Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИР ДЕТСТВА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ ЯШАРА КЕМАЛЯ

Работа №34345

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы96
Год сдачи2019
Стоимость0 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Творческая биография Яшара Кемаля в свете современного ему общества. 9
1.1. Общественно-политическая и литературная обстановка в Турции второй
половины XX века 9
1.2. Отражение детской проблематики в турецкой литературе 15
1.3. Восприятие Яшаром Кемалем мира детства через призму его литературно -
биографического наследия 22
Глава 2. Художественный образ ребёнка и семьи в романах Яшара Кемаля «Маленький никто» и «Если убить змею» 29
2.1. Образ и роль отца в романе «Маленький никто» 30
2.2. Интерпретация образа матери в романе «Если убить змею» 39
2.3. Взаимодействие ребёнка с другими членами семьи в оценке их значимости
для него 48
Глава 3. Социализация ребёнка, отраженная Яшаром Кемалем в новеллах, рассказах и очерках 56
3.1. Влияние социума, на развитие личности ребёнка 57
3.2. Детские труд и беспризорность 66
3.3. Эмоционально-психологические аспекты конфликтов, отраженные в
произведениях Яшара Кемаля 75
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 88
ПРИЛОЖЕНИЕ


Проблемы, связанные с существованием факторов общественной жизни, прямо или косвенно влияющих на состояние сообщества, а также требующие коллективных усилий для их решения, принято называть социальными. Они влияют на членов общества и требуют серьёзных усилий по их преодолению. В их число входит и детский вопрос, связанный с правами ребёнка. Права ребёнка часто не имеют конкретных определений, либо не реализуются в полной мере.
Такая ситуация веками складывается в странах с традиционным восточным укладом жизни, где период детства не воспринимается как особый, а ребёнку отводиться роль так называемого «маленького взрослого». Другими словами, ребёнок рассматривается не как самостоятельная личность, а как будущий член общества с отведёнными ему обязанностями. В число этих стран входит и Турция, где вопрос ребёнка стоит особенно остро. Хотя в Турции сегодня понимают необходимость более усиленного внимания к детскому вопросу, принимают современную концепцию детства и используют опыт более развитых стран, на данный момент невозможно выработать оптимальную политику в отношении детей. Социальное развитие, включающее в себя здравоохранение, образование, культуру, отходит в стране на второй план после экономики. На этом этапе ясно, что общество нуждается в новых социальных проектах.
Поскольку субъективные переживания ребёнка, влияющие на становление личности, формируются посредством связи с социальной средой, первоочерёдную важность перед любым обществом составляет обеспечение ребёнку достойных условий жизни. Детская проблематика в Турции включает в себя следующие аспекты: семейное неблагополучие, бедность, отсутствие образования, детская беспризорность, влияние окружающей среды, отсутствие доступной медицины, пристрастие к вредным привычкам.
Данная проблема является фундаментальной, её нельзя игнорировать, и нельзя рассматривать отдельно от социальной и культурной политики в масштабе страны. Однако особенность проблемы заключается в том, что она не придаётся широкой огласке в средствах массовой информации и литературе, ей не уделяется достаточного внимания со стороны общества.
Здесь одним из инструментов, отвечающим задаче привлечения внимания общества к проблеме ребёнка, является литература. Многие писатели в своих произведениях обращаются к теме детства, обозначая её как основную. В данном случае литература выполняет социальную функцию, не ограничиваясь исключительно проблемами самого искусства как такового. Литература, посвящённая теме ребёнка, воздействуя на чувства и воображение читателя, а через них и на мысли, организует, упорядочивает и направляет их в интересах детей, как социальной группы.
С исторической точки зрения литература, поднимающая вопросы детства, возникла в результате новой концепции, которая включает в себя восприятие «детского» периода как особого в становлении личности человека. Она даёт характеристику связям, которые должны быть установлены между литературой и этим периодом. Тема детства в литературе посвящена эмоциям, мыслям, мечтам, чувствам детей в период их взросления.
