Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния внутриличностных конфликтов на эскалацию межличностных конфликтов 8
1.1. Анализ зарубежных и отечественных научных подходов к изучению
внутриличностного конфликта как научного феномена 8
1.2. Специфика формирования внутриличностных конфликтов у
подростков 17
1.3. Понятие, виды и причины конфликтного взаимодействия личности в
межличностных отношениях 22
1.4. Внутриличностные конфликты как факторы формирования межличностных
конфликтов 29
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния внутриличностных конфликтов на эскалацию межличностных конфликтов 35
2.1. Планирование и организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 36
2.3. Практические рекомендации по оптимизации личностного развития и
межличностных отношений у подростков 53
Выводы по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 73
Приложения
Актуальность исследования. Современное общество находится на этапе развития, которое характеризуются глубинными социальными изменениями, связанными, в первую очередь, с изменением системы ценностей, формирующей специфическую обстановку, заставляя каждого человека самостоятельно вырабатывать решения относительно смысла жизни, ее цели, а так же понимания сути своего существования. Внешние изменения любого рода могут вызвать негативные эмоционально психологические последствия, если они параллельно не подкрепляются адекватными изменениями в системе ценностей индивида, не находят отражений в его личностно-смысловых образованиях. В данной ситуации обнаруживается недостаток формирования механизмов личностной адаптации. Одним из результатов наступающей дезадаптации является внутриличностный конфликт, coпрoвoждaющийся ярко выраженными негативными последствиями в виде личностной необустроенности, нестабильности и неопределенности, отсутствии эмоционального равновесия в стрессовых ситуациях. Итогом становится неустойчивость и неуравновешенность психики, несбалансированность ее проявлений, что в свою очередь, напрямую влияет на конфликтность индивида и выбор модели поведения, как во взаимодействии с окружающими, так и в выборе модели конфликтного взаимодействия в целом. В работе рассмотрен подростковый возраст - период жизни, насыщенный на внутренние противоречия и конфликты с окружающими. Межличностные конфликты являются неотъемлемой частью процесса становления личности.
Степень научной разработанности темы исследования. В конфликтологии конфликтное поведение субъектов общения теоретически и экспериментально изучено широко. Проблема конфликтного взаимодействия представлена в трудах A.A. Авдеева, Р. Акоффа, К. Боулдинга, Ю.Г. Волкова, Э.К. Васильевой, К. Витакер, С.И. Голод, У. Гуд, В.А. Кан-Калика, С.В. Ковалева, Г.А. Навайтиса, Ф. Приу, А.М. Прихожана, Д. Рейса, Н.М. Римашевской, В.Ф. Сафина, И.Г. Чесновой, Е.В. Шмориной и др. В этих исследованиях c различных сторон изучались закономерности проявления конфликтов как на внутриличностном, так и в межгрупповом планах.
Особое место проблема конфликта занимает в контексте изучения межличностных отношений, в которой накоплен и проработан содержательный методологический и концептуальный инструментарий, позволяющий изучать конфликт с позиции отношений в контексте взаимодействия субъектов. В рамках данного направления конфликт изучался такими учеными, как А.В. Богач, Дж. Бертон, Р. Дарендорф, А.В. Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомыслов, Л. Козер, Р.Л. Кричевский, Р. Майерс, Э. Мэйо, Я. Морено, Н. Смелзер, Р. Парк, Р. Чалдини, Ф. Эмери и др.
Раскрытию природы конфликта способствуют исследования, которые касаются возрастной специфики проявления конфликтных отношений. К этим исследованиям относятся работы как зарубежных ученых: И. Ансофф, П. Блау, Р. Блейк, Дж. Гибсон, Л. Грейнер, В. Девис, Д.Х. Доннелли-мл., П. Друкер, О. Крегер, Дж. М. Тьюсон, Дж. Ньюстром, Д. Мутон, К. Г. Саймон, В. Томпсон, так и отечественных мыслителей: Л.Ю. Аксеновская, О.С. Виханский, И.П. Герчикова, A.A. Грачев, Ю.М. Забродин, A.B.Кaрпoв, В.И. Лунев, Е.В.Таранов, H.H. Тренев, А.И. Наумов, В.В. Новиков, O.K. Платов, Л.Н. Субботина, В.К. Тамбовцев, С.С.Фролова, Г.Н. Чернецов и др.
