Выборка. В исследовании приняли участие 25 людей в возрасте от 20 до 25 лет с химической зависимостью – экспериментальная группа, 25 людей в возрасте от 20 до 25 лет с химической зависимостью – контрольная группа.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 6
1.1. Общая характеристика понятия «самоконтроль» 6
1.2 Особенности формирования навыка самоконтроля и его значения для развития личности 8
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 12
2.1 Общая характеристика понятия «зависимость» 12
2.2 Психологические особенности лиц с химической зависимостью 16
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМОКОНТРОЛЯ ЛЮДЕЙ С ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 23
3.1 Рабочая концепция исследования 23
3.2 Объект, предмет, цели задачи, гипотезы, подробное описание выборки, методы 24
3.3 Анализ результатов исследования самоконтроля людей с химической зависимостью 27
ВЫВОДЫ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Актуальность исследования. Сложные условия неустойчивости, неопределенности состояния общества, такие как экономические трудности, массовая миграция и маргинализация населения, нравственный кризис и социальная аномия, повлекли за собой разрушительные тенденции в менталитете общества, в котором распространяются и даже возвеличиваются ценности криминальной субкультуры. Неблагоприятные криминогенные факторы продолжают проявлять себя усилением социальной напряженности и опасности, увеличением количества людей с химической зависимостью. Новая социально-экономическая среда, формирующаяся в России в результате рыночных преобразований, предъявляет больше требований к личности, ее социально-позитивной интеграции в общество. Это требование особенно актуально для личностей с химической зависимостью.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей асоциальных личностей и личностей с химической зависимостью, малоисследованным остается проблема самоконтроля у людей с химической зависимостью. Сказанное определяет актуальность темы исследования.
Научная проблема исследования заключается в определении особенностей самоконтроля у людей с химической зависимостью. Данная проблема выделена в связи с ее недостаточной разработанностью в специальной литературе.
Степень разработанности проблемы. Проблема изучения личности людей с химической зависимостью, раскрыта в научных трудах С. Даулинга, Н.В. Майсак, И.А. Уварова и др. Сущность понятия «зависимость» определена в трудах Е.М. Новикова, А.А. Портнова и др.
В зарубежной психологии изучением эмоций и зависимостей занимались Э. Фромм (утрата субъектности), Э. Эриксон (конфликт личности с действительностью), К. Янг (Интернет-зависимость) и другие. В отечественной психологии проблему зависимости изучали А.Н. Леонтьев (зависимость как деформация личности), И.Н. Пятницкая, Н.Г. Найденова (эмоциональная сфера зависимых), С.Б. Белогуров (мотивация зависимости) и другие.
Самоконтроль и волевой субъективный контроль личности раскрыты в исследовании Л.И. Дементий. Личностные особенности людей с химической зависимостью проанализированы в исследованиях Т.Л. Крюковой, В. Г. Морогина и др. В исследовании А.В. Наприс установлено, что человек по своей природной сущности подвержен различным негативным влиянием, как, следствие, которого возникают депрессивные состояния, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, снижается самоконтроль. В исследовании И.В. Ульяновой отмечено, что некоторые стремятся найти как средство решения своих жизненных проблем в наркотиках или алкоголе. Что не способствует решению их проблем, а напротив, еще больше усугубляет ситуацию. Основной причиной употребления наркотических средств И.В. Ульянова считает низкий уровень сформированности самоконтроля у лиц с химической зависимостью.
Анализ научных источников показал, что, несмотря на то, что в психологии широко представлена проблема эмоциональных состояний людей с химической зависимостью, личностные особенности людей с наркотической зависимостью; проблема самоконтроля у людей с химической зависимостью не изучена.
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс.
В настоящее время можно выделить такие общие для всех людей с химической зависимостью, личностные особенности, как завышенное или заниженное самоуважение, недостаточное самопринятие, ослабленная саморегуляция, пренебрежение к нормам и традициям общества, сознательное или неосознанное отношение к другому человеку, как к средству для достижения собственных целей, безответственность. Люди с химической зависимостью далеко не всегда понимают, чего от них ждет общество и как они должны поступать в тех или иных ситуациях. У них отсутствуют побуждения к соблюдению социальных норм. Они более фаталистичны и меланхоличны, они крайне отрицательно оценивают прожитую жизнь, повседневные дела и жизненные перспективы, у них снижена потребность в саморегуляции и в дальнейших планах они предпочитают беззаботное существование.