В Турции тема ребёнка в литературе получает развитие в период Танзимата и Республиканский период, когда возникает необходимость привить молодому поколению идеологию нового турецкого общества. Она продолжает своё развитие на протяжении всего XX века, когда обостряются социальные вопросы на фоне Мировых войн, национально-освободительного движения, революции, государственных переворотов, смены правящих партий и перестройки общества.
В этот период появляются произведения, затрагивающие проблематику детства. Впервые ребёнок становится главным героем и выступает как отдельный образ в произведениях таких известных турецких писателей как Омер Сейфеддин, Решат Нури Гюнтекин, Факир Байкурт, Орхан Кемаль, Намык Кемаль, Ахмет Митхат, Тевфик Фикрет, Якуб Кадри Караосманоглу и Халиде Эдип Адывар.
В их число входил и Яшар Кемаль. Проблеме ребёнка он посвятил значительную часть своих произведений. Писатель имеет за своими плечами опыт трудного детства, все его произведения основаны на окружающей автора действительности, а образы персонажей прописаны с глубиной и чуткостью.
Кемаль родился 6 октября 1923 года в селе Хемите-Гёкчели, вилайет Адана, Турция. Его семья, жившая в аграрном районе на востоке страны, страдала от бедности. Писатель в раннем возрасте был вынужден оставить школу, чтобы начать работать. В числе прочей деятельности, Кемаль работал учителем в сельской школе, где получил возможность ближе познакомиться с детской психологией. В 1951 году Кемаль переезжает в Стамбул, где начинает писать для газет, а в 1955 году заканчивает роман «Тощий Мемед», принёсший ему мировое признание.
Писатель-курд, подвергавшийся дискриминации из-за своего происхождения, не был равнодушен к проблемам угнетаемых народов. Он вёл активную политическую деятельность, отстаивал права курдов и права турков-иммигрантов в Германии. Обеспокоенный проблемами своей родины, ратовал за её процветание и своими произведениями старался делать реальный вклад в развитие Турции, освещая социальные вопросы, в том числе и детскую проблематику.
В нашей работе мы попытались ответить на вопрос, как отражён мир детства в произведениях Яшара Кемаля, и проанализировать социологические и психологические аспекты произведений. Для этого в исследовании были рассмотрены современный писателю исторический период и развитие темы ребёнка в литературе Турции, биография писателя, его отношение к социальным проблемам. Для анализа были выбраны следующие произведения: первый том трилогии романов «Маленький никто» («Kimsecik») ; роман «Если убить змею» («Yilani Oldurseler») ; очерк «Воины Аллаха» («Allah’in Askerleri») , рассказы из сборника «Палящий зной» («Sari Sicak») : «Палящий зной» («Sari Sicak»), «Постель» («Yatak»), «Белые брюки» («Beyaz Pantolon»), «Зеленая Ящерица» («Ye§il Kertenkele»), Карандаши («Kalemler»); новелла «Ода о чайке» («Al Gozum Seyreyle Salih») . В ходе анализа мы определили тему и проблематику произведений.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что в турецкой литературе именно Яшар Кемаль через свои произведения, ориентированные на проблему детей, одним из первых среди турецкой общественности обратил внимание на социально -психологические вопросы детства.
Новизна темы определяется тем, что произведения из представленного выше списка не имеют перевода на русский язык (за исключением романа «Если убить змею»). Также мы не обнаружили другие исследования по этой теме в русских источниках. Произведения писателя рассматривались лишь в контексте крестьянского вопроса в Турции, детская проблематика не выделялась в исследованиях как отдельная.
Объектом исследования выбран созданный Яшаром Кемалем в литературных произведениях мир детства, который служит источником информации о социальной действительности.
Предметом исследования служит художественный текст социально - психологической прозы Яшара Кемаля.
Цель работы заключается в определении идеи, концепции и оценки автором жизненных явлений и взглядов на мир детства.
Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть влияние социума на проблемы детства;
2. определить типизацию отношений между ребёнком и членами семьи в романах «Маленький никто» и «Если убить змею»;
3. проанализировать и дать оценку репрезентации социальных проблем, поднятых в произведениях Яшара Кемаля.
В теоретической части исследования мы опирались на научные труды отечественных и зарубежных учёных: Алькаевой Л.О. , Репенковой М.М. , Инджи Энгинюна , Шукрана Курдакула , Мерала Альпая , Седата Севера , Селахаттина Дилидюзгюна . Данные о турецком обществе были получены из работ турецких ученых-социологов: Исмаила Барыша , Огуза Полата , Мустафы Эркаля.
Для изучения биографии Яшара Кемаля мы обратились к источникам на турецком языке: статьям об авторе в периодических изданиях, выходящих в Турции, «Нация» («Milliyet») , «Свобода» («Hurriyet») , «Радикал» («Radikal») и исследованиям таких авторов, как Алаин Бускет , Рамазан Чифтликчи , Феридун Андач . В ходе исследования мы обращались к электронным ресурсам.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: биографический метод (автор - произведение), культурно-исторический метод (литература как запечатление духа народа в исторический период), социологический метод (литература как форма общественного сознания), психологический метод (психология внутренней жизни героя), рецепция (восприятие произведений читателем), анализ, сравнение.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определённый вклад в изучение творчества писателя и литературы Турции в целом.
Практическая значимость. Сформулированные в процессе исследования выводы могут быть использованы специалистами в лекционных курсах по турецкой литературе и литературе Востока.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе, наряду с биографией писателя, была рассмотрена историческая, общественная и литературная обстановка Турции, в рамках которой шёл творческий процесс создания Я. Кемалем социально-психологической прозы.
Во второй главе нами была выявлена типизация различных отношений между ребёнком и членами его семьи в произведениях писателя. Первым социальным институтом в жизни человека является семья. Именно поэтому самыми важными для формирования личности ребёнка являются образы отца и матери, а также других родственников, находящихся в его окружении.
В третьей главе мы обратились к социальной составляющей произведений автора. В этой части исследования были затронуты влияние общества на ребёнка, эмоционально-психологическая сторона конфликтов, отражающая взаимодействие ребёнка и социума, их оценка автором.
В анализе романа Яшара Кемаля «Если убить змею» мы использовали перевод с турецкого Т. Мельниковой и М. Пастера. Перевод остальных произведений был выполнен нами и указан в тексте исследования с ссылками на оригинал. Оригинальные тексты произведений представлены в приложении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В традиционном турецком обществе не принято уделять внимание детям, их воспитанию, что является общей чертой восточного менталитета. Считается, что дети должны перенять опыт родителей, те, в свою очередь, своих родителей и предыдущих поколений в целом. Традиционное восточное общество отрицает нововведения, цивилизацию запада. Но какова необходимость придерживаться традиций, не отвечающим потребностям ребёнка и не соблюдающих его прав? Взросление детей представляет собой процесс, в котором формируется и дифференцируется личность. Этот процесс является социально-психологическим и должен контролироваться социальными институтами, в том числе институтом семьи.
В процессе написания данной работы нами были проанализированы произведения Яшара Кемаля, описывающие «мир детства» в реалиях общества Турции второй половины XX века. Особое внимание было уделено социально-психологическим аспектам такого периода в жизни человека как детство и их отражению в произведениях.
Прежде всего в исследовании был дан краткий обзор общественно - политической обстановки в Турции во второй половине XX века и социальных проблем, формировавшихся на её фоне, а также отражение данных проблем в литературе. Это дало возможность понять, как формировался жанр социально-психологической прозы в конкретный исторический период. Мы посчитали нужным определись основные социально-исторические причины возникновения сложившийся ситуации в Турции, обозначить проблемы, связанные с положением ребёнка в турецком обществе, их масштабы и возможные пути решения.
Обращаясь к биографии Яшара Кемаля, можно проследить какие именно события в жизни писателя повлияли на его заинтересованность и личное отношение к проблеме ребёнка в Турции. Основываясь на фактах биографии, политической позиции автора и его литературных взглядах, мы определили причины актуальности выбора темы детства Кемалем для своих произведений.