Многие исследования, связанные с особенностями конфликтного поведения в подростковом возрасте, направлены на изучение их эмоционального аспекта. Помимо этого, в этих исследованиях отмечается определенное противоречие между необходимостью исследования влияния особенностей личности подростков на стратегию поведения в конфликтных ситуациях и недостатком теоретической и практической проработки этого вопроса в практике и теории.
Данное противоречие ведет к возникновению проблемы: каким образом деструктивные личностные особенности подростков, такие как тревожность, психотизм и др., влияют на формирование конфликтности в межличностных отношениях, каким образом необходимо выстраивать работу c детьми по развитию бесконфликтного поведения при учете необходимых условий.
Учитывая изложенное выше, можно считать тему «Внутриличностные конфликты как фактор эскалации межличностных конфликтов» актуальной.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи между показателями состояния внутриличностного конфликта и личностными особенностями, связанными с тенденцией к межличностным конфликтам у подростков.
Объектом исследования выступают внутриличностные конфликты как источники межличностных конфликтов у подростков.
Предметом исследования является изучение внутриличностных конфликтов во взаимосвязи с поведением в межличностных конфликтах у подростков.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что внутренние противоречия и конфликты детей подросткового возраста находят отражение в выборе тактик поведения в межличностных конфликтах. У подростков, которые используют в конфликтных ситуациях конструктивную стратегию сотрудничества, отмечается отсутствие внутренней конфликтности. Использование подростками неконструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях, например, соперничества, приспособления и избегания, говорят о наличии внутренних противоречий.
Для достижения цели нашего исследования и подтверждения гипотезы необходимо решить задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования внутриличностных и межличностных конфликтов.
2. Рассмотреть конфликтологические теории, касающиеся развития внутриличностных и межличностных конфликтов.
3. Выявить возрастные закономерности развития внутриличностных и межличностных конфликтов в подростковый период.
4. Провести эмпирическое исследование влияния внутриличностных конфликтов на эскалацию межличностных конфликтов у подростеов.
5. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей по оптимизации личностного развития и межличностных отношений у подростков.
Теоретико-методологической основой исследования явились теория групповой динамики конфликтов К.Левина и концепция о стилях поведения личности в конфликтных ситуация К.Томаса, а также исследования поведения индивида в конфликте, представленные в работах Р. Акоффа, К. Боулдинга, Ю.Г. Волкова, Р. Дарендорфа, А.В. Дмитриева, Ю.Г. Запрудского, А.Г. Здравомыслова, Л. Козера, Э. Мэйо, Ф. Эмери и др.
Методы исследования следующие:
1. Теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
2. Эмпирические методы с использованием методик:
- Методика «Самооценка психических состояний» Г.Айзенка для выявления выраженности показателей внутриличностного конфликта у подростков.
- Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири для выявления преобладающего типа отношений подростков к людям в самооценке.
- Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» для определения личностной предрасположенности подростков к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации.
Практическая значимость работы заключается в том, что на основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по оптимизации личностного развития и межличностных отношений у подростков, которые могут быть использованы в деятельности педагогов средних образовательных учреждений, школьных психологов для развития навыков бесконфликтного поведения учащихся.
Экспериментальная база исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 г. Бугульмы. В основном этапе эмпирического исследования приняли участие 35 детей подросткового возраста. Из них 14 девочек (40%) и 21 мальчик (60%).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (46 наименований), 6 таблиц, 5 диаграмм, 5 приложений. Общий объем работы 76 страниц.
Ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, определяющих требования к его поведению и деятельности, на каждом вoзpacтнoм этaпe. Социализация ребенка является специфической для любого возрастного промежутка, она имеет своеобразные психологические характеристики и занимает большую роль в психологическом благополучии ребенка.
Проявляя заботу о социально-психологическом климате учебной группы, в первую очередь необходимо помнить о статусе учащихся в ней. Именно социометрический статус может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного человека. Присутствие в классах школьников, принимающих минимальное участие в межличностных взаимодействиях детей, вызывает тревогу и может описать данную группу, как группу с низким уровнем благополучия. Коллектив сверстников выступает определяющим фактором формирования личности подростка, социально-педагогической адаптации, способствует социализации, обуславливает его социальную направленность. Оттого изолированность подростка от одноклассников влечет за собой серьезные последствия в его жизни, проявляющиеся в создании отрицательных черт личности и, как следствие, социально педагогической дезадаптации.
Наше исследование мы проводили на базе МОУ СОШ №1 г. Бугульма. В исследовании приняли участие 35 детей подросткового возраста, обучающихся в данном образовательном учреждении. Из них 14 девочек (40%) и 21 мальчик (60%). Все респонденты являлись учениками 8-х классов. Возраст участников составил от 13 до 14 лет.
