциклопедии, виртуальные туры по галереям и музеям страны, смогут значительно обогатить и расширить языковые и культурные знания обучающихся. Компьютерные технологии создают дидактическую основу для социокультурного образования: формирования представлений о культурном и языковом разнообразии стран родного и изучаемого языка. Таким образом, тематическое содержание учебных программ может выйти за рамки УМК.
Формирование социокультурной компетенции благодаря использованию компьютерных технологий отражает современную тенденцию гуманизации и гуманитаризации образования, приобщает к иной культуре, повышает общий уровень образованности у изучающего иностранный язык в процессе овладения новыми социокультурными знаниями, расширяет его кругозор, обеспечивает эффективное управление как его коммуникативной деятельностью, так и поведением обучающихся. Использование компьютерных технологии для изучения языка, знакомство с культурой языка обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, формирует и развивает их коммуникативные способности, позволяет повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Темой предлагаемого исследования является «Развитие социокультурной компетенций с помощью компьютерных технологии».
Актуальность нашего исследования состоит в развитии социокультурной компетенции у обучающихся на уроках немецкого языка с помощью компьютерных технологии, которые предоставляют широкую, многообразную информацию о социокультурных особенностях народа, чей язык изучается, что непосредственно способствует развитию данной компетенции у обучающихся. Необходимость использования компьютерных технологий как во время урока, так и самостоятельно обучающимися для развития их социокультурной компетенции связано, прежде всего, веком информационных технологии, расширением контактов с носителями языка, потребностью понимания и принятия особенностей культурного поведения народа, выражаемое через коммуникацию.
Цель исследования: раскрыть потенциал применения компьютерных технологий на уроках немецкого языка в современной школе для развития социокультурной компетенции у обучающихся.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
- осуществить теоретический анализ понятий «социокультурная компетенция», «компьютерные технологий» и уточнить их содержание;
- определить цели, задачи и особенности развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка с помощью компьютерных технологий;
- выявить возможности применения компьютерных технологии при формировании социокультурной компетенции на уроках немецкого языка;
- разработать систему упражнений с использованием компьютерных технологий для развития социокультурной компетенции при обучении немецкому языку в школе.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач применялись следующие научные методы:
- теоретический: изучение и анализ педагогической и методической литературы по исследуемой теме;
- практический: выявление эффективности использования компьютерных технологии для развития социокультурной компетенции на уроке немецкого языка.
Объект исследования: процесс и результат развития социокультурной компетенции обучающихся посредством использования компьютерных технологии.
Предмет исследования: применение компьютерных технологий как основополагающего фактора в развитии социокультурной компетенции на уроке иностранного языка.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- проанализировано ряд определении понятия «социокультурная компетенция» и «компьютерные технологий» с точки зрения методики обучения иностранному языку и выведено собственные определения данных понятии: «социокультурная компетенция - это набор определенных знании, умении и навыков, с помощью которых обучающийся способен построить успешные отношения с представителями страны изучаемого языка, зная и придерживаясь традиций, обычаев иноязычной страны, интегрируясь в ее культуру, стирая укоренившиеся стереотипы, воспринимая толерантно социальные и культурные различия, уважительно и бережно относясь к историческому наследию и традициям страны, чей язык изучается».
«Компьютерные технологии обучения - это сумма интерактивных методов, приемов, способов и средств обеспечения педагогических условий для целенаправленного процесса обучения, самообучения, а также самоконтроля на основе информационных технологий, средств телекоммуникационной связи, интерактивного программно-методического обеспечения».
- раскрыты возможности применения компьютерных технологии для развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка: социальные сервисы web 1.0, включающую в себя электронную почту и он-лайн чаты, web 2.0, состоящая из блогов, подакстов, социальных сетей Интернет, web 3.0, который подразумевает под собой поисковые системы, такие как yandex, google, yahoo, позволяют организовать сетевое прямое и посредственное взаимодействие между участниками двух культур на иностранном языке;
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе эффективности применения компьютерных технологии при развитии социокультурной компетенции на уроке иностранного языка.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов исследования на семинарских и практических занятиях по методике, а также учителями иностранного языка при подготовке к занятиям.
Структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении раскрыта актуальность проблемы исследования, определены объект и предмет, сформулированы цель и задачи исследовательской работы. В первой главе «Теоретические основы формирования социокультурной компетенции» рассмотрены и проанализированы базовые характеристики понятия «социокультурная компетенция», ее роль в изучении иностранного языка, а также перечислены основные цели развития социокультурной компетенции. Во второй главе «Компьютерные технологии как образовательная среда при формировании социокультурной компетенции» рассмотрены основные характеристики понятия «компьютерные технологии», предложенные ведущими методистами и сформулировано наше определение компьютерных технологии. Обозначена роль компьютерных технологии в развитии социокультурной компетенции при изучении иностранного языка, а также рассмотрены и названы возможности их использования для развития социокультурной компетенции обучающихся. Также в данной главе разработаны два экспериментальных урока с использованием компьютерных технологии для углубления страноведческих знании о Германии у обучающихся.
Развитие социокультурной компетенции у обучающихся, способных участвовать в диалоге культур, с использованием компьютерных технологии является важной задачей педагогического процесса в общеобразовательных учреждениях на сегодняшний день. Развитие данной компетенции способствует открытости, терпимости, готовности к общению с носителями изучаемого языка. Открытость означает свобода от предубеждения по отношению к представителям другой культуры; терпимость выражается в толерантности по отношению к действиям, к привычкам людей из другой культуры; готовность к общению проявляется в желании вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности. Отсутствие или же недостаточная сформированность социокультурной компетенции становится причиной возникновения ошибок социокультурного характера и, следовательно, приводит к дискоммуникации, т. е. к нарушению хода иноязычного общения. В рамках общеобразовательных учреждении, обучению социокультурной компетенции и, как правило, избеганию ошибок и стереотипов при построении коммуникации с носителями языка, способствуют компьютерные технологии, которые должны в полной мере использоваться при обучении иностранному языку педагогом, а также должны служить повышению мотивации при изучении реалии страны изучаемого языка обучающимися самостоятельно. Все больше возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования, используя только классно-урочную систему и учебные пособия на печатной основе не актуальна и нуждается в изменении посредством компьютерных образовательных технологий в обучении.
Одной из положительных качеств образовательной среды для развития социокультурной компетенции в области иностранного языка является возможность свободного доступа обучающимися и педагогами к учебно - методическим материалам по лингвострановедению посредством компьютерных технологии, в частности интернета, в любое время и в любой точке пространства. Как один из видов компьютерных технологии, интернет дает уникальную возможность пользоваться аутентичными текстами, слушать аутентичную музыку, смотреть видео, снятых непосредственно в стране изучаемого языка и общаться с носителями языка, при этом находясь вне языковой среды. Одной из основных целей обучения иностранному языку, наряду с развитием общеобразовательной цели, включающую в себя знакомство с культурой страны изучаемого языка, воспитательной - формирование толерантного отношения и уважения к другим культурам и странам, развивающей, под которой подразумевается интеллектуальное и нравственное развитие, коммуникативной компетенции, которая предусматривает развитие у обучающихся способности к межкультурному взаимодействию, является развитие социокультурной компетенции, которую можно достичь, интегрируя все вышеперечисленные цели обучения иностранному языку и используя Интернет, который решает следующие задачи:
• воспитание общей культуры, культуры мышления и общения, интеллектуального и нравственного развития личности;
• приобретение культурологических и страноведческих знаний;
• формирование элементов расширенного мышления, необходимого для ведения диалога культур;
• формирование устойчивой мотивации для познавательной деятельности.
Компьютерные технологии являются средством повышения мотивации, целеустремленности к изучению лингвострановедческих особенностей иностранного языка, позволяющее получать быстрые и качественные результаты в процессе обучения иностранному языку. Использование компьютерных технологий в учебном процессе, направлено на полное погружение обучающихся в среду изучаемого языка, что способствует формированию и развитию их социокультурной компетенции, так как материалы, предлагаемые компьютерными технологиями, являются аутентичными, в большинстве своем актуальными и, самое главное, способствуют знакомству с реалиями страны изучаемого языка.
При исследовании темы нашей исследовательской работы, были выполнены следующие задачи:
- был осуществлен теоретический анализ понятий «социокультурная компетенция», «компьютерные технологий» и уточнено их содержание;
- были определены цели, задачи и особенности развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка с помощью компьютерных технологий;
- были исследованы и выявлены возможности применения компьютерных технологии для формирования и развития социокультурной компетенции на уроках немецкого языка;
- были разработаны два экспериментальных урока с использованием компьютерных технологий, направленных на развитие социокультурной компетенции у обучающихся, находящихся на среднем этапе изучения немецкого языка в общеобразовательном учреждении.