В процессе работы мы обращались к тестам произведений, анализировали художественные, социологические и психологические начала произведений. Было отмечено личное мнение автора произведений касательно проблематики.
В ходе анализа произведений удалось выявить, что писатель большое внимание уделил проблемам семьи, рассматривая её с разных сторон. Так, в его творчестве отчётливо выделяются мотивы, раскрывающие взаимоотношения детей и их семей, связанные с отцовством, с материнством, с другими членами семьи (бабушки, дяди, братья и сёстры, неродная мать - мачеха). Однако все эти мотивы сводятся к одной глобальной теме - теме детства.
Проблема становления и воспитания ребёнка, формирование его личности серьёзно волновала писателя, поэтому он показывал в своих книгах детей, и мальчиков, и девочек, в самых разных жизненных ситуациях. Примечательно, что он не идеализировал детские образы, а отображал стороны их души - как светлые, так и тёмные, параллельно проводя мысль о том, что на то, какая из этих сторон впоследствии возобладает, во многом зависит от взрослых. В связи с этим он обращается к образам отцов, матерей и других родственников, показывая их негативное или положительное влияние на детей.
Отводя отцу доминирующую роль в семье, автор, тем не менее, рисует образы отцов, неспособных выполнять функции, возложенные на него патриархальным обществом. Отцы в его произведениях совершают значительные ошибки, просчёты, выказывают крайние чувства - либо любви, либо ненависти, что одинаково отрицательно сказывается на формировании ребёнка.
В романе «Маленький никто» главный герой вследствие неправильного воспитания превращается в чудовище и убийцу. Брошенный сначала в стихию неразумной любви, а затем оказавшийся в атмосфере равнодушия, он оказывается в безвыходной ситуации, из которой не может выбраться сам. Ему нужна руководящая роль взрослого, мудрого отца, но ни отец, ни мать не приходят ему на помощь, что в итоге заканчивается трагедией.
Велика и роль матери в произведениях Я. Кемаля. Особенно яркий образ удался писателю в романе «Если убить змею». Главная героиня - воплощение истинной материнской любви и самоотверженности, однако её губит жестокое общество руками собственного сына. Автор рисует образ избранной Богом личности, подобной ангелу, окружённой змеями. Однако в том перевёрнутом мире именно она представлена как змея, которую следует убить. В результате совершается страшный грех - убийство сыном матери - беспредельно любящей его и пожертвовавшей всем ради него. Это происходит от того, что ребёнок не мог справиться с заползшей ему в сердце «змеёй». Безнаказанными же остаются матери-«кукушки», бросающие своих детей на произвол судьбы, губящие их морально и физически. Не понимающие той ответственности, которая возложена на них, они ведут асоциальный образ жизни и забывают собственных детей.
Показывает Я. Кемаль и воздействие других родственников на детей, чаще всего негативное. Так, бабушка из повести «Если убить змею» становится главной подстрекательницей внука к убийству матерью; его дяди - агрессорами, не считающими зазорным избивать женщину на глазах её сына.
Во всех этих крайностях, в распаде семьи писатель видит более глобальные причины - распад морально-нравственных ценностей, разрушение патриархальных основ, утеря мужчиной своей прежней роли в социуме. Об этом и сигнализируют его произведения, показывающие детей в опасности и кризисных ситуациях.
Помимо влияния семьи на детей непосредственное внимание оказывает общество. Яшар Кемаль в своих произведениях даёт оценку различным общественным явлениям: стигматизации социальных классов, традициям, сложившимся в обществе, бедности, детскому труду и беспризорности.