В ходе эмпирического исследования был сформулирован вывод о том, что лицам с химической зависимостью свойственен низкий уровень сформированности самоконтроля. Испытуемым с химической зависимостью более характерен низкий и средний уровень общего волевого самоконтроля, средний и низкий уровень сформированности настойчивости, средний и высокий уровень сформированности навыков самообладанияВыявлены также различия в общей импульсивности испытуемых. Большие значения получены у лиц с химической зависимостью, что свидетельствует о том, что им не характерен самоконтроль, решения принимаются ими спонтанно, в зависимости от минутной потребности или слабости.
1. Белогуров С.Б. Психология эмоций. – Москва: АСТ, 2014. – 546 с.
2. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. – Санкт-Петербург: Пи¬тер, 2010. – 279 с.
3. Дементий Л.И. Жизнестойкость, локус-контроля и волевой субъективный контроль как копинг-ресурсы личности // В сб. Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.- практ. конф. Кострома, 26–28 сент. 2013 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. – Т. 1. – С. 241-243.
4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – Москва: Мысль, 2013. – 398 с.
5. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 480 с.
6. Изард К. Психология эмоций – Санкт-Петербург Питер, 2016. – 412 с.
7. Кассинов Г. Психотерапия гнева: полное практическое руководство. – Санкт-Петербург: Сова, 2016. – 477 с.
8. Короленко Ц.Н. Проблемы алкоголизма / Ц.Н. Короленко, В.Ю. Завьялов. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 126 с.
9. Крылов А.А. Психология. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2012. – 246 с.
10. Крюкова Т.Л. Основные подходы к изучению совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №4. – С. 58-68.
11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций – Москва: Эксмо, 2015. – 189 с.
12. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4. – С. 78-86.
13. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. – Москва : Инфра-М, 2013. – 119 с.
14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. – Москва: Инфра-М, 2041. – 432 с.
15. Меньшикова Е.С. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. – Москва: Инфра-М, 2016. – 348 с.
16. Морогин В.Г. Социально-неодобряемое поведение // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 85-88.
17. Новиков Е.М. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма. – Москва: Инфра-М, 2016. – 363 с.
18. Найденова Н.Г. Психология индивидуальных различий. – Москва: ЧеРо, 2009. – 780 с.
19. Наприс А.В. Теоретические и методологические вопросы исследования личностных жизненных планов и их влияния на поведение осужденных молодежного возраста // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 74-79.
20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга. – Москва: Независимая фирма «Класс», 2016. – 240 с.
21. Портнов А.А. Клиника алкоголизма. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 423 с.
22. Серикова Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 6. – С. 136–141.
23. Сурнов К.Г. Некоторые принципы психологической реабилитации больных алкоголизмом // Журнал невропатологии и психиатрии. –2015. – №4. – С. 63-67.
24. Терентьева Ю.В. Психология противоправного поведения. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
25. Уваров И.А. Научно-практический потенциал учения об антиобщественном образе жизни несовершеннолетних в достижении целей пенитенциарной профилактики // Антиобщественный образ жизни и преступность молодежи : материалы Всерос. Круглого стола. – Рязань, 2011. –С. 181.
26. Ульянова И.В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» // Знание. Понимание. Умение – 2014. – № 1 – С. 183-185.
27. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. – М.: АСТ, 2007. – 470 с.
28. Фромм Э. Бегство от свободы. – Москва: Владос, 2012. – 658 с.
29. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – Москва: Инфра-М, 2006. – 412 с.
30. Энтин Г.М. Лечение алкоголизма и организация наркологической помощи. – Москва: Прогресс, 2009. – 289 с.
31. Янг К. Основные свойства нервной системы человека. – Москва: Инфра-М, 2006. – 156 с.