Введение
1.1 Методические основы развития речевой деятельности младших школьников
1.2 Речевой этикет в современной школе
1.3 Значение кружковой работы в воспитательном процессе
2. Экспериментальная работа по изучению уровня владения младшими школьниками речевым этикетом и его повышения
2.1 Исследование уровня владения младшими школьниками основами речевого этикета
2.2 Содержательно-методический аспект процесса обучения младших школьников речевому этикету
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента
Список литературы
Искусство быть приятным собеседником помогает человеку в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные правила данного искусства: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильности своей речи; соблюдать речевые манеры.
Соблюдение речевого этикета помогает младшему школьнику развивать общение с детьми и взрослыми. С его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе, выразить радость, желание, просьбу, обиду, недовольство, отстоять свое мнение. Учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, временные и другие возможности, может выделить на изучение речевого этикета всего несколько занятий.
Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета, цели, гипотезы исследования.
Предмет исследования: содержание и организация кружка «Я умею общаться».
Цель: сравнить эффективность формирования речевого этикета в процессе кружковой работы и в процессе уроков культуры речи.
Гипотеза: кружок «Я умею общаться» будет способствовать усвоению младшими школьниками основ речевого этикета, если его содержание будет направлено на социально значимые для младших школьников ситуации, а приемы будут соответствовать возрастным особенностям учащихся.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по теме исследования;
2. выявить актуальный уровень владения младшими школьниками речевым этикетом;
3. разработать и апробировать программу кружка «Я умею общаться»;
4. провести анализ результатов экспериментальной работы.
1. Азбука джентльмена Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Издат центр «Академия», 2004.- 264 с.
2. Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. - СПб., 1996 г.
3. Бондарь Ф.Т. «Воспитание сознательной дисциплины культуры поведения у мл. школьников».: Вологда. 1984 г.
4. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филипова Т.А. Все цвета, кроме чёрного. Учись понимать других: Раб. Тетр. Для 3 кл. - М.: Вентана- Граф, 2002. - 48 с: ил.
5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. - Л., 1990 г.
6. Богданова А.К., и Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., «Просвещение», 1975.
7. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: Методические рекомендации учителям - стажерам и студентам - практикантам общеобразовательной средней школы. Под редакцией Гордина Л.Ю. и Козлова Э.П. - 2-е издание. Таганрог 1981 г.
10. Воспитание школьников. Научно - методический журнал. №2 2006 г. Стр. 46., «Азбука нравственного образования» В. Петрова, И. Хомякова, Т. Стульник.
11. Воспитание школьников. Научно - методический журнал. №8 2004 г. Стр. 43., «Азбука нравственности» Э. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова.
12. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и старших классов. «Досуг в школе» №12 2005
13. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие О.Г. Костылева, И.Г. Лукина. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. -).
17. Курочкина И.Н. История Российского этикета. - М.; 1998 г. 18. Курочкина И.Н. Современный этикет: Методическое пособие для
преподавателя. - Калуга, 1993 г.
19. Курочкина И.Н. «Этикет для детей и взрослых» Москва: Издательский центр «Академия», 2001 год.
20. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - М., 1990 г.
21. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебнометодическое пособие. Для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2006
22. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. Воспитание школьников. 2005 №7 стр. 29.
23. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. Воспитание школьников. 2004 №8 стр. 43.
24. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. Воспитание школьников. 2005 №6 стр. 34
25. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999 г.
26. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть . l M.: Центр «Педагогический поиск», 2002 - 160 с.
27. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. - СПб, 1997 г.
28. Ладыженская Т.А. Речевые уроки. - М., 1995 г.
29. Лаврентьева Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе. Завуч начальной школы. 2004 год №4 стр. 69.
30. Максимовский М. Этикет делового человека. - М., 1994.
31. Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 78 с.
32. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошк. и младш. шк.: Лит. И муз. - игровой материал: Учебно-методическое пособие. - М., 2000 г.
33. Нечаев М.П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2006. - 64 с.
34. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы» №5 2004.
35. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6 1999.
36. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №4 2001.
37. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №1 2007
38. Насонкина С.А. Уроки этикета. - СПб., 1997 г.
39. Ожегов СИ. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва 2003.
40. Педагогический энциклопедический словарь. Главный редактор
Б.М. Бум - Бад. Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» Москва 2002.
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Процесс воспитания. - 256 с: ил.
42. Петрова В., Хомякова И., Стульник Т. Азбука нравственного воспитания. Воспитание школьников 2006 №7 стр. 36
43. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. - М., 1991.
44. Справочник заместителя директора по воспитательной работе Авт.- сост. Н.В. Чудакрва. - М., 1997 г.
49. Этикет Сост. Николаева и Петров. - М., 1995 год.
51. Юдина Н.А. «Навстречу». Программа воспитания коммуникативной культуры школьников. Классный руководитель 2007 №3 стр. 39.