Обществом на детей оказывается такое давление, которые они не способны вынести в своём юном возрасте. В романе «Если убить змею» давления общества на мальчика столько велико, что заставляет его убить собственную мать. Так на примере маленькой деревни автор показывает ужасный отпечаток кровавых традиций прошлого, именно - традиции кровной мести. Сложившиеся в обществе предрассудки оказывают не меньшее влияние на детей. В рассказе «Карандаши» Кемаль описывает ситуацию, в которой оказывается Нериман. Её отец мусорщик и она стыдится этого. Герой рассказа «Зелёная ящерица» подвергается нападкам со стороны односельчан из-за того, что у него нет отца. Безотцовщина здесь считается позором. Из-за жестокости окружающих мальчика людей, он замыкается в себе, испытывает трудности в адаптации, отвергает реальность.
Взрослые будто бы забывают, что возлагают огромную ношу именно на плечи детей, часто беспомощных и нуждающихся в защите. Автор призывает общество одуматься. Детям нужна поддержка близких людей, а не осуждение и давление. Более того, вина за поступки детей всегда лежит на взрослых. Кемаль обличает общество за его лживость и лицемерие, обрекающее детей на жизнь в неблагополучных для их психологического и физического здоровья условиях.
Яшар Кемаль в своих художественных текстах не устаёт задавать вопрос: как общество могло допустить появление детской беспризорности и детского труда? Почему волшебный мир детства вдруг превращается в выживание в жестокой и недружелюбной среде? В этих вопросах виден упрёк автора социуму.
Никак не решая социальные проблемы, государство обрекает детей на жизнь по правилам улиц. Дети совершают кражи, чтобы выжить, переступают через моральные границы. Однако ни Зило, ни Кая, ни другие дети не делают этого из-за плохих помыслов. Они просто пытаются выжить. Это всего лишь дети - наивные, ищущие заботы и поддержки, отвергнутые социумом, но так тянущиеся к людям.
Герои произведений Яшара Кемаля сломлены и одиноки. Они лишены родительской любви, им не от куда ждать помощи. Дети становятся жертвой равнодушия, социума, где бедность и игнорирование потребностей ребёнка становится нормой. Обличая перед читателями ужасную и неудобную для общества правду, писатель пытается изменить положение вещей.
Мы видим дальнейшую перспективу в изучении творчества Яшара Кемаля. Как представляется, это открывает возможность для выявления новых взглядов на различные социальные проблемы, неоднократно затрагиваемые автором и до сих пор существующие в современном турецком обществе.



1) Алькаева Л.О. Из истории турецкого романа. 20-50-е годы XX в. / Л.О. Алькаева.
- М: Наука, 1975. - 279 с.
2) Репенкова, М.М. Особенности литературного процесса в Турции конца ХХ-ХХ1 века / М.М. Репенкова. // Вестник Челябинского государственного университета. Политические науки. Востоковедение. - 2013. - № 23 (314). - С. 102-109.
3) Enginun, inci. Cumhuriyet Donemi Turk Edebiyati / i. Enginun. - Istanbul: Dergah Yaymlari, 2010. - 542 s.
4) Erkal, Mustafa. Sosyoloji (Toplum Bilimi) / M. Erkal. - istanbul: Der Yayinlari, 2006.
- 364 s.
5) Kurdakul, §ukran. Qagda§ Turk Edebiyati II / §. Kyrdakul. - istanbul: Broy Yayinlari, 1987. - 288 s.
Специальная литература.
6) Alpay, Meral. Turk £ocuk Edebiyati / M. Alpay. // Guneydogu Avrupa Ara§tirmalari Dergisi. - 1980. - №.8-9. - S.168.
7) Anda?, Feridun. Ya§ar Kemal’in Sozlerinde Ya§amak / F. Anda^. - istanbul: Dunya Yayincilik, 2003. - 351 s.
8) Ba§goz, Ilhan. Ya§ar Kemal and Turkish Folk Literature. / I. Ba§goz. // Edebiyat: A Journal of Middle Eastern Literatures. - 1980. - №5 - S. 37-47.
9) Bosquet, Alain. Ya§ar Kemal Kendini Anlatiyor / A. Bosquet. - istanbul: Yapi Kredi Yayinlar, 2015. - 188 s.