Внутриличностный конфликт - это борьба взаимоисключающих нужд, ценностей и целей отдельного индивида между элементами структуры личности. Их удовлетворение неразрывно связано с системой социальных отношений. В данном случае внутриличностный конфликт можно расценивать как вид социального конфликта. Если противоречия затрагивают социальный статус, материальные или духовные интересы личности, ее престиж, моральное достоинство, результатом становиться внутриличностный конфликт.,
Для эффективного решения проблемы, которая привела к конфликтной cитуaции, от каждого субъекта требуется ясное представление о специфике и общей природе данных конфликтов, осмысленное применение стиля поведения, который выбран с учетом стилей, используемых противниками. Стиль в таком смысле понимается как способ реализации конкретных интересов, как образ действий для достижения намеченных целей и мaнepу общения. Поведение сторон конфликта может отличать как кoнcтpуктивнaя, так дecтpуктивнaя направленность.
Конфликты межличностные имеют тесную связь с остальными титами конфликтов. Зачастую межличностные конфликты появляются из внутриличностных: несогласия внутри одного человек ведут к столкновению с другими людьми.
Эмпирическое изучение индивидуaльнo-пcихoлoгичecких особенностей подростков, диагностика их межличностных отношений дают возможность определить формирование в классе конфликтных отношений учеников.
В процессе эмпирического обследования было установлено, что для обследуемых подростков свойственен средний уpoвeнь развития тревожности, фpутpиpoвaннocти и агрессивностью. Преобладающим типом отношения подростков к окружающим людям выступает aльтpуизм, при котором дети в основном склонны приносить свои интересы в жертву, стремиться сострадать и помогать всем. Однако они навязчивы в своей помощи и чрезмерно активны к окружающим, принимая ответственность на себя за дpугих. Основным из способов поведения подростков в межличностных конфликтах признано приспособление, при котором учащиеся склонны приносить в жертву собственные интересы ради дpугих. Подростки, склонные к подобному поведению, легко могут отказаться от своих интересов, чтобы уступить сопернику. Удел таких подростков - искренне считать, что не стоит учитывать их мнение.
Также в ходе эмпирического исследования была установлена взаимосвязь различных способов конфликтного взаимодействия с показателями внутриличностных конфликтов детей. Так, была выявлена взаимосвязь между между агрессивностью и соперничеством как стиля поведения в конфликте; между тревожностью и избеганием; между зависимостью и приспособлением, а также между альтруизмом и компромиссом как стилем поведения в конфликте.
Результатом эмпирического исследования стала разработка программы по оптимизации межличностных отношений подростков «Школа без конфликтов». У подростков с низкой оценкой тревожности необходимо формировать и подкреплять чувство уверенности и успеха. Подростковый возраст свойственен внешней требовательностью и категоричностью, учитывая данный факт, стоит продолжать работу и смещать акцент на высокую значимости в постановке задач, на содержательное осмысление деятельности и планирование по подзадачам. Конфликтным подросткам требуется прививать умения, связанные с самоконтролем, поощрять возбуждение заинтересованности, формировать чувство ответственности за результат при решении разнообразных задач.
Так же необходимо отметить, что работа по оптимизации межличностного взаимодействия детей подрасткового возраста должна иметь не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, направленный на факторы среды и характеристики развития, которые в каждом возрастном периоде могут стать причиной конфликтов. Работа должна осуществляться на всех уровнях структурных компонентов конфликтности, с ориентацией на ее возрастные особенности, такие как половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» каждого ребенка. В младшем подростковом возрасте необходимо сфокусироваться на работе с окружающими ребенка взрослыми, также следует уделить особое внимание развитию и укреплению его самооценки и конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов.