Таким образом, эффективность применения компьютерных технологий для развития социокульутрной компетенции на сегодняшний день не вызывает сомнении, так как повышает уровень преподавания иностранного языка, обеспечивая наглядность, аудио и видеоподдержку, овладение большим объемом информации, аутентичность и разнообразие информаций, содержащихся в интернет - ресурсах. Такого рода возможность использования компьютерных технологии при обучении иностранному языку, в частности, при ознакомлении с реалиями страны изучаемого языка, повышает несомненно в разы мотивацию у обучающихся изучать иностранный язык. Учитывая, что лишь 25 лет тому назад не было возможностей и условии для ознакомления со страной изучаемого языка, с ее культурой, обычаями, традициями, а также установления контактов с носителями изучаемого языка посредством компьютерных технологии, то на сегодняшний день созданы для этого все условия, чтобы педагогом грамотно развивать социокультурную компетенцию у обучающихся, а также развивать навыки самостоятельной познавательной деятельности, что немаловажно для прививания истинной заинтересованности иностранным языком.
1. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании / И.В. Абакумова, П. Н. Ермаков // Вопр. психологии. - 2003. -№3. - С. 78 -82.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов. - СПб.: Златоуст, 1999.
3. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2005. -№8. -С.2-6.
4. Бим И.Л. О преподавании иностранных языков на современном этапе / И.Л. Бим, Н.П. Каменецкая, А.А. Миролюбов и др. // Иностр. яз. в шк. - 1995. - С. 3-7;
5. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.
6. Бондаренко О.А. Формирование социокультуроведческой компетенции учащихся старших классов школ с углубленным изучением иностранного языка: (на материале англ. яз. ): Автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Бондаренко. - Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. лингвист. ун-та, 2000. - 23 с.
7. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе //Иностранные языки в школе. - 2009. -№1. - С.37-40.
8. Борцов Ю.С. Новые информационные технологии обучения как социокультурный феномен: Автореф. дис. . д-ра социол. наук / Ю.С. Борцов.- Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т., 1997. - 21 с.
9. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур / А.В. Вартанов // Иностр. яз. в школе. - 2003. - №2. - С.21-25.
10. Воробьев Г.А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) / А.Г. Воробьев // Иностр. яз. в школе. - 2003. -№2. - С. 30-36.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова - М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
12. Герасимов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в изучении иностранного языка / А.В. Герасимов, Е.Ю. Лаптева // Инновационные образовательные стратегии в преподавании иностранного языка в школе: Материалы городской научнопрактической конференции. - Казань: Гор. информ.-диагн. центр Управл. образования, 2003. - С. 32-34, 54.
13. Гусева А.В. Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению: ( Шк. с углубл. изучением иностр. яз., фр. яз. ): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. /А.В. Гусева; Моск. гос. лингвист. ун-т. - М., 2002. - 20 с.
14. Дмитренко Т.А. Новые образовательные технологии в высшей педагогической школе / Т.А. Дмитренко // Высшее образование сегодня. - 2003. - №8. - С. 26-30.
15. Евстигнеев М.Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно - коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. - 2011. - №9. - С.2-9.
16. Егорова Т. В. Словарь иностранных слов современного русского языка. - М: Аделант 2014. — 800 с.
17. Елизарова Г.В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.В. Елизарова; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2001. - 48 с.
18. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Изд. центр «Академия», 2003.
19. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Изд. центр «Академия», 2003.
20. Клименко О.А. Социальные сети как средств обучения и
взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы
междунар.науч. конференции. - СПб.: Реноме,2012. - С. 405-407.
21. Лейфа И.И. Социокультурный аспект в формировании профессиональной компетенции будущих учителей иностранного языка: (нем. яз., мл. курсы): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02. / И.И. Лейфа; Моск. гос. пед. ун - т им. В. И. Ленина. - М., 1995. - 24 с.
22. Макаревич И.Г. Подкаст в изучении немецкого языка. // Иностранные языки в школе. - 2011. - №5. - С. 36-40.
23. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.,1988.
24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
25. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орл. гос. тех. ун-т. Орел, 2000.
26. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
27. Парагульгов М.Б. Межкультурная коммуникация в контексте
образовательной системы: формирование поликультурной
компетенции педагога/ М.Б. Парагульгов // Образование в современной школе: Журн. НОУ «Школа» Полярная звезда». - М., 2004. - №3. - С. 13.
28. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур / Е. И. Пассов. - Липецк, 1998. 158 с.
29. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — М.: Просвещение, 1991. — С.4-10
30. Писаренко В.И. использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам / В.И. Писаренко // Открытое образование. - 2004. - №1. - С. 51-55.
31. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку / Е.С. Полат // Иностр. яз. в школе. -2001. - №5. - С. 4-10.
32. Полат Е.С. Метод проектов на роках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2. - С.3-10; №3. - С.3-9.
33. Починок Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 7. — С. 37- 40.
34. Рахимова А.Э. Развитие социокультурной компетенции как фактор становления культурно-языковой личности / А.Э. Рахимова // Язык и методика его преподавания: Матер. VIII республ. науч.-практ. конф., 14 июня, 2006 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - С. 282-285.
35. Рахимова А.Э. Развитие социокультурной компетенции с помощью компьютерных технологий / Ф.Л. Ратнер, А.Э. Рахимова // МОСТ (язык и культура). - Набережные Челны: Изд-во Нижегород. лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2005. - №16. - С. 87-90.
36. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
37. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. -М.:ИИО РАО, 2010.
38. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. - М: Дрофа, 2008.
39. Санкина В.В. Проектная деятельность на уроке немецкого языка //Иностранные языки в школе. - 2007. - №7. - С.31-33.
40. Сафонова В. В. Социокультурные аспекты языкового образования. - М.: Еврошкола, 2008.
41. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. Москва ,1991.
42. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки,1996.
43. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе.- 2002.- №3.
44. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам.- М.: Высшая школа, Амскорт инетрнэшнл,1991.
45. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании (нормативно-методическая статья) // Внешкольник. - 1999. - № 7-8. - С. 37.
46. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. — М.: Просвещение, 2003. — 239 с. 8.
47. Стариченко, Б.Е. Компьютерные технологии в образовании. Инструментальные системы педагогического назначения: учеб. пособие / Б.Е. Стариченко. - Екатеринбург : УрГПУ, 1997. - 145 с.
48. Сушкова Н.А. Методика формирования межкультурной компетенции в условиях погружения в культуру страны изучаемого языка: Дис....канд.пед.наук. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р Державина, 2009.
49. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: монография.- Тамбов: ТГУ им. Державина, 2001.
50. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе.- 2001. -№4.
51. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно - коммуникационных Интернет - технологий: Учебно-методическое пособие. -М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
52. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0 в создании виртуальной образовательной среды для изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2009. - №3. - С.26-31.
53. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: Социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2009. №6. - С.8-11.
54. Триндаде А..Р. Информационные и коммуникационные технологии и развитие человеческих ресурсов // Дистанционное образование.
2000. № 2. С. 5-9.
55. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. — М: Аделант, 2013. — 800 с.
56. Фарукшина Ф.Г. Развитие творческого мышления будущего учителя при компьютерном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2002. - 24 с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
58. Хассон У., Уотермен Э. Критерии качества дистанционного образования // Высшее образование в Европе. Том XXVII, №3, 2002
59. Шамов А. Н. Язык и культура немецкого народа: лингвострановедческий аспект. - Нижний Новгород: НГЛУ, 2014.
60. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения // Информатика и образование. - 1998. - № 2. - C. 5-13.
61. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика. Учебное пособие для преподавателей и студентов. -М.: Филоматис: издательство «Омега-Л», 2010. - 480с.
62. Якиманская И.С. Формы реализации страноведческого компонента на уроке // Иностранные языки в школе. - 2005. - №5.
63. Gruner M. Computer im Deutschunterricht / M. Gruner, T. Hassert. - Munchen: Goethe-Institut. - Fernstudieneinheit 14. - 195 S.
64. Hexelschneider E. Interkulturelle Verstandigung und Fremdsprachenunterricht / E. Hexelschneider // Deutsch als Fremdsprache. - 1986. - N 1. - S. 1-12.
65. Kerres M. Multimediale und telemediale Lernumgebungen: Konzeption und Entwicklungen / M. Kerres. - Munchen: Fink, 1998. - 236 S.
66. Krumm H.-J. Interkulturelles Lernen und interkulturelle Kommunikation / H.-J. Krumm // Handbuch Fremdsprachenunterricht. - Tubingen/Basel, 2000. - S. 156-161.
67. Meijer D. Landeskundliche Inhalte- die Qual der Wahl/ D. Meijer // Fremdsprache Deutsch. Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. - 1998. - N 1. - S. 28-32.
Paules, W. Interkulturelles Lernen-die neue Herausforderung im Fremdsprachunterricht// Praxis.1993-N4.