10) Bari§, ismail. Sokakta ya§ayan ?ocuklar ve aileleri (istanbul Ornegi) / i. Bari§. - istanbul: istanbul Universitesi, 2008. - 165 s.
11) Qiftlik?i, Ramazan. Ya§ar Kemal: Yazar-Eser-Uslup / R. ^iftlikgi. - Ankara: Kultur Bakanligi Yayinlari, 1997. - 671 s.
12) Diliduzgun, Selahattin. Qagda§ Qocuk Yazini / S. Diliduzgun. - istanbul: Morpa Kultur Yayinlari, 2007. - 144 s.
13) ipek?i, Abdi. Edebiyat ve Politika / A. ipek?i. // Milliyet - 1971. - 19 Nisan. - S. 2.
14) Okay, Cuneyt. Eski Harfli £ocuk Dergileri / C. Okay. // Turkiye Ara§tirmalari Literatur Dergisi. - 2006. - c.4, s.7. - S.511-516.
15) Polat, Oguz. Qocuk ve §iddet / O. Polat. - Istanbul: Der Yaymlari, 2001. - 622 s.
16) Sayita, Sevgi Usta. Kureselle§me, Yoksulluk ve §iddet Baglaminda Sokak Qocuklari/
S. Usta Sayita. - Ankara: 2002.- 231 s.
17) Sever, Sedat. £ocuk ve Edebiyat/ S. Sever. - Izmir: Tudem Yayinlari, 2008. - 224 s.
18) Yurek, Hasan. Bir Romancinin §airligi: Ya§ar Kemal’in §iirlerine / H. Yurek. // Genel Bir Baki§. Turkluk Bilimi Ara§tirmalari. - 2013. - 7 Nisan. - S. 253-254.
19) Olene kadar Nobel adayi olacagim // Hurriyet. - 2006. - 15 Aralik. - S. 5.
20) Ya§ar Kemal hayatini kaybetti // Radikal. - 2015 - 28 §ubat. - S. 21
21) Yil 1995, Ya§ar Kemal "Yalanlar Seferi’ni" Yazdi // BIA Haber Merkezi. - 2014. - 17 Aralik. - S. 10.
Источники.
22) Кемаль Яшар. Если убить змею / Пер. с тур. Т. Мельникова, М. Пастер // Мастера современной прозы. - М: Радуга, 1983. - С. 196-358.
23) Kemal, Ya§ar. Al Gozum Seyreyle Salih - Istanbul: Cem Yayinlari, 1976. - 398 s.
24) Kemal, Ya§ar. Allah’in Askerleri - Istanbul: Yapi Kredi Yayinlari, 2004. - 223 s.
25) Kemal, Ya§ar. Sari Sicak - Istanbul: Yapi Kredi Yayinlari, 2013. - 233 s.
26) Kemal, Ya§ar. Yagmurcuk Ku§u - Istanbul: Yapi Kredi Yayinlari, 2013. - 443 s.
Интернет ресурсы.
27) Лятиф Маммад. Яшар Кемаль - Величайший Курдский Писатель Современности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kurdist.ru, свободный. Проверено: 03.06.2019.
28) The Center for Children and Youth. - 2006. - 5 April. [Электронный ресурс] - Режим доступа: KurdishMedia.com, свободный. Проверено: 03.06.2019.
29) Uprooted: the growing crisis for refugee and migrant children. // UNICEF
Publications - 2016. - 6 September. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://www.unicef.org/publications/index_92710.html, свободный. Проверено
03.06.2019.
30) Ya§ar Kemal biyografisi. - 2011. - 27 Agustos. [Электронный ресурс] - Режим доступа: yasarkemal.net, свободный. Проверено: 03.06.2019.
Справочные и библиографические издания.
31) Богочанская Н.Н., Торгашова А.С. Новый турецко-русский и русско-турецкий словарь. 100 000 слов и словосочетаний - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2015. - 992 с.
32) Demek. Турецко-русский и русско-турецкий словарь онлайн. [Электронный ресурс] - Режим доступа: demek.ru, свободный. Проверено: 03.06.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