По итогам проведения теоретического и эмпирического исследований нами были разработаны рекомендации педагогам и родителям по эффективному и бесконфликтному взаимодействию с детьми подросткового возраста:
1. Необходимо стараться избегать публичных ссор и скандалов в присутствии ребенка, так это постепенно сформирует у него определённую модель конфликтного поведения, кoтopую со временем он перенесет на ближайшее oкpужeниe;
2. Нужно пытаться осуществлять адекватное оценивание возможностей собственного ребенка и не ставить перед ним неосуществимые цели;
3. Не нужно проявлять равнодушие к проблемам ребенка. Нужно стараться приходить в школу как во время проведения родительских собрании, так и в течение года;
4. Необходимо избегать практики применения физических наказаний, особенно после родительских собраний. Последствиями этого становится то, что конфликты между родителями и детьми становятся обыденной формой общения, в итоге дети не доверяют как родителям, так и взрослым в общем, не стремятся сообщать о своих тpуднocтях и проблемах, вышучиваются и лгут, замыкаются в себе, ищут поддержки окружающих;
5. Необходимо использовать активное слушание. Оно cтимулиpуeт говорить и думать о проблемах, оптимизирует отношения между родителями и детьми. Оно дает возможность войти в состояние ребенка и увидеть его внутренний мир с иной точки зрения;
6. Составить режим использования телевидения и компьютерных игр, ограничьте время для просмотра телевизионных передач и Интернета, чтобы он не играл доминирующую роль в процессе формирования образа мира у ребенка;
7. Лучший гарант адекватного поведения и хорошего самообладания у детей - умение родителей владеть собой.
1. Адлер A. Наука о характерах: понять природу человека / A. Адлер. - 5е изд. - М: Академический проект, 2015. - 242 с.
2. Алексеева E.E. У ребенка конфликты со сверстниками: практические советы родителям и педагогам / E. E. Алексеева. - Caнкт-Пeтepбуpг: Литера, 2014. - 44 с.
3. Белинская А.Б. Профилактика и разрешение семейных конфликтов на разных этапах развития семьи: программа и учебно-методическое пособие по профессиональной подготовке родителей / А. Б. Белинская ; Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-т социальной педагогики" Российской акад. образования. - Москва : ФГНУ ИСП РАО, 2012. - 79 с.
4. Богач А.В. Лидерство и pукoвoдcтвo. Paзвитиe управленческих компетенций : управление подчиненными, планирование деятельности, тайм- менеджмент, постановка задач, мотивация персонала, лидерство и харизма, личность pукoвoдитeля / А.В. Богач, Г.Н. Новикова. - Caнкт-Пeтepбуpг : БХВ- Пeтepбуpг, 2015. - 223 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / Л. В. Андреева; Центр развития тауч. coтpудничecтвa. - Новосибирск : Центр развития тауч. coтpудничecтвa, 2013. - 168 с.
6. Волков Б.С Конфликтология: учебное пособие (бакалавриат) / Б.С Волков, Н.В. Волкова. - М.: КноРус, 2016. - 355 с.
7. Галкина Т.В. Caмocoзнaниe и самооценка человека: теория,
диагностика, коррекция : учебное пособие : в 3 ч. / Т. В. Галкина ; Московский гуманитарный ун-т, Каф. общ.психологии и истории психологии. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011- 118 с.
8. Гегуш Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Гегуш. - ОПб: Peчь, 2010. - 387 с.
9. Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. - Калининград: Изд-во КГУ, 2010. - 44 с.
10. Дмитриев А.В. Конфликтология : учебник по направлению
"Конфликтология" / А. В. Дмитриев. - 4-е изд., перераб. - Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 335 с.
11. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекоментации / В.И.Долгова. - Челябинск: ATO^O, 2010. - 112 с.
12. Занковский AR. Психология лидерства : от поведенческой модели к культуpнo-цeннocтнoй парадигме / A. Н. Занковский ; Poccийcкaя акад. тук, Ин-т психологии. - Москва : Ин-т психологии PAR, 2011. - 294 с.
13. Запесоцкая И.В. Психология развития и возрастная психология : учебно-методическое пособие для студентов по курсу / И. В. Запесоцкая, Т. В. Недуруева, В. Б. Никишина. - Курск : КГМУ, 2012. - 328 с.
14. Зеленков М.Ю. Введение в конфликтологию : учебное пособие по направлению подготовки бакалавров 034000 "Конфликтология" профиль "Opгaнизaциoннo-упpaвлeнчecкaя конфликтология" / М. Ю. Зеленков. - Москва : ИЭАУ, 2011. - 279 с.
15. Зимина М. A. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. — 2016. — №10. — C. 354-357.
16. Золотарева К. В. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности в семье на разных возрастных этапах / Золотарева К. В. - Москва : Лаборатория Книги, 2010. - 96 с.
17. Конфликтология: учебное пособие / Ceвepo-Кaвкaзcкий федеральный университет. - Огаврополь : Изд-во СКФУ, 2015. - 175 с.
18. Кричевский Р.Л. Социальная психология малой группы : Учеб.
пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Психология" / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. - Москва : Acпeкт Пресс, 2010. - 318 с.
19. Кузнецов Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э. A. Нехвядович. - СПб : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
20. Лоренц Т. Самооценка. Повышай свою уверенность! / Томас Лоренц, Штефан Оппитц. - Москва : Э, 2016. - 109 с.
21. Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или тpудoвaя конфликтология в бизнесе: учебное пособие для практического применения / Ю.А. Лукаш. - М.: Юстицинформ, 2014. - 157 с.
22. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика, 2012. - 128 с.
23. Любова E.K. Тренинг эффективного взаимодействия с подростками /Е.К.Любова, Т.Б. Монина. - СПб. OOO Изд - во «Речь», 2010. - 190с.
24. Медведева И.Я. Poдитeли и дети : конфликт или союз? : книга для молодежи, родителей и педагогов / И.Я. Медведева, Т.Н. Шишова. - Pязaнь : Зёрна-Олово, 2012. - 335 с.
25. Никулин С.А. Особенности позиции среднестатусного подростка в системе отношений школьного класса / С.А. Никулин, М.Е. Сачкова // Психологическая наука и образование. - 2010. - №5. - С. 60-67.
26. Новиченкова Е.Ю. Кризисы детского возраста : формируем
здоровую самооценку / E. Ю. Новиченкова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 170 с.
27. Педагогическая психология : методические материалы для студентов и преподавателей по курсу "Педагогическая психология", направление "Психология" / сост. А. В. Тараканов. - Новосибирск : НГТУ, 2015. - 67 с.
28. Петровский А.В. Социальная психология коллектива / А.В. Петровский, В.В. Шпанский. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 296
с.
29. Портнова А.Г. Избранные проблемы психологии развития : учебное пособие : тексто-графические учебные материалы / А. Г. Портнова, М. В. Теплинских. - Кемерово : КемГУ, 2015. - 297 с.
30. Психология развития и возрастная психология : методические
рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная) / сост.: E. A. Cуpoeдoвa, М. В. Васильченко, Д. Ф. Дaутoв. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты М.: БахраХ-М, 2010. - 668 с.
32. Семеновских Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Семеновских. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2013. - 308 с.
33. Виннер Б. По ту сторону свободы и достоинства / Б.Ф. Виннер. - Можайск: O^pa^, 2015. - 189 с.
34. Факторы риска внутриличностного конфликта в условиях
пoликультуpнoгo социума: (на материалах Pecпублики Ceвepнaя Oceтия - Aлaния): монография / O.R Дреев, Д.Ю. Крупнов, СВ. Дреева. - Владикавказ: Изд-во гаГПИ, 2016. - 136 с.
35. Фанталова EE. Ценности и внутренние конфликты: теория,
методология, диагностика : монография / E. Б. Фанталова. - Москва : Директ- Медиа, 2015. - 137 с.
36. Федоров A^. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / A. В. Федоров // монография - М., 2013. - 405 с.
37. Фрейд A. Теория психоанализа и "эго-психология" [Текст] / A. Фрейд, З. Фрейд. - М: Poдинa, 2018. - 238 с.
38. Фромм Э. Aнaтoмия человеческой деструктивности / Э. Фромм . - М: ACT, 2017. - 734 с.
39. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: новые пути в психоанализе / К. Хорни. - М.: Питер, 2014. - 301 с.
40. Чернокова ТН. История возрастной психологии : учебное пособие / Т. E. Чернокова. - Apхaнгeльcк : ИПЦ CAФУ, 2013. - 139 с.
41. Чернышева Н.С. Практикум по возрастной психологии / Н.С. Чернышева . - Владимир : ВлГУ, 2015. - 97 с.
42. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник для бакалавров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И.В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: Юрайт, 2013. - 567 с.
43. Шарков Ф.И. Общая конфликтология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки "Конфликтология", "Менеджмент", "Управление персоналом" и "Государственное и муниципальное управление" (квалификация (степень) "бакалавр") / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. - М: Изд.-торговая корпорация "Дашков и К°, 2015. - 237 с.
44. Щукина Н.П. Технология уpeгулиpoвaния конфликтов : учебное
пособие / Н. П. Щукина, И. A. Логинова, E. И. Чердымова. - Самара : Универс- ^упп, 2011. - 127 с.
45. Эриксон Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. - М: Poдинa, 2019. - 253 с.
46. Юнг К.Г. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. - М: Конон+, 2017. - 521 с.